Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет»



страница1/3
Дата03.05.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3


Краткий юридический анализ Интернета в Азербайджане

Доклад на VII Международной конференции «Право и Интернет»

http://www.ifap.ru/pi/07/

Зейналов Заур Зейналович - диссертант Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджана, Редактор азербайджанской версии еженедельного издания Internet News
Заур З. Зейналов

_____________________________________

Баку-2005

-СОДЕРЖАНИЕ-




  1. Юридическое образование в сфере Интернета………………………………….…….3




  1. Регулирование Правоотношений в Интернете ……………………………………….4

    1. Первый этап правового развития Интернета в Азербайджане…………………………………….4

    2. Второй этап правового развития Интернета в Азербайджане…………………………………….5

    3. Третий этап правового развития Интернета в Азербайджане…………………………………….8

    4. Анализ правового регулирования электронной коммерции в Азербайджане…………………..16

    5. Интеллектуальная собственность в Интернете по Законодательству АР……………………….20

    6. Юридический анализ Киберпреступлений по Законодательству АР…………………………...21




  1. Политика Президента АР ИЛЬХАМА Алиева в сфере правового развития Интернета в Азербайджане…………….23




  1. Список использованных документов и материалов…………….26


  1. Юридическое образование в сфере Интернета

После перехода на новую систему правовых отношений в связи распадом СССР, как и в других странах СНГ и в Азербайджане существенно изменились моральные и правовые взгляды на отношения между субъектами права. Да и сама правовая система изменилась от корней до последних ветвей, в связи появлениям и внедрением не то что новых институтов, а в целом новых отраслей права. С применением полного и абсолютного права на имущество, началось формирования новых нетрадиционных отраслей права, таких как финансовое, налоговое, банковское, и соответственно Интернет право. Последнее до сих пор оспаривается, а в лучшем случае признается институтом информационного права.

Хотя, сфера Информационного права, как оно принято и изучается в Азербайджане, несколько отличается от западной правовой науки.

На данный момент некоторые ученые в рамках информационного права изучают, как право информационно-коммуникационных технологий, так и медиа право; однако, на мой взгляд, такое исследование права требует несколько иного подхода, нежели представляется в вышеприведенных случаях.

Теоретически и практически необоснованно в рамках Информационного права общее регулирование правоотношений, связанных, к примеру, со средствами массовой информации и с Интернетом. Конечно же, Интернет является средством общения с читателями конкретного издания, получения новых знаний, передачи этих знаний другим лицам, влияния на некоторые цепочки взаимосвязанных вещей. Но это не даёт оснований слияния двух разных институтов. Хотя такой взгляд на информационное право можно также встретить и в статьях постсоветских ученых.

При этом предметом информационного права является не только сама информация, но и процессы, связанные с ее получением (созданием, снятием), обработкой, хранением, передачей, распространением и т.д. И так, вышеупомянутый тезис о включении СМИ права в состав информационного права вытекает именно из этого положения. По моему мнению, не стоит путать и включать целое медиа право в состав информационного права. Но и медиа право и информационное право и даже Интернет право, конечно же, имеют единое регулирующие отношение по получению, созданию, снятию, обработке, хранению, передаче, распространению информации. Эти отношения создают кольцо между тремя институтами, которые регулируются информационным правом. То есть, информационное право регулирует только правоотношения, связанные с получением (созданием, снятием), обработкой, хранением, передачей, распространением информации, а не целое медиа право.

Некоторые ученые считают, что свобода массовой информации является одной из важнейших гарантий информационной безопасности, поскольку, во-первых, она обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации, во-вторых, защищает общественное и индивидуальное сознание от воздействия пропаганды и других форм манипулирования, в-третьих, стимулирует накопление, обновление и передачу информации внутри социальной системы.

Но на данном этапе скопилось довольно-таки приличная законодательная база для отделения института Интернет права от Информационного права.

Проведя итог, можно представить такую таблицу общих правоотношений информационного права в Азербайджане:



2. Регулирование правоотношений в Интернете


    1. Первый этап правового развития Интернета в Азербайджане

При изучении истории подключения Азербайджана во всемирную сеть можно определить несколько этапов с попытками урегулирования Интернета в Азербайджане. Как и во многих странах, в Азербайджане тоже торжествовал полный хаос в отношениях относительно Интернета. Причиной такого хаоса послужил всемирный бум появления коммерческих Интернет услуг и к тому же непосредственный результат появления частного имущества в стране. Вся юридическая система того времени работала над масштабированием гражданских прав, которые были новшеством в стране, и поток таких нестандартных отношений был прикреплен в предмете регулирования к более подходящим отраслям права.

Проблема не вышла за рамки только за счет незначительных и маловажных отношений связанных с Интернетом. Этот период охватывает 1992-1999 года.

Первые годы Интернета в Азербайджане сопровождался отсутствием формальностей и документов, связанных с Интернетом, а особенно, домены составлялись в обычном письменном виде, при этом, не полностью соблюдая гражданские правила.

Другая проблема была связана с Государственной политикой по отношению к Интернету, которая создавала дополнительные препятствия на пути ее развития. По мнению специалистов, в последние годы первого этапа правового развития Интернета в Азербайджане торжествовала неопределенность инфраструктуры Интернета, под которой понимаются правовые, организационные и телекоммуникационные базы. Государственную политику по отношению к Интернету в Азербайджане со второй половины первого этапа формировало не правительство, а Министерство связи, которое, рассматривало Интернет лишь как разновидность связи.


2.2. Второй этап правового развития Интернета в Азербайджане
Второй этап юридического развития Интернета начинается с 1999 года, когда был принят нигде и никогда не опубликованный фантом-акт “Концепция развития интернет-связи” и о его существовании можно предположить при анализе отчетов проделанных работ за период деятельности Министерства Связи. Так как далее это министерство утверждается, и оно преобразуется в Министерство связи и информационных технологий. Хотя, с принятием этого акта началась активная деятельность по урегулированию некоторых отношений в Интернете, так как, после “Концепции развития интернет-связи” Министерством Связи был принят ряд распоряжений, регламентирующих деятельность в области Интернета, и в каждом из них подчеркивается, что Интернет - это услуга связи. И самое странное то, что эти документы до сих пор имеют силу, и каждый пользователь может ознакомиться, например, с «Правилами пользования услугами интернет-связи» на официальном сайте Министерства связи и информационных технологий по адресу www.mincom.gov.az .

Принятие «Правил пользования услугами интернет-связи» это смелый, но недоработанный шаг Министерства Связи по урегулированию некоторых отношений в Интернете. В этом документе дается определение Интернету, компакт диску, WWW, TCP/IP, ON-LINE и тд. Некоторые определения были предоставлены в некорректном виде, и в результате правила нуждаются в поправке или вовсе в отмене.

По мнению экспертов, кульминационной точкой истории препятствия развития Интернета явился приказ N249 от 06.09.2001 года "О тарифах за услуги связи", который обязывало пользователей Интернета и факса ежемесячно платить местным АТС дополнительно от абонентской платы ещё 20 тысяч манатов (до 5 долларов США). В соответствии с Положением «О Министерство Связи АР», Министерство Связи в пределах своей компетенции представляет для утверждения тарифы и пошлины на основные услуги связи, а также на услуги по международной связи в Кабинет Министров АР. Тарифы, указанные в Приказе Министерством Связи АР N249 от 06.09.2001 не были утверждены в установленном порядке Кабинетом Министров АР. Поэтому, Приказ Министерства Связи не имел основания и считался незаконным. Кроме того, вводимые Тарифы должны экономически обосновываться. В соответствии с законом «О Естественных Монополиях» и Указа Президента от 02.03.2001 о дополнительных мерах по применению данного закона, тарифы должны быть согласованы с Министерством Экономики, Антимонопольным Комитетом (Министерство Экономического Развития АР) и Министерством Финансов. Но не было произведено вышеупомянутое согласование с соответствующими органами исполнительной власти.

Второе, а на этот раз правонарушение прав уже не пользователей, а Интернет-провайдеров является создание государственных интернет провайдеров. В соответствии с постановлением №33 от 08.11.2000-го года Коллегией Министерства Связи и приказом №91 от 13.03.2001-го года (БГТС) с целью создания новых альтернативных услуг связи было принято решение о создании "Bakinternet"-а.

Абонентам этого BakInterneta не был применен порядок об оплате 20000, а далее 3500 манат в месяц за подключение к сети посредством городского номера, что нарушало права других провайдеров.
А по поводу лицензирования деятельности Интернет-провайдеров, то из-за определения Интернета как услуг связи, они обязаны были получить соответствующее разрешение. Но, для получения лицензий приглашались компании, которые имели сравнительно большую долю на рынке Интернет услуг, и цель была финансово ослабить компании, что привело бы к искусственному развитию провайдеров, близких к Министерству Связи и, конечно же, это нарушало гражданские и др. права. А получение лицензии на оказания Интернет услуг в 1999-2000 годах стоило 50 000 000 манатов (13 000 долларов США), и это была большая сумма для такого вида деятельности.

По другим видам деятельности в сфере телекоммуникации, зарегистрированные операторы связи только лишь после получения специального разрешения (лицензии) могли и могут заняться видами предпринимательской деятельности указанных в данной лицензии. Порядок выдачи лицензии определяется в «Правилах выдачи специального разрешения (лицензии) на некоторые виды предпринимательской деятельности», утвержденные Указом Президента Азербайджанской Республики от 2 сентября 2002 г. за №782. В соответствии с Правилами для предоставления услуг связи, таких как телефон, селлюляр, пейджинг, радиотранк, установка и эксплуатация кабельного телевидения, срочные почтовые услуги требуется специальное разрешение (лицензия). В правилах отмечается, что зарубежные юридические и физические лица, занимающиеся в своих странах видами деятельности, предусмотренными настоящими Правилами, при отсутствии международного соглашения, определяющего признание в Азербайджанской Республике, получение ими лицензий, должны получить для осуществления этих видов деятельности лицензию в соответствии с данными Правилами. Лицензия выдается сроком на 5 лет.

Для получения лицензии предоставляются:

1. заявление на получение лицензии;

2. копия учредительских документов предприятия;

3. копия свидетельства о взятии на учет налоговыми органами;

4. документ об уплате государственной пошлины для получения лицензии;

5. копия документа удостоверяющего право заявителя на пользование каждым из указанных в заявлении объектов (право собственности, основы аренды, пользования и т.д.)

6. копия документа (сертификат) удостоверяющего соответствие международным требованиям и нормативным документам оборудования, которое будет использоваться по предмету лицензии.

Контроль за действия лицензии осуществляло Министерство связи (на данный момент Министерство связи и информационных технологий). По проверке лицензируемого в компетенцию Министерства связи входят следующие полномочия:

1. проверять соблюдение нормативно-юридичеких актов, регулирующих осуществление вида деятельности предусмотренного лицензией и лицензионных правил;

2. в период проверки требовать и получать у владельца лицензии, справки по появившимся вопросам;

3. составлять акты по итогам проверки с указанием нарушений и времени даваемого на их устранение;

4. рассматривать вопрос о приостановке или же ликвидации лицензии.


Политика лицензирования, проводимая Министерством Связью, по большому счету не отражала общепринятые юридические правила, так как, лицензирование провайдеров телекоммуникации, осуществление контроля над их деятельностью Министерством связи противоречило Принципам регулирования телекоммуникаций, разработанных Международным Союзом по телекоммуникациям ITU, Директиве ЕС по регулированию рынка телекоммуникационных услуг.

Субъект рынка телекоммуникационной связи не в праве лицензировать и осуществлять контроль и надзор за деятельностью других субъектов того же рынка. Именно по этой причине Министерство связи, являясь учредителем крупных государственных предприятий в области связи и соучредителем многих СП, имеет возможность посредством выдачи лицензии полностью контролировать рынок телекоммуникации, причинять искусственные препятствия для доступа на рынок телекоммуникаций новых операторов.

Одним из основных требований лицензирования является сертификация используемого оборудования оператором связи, которое так же осуществляется Минсвязи. Порядок выдачи сертификации определяется “Правилами сертификации средств связи “, утвержденными Решением Кабинета Министров № 175, от 21.08.1998 г. Директивой 97/13/ЕС Европейского Парламента и Совета от 10/04/1997г по общим рамкам общей авторизации и индивидуального лицензирования в сфере телекоммуникационных услуг определенны масштабы и общие принципы лицензирования телекоммуникационных услуг. Отмечается, что лицензирование должно быть основано на принципе пропорциональности и открытости, не предвзятости и прозрачности.

Все средства (оборудования) телекоммуникации, ввозимые на территорию Азербайджанской Республики, облагаются таможенной пошлиной. Таможенной пошлиной не облагаются только лишь согласно Закону «О защите иностранной инвестиции» средства СП, ввозимые иностранными инвесторами для создания Предприятий. Тарифы таможенных пошлин, утвержденные Постановлением № 80 от 12 апреля 2001 г. Кабинетом Министров АР. Согласно тарифам на ввозимые на территорию АР средства связи установлена пошлина 10,15 % таможенной стоимости.

Интернет телефония в Азербайджане переживает не лучшие правовые и технические дни. По данным World Markets Research Centre на октябрь 2004 года, Интернет телефония запрещена в Азербайджане. Фактически этот репорт соответствует действительности, а юридически нет. Так как, По Указу Президента Азербайджанской Республики об усовершенствовании правил выдачи особых разрешений (лицензий) на некоторые виды деятельности № 861 от 19 март 2003 года в сфере телекоммуникации лицензируются следующие виды услуг связи: телефон, селлюлярная, пейджинговая, радиотранк, установка и эксплуатация кабельного телевидения и услуги скоростной почты. Ни один нормативно-правовой акт не содержит информацию, и особенно нормы по лицензированию Интернет протокол телефонии. Технически Интернет-телефония (IP телефония) - это технология, которая использует Интернет и сети IP телефонии для передачи голосового сигнала вместо традиционных телефонных сетей. Сети IP телефонии предназначены для передачи сжатых цифровых данных. То есть, по законодательству Азербайджанской Республики на предоставление услуг Интернет-телефонии специального разрешения не требуется и уверенно можно сказать, что оно равняется предоставлению Интернет услуг посредством провайдеров, для деятельности которых не требуется специального разрешения.

По мнению специалистов, Век IP- телефонии и в Азербайджане нужно делить на три части. Первый этап - это когда IP- телефония существенно уступала традиционной телефонной связи и имела массу технических погрешностей, таких как искажение и прерывание речи и т.п.

Второй этап начался с того момента, когда улучшилось кодирование голоса и восстановление потерянных пакетов позволило достичь такого уровня, когда речь понималась абонентами достаточно легко.

Наконец, третий этап - это новые технологии, такие как Reservation Protocol (RSVP), которые позволяют резервировать полосу пропускания. Это когда в потоке Интернета выделяется полоса, причем довольно устойчивая полоса, компрессируемая через более современное оборудование за счет программного обеспечения. Начиная с этого этапа IP - телефония стала устойчивой телефонной связью. Но Министерство Связи запрещало использование данной технологии якобы из-за плохого качества.

Один из основных направлений развития Интернета зависит от комплексного подхода к регистрации национального домена. В первые годы реальной регистрации домена в зоне АЗ, услуга за регистрацию стоила от $300 долларов США, которая экономически не была обусловлена и являлась предметом торговли и дарения. Требования ICANN и IANA также не полностью соблюдались при регистрации. Далее цена за регистрацию и тех.поддержку снизилась до 100, а на данный момент регистрация и тех.поддержка стоит 60 долларов США. Документы по регистрации и сопровождению доменных имен в зоне АЗ приведены в соответствии к международным требованиям только в последние 3 года.

По инициативе Министра связи и Информационных технологий создается Верховный координационный центр Интернета, который будет определять политику государства в сфере Интернета, регулировать проблемы Интернета, а также заниматься проблемами доменных имен.



2.3. Третий этап правового развития Интернета в Азербайджане
Начиная с 2001 года до сегодняшнего времени продолжается разработка и внедрение сразу нескольких совместных проектов Правительства АР и Программы Развития ООН в области информационных технологий. Наиболее важным в сфере Интернет законотворчества стал проект "Стратегия развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Азербайджане и применения их на первичном этапе".

Претворение в жизнь данной стратегии должно дать возможность Азербайджану сделать качественный скачок в сфере IT при минимальных капиталовложениях и максимальном использовании национальной материально-технической базы и кадровых ресурсов.

Проект рассматривал начало и развитие национального диалога по доработке, одобрению НСРИКТ и последующего выбора приоритетных сфер для применения национальной стратегии. Основная цель проекта - сделать ИКТ доступными для правительственных и неправительственных организаций, что должно было способствовать общему развитию страны.

Правительство Азербайджана, ответственное за общую эффективность управления и исполнения всех аспектов проекта, выбрало Государственную Комиссию по Приёму Студентов исполнительным органом проекта.

Цели и задачи стратегии включали следующее:

• Сформировать единую информационную зону в стране;

• Обеспечить информационную безопасность страны;

• Усилить экономический, социальный и интеллектуальный потенциал;

• Создать необходимую организационную, технологическую и юридическую среду;

• Создать равные возможности для всех секторов независимо от форм собственности;

• Полностью интегрировать страну в мировое сообщество;

• Обеспечить создание благоприятных условий для перехода к интенсивному информационному гражданскому обществу к 2011 году.

Проекты, которые включены в 10-летнюю программу:

• Создать и развивать юридическую основу относительно расширения информационных структур и принятия государственных стандартов.

• Содействовать более широкому использованию науки в ИКТ.

• Создать благоприятную среду для организации мелких и средних предприятий, которые бы производили товары и услуги, способные конкурировать на международном уровне.

• Расширить информационную инфраструктуру в образовании, мониторинге образования и дистанционном образовании.

• Развить Интернет и информационные услуги.

• Поощрять более широкое использование азербайджанского языка и алфавита и создать национально-информационные ресурсы.

• Организовать и развить региональные и областные информационные центры.

Во время этого двухгодичного этапа была рассмотрена следующая деятельность:

• Разработка структуры, механизма управления и мониторинг процесса увеличения объема информации.

• Организация юридической основы для данного процесса увеличения объема информации.

• Оценка электронной готовности страны.

• Выбор приоритетных областей для реализации ИКТ и разрешения любых вопросов, влияющих на эту реализацию.

• Организация программ обучения для служащих системы государственного управления.

• Разрешение проблем, касающихся азербайджанского шрифта и принятие соответствующих стандартов.

• Организация региональных и областных информационных центров.

• Организация международного сотрудничества и обеспечение участия местных экспертов на международных форумах и деятельности, направленной на вовлечение международных организаций в реализацию стратегии.

Хочу отметить, в первоначальной реализации проекта были достигнуты почти все ожидаемые результаты.

Уже 17 февраля 2003 года было подписано Распоряжение Президента АР об Утверждении "Национальной стратегии по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003-2012 годы)". В отличие от вышеупомянутого проекта это первый документ, который официально признал важность Интернета для общества. В тексте Распоряжения четко отражается интерес и готовность Азербайджана к применению ИКТ в стране, а также возможности их реализации. Так как, современные ИКТ были широко использованы в процессе приема студентов в высшие и средне - специальные учебные заведения, была применена онлайновая оценка знаний, созданы соответствующие информационные ресурсы, а также широкие информационные услуги были оказаны населению посредством Интернета. По документу предусматривается развитие сетей для передачи данных, включая развитие Интернет сети, устранение разницы, существующей в этой связи между городами и районами и увеличение азербайджанского сегмента Интернета, развитие национальных поисковых сайтов. В итоге нужно ожидать развития азербайджанского сегмента Интернета, обеспечения информационной безопасности страны, интеграция Азербайджанской Республики в международное электронное информационное пространство.

В период первоначального проекта были разработаны законопроекты об Электронной подписи, Электронном документе и об “электронной торговле. Далее законопроекты об Электронной подписи и электронном документе были рассмотрены как единое целое в Парламенте страны и были приняты в 9 марта 2004 года. Закон об электронной торговле был принят 10 мая 2005 года.


Можно конечно отметить и другие совместные проекты Правительства АР на пути развития ИКТ и в частности Интернета в стране, что вовлекало в себя принятия тех или иных актов, касающихся Интернета.

26 января 1999 года между ПРООН и Государственным Таможенным Комитетом был подписан первый двухгодичный этап проекта "Создание Сети Передачи Данных и развитие институциональных возможностей Государственного Таможенного Комитета Азербайджанской Республики". В мае 2001 года было решено начать второй двухгодичный этап, включавший дополнительную деятельность по реализации. Второй этап проекта включает организацию автоматизированной базы данных, которая будет регистрировать нарушения Закона о Таможне. Цель заключается в организации базы данных о нарушителях при установлении путей распространения преступности на основе инспекционной деятельности таможенных органов. Контрольно-пропускные пункты будут получать сведения, основанные на анализе данных. Документация обеспечивает более легкое отслеживание движения и маршруты транспортировки контрабанды и, таким образом, будет содействовать борьбе с перевозкой контрабандой и другими нарушениями таможенных правил.Одной из основных функций таможенных пунктов, конечно же, является регистрация товаров и перевозок при пересечении границы. Неотъемлемой частью этого процесса является мониторинг и контроль информации, содержащейся в Грузовой Таможенной Декларации (ГТД). Второй этап проекта предполагает использование информационной технологии для улучшения общей эффективности и оперативности процесса. Кроме этого, автоматизированная регистрация ГТД и система контроля данных должны облегчить взаимодействие между клиентами и таможенными служащими и сделать его более ответственным и прозрачным. Компьютеризация ГТД позволяет таможенным брокерам консультировать своих клиентов, помогать им в заполнении документов и служить в качестве посредников, при этом, не входя в непосредственный контакт с декларирующими субъектами, что позволяет пресечь нарушения законов и злоупотребление должностными полномочиями. Декларацию составляют на дискете или в режиме реального времени в таможенных пунктах. Это значительно сократит время оформления на таможенных пунктах, уменьшит ошибки при вводе информации и обеспечит однородность таможенных платежей. Это также даст возможность таможенным служащим более эффективно довести до конца неуплату пошлин.

Указом Президента Азербайджанской Республики от 3 сентября 2000 года, при Центральной Избирательной Комиссии Азербайджанской Республики был создан Информационный Центр "Сечкиляр" (Выборы). Самой важной функцией Центра было совершенствование всей избирательной системы через возможность предоставления информации в открытой форме. ПРООН содействовал для создания соответствующих условий, предоставления обучения и оборудования для обеспечения подготовки концепции успешного внедрения ИКТ как государственной автоматизированной информационной системы для проведения выборов в Азербайджане. Задача Центра заключается в осуществлении следующих основных функций:

• Разработка информационных баз данных о регистрации избирателей и нормативно-правовых актов о выборах.

• Обеспечение эффективной и доступной Автоматизированной Информационной Системы во время всего избирательного процесса.

• Определение и установка соответствующего программного обеспечения и другого необходимого оборудования.

• Постоянное обновление информации о процессе голосования.

• Установка в Аппарате Президента Азербайджанской Республики, Милли Меджлисе, Кабинете Министров и органах местной власти автоматизированных информационных центров с соответствующей информацией из базы данных.

• Предоставление консультаций организациям относительно использования и применения ИКТ.

Внедрение ИКТ в процесс выборов имеет два основных направления действий, а именно - организация электронной системы с постоянно обновляемой информацией о процессе голосования и автоматизация передачи информации и процесса голосования из каждого избирательного пункта в ЦИК в процессе выборов. На первых выборах были приняты, проверены и переданы в соответствующие округа списки, состоящие из более чем 4 миллионов избирателей. Информационный Центр был снабжен необходимой компьютерной технологией, телекоммуникационной техникой и информационными табло, способными получать информацию из 32 избирательных округов и избирательных участков в одно и то же время. С помощью этой системы информация о процессе голосования и результатах выборов передается из избирательных округов в Центр, а с помощью телепередатчиков международные наблюдатели, средства массовой информации и общественность получают информацию.

17 сентября 2003 года стартовал другой совместный ИКТ проект Правительства Азербайджанской Республики и Программы Развития ООН под названием "Усиление потенциала Государственного фонда социальной защиты населения Азербайджанской Республики". Проект входит в тематическую сферу ПРООН "Информационные коммуникационные технологии для развития", осуществлен в рамках Государственной концепции по пенсионным реформам Азербайджанской Республики, и считается одним из элементов Государственной программы по уменьшению бедности и экономическому развитию. Основная цель проекта - оказание поддержки созданию системы социального обеспечения в соответствии Государственной концепции по пенсионным реформам. Проект будет обеспечивать переход от бумажного к электронному документообороту.

В качестве другой немаловажной работы, косвенно касающейся развития нормативно-правовой базы Интернета в Азербайджане выступает два совместных проекта Государственного Агентства по Стандартизации, Метрологии и Патентам Азербайджанской Республики и ПРООН. Первый двухгодичный проект, именуемый «Программой по Э-правительству и Реформам Государственного Сектора: Усиление Потенциала Лабораторного Анализа Государственного Агентства по Стандартизации, Метрологии и Патентам Азербайджанской Республики» был рассчитан на достижение трех целей:

1. Подготовка и проведение плана реформ Агентства по э-правительству - управлению, направленных на модернизацию практики управления для расширения сферы оказания услуг.

2. Модернизация лабораторной инфраструктуры и интеграция с управлением системами рабочих потоков, завершенных в течение первой фазы.

3.Квалифицирование персонала агентства, усиление их способностей в соответствии с расширением сферы оказания услуг и международными нормами и практикой.

Второй проект Усиление Потенциала Государственного Агентства по Стандартизации, Метрологии и Патентам Азербайджанской Республики можно назвать просто вспомогательным для популизации государственной законотворческой деятельности в сфере ИКТ, а в частности Интернета.

Целями проекта является поддержание развития политики Агентства посредством стимулирования уже существующих конкретных примеров эффективного использования ИКТ и усилить национальные потенциальные возможности и сотрудничества с целью пресечения выхода на потребительский рынок незаконных и низкокачественных товаров.

В результате подготавливается необходимое программное обеспечение (база данных по трем основным направлениям деятельности - стандартизация, метрология и патенты; автоматизированная регистрация, обработка и система контроля документов) для Агентства.


Один из знаменательных проектов в развитии нормативный базы Интернета является подписанный в 14 июля 2004-года между Министерством Связи и Информационных Технологий Азербайджанской Республики и Программой Развития ООН (ПРООН) проект «Национальная Инициатива е-Управленческой Сети». Национальная инициатива е-управленческой сети служит для поддержания эффективности, прозрачности работы государственного сектора и повышает ее ответственность. Проект состоит из 4 основных компонентов: создание Национальной Управленческой Сети; передача информации, а также создание и принятие Сборника Прав Гражданских Услуг по деятельности государственных компьютерных систем; с целью обеспечения на всех уровнях государства в соответствии со Сборником Прав Гражданских Услуг проведения в будущем обучающих курсов для специальных преподавателей и создания на высоком уровне государственных информационных порталов, а также создания в 6 районах страны информационных пунктов для получения возможности их включения в систему Гражданин-Правительство. Ключевым фактором, обеспечивающими динамичное развитие Интернета является современная сетевая инфраструктура. Поэтому в рамках проекта "Инициатива национальной сети электронного управления" предполагается в первую очередь создание единой магистральной сети передачи данных (информации) AzDATACOM. Сеть будет построена на основе фибероптических каналов, что позволит обеспечить высокую скорость и качество передачи данных. Такая сеть создаст предпосылки для эффективного обмена данными как между региональными филиалами одной организации, так и между различными учреждениями. Отдельные государственные организации добились значительных успехов на своих направлениях работ, в то же время чаще всего информационные системы внедряются независимо друг от друга и не могут напрямую обмениваться данными. Конечной целью является создание эффективного, прозрачного механизма коммуникации общества с органами госуправления, в результате чего гражданам не нужно будет бегать от одного учреждения к другому, отстаивая в очередях и собирая многочисленные справки. Государство может взять на себя функцию обмена информацией между своими учреждениями – современные технологии э-правительства позволяют это сделать. Информационные системы всех органов власти со временем интегрируются в единое информационное пространство, объединяющее информацию из различных источников и позволяющее выявить взаимосвязи и тенденции социально-экономических процессов, дать прогноз их развития в целях решения экономических, социальных и административных вопросов. На принципиально новый уровень также выходят способы взаимодействия власти и бизнеса, власти и общества.

Не менее важным фактором, способным повлиять на развитие и регулирование Интернета в Азербайджане, обещает стать полная государственная приватизация сферы телекоммуникаций республики. Именно от приватизации многие в Азербайджане ждут тех стимулирующих изменений, которые необходимы рынку ИКТ и Интернета. Сторонние инвестиции признаны наиболее важным фактором, необходимым для развития ИТ в республике. 29 марта 2001 года Президент Азербайджанской Республики подписал Распоряжении «О приватизации ряда предприятий и объектов Министерства связи Азербайджанской Республики». Целью данного официального документа является достижения развития экономики более высокими темпами путем либерализации экономики, расширения предпринимательства и привлечения инвестиций, а также обеспечения повышения ее эффективности. В соответствии с «II Государственной программой приватизации государственного имущества в Азербайджанской Республике» были объявлены открытыми для приватизации следующие предприятия и объекты Министерства связи Азербайджанской Республики:



  • Бакинское производственное объединение телефонной связи;

  • производственное объединение «Азтелеком»;

  • Бакинский телеграф;

  • производственное объединение «Азерметбуатяйымы»;

  • фирма по распространению печати «Гасид»;

  • Управление материально-технического снабжения;

  • в производственном объединении «Телерадио»:

  • станция «Орбита»(Гарадагский район);

  • наземные станции спутниковой связи, используемые с целью организации международной связи;

  • государственные паи в уставном капитале совместных предприятий, созданных при участии Министерства связи и находящихся в его подчинении предприятий и организаций.

В приватизации предприятий и объектов, объявленных данным Распоряжением открытыми для приватизации, наряду с местными инвесторами разрешается участие и иностранных инвесторов.

На первом этапе должны быть приватизированы пакеты акций тех компаний, в которых государство является не единственным собственником, а затем состоится и приватизация государственных монополий. Начала приватизационной программы можно ожидать в конце 2005 года, а прохождения первых сделок - в 2006 году. Государство участвует в уставном капитале почти во всех значимых операторах связи Азербайджана. Сегодня Азербайджанская Республика владеет долями в уставном капитале крупнейшего национального GSM-оператора Azercell Telecom (35,7% акций), сотового оператора стандарта CDMA2000 в диапазоне 800 МГц CATEL (50%), единственного в стране магистрального интернет-провайдера AzerSat (51%), розничных интернет-игроков ADaNet (51%) и Azerin (51%), а также альтернативных операторов AzEuroTel (50%) и Ultel (28%). Кроме того, государство полностью контролирует трех монополистов в сфере связи: производственные объединения (ПО) Aztelekom, "Бакинская городская телефонная сеть" (БГТС) и телефонную сеть в Нахичеванской Автономной Республике (оператором последней является Минсвязи этой автономии). И производственное объединение (ПО) Aztelekom и "Бакинская городская телефонная сеть" (БГТС) имеют собственный Интернет провайдер. Государственным акционером выступает Министерство связи и информационных технологий Азербайджана. В 2004 году прошла первая в истории азербайджанского телекоммуникационного рынка приватизационная сделка: в январе 2004 года 51% акций компании Bakcell у правительства выкупила израильская фирма GTIB, которой уже принадлежало 49% акций этого GSM-оператора. приватизировать только коммутационную часть, а магистральную часть оставить за государством. Это создаст равные условия использования магистральной сети для всех операторов. Нежелательно, чтобы монополия просто перешла из государственных рук в частные - нужно, чтобы все смогли почувствовать повышение качества и скорости реагирования".

20 февраля 2004 года было упразднено Министерство Связи и сформировалось Министерство связи и информационных технологий. 10 августа 2004-го года вступил в силу указ Президента Азербайджана об утверждении положения о Министерстве связи и информационных технологий АР. Министерству связи и информационных технологий поручена координация работы по "Национальной стратегии по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003-2012 годы)", утвержденной Распоряжением Президента Азербайджана за № 1146 от 17 февраля 2003 года.

Наиболее примечательными моментами положения можно считать следующее:

• За министерством закреплено формирование политики в сфере информационных технологий страны;

• Основными направлениями деятельности министерства определены связь (почта, телекоммуникации) и информационные технологии;

• Согласно положению министерство - это центральный исполнительный орган, определяющий развитие вышеуказанных направлений деятельности и отвечающий за них. Министерство также осуществляет государственное управление и регулирование в области связи и телекоммуникаций. Субъектами регулирования являются все государственные предприятия и организации, все операторы, оказывающие услуги в области связи и телекоммуникаций, и выступающие в качестве юридических и физических лиц, представительств иностранных операторов;

• МСИТ выдает особые разрешения (лицензии) на виды деятельности по оказанию услуг связи (международных, междугородних, городских, сельских, селлюлярных, пейджинговых, радиотранковых, сооружение и эксплуатацию кабельного телевидения, скоростную почтовую службу);

• Осуществление сертификации и выдача сертификатов соответствия на оборудование и услуги связи МСИТ-ом в соответствии с законодательством;

• Осуществление государственного надзора и контроля над соблюдением субъектами регулирования действующих нормативно-правовых актов в области связи и телекоммуникаций. В области лицензирования деятельности по оказанию услуг связи предметом надзора и контроля являются выполнение субъектами норм, обязательств и требований, предусмотренных лицензией и лицензионными правилами;

• По Положению нормотворческая функция МСИТ состоит в разработке тарифных ставок, расценок (в том числе в области международных услуг связи), правил регулирования. Министерство связи анализирует и обобщает опыт внедрения в сфере ИКТ нормативно-правовых актов, на основе которых готовит предложения по усовершенствованию законодательной базы в этой области, и в установленном законодательном порядке представляет на рассмотрение в Кабинет Министров АР

• надзор над деятельностью субъектов регулирования независимо от формы их собственности и правового статуса с целью обеспечения защиты прав потребителей услуг связи и гарантированной надежности работы государственных и негосударственных телекоммуникационных сетей, а также согласования их взаимной работы;

• Министерство посредством своего подразделения - Комитета по радиочастотам осуществляет контроль и надзор над исполнением правил распределения и использования радиочастотного спектра, спектрального состава используемых частотных диапазонов, эксплуатации радиоэлектронных средств высокочастотного оборудования;

• осуществление технического контроля и надзора над работой и эксплуатацией сетей связи и телекоммуникаций;

• в области связи представляет страну и защищает его интересы в международных организациях и форумах;

• разработка и контроль над реализацией государственных планов развития средств связи и телекоммуникаций;

• исполнение международных норм в сфере связи и телекоммуникаций, проведение согласований на международном уровне;

К правам Министерства связи и информационных технологий относятся:

• разработка проектов нормативно-правовых актов и предоставление их на утверждение в Кабинет Министров;

• утверждение нормативных актов, определяющих общие принципы использования всех видов связи телекоммуникаций;

• распределение в установленном порядке спектра радиочастот;

• в соответствии с законодательством, создавать, реорганизовывать и ликвидировать предприятия в области связи и телекоммуникаций;

• организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятиях министерства;

• Положением утверждена высшая управленческая структура министерства. Согласно положению глава министерства назначается Президентом АР. Два заместителя министра также назначаются Президентом страны, министр координирует их дальнейшую деятельность. Персональный состав и число коллегия Министерства связи и информационных технологий утверждается Кабинетом министров АР. Положение также предписывает на общественных началах формирование на базе министерства Научно технического совета, положение и состав которого утверждается министром.

• определяет должностные полномочия для заместителей, а также в соответствии с законодательством и служебными полномочиями, устанавливает степень ответственности заместителей и руководителей структурных подразделений

Эти Положения являются доработкой Положения Министерства Связи. Но, впервые в Положении затронуты такие понятия как «Электронное государство», «Электронная экономика» и предписано их активное развитие. МСИТ также предпринимает меры для развития Интернета в стране и оказывает помощь организациям в этой деятельности. Но знаменательной, отличительной чертой этого Положения являются нормы, касающиеся доменных имен.

Правопреемник Министерства Связи Министерство Связи и информационных технологий является членом большинства таких престижных международных организазаций как Международный Союз Связистов (ITU), Региональный Союз Связистов (РСС), Правительственный Консультативный Комитет (GAC) при Международном Комитете по Управлению Интернет (ICANN), отраслевые комитеты Организации по Сотрудничеству Стран Черноморского Бассейна, организационно-политического альянса ГУУАМ и т.д.

Кроме Законов «Об электронной подписи и электронном документе» и «Об электронной торговле» мы также можем перечислить ранее принятые несколько нормативно-правовых актов, грамотно регулирующие некоторые Интернет - отношения в Азербайджане, которые связаны с применением новых технологий.

С наибогатейшей нормами регулирующие данные отношения обладает принятый Национальным Банком АР 2 февраля 2001 года Правила организации расчетов между кредитными организациями, действующими в Азербайджанской Республике.

Правила регулируют межбанковские расчеты при совершении операций в национальной валюте в Азербайджанской Республике и при этом определяют правила использования расчетных документов в качестве платежного поручения. В этих правилах была затронута тема электронного документа и в пункте 1.1.15 дано определение расчетного документа. Расчетный документ определился как поручение о переводе денежных средств через банк в безналичном порядке, оформляемое в письменном виде на бумаге (бумажном носителе) или в электронной форме.

С этим документом можно выявить важность Интернет инфраструктуры для Азербайджана. Так как, при Национальном Банке начала действовать Межбанковская национальная расчетная система в режиме реального времени AZIPS, члены которого зарегистрированы в S.W.I.F.T-е и являются членами группы AZM и работающие в режиме У-СОРУ. Этот официальный нормативно-правовой акт поразительно опередил время применения некоторых своих пунктов за счет использования электронной подписи. Так как, если в договоре банковского счета, заключенном между клиентом и банком, избран способ представления платежных поручений на электронных носителях, то электронная платежная информация направляется клиентом в обслуживающий клиента банк с использованием электронно-цифровой подписи или иных средств защиты информации (криптография, шифрование и т.д.), с условием обеспечения сохранения конфиденциальности сведений. Ответственное лицо банка разворачивает принятую от клиента электронную платежную информацию и проверяет принадлежность электронной подписи в документе отправителю способами, обусловленными договором банковского счета. При положительном результате платеж печатается в одном экземпляре, подписывается компетентными лицами банка и подшивается в банке к документам дня. Если в платежной информации будет обнаружена непринадлежность электронной подписи отправителю или какая-нибудь ошибка в реквизитах, то платеж приостанавливается, и клиент немедленно уведомляется об этом. Но надо отметить, что до этого нормативно-правого акта, возможность применения электронного документа отражалась в Гражданском Кодексе АР, вступивший в силу с 1 сентября 2000 года, другими словами до применения вышеупомянутых Правил.

Пункт 331.3. ГРАК гласит, что, использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных соглашением сторон. Хотя и в случае указанном в Гражданском кодексе, и в случае правил не было приведено значения электронно-цифровой подписи и нормы не были рабочими, и только после принятия соответствующего закона эти пункты стали иметь какую то значимость.

Пятый раздел правил полностью посвящен организации межбанковских расчетов посредством электронных носителей.

Принятый 25 июня 2002 года Закон Азербайджанской Республики «О телерадиовещании» тоже имеет нормы по использованию Интернета. В статье 21 данного закона отмечается, что, способы вещания даже через Интернет должны указываться в содержании специального разрешения выданным соответствующим органом исполнительной власти.

Некоторые субъекты права не совсем точно применяют термин «средства массовой информации» к Интернету, как оно отражено в Законе Азербайджанской Республики «О средствах массовой информации» от 7 декабря 1999 года. Закон определяет средства массовой информации как периодические печатные издания, телерадиопрограммы, информационные агентства, Интернет, программы кинохроники и иные формы распространения. Но, по моему мнению, Интернет не является только СМИ и имеет более широкое предназначение, и кажется что, законодатель не правильно или не полностью выразил нормативную мысль об Интернете.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница