Доклад Здоровьесберегающие технологии и их применение на уроках английского языка. Критерии урока здоровьесберегающей направленности



Скачать 336.32 Kb.
Дата30.04.2016
Размер336.32 Kb.
Доклад
Здоровьесберегающие технологии и их применение на уроках английского языка. Критерии урока здоровьесберегающей направленности.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. 

 «Здоровье – всему голова», - гласит народная мудрость. « Здоровье – это оптимальный баланс всего, чем мы являемся», - говорил Ф.Перлз. Всемирная организация здравоохранения дала такое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

   Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена, в ХХ/ в. она становится первостепенной. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

 Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в раннем детстве. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые,  ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться.

   По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов, к этому нужно добавить еще уроки в школе!

   Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достичь определенного результата. Неоправданные надежды родителей, педагогов и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться, активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них начинаются проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) – но и в первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы усидчивости на уроке, школьные  страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

   Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для дошкольников и младшего школьного возраста – наш шанс решать проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно.

   Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. «Только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование…» (акад. Д.В. Колесов).

   Поступление ребенка в школу – первая большая и серьезная ступень в его жизни.

   От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

  В процессе обучения в соответствии с идеями здоровье сберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
     Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера профессор В.Ф.Базарный  считает необходимым вернуть «движущийся мир» в сады и школы. Вместо сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда  можно стоя и сидя работать на уроке. Стоя за конторкой и сидя за партой на стульчике. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо шариковой ручки – перьевая. Особое внимание В.Ф.Базарный уделяет зрению. Он отмечает, что в  возрасте 6 – 7 лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого рода глаза – рассматривание удаленных предметов. В наших школах дети наибольшую часть учебного  времени  работают с книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль. Профессор предлагает выход из создавшейся ситуации в приемах, которые позволят расширить зрительно – пространственную активность в режиме школьного урока. Один из приемов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей рабочей дистанции, на расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1см. для этого используют стандартную разрезную кассу букв и слогов.  В начале учебного года учитель и медицинский работник проверяют зрение детей на рабочую дистанцию и, исходя из полученных данных, рассаживают их в классе. Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» - размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте 1см, самые крупные – не более 2-3см. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с мышц глаз, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять не менее 8 – 10 минут. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близком расстоянии.

   Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультурных минуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняют через 10 – 15 минут напряженного зрительного труда на близких расстояниях. Для этого используют такие  приемы:

•    Высоко на стенах классной комнаты развешивают мелкие сюжетные или предметные картинки размером не более 3 -5 см, карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1см) и т.д. Дети встают и отыскивают глазами местоположение той иной картинки.


•    Использование траекторий, по которым дети «бегают глазами» (размер листа ватмана). Желательно придать упражнения игровой характер. Например, в начале спиральной линии прикрепляют желтый кленовый лист или бабочку и предлагают детям проследить, как этот листочек или бабочка  будут  «кружиться» по заданной траектории под порывом ветра.
•    Упражнения  для глаз в сочетании с физическими упражнениями, например, в виде игры «Веселые человечки». Показывают нарисованную фигуру человечка размером  1-2 см в движении. Дети рассматривают человечка – «рисуют его глазами», а затем повторяют его движения сами.

Комплекс дыхательной гимнастики. 


   При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при  появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.

   Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.
   Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к  изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физминутки кому-нибудь из детей.

   Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье и школе, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.

    Здоровье зависит во многом от жизненной позиции и усилий человека, способного регулировать свое состояние с учетом индивидуальных особенностей собственного организма. Для этого нужна мотивация формирования здоровья, знаний своего организма, а также освоение практических навыков его сохранения и укрепления.
   В формировании представлений о здоровье, здоровом образе жизни школа может участвовать не только через систему воспитательной работы, но и через образовательный процесс.
Усиление воспитательного потенциала, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения, сохранения и укрепления здоровья каждого обучающегося - одно из основополагающих направлений концепции «Наша новая школа». 

Всем известно, что урок является основной формой организации обучения в школе. Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей. 

Состояние здоровья российских детей вызывает тревогу. Многие ученые обращают особое внимание на неблагоприятную ситуацию со здоровьем обучающихся в школах нового типа. Повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. Более половины гимназистов заканчивают учебный год с признаками сильного и выраженного переутомления. В общеобразовательных школах доля таких детей не превышает 30%. 
Интенсификация образовательного процесса в современном мире неизбежна: объём знаний, необходимый для усвоения, год от года возрастает. Учебная нагрузка до 20% школьников 1 класса и от 20 до 40% школьников 11 класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведет к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и неблагоприятно отражается на состоянии здоровья обучающихся. 

Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы. 

Президентская инициатива «Наша новая школа», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», предусматривают создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагают проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. в том числе за счет: 

1. Реальные разгрузки содержания общего образования; 
2. Использования эффективных методов обучения; 
3. Повышение удельного веса и качества занятий физической культурой; 
4. Организаций мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; 
5. Улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях. 
6. Рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи. 

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 
1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды; 
2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием; 
3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией. 

Обеспечение здоровья в образовательном учреждении включает в себя все средства, используемые школой для поддержания здоровья учеников и учителей, а также для пропаганды знаний о здоровье в семьях и в обществе в целом, которые постепенно становятся неотъемлемой частью общей культуры ученика, его семьи, школьного сообщества. 

В современных условиях должны реализовываться следующие функции оздоровительной деятельности образовательного учреждения: мотивационная, гигиеническая, профилактическая, коррекционная, восстановительная. 

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся. Каждый урок, каждое школьное мероприятие должно содержать в себе оздоровительный эффект, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его развитию. 

Принципы здоровьесберегающей педагогики 

Принцип не нанесения вреда 
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (то есть все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Проводится мониторинг здоровья учащихся физического, психологического, духовно-нравственного) 

Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья) 

Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе) 

Принцип субъект- субъектного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения). Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам школьник помогает им в решении этой общей задачи. У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход 

Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся. В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения. 

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Таким образом для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, таким образом является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.- Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. У ребенка сформировано чувство ответственности за свое здоровье. Осуществляется принцип контроля за родителями. То есть получение обратной связи реализован как во всей школе (проведение диагностики, мониторинг здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии. То есть в школе решены следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся: 

• снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления 
• организация физической активности учащихся, профилактика 
• организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении 
• предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней) 
• охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.) 
• формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий 
организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. 

Новизна и нетрадиционность учебного материала. 

Ожидание необычного, особая заинтересованность также служат целям релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес может вызывать знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо городе и т.д. 

Может возникнуть вопрос: чем же отличается этот вид разрядки от обычного аудирования? 

При аудировании преподаватель учит школьников воспринимать речь на слух, ставит задачи, предлагает специальные упражнения. Он апеллирует к произвольному вниманию учащихся. Рассказ же учителя, подобранный с целью снятия усталости, напряжения и начинающийся словами: "Сейчас я расскажу вам что-то интересное", - не носит учебного характера, а строится на понятном для учеников языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова, обороты речи переводятся самим учителем. Такое сообщение длится на 2-3 минуты. 

Важнейшей целью внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование культуры здоровья. 

В старших классах средней школы учащиеся обсуждают тему «Спорт и игры» уже более глубоко. Они знакомятся с различными видами спорта, популярными не только в нашей стране, но и за рубежом: футболом, баскетболом, плаванием, волейболом, хоккеем, теннисом, гимнастикой, легкой атлетикой, катанием на скейтборде, греблей, дайвингом, виндсёрфингом, борьбой, аэробикой, велоспортом, боулингом и т. д. Используя активную лексику и высказывая аргументы "за” и "против” участия в различных спортивных соревнованиях, ученики отстаивают своё мнение. Некоторые из них считают, что спорт это неотъемлемая часть развития людей, так как он формирует характер, учит побеждать и проигрывать с честью, учит быть дисциплинированным; спорт делает человека сильным, быстрым, терпеливым. Ребята также считают, что спорт помогает обрести настоящих друзей. Но есть группа учащихся, которые имеют совершенно противоположное мнение. Они считают, что спорт не так уж и полезен, а наоборот занимает много времени и энергии. Кроме того, в спорте нет друзей – только соперники. Таким образом, читая или слушая тексты, заучивая рифмовки или стихотворения, отвечая на вопросы на уроках английского языка, ребята приобщаются к здоровому образу жизни, а разнообразные физминутки на английском языке помогают не только повторить лексику и грамматику, но и сделать урок интереснее. 

Игра на уроке 
Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положи¬тельные эмоции, лёгкость и удовольствие. Издавна известно о потребности детского организма в игре. Не стоит забывать о том, что, играя, ребенок погружается в понятный лишь ему одному мир. Здесь никто кроме него не сможет решить то, как себя вести, здесь он сам решает проблемы, достигает поставленные цели. 

Поэтому важно при разработке школьных игр учитывать не только и воспитательные цели, но и добиваться того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес, т.е. при разработке игр хорошо бы взглянуть на игру глазами ребенка. Безусловно, это даст лучший результат. Многие педагоги давно говорили о необходимости внесения игры в процесс обучения. Применение игрового момента на уроках английского языка оказывает еще большее положительное влияние на процесс обучения. 

Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы. 

Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей. К тому же в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребёнка. 

Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. 

Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать. 

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность. 

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. 

Игры хороши тем, что в них все равны. Они посильны даже слабым ученикам. Слабый по языковой подготовке ученик в игре может быть первым, т.к. находчивость и сообразительность здесь иногда бывает важнее знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задачи помогают ребятам преодолеть стеснительность, которая мешает свободно употреблять в речи русские слова. Ребёнок быстро усваивает языковой материал и начинает говорить наравне со всеми. 

Виды игр: 
1. Ролевые игры; 
2. Коммуникативные игры: 
А) речевые 
Б) аудитивные 
3. языковые игры: 
А) фонетические 
Б) орфографические 
В) лексический 
Г) грамматические. 

Детские игры трудно подразделить на типы, потому что их много и они разнообразны. Дети с удовольствием играют как в пассивные игры (они тщательно разработаны), так и в активные, подвижные. Их можно проводить на уроке, в холле школы, на улице, в командах из нескольких игроков и вдвоём. Одни игры формализованы – игра ведётся по чётким правилам и обычно для них нужно оснащение. Другие допускают отклонения от правил, рассчитаны на импровизацию (типа «Море волнуется раз», «Мы поехали на балл»). Игры призваны развлечь ребенка и обучить, приобщая его к реалиям взрослой жизни, привить навыки общения, адаптации к резко меняющимся условиям. Обычно дети играют в «знаменитостей», героев мультфильмов и любимых произведений, копируют семейные отношения – прекрасная возможность выйти на речепорождение по материалам прочитанных произведений, закрепить пройденный материал в движении. Игры в «оживший» мультфильм или рассказ с удовольствием воспринимаются учениками. 

Издавна практикуется игра «Делай за мной, делай как я». Многие игры по праву можно назвать устным народным творчеством. За время своего путешествия во времени они обросли стишками-инструкциями, песенками-потешками, восклицаниями и рифмовками. Хорошо известны и ритуальные игры, многие из них носят интернациональный характер, что облегчает процесс вовлечения детей в игру с опорой на английский язык (hide-and-seek – прятки, spinning tops – камешки). Подвижные игры способствуют процессу запоминания слов и фраз, так как инструкции повторяются много раз и ассоциируется с определёнными передвижениями. К тому же, эта лексика эмоционально окрашена, что также облегчает запоминание. Чтобы играть в игру и для координации отношений между игроками во время игры учитель должен владеть лексикой, принятой при объяснении правил. 

Песни на уроках 
Овладение иностранным языком неразрывно связано с приобщением ученика к иноязычной культуре, формированием у него способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка. 

Для развития поликультурной личности, предупреждения культурных предрассудков целесообразно использовать такой материал, который наиболее ярко и полно проиллюстрирует своеобразие культуры данного народа, отличия или сходства с фактами родной культуры. Одним из проявлений духовной культуры народа являются песни. Текст не всегда настолько глубоко затрагивает эмоции обучающихся, их воображение, как песня. Песни ненавязчиво приближают личность обучающегося к иному ментальному пространству Учитывая их эффективную роль в плане приобщения к иноязычной культуре, нужно активно использовать песни на уроках английского языка. 

Песня является элементом здоровьесберегающих технологий, которые используются для того, чтобы дать детям возможность снять умственное напряжение и усталость, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала и способствуют созданию психологического комфорта на уроке. 

Широкое применение песен способствует формированию лингвистической компетенции учащихся. Содержание текстов песен способствует расширению словарного запаса, поскольку они содержат часто употребляемую лексику. Песни обеспечивают тренировку учащихся в использовании грамматических явлений, механической памяти. 
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознании учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. 

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания». Передовые мыслители и педагоги прошлого постоянно заботились о том, чтобы пение занимало определенное место в обучении подрастающего поколения. К, Д. Ушинский считал, что совместное пение на уроке - это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, вос¬питывает их чувства. А известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Ин¬дии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас. Вместе с детьми пост и учитель, как правило, увлеченно и радостно. 

В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом и с пояснительными комментариями, а также заданиями (цель которых - проверка понимания и обсуждения содержания); 

- песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д.; песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус 
- песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи. 

Таким образом, на основе поэтических и музыкальных произведений обучение способствует развитию у учащихся языковых способностей, логического мышления, самостоятельности и творческой активности, эстетического вкуса, а также расширению кругозора, повышения уровня общей культуры, интеллекта. Это является одним из важнейших компонентов формирования школьника как гуманной личности, т.е. способствует гуманизации личности. 

Шутливые истории на уроке 
Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого целесообразно применение забавных ситуаций, остроумных- из классной жизни, используя сметные игрушки, картинки. 

Релаксация на уроках 
Релаксация - это расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель её - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения. 

Вот некоторые элементы релаксации, которые применяются ни начальном этапе обучения. 

Зарядка с использованием движений, песен, танца. 
Эта форма релаксации основана па том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют! на чувства и сознание ребят. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость. 

Первое время зарядку нужно проводить под руководством учителя, далее это делают ученики сами, но необходимо следить за тем, чтобы движения выполнялись чётко, красиво. Подобные упражнения прекрасно развивают эстетический и музыкальный вкус. 

Кроме того, на уроках английского языка можно проводить и гимнастику для глаз, не забывая при этом повторять лексику (например, цвета, названия стран и т. д.), буквы, числа. Вы можете разместить в разных местах в классе разноцветные кружки (цветочки, буквы, числа) и попросить учащихся: "Look at the yellow/ red / blue flower, please! Find the letter "H” in our classroom, please!” А в средних классах: "Look at the map of Great Britain/the USA/ Australia / Etc.” При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву "G” / "F” / "S”» и т. д. 

. Аутогенная тренировка (АТ) 

Особенно сложными являются проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации, интереса к получению образования. 

Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё "отойти" от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. В данном случае целесообразно использование элементов аутогенной тренировки. 

Аутогенная тренировка (АТ) - это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм. Медитативно - релаксационные упражнения дают возможность ученику передохнуть, восстановить силы для дальнейшей деятельности. Следует помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения 

Центральной задачей АТ является овладение собственными эмоциями. В средних и старших классах аутогенная тренировка обязательна в начале урока или в середине, потому что многие из учащихся еще не могут «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Центральной задачей АТ является регуляция собственных эмоций. 

Прежде чем приступить к АТ, нужно уменьшить освещённость кабинета, включить тихую, спокойную музыку. После этого ребятам необходимо психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Учитель просит их слегка наклонить туловище вперёд, голову опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять "позу кучера". 

Примеры медитативно- релаксационных упражнений. Продолжительность 3–5 минут. 

1 .Упражнение « Я вижу, я слышу, я чувствую» . 
Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения. 

 2.Упражнение на релаксацию и визуализацию . 

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п. 

Sit comfortably. Close your eyes. 
Breathe in. Breathe out. 
Let’s pretend it’s summer. 
You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause) 
Your troubles float away. 
You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits. 
Open your eyes. How do you feel? 

3. Упражнение «Качели» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): 

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. 

4.Упражнение «Бабочки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): 
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «бабочку(восьмёрку)» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. 

5.Упражнение «Ушки на макушке» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): 
Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. 

6 Расслабление 
Не отвлекаться на посторонние мысли: 
I am ready to rest 
I want to be quiet. 
All my muscles are relaxed. 
My breast muscles are relaxed. 
My body is resting. 
Nothing can trouble me. 

Чувство тяжести 
My left arm is heavy. 
My right leg is heavy. 
All my muscles are relaxed and resting. 
I am quiet. 

Чувство тепла 
My right arm is warm. 
My body is warm. 
Nothing diverts my attention 
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д . Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты 

Заключение 
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Приложение. Критерии урока здоровьесберегающей направленности
Материалы научных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН «Наша школа» 

На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. 

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. 

Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм” – необходимые элементы на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. 

Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления 

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяет избежать монотонности на уроке. 

Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому планированию. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку. Примером может служить использование на уроках "jazz chants”, которые с удовольствием под ритмичную музыку исполняют все учащиеся, придумывая затем собственные рифмовки по аналогии. Этот вид работы может выполняться как сидя, так и стоя, с отбиванием ритма. Моментом релаксации можно также считать песни. 

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. На уроках часто предлагаю учащимся периодически постоять. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности. 

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. 

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задач обучения. 

И в заключение необходимо отметить, что для снятия напряжения недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. 

В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей.

Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, и около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным.

Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.



Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (1).

В условиях «Нашей школы» мы разработали модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности.

В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.



«Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта, эмоциональной активности, учета функциональной ассиметрии полушарий мозга (левое полушарие – преимущественно логическое мышление и правое полушарие – преимущественно творческое).

Покажем это на схеме.



В представленной схеме существуют два изолированных вида деятельности учащихся и учителя. Для того чтобы эти виды деятельности соответствовали тем требованиям, о которых говорилось выше, необходимо их объединить таким образом, чтобы при их слиянии образовалось центральное единое поле совместной деятельности.

Это гармония, слитность, созвучие управленческой, организационной деятельности учителя и учащихся. Такое объединение дает возможность учителю решать проблемы успешнее, а учащимся облегчает напряженный интеллектуальный учебный труд.

Занимаясь разработкой здоровьесберегающих технологий, мы опираемся на антропоцентрическую философию Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, основу которой составляют: человеческие отношения, субъектные позиции: взрослый - ребенок, ребенок - ребенок, активно-деятельностный способ обучения, что, безусловно, влияет на сохранение здоровья ребенка.

Кроме этого, мы не расходимся с литературой о представлении здоровьесберегающих технологий как наличие условий: психологического комфорта, санитарно–гигиенических, эмоционального эффекта, двигательной активности и других критериев. Мы под этим видим целый комплекс, который влияет на успешность в обучении.

Учитель слышит ученика, а ученик учителя. Дети знают, почему педагог поступает так, а не иначе, ведь они договорились. В науке говорят, что это психологический настрой плюс настрой учителя, здоровье и положительный фон обучения.

К «сохраняющей среде» мы относим санитарно-гигиенические требования, где выход за рамки – это хаос, нарушение дисциплины, норм и правил. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.

Педагоги-гуманисты всегда чувствуют, когда дети устали, пропадает интерес, внимание становится рассеянным и предпринимают все возможные методы и приемы, в том числе эмоциональные паузы и физминутки.

Главный упор, который мы делаем на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.

К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала и др.

Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки (Приложение2).

Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.

Большое внимание мы уделили системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения. Мы разработали систему оценивания, которая также относится к «сохраняющей здоровье среде»:

- это самооценка;

- оценка товарища, друга по парте;

- коррекционная оценка;

- совместная оценка учителя и ученика;

- окончательная оценка.

Таким образом, мы исключаем эмоциональную стрессовую нагрузку у учащихся при оценивании его результатов, учитываем различные психофизиологические особенности детей. Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у учащихся в подобной ситуации оценивания результатов адекватна нагрузке летчика – испытателя перед взлетом на новой машине (3).



Результаты нашей опытно-экспериментальной деятельности позволяют сделать вывод о том, что проблема переутомления снимается. Дети, в принципе, не устают, они активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. Особенностью нашего подхода является введение напутствия учащихся на перемену. Наша цель: приобщение детей к культуре общения и поведения во вне урока, самоорганизация и т.д. Использованный прием (напутствие на перемену) постепенно закрепится через подсознание к сознанию. Мы считаем важным, пожелать приятного аппетита детям перед обедом, напомнить, что «Кириешки» - это нездоровое питание, что коридоры у нас узкие. Все это будет способствовать формированию культуры человека, и чем раньше мы начнем проводить эту работу, тем скорее это перейдет не только в привычку, но и в характер человека.

Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Особенности здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения.


Использованная литература и интернет-ресурсы:


1. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.

2. Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 – 19.

3. Амамджян, Ш. Г. Play and Learn English = Играя, учись! [Текст] : английский язык в картинках для детей дошкольного возраста / Ш. Г. Амамджян. -- М.: Просвещение, 1978.

4. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

5. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако, 2007.

7. Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86

8. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

9. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

10. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.



13. публикация Е.Н. Сысуевой "Здоровье и вредные привычки" в журнале "Начальная школа", 1, 2010 г.

14. teachenglish.ucoz.ru


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница