Достиг совершеннолетия, но объявил о приостановлении



страница1/7
Дата29.04.2016
Размер1.86 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
121. Авл Агерий попросил у претора формулу иска из
обиды, нанесенной ему Нумерием Негидием. Претор от­
казал в предоставлении формулы, так как Негидий еще не
достиг совершеннолетия, но объявил о приостановлении
срока давности.

Правомерны ли действия претора? Почему претор не удовлетворил притязания Агерия? Что означает приоста­новление срока давности? Когда течение давности возоб­новляется? Есть ли у Агерия возможность привлечь Не-гидия к судебной ответственности? Может ли он добить­ся возмещения ущерба каким-либо другим способом?

122. Павел взял взаймы у Нумерия Негидия крупную
сумму денег и вернул ее только по истечении 31 года.
Еще через год наследники умершего к тому времени
Павла предъявили к Негидию кондикцию об уплате не­
должного.

Правомерны ли действия наследников Павла? При­мет ли суд во внимание тот факт, что долг был уплачен после истечения срока давности? Чем становится уплата долга по истечении законных сроков выполнения обяза­тельства?

123. Авл Агерий попросил у претора формулу иска
против Нумерия Негидия, который два года назад обман­
ным путем купил у Агерия вещь в несколько раз дешевле
ее настоящей стоимости. Негидий противопоставил иску
Агерия эксцепцию о пропуске срока исковой давности.

Как будет решен спор? Правомерны ли действия от­ветчика? Распространяется ли истечение срока давности на эксцепцию? Есть ли какие-то исключения?



К теме 10

124. В римском праве существовало правило, соглас­


но которому пленение отца семейства делало его старше­
го сына лицом своего права, но если отец возвращался из
плена — все восстанавливалось в прежнее правовое со­
стояние.

Если отец умрет в плену, то с какого момента его сын получит правоспособность — с момента пленения или с момента смерти? Что собой представляет пленение до-

мовладыки — утрату его отцовской власти или ее приос­тановление? Назовите основные черты института "пост-лиминиум". Где здесь юридическая фикция?

125. Римский гражданин, служивший в легионе,


попал в плен. Через некоторое время ему удалось бежать,
он вернулся в Рим и узнал, что его жена вышла замуж за
другого, сыновья считаются лицами своего права и разде­
лили между собой все имущество своего отца. До плене­
ния во владении римлянина находился земельный учас­
ток, который за время его отсутствия был оккупирован
другим лицом. Бежавший из плена обратился к претору с
просьбой о восстановлении в своих личных и имущест­
венных правах.

Законны ли действия жены и детей плененного рим­лянина? Какая фикция существовала в римском праве относительно судьбы римских граждан, попавших в плен? В чем смысл этой фикции? Как будет решен дан­ный казус? На восстановлении каких прав может настаи­вать бежавший из плена?

126. Римский гражданин, признанный в судебном по­
рядке неоплатным должником, был по приказу претора
уведен в дом кредитора. В течение 60 дней кредитор
выводил должника на рыночную площадь, с тем чтобы
его близкие уплатили долг и выкупили ответчика. Одна­
ко желающих выкупить должника не нашлось, и тогда
кредитор продал его в рабство за границу.

Правомерны ли действия кредитора? Почему рим­ский гражданин мог быть продан в рабство только "за Тибр"? Какой принцип действовал в данном случае? В каких еще случаях римский гражданин мог быть обращен в раба? Что означала утрата статуса свободы и каковы ее последствия?

127. После смерти римского гражданина его жена
объявила о своей беременности. По решению претора
был назначен "попечитель плода". Ребенок родился через
десять месяцев после смерти своего отца.

Какое правило о правах зачатого младенца существо­вало в римском праве? Почему назначался "попечитель плода" и каковы его функции? Будет ли в данном случае ребенок, рожденный после смерти своего отца, признан его наследником по закону?

128. Римский гражданин решил переселиться вместе
со своей семьей в провинцию с целью получить там зе­
мельный участок.

Каковы последствия переселения в провинцию для римлянина? Что он утрачивает? В какую категорию насе­ления он переходит? Разделяют ли члены семьи судьбу ее главы? Свободен ли такой человек вновь вернуться в Рим и приобретет ли он снова статус гражданства?

129. В 42 г. до Р.Х. коллегия триумвиров постанови­
ла обложить налогом 1400 римских женщин, известных
своим богатством. Решение коллегии вызвало сильные
волнения, и сотни женщин явились в коллегию. С речью
выступила Гортензия (дочь известного адвоката), и ее
аргументы, поддержанные другими женщинами, выну­
дили триумвиров сократить число налогоплательщиц до
400 женщин, обладавших имуществом на сумму свыше
100 000 динариев.

Правомерно ли решение коллегии? Обладала ли рим­ская женщина гражданской правоспособностью? Имели ли женщины законное право публично и самостоятельно обращаться к триумвирам?

130. У римлянина и римлянки, состоявших в закон­
ном браке, должен был родиться ребенок. За несколько
месяцев до его рождения муж и жена попали в плен, и
ребенок родился в плену.

Кем считается рожденный в плену римлянин — сво­бодным или рабом? Применим ли в данном случае инсти­тут "постлиминиум"?

131. В римской семье должен был родиться ребенок.
Однако во время беременности жены муж разорился и,
чтобы расплатиться с долгами, продал беременную жену
в рабство. Вскоре он сам был признан неоплатным долж­
ником и также продан в рабство "за Тибр".

Кем будет считаться новорожденный — свободным или рабом? Если ребенок будет признан свободным, а его родители останутся рабами, какова будет судьба этого ребенка? В чьей семье и в каком качестве он должен будет проживать?

132. У римской женщины, не состоявшей в браке,
должен был родиться ребенок. Во время беременности
женщина была продана своим отцом в рабство, но вскоре
выкуплена им обратно. Ребенок родился, когда его мать
снова была свободной римской гражданкой.

Кем будет считаться ребенок — свободным римским гражданином или рабом? Имеет ли значение тот факт, что во время беременности его мать какое-то время была рабыней? Как решилось бы дело, если бы к моменту рождения ребенка мать осталась в рабском состоянии? Стала латинкой или перегринкой?

133. Подвластный сын достиг совершеннолетия и
решил поступить на военную службу. Отец запретил
сыну записываться в легион, мотивируя свой запрет тем,
что совершеннолетний сын все равно находится в его
власти и без разрешения отца не вправе принимать ника­
ких самостоятельных решений.

Прав ли отец? Отражалось ли подвластное состояние на публичной правоспособности римского гражданина? Имели ли право совершеннолетние подвластные служить в войске, участвовать и голосовать в народном собрании, быть избранными на государственные должности?

134. Совершеннолетний римский гражданин, нахо­
дившийся в подвластном состоянии, был избран на долж­
ность претора. После избрания он сам себя освободил от
отцовской власти. Домовладыка обжаловал это решение
сына в Сенате.

Правомерны ли притязания отца? Правомерен ли по­ступок сына? Избрание на какие должности приводило к автоматическому освобождению из-под отцовской власти?

135. Римский гражданин отпустил на волю своего
раба. В торжественной клятве либертина были перечис­
лены следующие услуги, которые бывший раб должен
был оказывать своему хозяину: сопровождать его во всех
поездках в провинцию, раз в неделю чистить и осматри­
вать лошадей, выгонять скот на летние выпасы, помогать
в уборке винограда. Однажды заболела жена либерта, и
он отказался сопровождать бывшего хозяина в поездке в
провинцию. Хозяин обратился к претору с жалобой на
особую неблагодарность либерта и с требованием вновь
обратить его в раба.

Кто такие либерты (либертины)? Каков их правовой статус? Какие отношения связывают вольноотпущенника и его бывшего хозяина? На чем основаны эти отношения? Что представляла собой торжественная клятва либерти­на? Какое решение вынесет претор по данному конкрет­ному делу? Можно ли расценить такой отказ либерта как особую неблагодарность? Может ли либерт быть снова обращен в раба?

136. Римский гражданин отпустил своего раба на
волю. В торжественной клятве либертина были подробно
перечислены все услуги, которые тот должен был оказы­
вать своему бывшему хозяину, в частности обязанность
прислуживать на пирах. Бывший хозяин договорился со
своим соседом и продал ему обязанность либерта прислу­
живать на пирах. Либерт обратился к претору с жалобой.

Правомерны ли действия патрона? Можно ли в прин­ципе продать право на услуги клиента? Каковы последст­вия подобного деяния? Имели ли наследники патрона право на услуги его клиента? Имел ли право либерт на­чать судебный процесс против патрона и членов его семьи? Как будет решено данное дело?

137. После смерти либерта патрон потребовал от его
совершеннолетних детей продолжать выполнять услуги,
установленные в торжественной клятве либертина.
Кроме того, он заявил, что автоматически становится
опекуном жены либерта и его замужней дочери. Патрон
также предъявил претензии на наследство после либерта,
поскольку тот умер без завещания.

Правомерны ли притязания патрона? Какими явля­лись отношения патроната-клиентеллы? Кем считались дети либерта? Какими опекунскими правами обладал патрон? Мог ли он наследовать после смерти либерта, умершего без завещания, и на каком основании?

138. Домовладыка умер, оставив завещание в пользу
своего клиента, и поименно лишил наследства всех своих
законных наследников. После смерти либерта наследни­
ки патрона стали претендовать на его имущество, хотя
либерт оставил завещание в пользу своей жены.

Правомерны ли притязания наследников патрона? Имеет ли значение тот факт, что сами они лишены на­следства по завещанию? Какие наследственные права имел патрон по отношению к клиенту? В каких случаях эти права могли быть реализованы? Когда патрон мог наследовать клиенту вопреки завещанию? Переходят ли отношения патроната-клиентеллы к нисходящим наслед­никам патрона?

139. Латинский гражданин переселился в Рим и вступил в правильный брак с римлянкой. Кроме того, он дал торжественное обещание перед римской граждан­ской общиной выделить в пользу города крупную сумму денег, поскольку претендовал на избрание на

должность претора.

Кто такие латины? Могли ли они переселяться в Рим? Какой статус они приобретали после переселения? Како­во их положение в публичном и частном праве? Мог ли латин жениться на римлянке? Мог ли он претендовать на избрание на какую-либо государственную должность? В чем основное различие между латинами и римлянами?

140. Либерт, отпущенный на свободу господином-римлянином по преторскому праву, умер, оставив заве­щание в пользу своей жены-латинки, с которой он состо­ял в правильном браке. Патрон оспорил завещание ли-берта и предъявил претензии на его наследство.

Правомерны ли притязания патрона? Имел ли либерт право вступать в правильный римский брак? Обладал ли он правом составлять завещание и наследовать по заве­щанию? К какой категории латинов относился либерт? Что представляли собой "латины Алиени" и "латины Юниани"? Чем отличался их правовой статус? С чем свя­зана его дефектность? Что означает принцип "жили как свободные, умирали как рабы"? Наследовал ли патрон обязательства латина Юниани?

141. В Рим прибыл финикийский купец. Чтобы спо­койно вести свои дела, он попросил римского граждани­на стать его патроном. Римлянин согласился, но по сгово­ру со своими друзьями продал товар купца по явно зани­женной цене и отказался выступать за него в процессе. Купец обратился к городскому претору с жалобой.

Кто такие перегрины? На какие категории они дели­лись? Почему перегрин в Риме нуждался в патронате со стороны римского гражданина? Как будет решен этот казус? Подведомственно ли данное дело городскому пре­тору? В чем заключались обязанности патрона? Чем обеспечивалась добросовестность патрона по отноше­нию к клиенту? Какому наказанию подлежал недобросо­вестный патрон? Чем отношения патроната-клиентеллы между римлянином и перегрином отличаются от патро­ната-клиентеллы между бывшим рабовладельцем и его вольноотпущенником?

142. Римский гражданин продал перегрину партию


рабов посредством манципации — в присутствии пяти
свидетелей и весовщика, с использованием меди и весов.

Будет ли данная сделка считаться действительной? Каково положение перегринов в публичном и частном праве? Доступны ли им специфические римские институ­ты: строгий брак, манципация и т.п.? Какая правовая сис­тема регулировала частноправовые отношения перегри­нов между собой и с римлянами? Кому принадлежит ре­шающая роль в становлении и развитии этой правовой системы? Кому подведомственны гражданско-правовые споры перегринов?

143. В 360 г. от Р.Х. римский гражданин убил в драке
раба своего соседа. Убийца подвергся уголовному пре­
следованию и был осужден к изгнанию.

Какой статус получил убийца? Почему этот статус счи­тался наихудшим? Определите понятие "перегрин без оте­чества". Какие последствия имело бы убийство чужого раба, если бы оно произошло, например, в 23 г. до Р.Х.?

144. В 86 г. от Р.Х. римский гражданин, желая рас­
считаться со своими долгами, продал 10 своих рабов в
гладиаторы. Претор признал сделку ничтожной и произ­
вел реституцию.

Правомерно ли решение претора? Какой закон запре­щал продавать рабов в гладиаторы и почему? Как раб мог быть обращен в гладиатора?

145. Старый раб стал не нужен своему хозяину, и он
выгнал раба из дома. В поисках пропитания раб просил
милостыню в соседнем имении, хозяин которого пожалел
раба и позволил ему жить на своем дворе. Узнав об этом,
бывший хозяин раба обвинил соседа в укрывательстве
беглого раба и в присвоении чужой вещи.
Основательно ли обвинение хозяина раба? Кем счи­тался раб, брошенный хозяином "в старости и болезни"?

146. Авл Агерий обратился к претору с жалобой на


то, что узаконенный сын его соседа на самом деле являет­
ся рабом Агерия, поскольку рожден от его вольноотпу­
щенницы, которая вследствие особой неблагодарности
была вновь обращена в рабыню.

Правомерны ли притязания Агерия? Какое решение примет претор? Что означает "презумпция свободы"? Если дело решалось не в пользу признания человека свободным, была ли возможность пересмотреть решение? Какой про­цессуальный институт использовался для этого?

147. В 5 г. от Р.Х. ночью в своем доме был убит
римский гражданин. Убийца скрылся, но один из нахо­
дившихся в доме рабов показал, что он видел, как ночью
из комнаты его господина вышел его дальний родствен­
ник, приехавший из провинции и гостивший в доме.
Впоследствии подтвердилось, что именно этот человек и
совершил убийство. Другие рабы, принадлежавшие уби­
тому, заявили, что все они крепко спали и ничего не
слышали.

Что будет с рабами убитого? Как решится дело в отношении того раба, который помог установить убийцу господина? Что должны будут доказать остальные рабы?

148. Марк заключил со своим соседом Павлом дого­
вор найма, в соответствии с которым Павел предоставил
Марку пять своих рабов для уборки урожая.

Какая разновидность договора найма здесь имеет место — наем вещей, наем услуг, наем работы? Кем счи­тался раб — субъектом права или его объектом? Какими правами обладал господин — по отношению к рабу или на раба? Какова специфика раба как вещи? Почему эта вещь не может быть ничейной?

149. По поручению своего господина раб купил на
рынке корову. Вскоре выяснилось, что корова краденая,
и ее собственник предъявил виндикационный иск к гос­
подину.

Мог ли раб вступать в частноправовые отношения? Какие последствия для господина могли иметь сделки, совершенные его рабом? Как решить данное дело?

150. Раб был назначен управлять делами в торговой
лавке, принадлежавшей его господину. Одному из по­
купателей раб по ошибке продал медный браслет, выдав
его за золотой. Покупатель предъявил претензии к гос­
подину раба.

Нес ли господин ответственность за сделки, совер­шенные рабом по его поручению? Какие специальные иски были выработаны в преторском праве? Что пред­ставляют собой следующие иски: иск из договора, совер­шенного рабом, управляющим предприятием господина; иск из договора, совершенного рабом — капитаном при­надлежащего господину корабля; иск из договора, совер­шенного рабом во исполнение приказа господина; иск из договора, совершенного рабом, вследствие которого какие-то ценности поступили в имущество господина? Когда, кем и кому они могли быть предъявлены? Как решить данный казус?

151. Домовладыка выделил своему рабу пекулий. От­
данное имущество состояло из земельного участка и
дома, хозяйственной утвари и одежды. Кроме того, хозя­
ин специально выделил рабу одежду, которую тот дол­
жен был надевать в особых случаях — когда ему следова­
ло являться в дом господина.

Какие из перечисленных вещей входили в состав пе­кулия, а какие — нет? Входит ли в состав пекулия иму­щество, купленное самим рабом, а не предоставленное хозяином? Что означает рабский пекулий? С чем связана практика его предоставления? Каково правовое положе­ния пекулия? В чьей собственности он находится? В каком объеме раб мог самостоятельно распоряжаться пе­кулием? На какое имущество может быть обращено взыскание по иску о пекулии? Кому можно было вчинить этот иск?

152. Римлянин оскорбил иностранного посла — офи­
циального представителя государства, с которым Рим за­
ключил договор о мире и дружбе. По постановлению
Сената этот римский гражданин был выдан иностранно­
му государству и там обращен в рабство.

Правомерно ли решение Сената? В соответствии с каким законом оно было принято? По каким еще основаниям свободный римлянин мог быть обращен в раба? Что представляет собой категория уголовных рабов?

153. Беглый раб попросил хозяина постоялого двора
дать ему ночлег, поскольку он якобы заблудился и ищет
дорогу домой. Владелец постоялого двора пустил раба на

ночлег.


Правомерны ли действия хозяина постоялого двора? Как ему следовало поступить? В чем его может обвинить собственник раба?

154. Нумерий Негидий заключил с Авлом Агерием


сделку самопродажи в рабство. Получив покупную цену,
Негидий обратился к претору с просьбой признать эту
сделку недействительной, поскольку Негидий является

свободным.

Как будет решено данное дело? Стал ли Негидий рабом по цивильному праву? По преторскому праву? Что будет служить основанием решения претора?

155. Замужняя римская гражданка, имевшая троих детей, сожительствовала с рабом — известным гладиа­тором. Хозяин раба трижды просил женщину прекра­тить эту связь. После третьей просьбы, которая так и не была исполнена, хозяин раба явился в дом к мужу этой женщины и потребовал отдать ее, так как она стала рабыней и принадлежит теперь ему, хозяину раба-гла­диатора.

Правомерны ли подобные притязания? Как будет решен данный казус? С кем останутся дети этой жен­щины? Могут ли они быть обращены в рабов? Понесут ли какую-либо ответственность муж и отец этой жен­щины?

156. В 10 г. от Р.Х. римский гражданин составил за­вещание, в соответствии с которым после его смерти все принадлежавшие этому римлянину рабы (всего 167 чело­век) должны были быть освобождены. Завещание было оспорено наследниками умершего.

Как будет разрешено данное дело? Будет ли признано действительным такое завещание? Когда и каким зако­ном был установлен абсолютный максимум вольноотпу­щенников? Можно ли было произвести манумиссию во вред кредиторам?

157. 19-летний римлянин отпустил на волю своих


рабов, одному из которых было 25 лет, другому — 29,
третьему — 45. Куратор римлянина обратился к претору
с просьбой принять соответствующие меры.

С чем связано подобное требование куратора? Пра­вомерно ли оно? Что представляет собой особая проверка "уважительных оснований освобождения"? Когда, кем и с какой целью она проводилась? На основании какого закона? Как будет решено данное дело?

158. В легисакционном процессе рассматривался
личный иск посредством присяги. Ликтор (один из рим­
ских магистратов) заявил перед претором, что раб Стих
является свободным человеком. Хозяин раба не оспари­
вал заявления заступника. Претор подтвердил, что реше­
ние о свободе уже не может быть оспорено.

О каком способе освобождения из рабства идет речь? Какую тенденцию римского права демонстрирует этот способ? Как назывался такой процесс? Назовите другие цивильные способы манумиссии.

159. Римский гражданин в присутствии пяти своих
друзей в устной форме заявил, что его раб Памфил отны­
не свободный человек. Через некоторое время бывший
господин объявил Памфилу, что его освобождение не­
действительно и он продолжает оставаться рабом.

О каком способе манумиссии здесь идет речь? Назо­вите другие преторские способы освобождения из рабст­ва. Какова их основная специфика? Правомерно ли заяв­ление бывшего господина о недействительности осво­бождения? Имеет ли оно правовое основание? В чем должна заключаться роль друзей господина? Допустит ли претор повторное обращение в рабство? Какие допол­нительные способы освобождения из рабства появились в период домината?

160. Разорившийся римский гражданин занимался
нищенством. После того как он был изобличен в подоб­
ном занятии, его насильно заставили поселиться в качест­
ве колона на чужой земле. Когда дети этого колона до­
стигли совершеннолетия, они выразили желание поки­
нуть земельный участок и проживать как свободные.

Что представляет собой институт колоната? Когда он возник и с чем связано его появление? Каково положение колона в публичном и частном праве? Что означает кон­струкция "раб земли"? Как решить данный казус? Можно ли было насильно обратить в колона свободного римля­нина? Правомерны ли притязания детей колона и будут ли они удовлетворены? Назовите основные законода­тельные акты, регламентирующие юридическое станов­ление колоната.

161. Нумерий Негидий выступал свидетелем при
продаже имения Павла. Сделка была совершена посред­
ством манципации. Через некоторое время по сговору с
Павлом Негидий отказался подтвердить совершение
сделки. Покупатель обратился к претору.

Какие последствия имел отказ подтвердить соверше­ние формальной сделки? Как будет решен этот казус? Что означает умаление гражданской чести? Какие виды бесчестья существовали в римском праве? Что представ­ляют собой поражение в правах, преторское бесчестье, лишение доброго имени, бесчестье после смерти?



К теме 11

162. Из профессионального союза мореходов решили


выйти пять его членов. Они потребовали раздела общего
имущества юридического лица и возврата денег, внесен­
ных ими в казну. Казначей корпорации отказался удовле­
творить их требования.

Как будет решено данное дело? Имеют ли члены юридического лица право свободного выхода из него? Вправе ли они предъявлять к корпорации имуществен­ные претензии? Прекращает ли существование корпора­ции в целом выход из нее отдельных ее членов? Как воспринималось юридическое лицо в частном праве и гражданском процессе? Обособлено ли имущество кор­порации от имущества ее членов? Кто распоряжался иму­ществом корпорации?

163. В 3 г. от Р.Х. группа римских граждан решила
организовать юридическое лицо с целью ведения совмест­
ной хозяйственной деятельности. Избранный корпорацией казначей обратился в Сенат с просьбой разрешить создание юридического лица. Сенат дал разрешение.

В соответствии с каким законом и почему требова­лось разрешение Сената для создания юридического лица? Какова основная тенденция римского права в отно­шении юридических лиц? Какие корпорации могли со­здаваться? Как юридические лица могли быть образова­ны без разрешения Сената? Назовите основные типы юридических лиц в римском праве. Какие особые типы корпораций функционировали в Риме?

164. Авл Агерий предъявил к своей городской общи­не требование передать ему раба, купленного на деньги Агерия и подаренного им муниципии. Свое требование Агерий обосновывал тем, что он меняет место жительст­во, а подаренный общине раб — это его собственное иму­щество.

Как будет решен этот казус? Правомерны ли притяза­ния Агерия? Являлась ли городская община юридичес­ким лицом? Могла ли она выступать в гражданском про­цессе как единое целое и каким образом? Как рассматри­вались рабы, принадлежавшие общине? Каково вообще положение муниципий в частном праве?

165. От имени государственной казны было соверше­но несколько сделок с частными лицами: дан заем част­ному банкиру, куплено несколько рабов, получено иму­щество по завещанию, взят в аренду земельный участок. Вправе ли государственная казна (фиск) совершать подобные сделки? Являлся ли фиск самостоятельным юридическим лицом? В чем особенности его правовой формы и режима имущества? Кому принадлежало иму­щество фиска? Кто управлял этим имуществом? Какая специальная отрасль права регулировала положение фиска? Какими привилегиями пользовался фиск?

166. Настоятель одного из христианских монастырей купил у частного лица земельный участок для монастыр­ских нужд. Кроме того, монастырь постоянно покупал у местных жителей продукты питания и прочую хозяйст­венную утварь.

Имела ли право христианская церковь совершать сделки с частными лицами как юридическое лицо? Когда и на основании чего церковь получила статус юридичес­кого лица? В чем причина получения христианской цер­ковью такого статуса? Пользовалось ли церковное иму­щество самостоятельным положением? Имели ли связан­ные с церковью благотворительные учреждения статус юридических лиц?

167. Два гражданина решили завещать свое имущест­во в пользу городской общины. Один составил завеща­ние, в соответствии с которым все его имущество отходи­ло общине (минуя необходимых наследников). Второй гражданин в завещании приказал своему наследнику передать в пользу общины 500 сестерциев.

Имела ли право муниципия выступать наследником по завещанию? Будет ли признано действительным пер­вое завещание (как по цивильному, так и по преторскому праву)? Могла ли муниципия выступать в качестве лега­тария? Будет ли признано действительным второе заве­щание?

168. В 25 г. от Р.Х. некий союз рыбаков получил по


завещательному легату 100 рабов. Члены союза решили
отпустить на волю 10 рабов, 30 рабов продать, а 50 оста­
вить в распоряжении союза.

Будет ли признан действительным данный легат? Когда коллегии получили право получать имущество по завещательным отказам? Правомерны ли действия союза относительно распоряжения полученным имуществом?

169. Погребальная коллегия во время эпидемии, ис­
тощив собственные средства, совершила заем у банкира.
В установленный срок коллегия не смогла возвратить

долг.


Является ли погребальная коллегия юридическим лицом? Мог ли банкир потребовать обращения взыска­ния на имущество коллегии в целом? На имущество от­дельных ее членов? Как будет решено данное дело?

170. Римский гражданин составил завещание, в соот­


ветствии с которым отказал часть своего имущества
казне, часть — погребальной коллегии, часть — финан­
совой корпорации, к которой сам принадлежал.

Какая из этих организаций не может быть отказопо-лучателем?



К теме 12

171. В римской семье домовладыкой был старший


брат. Под его властью находились его собственная семья
(жена, сыновья со своими семьями, незамужние дочери),
средний брат домовладыки со своей семьей и его млад­
ший брат.

Почему отцовская власть принадлежала именно старшему брату? В чем заключалась основная роль отца семейства? Кто мог быть главой семьи в древнем рим­ском праве — старший по возрасту или старший по поко­лению? Кто унаследует роль домовладыки после его смерти и почему? Кто будет опекуном вдовы?

172. Под властью одного домовладыки находились
его несовершеннолетний младший брат, жена домовла­
дыки и их взрослые сыновья — 20 лет, 18 лет и 16 лет.

Кто станет главой этой семьи после смерти домовла­дыки? Станет ли его несовершеннолетний брат главой семьи? Получит ли он статус лица своего права?

173. В римской семье под властью старшего брата
проживали его 20-летний средний брат со своей семьей,
10-летний младший брат, жена и дети самого домовлады­
ки. При этом старший сын достиг 25-летнего возраста.

Кто унаследует отцовскую власть после смерти отца семейства? Может ли старший сын умершего оказаться под властью своего дяди, который младше его по возрас­ту? Кто станет опекуном вдовы?

174. Под властью отца находились его жена, три их
взрослых сына со своими семьями (женами и детьми),
замужняя дочь (жившая в нестрогом браке) и две неза­
мужние дочери.

Сохранится ли эта семья после смерти домовладыки? Кто унаследует отцовскую власть и почему? Получит ли вдова статус лица своего права? Кто должен стать ее опекуном? Одинаково ли будет решен данный вопрос в древнем и в развитом римском праве?

175. У римского гражданина было четыре внука.
Один родился от сына, жившего вместе с отцом. Другой
родился в семье эманципированного сына. Третий был рожден дочерью, состоявшей в правильном браке. Чет­вертый — дочерью, состоявшей в нестрогом браке.

Какой внук находился под властью деда? Кто из вну­ков являлся его агнатом и кто — когнатом? Кто из внуков наследовал деду по цивильному праву? По преторскому праву?

176. Взрослые сыновья потребовали у отца раздела
имущества семьи на том основании, что оно является их
общей собственностью. Отец отказался, заявив, что все
сыновья — его подвластные, следовательно, они являют­
ся не субъектами права, а его объектами и поэтому не
могут иметь никаких прав.

Обоснованны ли юридически притязания сыновей? Прав ли их отец? Если не прав, то в чем именно?

177. В доме Павла проживали его жена, трое их
взрослых сыновей со своим женами и детьми, совершен­
нолетняя незамужняя дочь, несовершеннолетний пле­
мянник (сын старшего брата Павла), его усыновленный
сын, достигший 25 лет, и сын соседа, который был выдан
Павлу по ноксальному иску. В доме еще проживали 10
рабов и 7 рабынь со своими детьми. Павел владел также
20 лошадьми, 5 коровами и 15 козами.

Кто из членов семьи имел семейный статус? Кто из перечисленных являлся членами семьи Павла? Назовите категории подвластных. Кто из них был "в кулаке", кто — "во власти", а кто — "в манципии"? Как называ­лась такая семья? Что лежало в ее основе и что объединя­ло всех ее членов?

178. В доме Павла проживали его мать, жена, их дети
(25-летний сын со своей семьей, 15-летний сын с женой,
двое несовершеннолетних сыновей, незамужняя дочь
25 лет, разведенная дочь 20 лет и одна несовершеннолет­
няя дочь). Кроме того, под властью Павла находились его
средний и младший братья со своими семьями.

Кто из членов семьи являлся лицом своего права? Кто обладал полной гражданской право- и дееспособнос­тью? Находилась ли мать Павла под его опекой? Могли ли братья Павла стать домовладыками? Каков правовой статус совершеннолетних детей Павла?

179. Марк был убежденным холостяком и в 30 лет не
имел ни жены, ни детей. Все его родственники погибли
во время землетрясения.

Считался ли Марк отцом семейства и домовладыкой? Имел ли он семейный статус? Являлся ли он лицом свое­го права?

180. Тиция состояла в правильном браке с Сеем.
Детей у них не было. Во время эпидемии умерли и муж
Тиции, и другие ее родственники.

Можно ли считать Тицию лицом своего права? Должна ли быть установлена над ней опека? Как решался этот вопрос в классическом и постклассическом праве? Могла ли женщина иметь статус домовладыки? Что озна­чает выражение "женщина — это конец и начало своей семьи"?

181. Подвластный сын по приказу своего отца приоб­рел владение брошенным земельным участком. Кроме того, сын втайне от отца взял в долг крупную сумму

денег.


Кто в этой семье является лицом своего права и кто — лицом чужого права? Отражалось ли подвластное состояние на публично-правовом статусе лица? Имели ли лица чужого права частную право- и дееспособность? Какие сделки и на каком основании были вправе совер­шать подвластные? На чье имя могло быть приобретено владение в данном случае? В чью пользу тек срок приоб-ретательной давности? Отвечал ли глава семьи по сдел­кам своих подвластных, совершенных без его ведома?

182. Под властью Марка находились его мать, жена, трое взрослых сыновей со своими женами (двое — в строгом браке, один — в нестрогом) и детьми, замужняя дочь (состоявшая в нестрогом браке), племянник и дочь умершего друга Марка. Кроме того, под властью Марка в доме проживали его младший брат со своей семьей (в строгом браке), рабы и домашние животные.

Кто из членов этой семьи являются агнатами, а кто — когнатами? Что представляет собой агнатическое и ког­натическое родство? Какое родство имеет правовое зна­чение? Что является основой системы агнатического род­ства? Могут ли два лица быть одновременно и агнатами, и когнатами? Какое родство имело преимущественное значение в древнем римском праве, а какое — в разви­том? В какой период развития римского права когнати­ческое родство стало играть основную роль? Кем счита­лись агнаты в развитом римском праве?

183. Луция жила с Тицием в нестрогом браке. Они


проживали в доме отца Тиция вместе с его братьями и
сестрами. У Луции и Тиция было трое детей.

Являлась ли Луция агнаткой в семье своего мужа? Под чьей властью она находилась? Была ли она лицом своего права? Имела ли Луция когнатических родствен­ников в семье мужа? Чьими агнатами являлись их дети? Каково соотношение между законным и естественным родством?

184. Под властью Сея проживали его мать, жена, их
дети (двое сыновей со своими женами и детьми), усынов­
ленный брат и две родные сестры Сея, сын и дочь его
умершего старшего брата, младший брат Сея со своей
женой и двумя сыновьями.


Как велся счет родства в агнатической семье? Опре­делите степени агнатического родства на примере данной семьи. Совпадают ли степени родства в агнатической и когнатической системах? Когда начался процесс вытес­нения агнатического родства когнатическим? В какой правовой системе когнатическое родство имело преиму­щественное значение? Кто сыграл решающую роль в ут­верждении кровного родства?



К теме 13

185. В римском праве действовал принцип, согласно которому брак должен заключаться по взаимному жела­нию сторон. Однако отец семейства выбрал сыну невесту вопреки его воле. Сын наотрез отказался жениться, но отец пригрозил лишить его наследства. Эта угроза приве­ла к тому, что сын согласился на нежеланный брак.

Действителен ли данный брак по цивильному и по пре-торскому праву? Можно ли в подобных случаях утверж­дать, что сделка была совершена под влиянием насилия (угрозы)? Могли ли в принципе подвластные отказаться от брака, решение о котором принял домовладыка?

186. Римская семейная пара была захвачена в плен, и


супруги были обращены в рабов. В плену женщина забе­
ременела от своего законного мужа и родила ребенка.
Через два года родственникам удалось выкупить эту
семью из рабства, и они втроем вернулись в Рим.

Считается ли рожденный в плену ребенок законно­рожденным, т.е. рожденным в правильном браке? Как решился бы этот вопрос в древнем и в развитом римском праве? Если бы муж умер в плену, чей статус должен был наследовать ребенок? Подпадал ли рожденный в плену под отцовскую власть? Если нет, то какие последствия это могло иметь для ребенка?

187. Отец Тиции и отец Марка договорились об их
браке. Заключению брака предшествовала помолвка, во
время которой отец Марка внес задаток в сумме 10 000
ассов. Вскоре отец Тиции нашел для нее более выгодную
партию и отказался от брака своей дочери с Марком.

Что представляла собой помолвка? В какой форме она заключалась? Как изменился ее характер в классичес­ком и постклассическом праве? Каковы последствия одностороннего разрыва помолвки? Как это расценива­лось с правовой точки зрения? Как будет решено данное дело? Как бы оно было решено, если бы отказ вступить в брак исходил от домовладыки жениха? Мог ли односто­ронний отказ от помолвки привести к бесчестью?

188. Отец Павла и дед Гортензии собрались поже­
нить молодых людей и заключили помолвку. Через не­
сколько месяцев холостой дядя Гортензии, живший под
властью своего отца, выразил желание жениться на се­
стре Павла.

Возможен ли этот брак? Какие отношения между двумя семьями порождала помолвка? Как расценивалось убийство женихом невесты или невестой жениха?

189. Антоний и Юлия вступали в брак. Брак был
заключен в храме посредством особого религиозного об­
ряда — совместного потребления полбы.

В какой брак вступали Антоний и Юлия — с властью мужа или без власти мужа? К какому сословию принад­лежали молодожены? Кто мог заключить брак в этой форме и какие последствия это имело для супругов и ихдетей? Когда исчез такой обряд заключения брака и с чем это связано? Какая форма вступления в брак утвердилась в развитом римском праве?

190. Тит и Лариса вступали в брак. Брак был заклю­
чен посредством коёмпции — воображаемой покупки
женихом невесты.

В какой брак вступали молодожены — с властью мужа или без власти мужа? Какой характер имеет подоб­ная форма заключения брака — светский или религиоз­ный? К какому сословию римских граждан принадлежа­ли жених и невеста? Чем еще, кроме формы заключения брака, являлся обряд воображаемой покупки? Когда ис­чезла такая форма вступления в брак?

191. Марий и Октавия вступили в брак без власти
мужа. Через год совместной жизни отец Мария объявил
Октавии, что теперь она состоит с Марием в правильном
браке и находится под властью своего мужа и его отца.

Правомерно ли заявление отца Мария? Мог ли не­строгий брак автоматически трансформироваться в стро­гий? Какой институт гражданского права использовался в этих целях? Как можно было избежать превращения нестрогого брака в строгий? Почему нестрогий брак пользовался в Риме большей популярностью, чем стро­гий? В чем причина вытеснения брака с властью мужа браком без власти мужа? В чем заключаются основные различия между строгим и нестрогим браком?

192. Марк и Ливия вступили в брак. Отец Марка
эманципировал сына. Ливия получила статус матери се­
мейства. Вскоре Марк был избран на должность цензора.

Какой вид брака мог дать женщине статус матери семейства? Что это для нее означало? Могла ли получить подобный статус жена подвластного? Под чьей властью находилась женщина, вступившая в правильный брак, если ее муж сам был подвластным?

193. Муж и жена жили в строгом браке. Через десять
лет совместной жизни муж лишился рассудка и был при­
знан умалишенным. Жена выразила желание развестись,
поскольку не хотела жить с безумным.

248


Правомерно ли требование женщины? В каких слу­чаях жена имела право на развод в браке с властью мужа? Можно ли расторгнуть брак с безумным?

194. У близких друзей — Октавия и Антония — почти одновременно родились дети (сын и дочь). Сразу же после рождения детей отцы договорились, что по до­стижении совершеннолетия их дети вступят в брак. Когда дочери Антония было 8 лет, все ее родные погибли во время наводнения. Октавий взял девочку к себе в дом в качестве будущей невестки.

Имел ли Октавий право поступать подобным обра­зом? Должен ли он удочерить девочку или оформить над ней опеку? Когда сын Октавия и дочь Антония могут вступить в брак — в день 12-летия невесты или в день 14-летия жениха? Если бы сын Октавия остался сиротой, мог ли Антоний взять его к себе в дом в качестве будуще­го зятя? Мог ли Антоний усыновить мальчика, а потом женить его на своей дочери? Почему в Риме жена должна была жить в доме мужа? Что представлял собой обряд введения невесты в дом жениха? Приводило ли это к автоматическому заключению строгого брака?

195. Марк усыновил малолетнего сына своего погиб­шего друга. Мальчик до своего совершеннолетия прожи­вал в доме Марка, а в 14 лет Марк эманципировал его. После эманципации юноша выразил желание жениться на 12-летней дочери Марка.

Возможен ли этот брак? Лица каких степеней родства не могли вступать в брак? Имел ли в этом отношении значение вид родства — агнатическое или когнатичес­кое? Как расценивался брак между родственниками? До­пускались ли браки между свойственниками? Имела ли значение эманципация для возможности заключить брак с бывшей агнаткой (агнатом)?

196. Отец Луции заставил ее выйти замуж за Павла. По желанию обоих домовладык был заключен брак с властью мужа. Через некоторое время Луция сбежала от Павла и укрылась в доме своего родного дяди. Павел обратился к претору с просьбой дать формулу иска. После того как по решению суда Луция была возвращена в дом мужа, Павел заковал ее в кандалы и посадил в домашнюю тюрьму.

Правомерны ли действия Павла? Формулу какого иска дал ему претор? Мог ли муж продать жену в кабалу, применить к ней телесные наказания и даже убить, если жена состояла с ним в строгом браке? Могла ли женщина укрыться в доме своего отца?

197. Октавия была эманципирована своим отцом и до


замужества являлась лицом своего права. Вступив в пра­
вильный брак с Тицием, она принесла в дом мужа богатое
приданое. Кроме того, к свадьбе отец подарил ей 40 рабов
и земельный участок. После свадьбы отец Тиция объявил
Октавии, что все ее имущество отныне принадлежит ему
как домовладыке и он намерен продать все принесенное
невесткой, чтобы покрыть свои долги.

Правомерно ли заявление отца Тиция? Могла ли жен­щина в принципе быть лицом своего права и иметь собст­венное имущество? Менялся ли ее статус, если она всту­пала в брак с властью мужа? Кто становился собственни­ком имущества женщины, вступившей в строгий брак? Кому принадлежали дары, полученные женщиной во время брака?

198. Марк и Лариса жили в правильном браке. Марк
был подвластным своего отца, как и его мать, двое бра­
тьев и три сестры. Детей у Марка и Ларисы не было. Во
время войны вся семья отца Марка была уведена в рабст­
во. Ларисе удалось избежать пленения, поскольку в тот
день она гостила у своего отца. Когда она узнала о судьбе
семьи своего мужа, то объявила себя вдовой и единствен­
ной наследницей всего имущества.

Правомерно ли заявление женщины? Означало ли обращение мужа в рабство автоматическое прекращение брака? Являлась ли Лариса агнаткои семьи своего мужа и какие последствия это имело с точки зрения наследствен­ного права? Если бы у Марка и Ларисы были дети, в каких долях должно было распределяться наследство между ними? Являлась ли Лариса наследницей своего отца и членов своей прежней семьи?

199. Марий и Антония вступили в брак без власти
мужа. Через некоторое время Антония заключила с
мужем договор аренды земельного участка, подаренного
ей братом. Марий регулярно выплачивал жене арендную
плату.

Действительна ли подобная сделка? Предполагал ли брак без власти мужа возможность заключения между супругами гражданско-правовых договоров? Какие сдел­ки было запрещено совершать супругам и почему? Когда этот запрет был отменен? В чьей собственности находи­лось имущество женщины, состоявшей в браке без влас­ти мужа? На ком лежали издержки общей семейной жизни?

200. Клавдий и Луция жили в нестрогом браке. Отец Луции поссорился с Клавдием и решил, что его дочь должна развестись с мужем. По настоянию отца Луция была вынуждена вернуться в нему в дом. Клавдий обра­тился к претору с жалобой. Отец Луции также обратился к претору с просьбой дать ему формулу иска.

Какое решение примет претор? Какой интердикт за­щищал интересы мужа? Какой иск мог предъявить отец женщины, состоявшей в нестрогом браке, если он хотел вернуть дочь в свой дом? В чьей власти находилась жен­щина в браке без власти мужа? Изменялся ли ее статус в замужестве, если она была лицом своего права? В какой семье она выступала в качестве наследницы?

201. При заключении брачного договора было обу­словлено, что приданое возвращается жене в полном объеме, если развод будет инициирован мужем без вины жены.

Имела ли жена право от собственного имени заявить иск о возврате приданого? Если бы не было брачного договора, могла ли жена требовать возвращения прида­ного, если развод имел место по инициативе мужа и без ее вины? Возвращалось ли приданое жене в строгом браке? Возвращалось ли приданое, если развод был ини­циирован женой (и имела ли она право на такую инициа­тиву) или совершался по ее вине? Возвращалось ли при­даное в браке без власти мужа после смерти жены?

202. Муж и жена, жившие в нестрогом браке, разве­лись, и муж отказался вернуть жене приданое. Тесть за­явил, что приданое принадлежит ему, поскольку дочь является его подвластной. Однако женщина утверждала, что она — лицо своего права и именно ей принадлежит правомочие вчинить иск о возврате приданого.

Правомерно ли заявление женщины? Приводил ли брак без власти мужа к освобождению жены от отцов­ской власти? Мог ли муж не вернуть приданое? Кому принадлежит право на иск — бывшей жене или ее отцу? Кому принадлежит само приданое?

203. Муж и жена, состоявшие в строгом браке, раз­
велись по требованию свекра — домовладыки мужа.
При заключении брака приданое было передано именно
свекру.

Имеет ли жена право на возврат приданого? Каковы законные удержания мужа из приданого? Кто в данном случае должен выступать ответчиком по иску из прида­ного — бывший муж или его отец?

204. Женщина была выдана замуж против своей
воли. По решению домовладык мужа и жены был заклю­
чен строгий брак. В скором времени жена изменила мужу
и заявила, что не желает жить с ним.

Может ли женщина, состоящая в строгом браке, раз­вестись по своей инициативе? Если инициатива развода будет исходить от мужа или его отца, как в данном случае решится вопрос с приданым?

205. Римский гражданин был осужден в уголовном
процессе к изгнанию, лишению римского гражданства и
получил статус перегрина без отечества. Его жена, состо­
явшая с ним в строгом браке, заявила о разводе и вышла
замуж за другого.

Приводила ли утрата римского гражданства к авто­матическому прекращению брака? Если да, то почему? Правомерны ли действия женщины? Имела ли она право на развод в данном случае? С кем должны остаться дети в подобной ситуации?

206. Октавия и Тиций жили в браке без власти мужа.
У них было трое несовершеннолетних детей. Через 10 лет
совместной жизни Октавия объявила Тицию о своем же­
лании развестись с ним.

Имела ли женщина в браке без власти мужа право на развод по своей инициативе? Имел ли мужчина такое право? По чьему настоянию мог быть расторгнут нестро­гий брак? Имели ли супруги право на развод по обоюд­ной инициативе? Как римское право относилось к свободе разводов? Существовали ли какие-то ограничения для развода в браке без власти мужа? С кем оставались дети после развода — с отцом или матерью?

207. Марк был эманципирован своим отцом и имел
статус лица своего права. Долгое время он поддерживал
близкие отношения с Клавдией, дочерью известной рим­
ской актрисы. В конце концов по настоянию матери
Клавдии Марк женился на ней.

Действителен ли подобный брак? С какими лицами было запрещено вступать в брак свободнорожденным римским гражданам? Какой закон установил этот запрет и с какой целью?

208. Павел прожил со своей женой 40 лет. Детей от
этого брака у него не было. Когда Павлу было 54 года,
его жена умерла. Во второй брак Павел не вступил.
Через три года умбр старший брат Павла, оставив его
своим единственным наследником по завещанию.
Почти одновременно Павел стал единственным закон­
ным наследником после смерти своего дяди по отцов­
ской линии.

Будет ли признано действительным завещание брата Павла? Сможет ли он реализовать свое право на законное наследство? Почему холостяки, вдовцы и вдовы брачно­го возраста были ограничены в наследственных правах?

209. Ликия и Октавий вступили во второй брак. От первого брака у Ликии было двое детей, у Октавия детей не было. Вскоре после свадьбы Октавий стал единствен­ным наследником по завещанию после смерти своего отца, а Ликия — единственной наследницей по завеща­нию после смерти своего деда.

Получат ли супруги завещанное им имущество? По­чему лица, состоявшие в браке, но бездетные, были огра­ничены в их наследственных правах? В чем специфика понятия бездетности в римском праве? Почему Ликия считалась бездетной?

210. Жена Павла Гортензия постоянно изменяла своему мужу. Павел знал об ее изменах, но не хотел разводиться с женой, так как фактически жил на средства из ее приданого. Отец Гортензии, узнав о поведении своей дочери, сообщил об этом претору.
Какой закон установил уголовную ответственность за прелюбодеяние? Какое наказание должно быть назначено Гортензии? Будет ли наказан Павел и за что? Как он дол­жен был поступить, чтобы избежать наказания? Привлека­лись ли мужчины к ответственности за прелюбодеяние? Если бы отец Гортензии, зная о прелюбодеянии дочери, не донес на нее, был бы он привлечен к ответственности?

211. Сенатор Марий долгое время проживал совмест­


но с либертинкой Ликией. У них родилось пятеро детей.

Почему Марий и Ликия не могли вступить в закон­ный брак? Что представляет собой конкубинат? Счита­лось ли конкубинатом сожительство дочери сенатора и либертина? Когда и каким правовым актом был узаконен конкубинат? Кем считались дети Мария и Ликии — за­коннорожденными или внебрачными? Являлись ли они законными наследниками своих родителей? Можно ли было узаконить таких детей? Имела ли конкубина на­следственные права после смерти своего фактического мужа?

К теме 14

212. Тиций и Ливия жили в строгом браке. У них


было пятеро детей — три сына и две дочери.

Какое место занимала Ливия в семье мужа? Что озна­чают понятия "дочь своего мужа" и "сестра своих детей"? Чем отличались отношения между матерью и детьми в браке без власти мужа? Кому принадлежит основная роль в устранении юридического отчуждения матери и детей? Совпадал ли юридический статус матери с ее фактичес­ким положением? Если Тиций умрет, кто должен стать опекуном его вдовы? Какие изменения в отношениях между матерью и детьми произошли в классическом праве? Что означает понятие "материнское имущество"?

213. В семье Павла родился сын. Поскольку в семье
было уже 9 детей и семья жила бедно, Павел принял
решение продать своего новорожденного сына в рабство.
Через несколько лет материальное положение семьи
улучшилось, и Павел захотел выкупить своего сына об­
ратно, однако собственник отказался продать ребенка
отцу.

Как решить данный казус? Имел ли право покупатель ребенка отказаться продать его обратно? Имел ли Павел право продавать в рабство своих детей? Распространя­лось ли это право на детей любого возраста и на жену (как на дочь своего мужа)? Какими случаями было огра­ничено право домовладыки на продажу в рабство своих подвластных?

214. У Марка в браке без власти мужа родилась дочь.
Поскольку Марк подозревал свою жену в измене, он не
признал новорожденную. Девочка была сброшена со скалы.

Правомерен ли поступок Марка? Что представлял собой институт эксплозии в древнем римском праве? Имел ли здесь значение вид брака, в котором состояли родители новорожденного ребенка? Если Марк сам яв­лялся подвластным, то должны ли его дети признаваться домовладыкой Марка? Когда был упразднен институт эксплозии и как он стал расцениваться?

215. Чтобы рассчитаться с кредиторами и не стать
неоплатным должником, Октавий продал в рабство свое­
го женатого сына, несовершеннолетнего племянника и
совершеннолетнюю незамужнюю дочь. Ранее он уже три
раза продавал в рабство своего совершеннолетнего неже­
натого сына, а теперь продал его уже в четвертый раз.

Правомерны ли действия Октавия? Что по этому по­воду предписывали Законы XII Таблиц? Какие последст­вия будут иметь действия Октавия для его детей?

216. С разрешения отца его подвластный сын посту­
пил на военную службу. Во время войны он приобрел
богатые трофеи и после возвращения с военной службы
купил имение. Его отец тем временем разорился и стал
неоплатным должником.

Вправе ли отец расплатиться с кредиторами имением сына без его согласия? Могут ли кредиторы потребовать от претора наложить взыскание на имущество сына? Как на­зывается это имущество и каково его правовое положение?

217. Отец выделил пекулий своему подвластному
сыну. Сын сразу начал распродавать имущество, выде­
ленное в пекулий. Отец знал об этом, но не чинил сыну
никаких препятствий, поскольку сам уже почти разорил­
ся и осознавал, что все равно все его имущество должно
отойти к кредиторам.

Можно ли расценивать поведение отца как действия во вред кредиторам? Что означает понятие "трибуторный иск"?

218. Под властью Мария находились его старший
женатый сын, два несовершеннолетних сына и совершен­
нолетняя незамужняя дочь. По решению коллегии понти­
фиков старший сын Мария получил звание Верховного
жреца, а дочь — звание весталки.

Какой характер имела отцовская власть? Каким обра­зом она могла быть отменена против воли самого домо-владыки? Кто остался под властью Мария после решения коллегии понтификов? Сохранился ли брак старшего сына после получения им звания Верховного жреца? Могла ли замужняя женщина стать весталкой?

219. Отец, совершая обряд эманципации старшего
сына, произвел однократную мнимую продажу его в раб­
ство в присутствии семи свидетелей.

Стал ли старший сын лицом своего права в результа­те действий отца? Какие требования предъявляло ци­вильное право к процедуре эманципации старшего сына? В чем причина особой строгости при эманципации стар­шего сына? Требовалось ли согласие самого эманципиру-емого для производства эманципации?

220. Домовладыка решил эманципировать младшего
сына, взрослую замужнюю дочь и совершеннолетнего
внука. Замужняя дочь была эманципирована в результате
троекратной мнимой продажи в рабство, внук — в ре­
зультате двукратной, а младший сын — в результате
однократной. Все эти действия производились в присут­
ствии пяти свидетелей и весовщика.

Все ли названные лица были эманципированы пра­вильно? Какие требования предъявляло цивильное право к процедуре эманципации свободных подвластных (кроме старшего сына)?

221. Павел долгое время сожительствовал с одной из
своих рабынь и прижил с нею четверых детей. Рабыня
умерла, и Павел захотел узаконить своих внебрачных
детей.

Могли ли быть узаконены дети Павла? Что он дол­жен был сделать, чтобы узаконение стало возможным?

Какие дети подлежали узаконению? Когда возник этот институт? В каких формах производилось узаконение? Чем узаконение отличается от усыновления?

222. Отец семейства, не имевший собственных сыно­


вей, решил усыновить своего дальнего родственника, яв­
лявшегося лицом своего права. В этих целях он произвел
троекратную манципацию своего родственника в присут­
ствии четырех свидетелей и весовщика.

Будет ли действительно усыновление с точки зрения цивильного права? В каких целях совершалось усыновле­ние (особенно усыновление правоспособных лиц муж­ского пола)? Существовало ли в римском праве удочере­ние? Какой должна была быть процедура усыновления лица своего права? Лица чужого права?

223. Домовладыка, не имевший собственных сыно­
вей, решил усыновить мужа своей дочери, состоявшей в
браке без власти мужа. Он произвел манципацию своего
зятя в присутствии пяти свидетелей и весовщика.

Действительно ли такое усыновление? Каковы его последствия? Кем стали по отношению друг к другу муж и жена в результате этих действий отца семейства? Что он должен был сделать, чтобы избежать негативных пос­ледствий подобного усыновления?

224. В 55 г. до Р.Х. отец решил эманципировать свою
взрослую незамужнюю дочь. Он совершил обряд эман­
ципации в присутствии пяти свидетелей и весовщика.

Действителен ли обряд эманципации? Стала ли дочь лицом своего права в результате эманципации? Каковы были бы последствия данных действий отца семейства, если бы этот казус имел место, например, в 349 г. от Р.Х.?

225. Одной из функций римских жрецов-понтификов
являлось наблюдение за "сохранностью старинных рим­
ских патрицианских родов".

Зачем требовалось обязательное присутствие понти­фика при усыновлении?

226. По достижении совершеннолетия усыновлен­
ный стал доказывать, что, если бы в момент усыновления
он являлся лицом своего права и был способен опреде­
лить собственную выгоду, он никогда бы не согласился с
актом усыновления.
9 Практикум по римскому частному праву

Является ли такое утверждение усыновленного осно ванием принуждения домовладыки к эманципации?

227. Муж оставил завещание, в соответствии с кото
рым опекуном его подвластной жены и троих несовер­
шеннолетних детей назначался младший брат мужа
После смерти супруга жена оспорила завещание, заявив
что свободнорожденная женщина, имеющая троих детей'
является лицом своего права и не должна находиться под
опекой.

Правомерно ли заявление вдовы? В какой период развития римского права женщина могла иметь статус лица своего права? Как будет решен данный казус? Как он был бы решен, если бы речь шла не о свободнорож­денной римской гражданке, а о вольноотпущеннице? Какие виды опеки существовали в римском праве? Какой из них является самым древним? Над кем устанавлива­лась опека?

228. Домовладыка в завещании установил, чтобы
опекуном его детей, минуя ближайшего агната, стал
"преданный мне раб Панфил, которого я тем самым от­
пускаю на волю".

Законно ли назначение опекуном вольноотпущенни­ка, а не ближайшего агната? Будет ли действительно за­вещание домовладыки?

229. Муж составил завещание, в соответствии с кото­
рым после его смерти опекуном его жены становился ее
деверь (младший брат мужа). В момент смерти мужа его
младший брат являлся несовершеннолетним.

Мог ли несовершеннолетний агнат осуществлять опеку над взрослой женщиной?

230. Муж в завещании на случай своей смерти назна­
чил своей жене опекуна — своего родного дядю. После
смерти мужа его вдова не захотела иметь в качестве опе­
куна дядю мужа, назначенного в опекуны по завещанию.
Вдова хотела иметь опекуном своего старшего сына.

Законно ли такое желание вдовы? Имело ли оно за­щиту в цивильном или преторском праве? Какие дейст­вия должна была предпринять женщина, чтобы сменить личность своего опекуна?

231. Самовластный римский гражданин, глава семей­
ства, имевший под своей властью жену, троих совершен-
нОлетних сыновей, двух несовершеннолетних дочерей и
своего младшего брата с его женой и детьми, пристрас­
тился к азартным играм. Его пагубная страсть поставила
семью на грань разорения. Члены семьи обратились к
претору.

Какое решение примет претор? В чем суть института попечительства? Чем оно отличается от опеки? Кто мог стать попечителем? Над кем оно могло быть установле­но? В чем заключались обязанности попечителя и его ответственность?



К теме 15

232. Цицерон, рассуждая о природе вещей, писал, что


есть вещи, которые существуют, и вещи, которые мыс­
лятся. В Дигестах Юстиниана сказано, что название
"вещь" охватывает и юридическое отношение, и право,
т.е. это и право, и телесный предмет.

О каком делении вещей идет речь в приведенных высказываниях? Какое деление вещей в римском праве можно считать основным? Какие вещи относились к раз­ряду бестелесных? Почему наследство считалось бесте­лесной вещью, а право собственности — телесной?

233. Гражданин одной из латинских общин продал
члену другой латинской общины участок земли, находя­
щийся на берегу реки. Продавец уверил покупателя, что

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница