Дв 1 Особенности психологического поведения человека в чрезвычайных ситуациях



Скачать 239.17 Kb.
Дата30.04.2016
Размер239.17 Kb.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Б3.ДВ.6.1 Особенности психологического поведения человека в чрезвычайных ситуациях
Общие сведения

1.

Кафедра

ФКСиБЖД

2.

Направление подготовки

100400.62 Туризм. Профиль: технология и организация туроператорских и турагентских услуг

3.

Дисциплина (модуль)

Б3.ДВ.6.1 Особенности психологического поведения человека в чрезвычайных ситуациях

4.

Тип заданий

Кейс-задание

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

3


Перечень компетенций

ОК-13 - владение основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, иных ситуаций в туристской деятельности.


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания:

- сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях;

- психологическую готовность людей к чрезвычайным ситуациям;

- групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях;

- понятие «паника»;

- профилактику панических реакций;

- информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях


Умения:

- правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях и взаимодействовать с людьми как условие успешности их профессиональной и общественной деятельности;

- разумно и правильно общаться.


Навыки: взаимодействия с людьми.



Этапы формирования компетенций

ДЕ-1. Структуры и виды общения

ДЕ-2. Механизмы межличностного восприятия

ДЕ-3. Общение в конфликтных ситуациях


Шкала оценивания


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание

Опросник позволяет изучить способы и стратегии психологического преодоления негативных ситуаций. Стратегия преодоления — актуальный ответ личности на требования негативной ситуации. Стратегия представляет собой комбинацию способов преодоления, которые определяются как действия человека, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, и разворачиваются в когнитивной, поведенческой или эмоциональной сферах.



Бланк опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС)

Инструкция: Подумай, что ты делаешь, когда случаются негативные ситуации (это ситуации, когда ты сталкиваешься с определенными трудностями, которые вызывают неприятные переживания, ты чувствуешь внутреннее напряжение и беспокойство). Отметь в бланке для ответов (х) те способы преодоления, которые ты используешь в негативных ситуациях.








Способы преодоления



Имеют место

никогда

редко

иногда

часто

очень часто

1

Больше уделяю внимания и времени друзьям, своей семье



0

1

2

3

4

2

Стремлюсь уединиться, чтобы обдумать свою ситуацию, найти выход

0

1

2

3

4

3

Стремлюсь к встрече и общению с людьми, которые пережили то же, что и я

0

1

2

3

4

4

Ищу информацию, которая касается ситуации, и/или обращаюсь за помощью к специалистам (психологу, врачу, педагогу и т.д.)

0

1

2

3

4

5

Ищу кого-то, кто может выслушать и понять, поддержать

0

1

2

3

4

6

Стараюсь переключить внимание и думать о чем-нибудь другом

0

1

2

3

4

7

Пессимистично оцениваю ситуацию, ее последствия и свое состояние

0

1

2

3

4

8

Принимаю ситуацию как нечто неизбежное: «То, что случилось, - судьба»

0

1

2

3

4

9

Стараюсь преуменьшить серьезность ситуации: «Не так-уж все плохо, в сущности, мои дела идут хорошо»

0

1

2

3

4

10

Стараюсь сохранять самообладание, контролирую свои эмоции как в общении с друзьями, так и наедине с собой

0

1

2

3

4

11

Подшучиваю над собой (своим состоянием и ситуацией)

0

1

2

3

4

12

Пытаюсь разобраться в том, что произошло, анализирую ситуацию

0

1

2

3

4

13

Сравниваю себя с другими людьми или свою ситуацию с ситуациями, имевшими место в прошлом

0

1

2

3

4

14

Ищу поддержку в религии, обращаюсь к Богу

0

1

2

3

4

15

Все время думаю о своей ситуации. Мысли заняты только ею

0

1

2

3

4

16

Ищу смысл в случившемся: ситуация - шанс увидеть новые возможности, изменить жизненные установки, ценности

0

1

2

3

4

17

Положительно оцениваю свое поведение, вспоминаю прошлые успехи

0

1

2

3

4

18

Жалею себя, возмущаюсь: «Почему именно я?», «Почему это случилось именно со мной?»

0

1

2

3

4

19

Выражаю чувства, вызванные ситуацией: печали, страха, злости, отчаяния, уныния. Плачу

0

1

2

3

4

20

Подавляю в себе чувства, вызванные ситуацией. Делаю вид, что меня ситуация не беспокоит

0

1

2

3

4

21

Уверяю себя в том, что ситуация может быть преодолена и все будет хорошо

0

1

2

3

4

22

Доверяю людям, помогающим в преодолении ситуации: «Они знают, что делают»

0

1

2

3

4

23

Отказываюсь от попыток исправить ситуацию: «Думаю, что все бесполезно»

0

1

2

3

4

24

Обвиняю себя в случившемся: «Ничего лучшего я не заслуживаю», «Сам виноват»

0

1

2

3

4

25

Ищу виновных, выражаю раздражение, злость, ярость по отношению к другим

0

1

2

3

4



Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний
Ключ к опроснику СПНС

Наименование шкалы

Пункты, составляющие шкалу

Количество пунктов

Поиск поддержки

3,4,5, 14,22

5

Повышение самооценки

1,6,8,9, 11,17,20,21

8

Самообвинение

7, 15,18,23,24

5

Анализ проблемы

2, 10, 12, 13, 16

5

Поиск виновных

-10, 18,19,25

4

Для получения «сырых» показателей по шкале нужно просуммировать ответы респондента на каждый пункт, входящий в шкалу.



Пункт 18 входит в шкалы «самообвинение» и «поиск виновных», пункт 10- в шкалы «анализ проблемы» и «поиск виновных» (пункту в этой шкале присваиваются обратные значения, т.е. баллам 0, 1,2,3,4 присваиваются, соответственно, значения 4, 3,2,1, 0.
Результаты стандартизации опросника СПНС

Психологические нормы (в баллах) по шкалам опросника СПНС





Шкалы

Стандартные оценки

(М±а)

1

Поиск поддержки

7,987±3,674

2

Повышение самооценки

15,766±4,459

3

Самообвинение

7,714±3,479

4

Анализ проблемы

11,733±3,О81

5

Поиск виновных

6,212±2,965


Таблица перевода «сырых» баллов в стены по шкалам опросника СПНС


Уровни

Стены

«Сырые» баллы по шкалам





Поиск поддержки

Повышение самооценки

Самообвинение

Анализ проблемы

Поиск виновных

Низкий

1

0

3-7

0

2-5

0




2

1-2

8-9

1-2

6-7

1




3

3-4

10-11

3

8

2-3

Средний

4

5-6

12-13

4-5

9-10

4




5

7

14-15

6-7

11

5-6




6

8-9

16-17

8-9

12-13

7




7

10-11

18-20

10

14

8-9

Высокий

8

12-13

21-22

11-12

15-16

10




9

14-15

23-24

13-14

17

11-12




10

16 и более

25 и более

15 и более

18 и более

13 и более


Описание шкал

Общий показатель по каждой шкале подсчитывается путем сложения баллов (ключ приведен в Приложении 2), затем осуществляется перевод «сырых» баллов в стены (Приложение 3).

Шкала «поиск поддержки» (5 пунктов). К шкале относятся пункты: обращение за поддержкой, солидарность, поиск выхода из ситуации (поиск информации и обращение к специалистам), пассивное сотрудничество, религиозность (обращение к Богу).

Юноши и девушки, выбирающие в качестве доминирующей в негативных ситуациях стратегию преодоления «поиск поддержки», характеризуются ведомостью и экстернальным локусом контроля.

Низкие показатели по данной шкале свидетельствуют об избегании социальных контактов в стрессовых ситуациях. У респондентов этой группы может наблюдаться проблема взаимозависимости и сложностей в коммуникативной сфере, восприимчивость к ряду заболеваний [9, 18, 24].

Стратегия «поиск поддержки» является одним из самых мощных копинг-ресурсов в преодолении негативных ситуаций: смягчает влияние негативных ситуаций, сохраняет здоровье и благополучие человека. В то же время она может иметь не только положительный эффект, но и отрицательный. Отрицательный эффект связан с чрезмерным и неуместным оказанием поддержи, поиском поддержки, что может привести к потере чувства контроля и к беспомощности у человека, находящегося в стрессовой ситуации, перекладыванием ответственности за разрешение ситуации на других.

Шкала «повышение самооценки» (8 пунктов). Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что усилия человека, находящегося в стрессовой ситуации, направлены на повышение самооценки за счет акцента на прошлые успехи и достижения. Главные усилия прилагаются на уход из поля проблемной ситуации путем переключения внимания на что-то другое или кого-то другого (на семью и близких). Межличностные контакты, «принятие других» и участие в их жизни помогает справиться с негативной ситуацией, а также повысить свою самооценку. Таким образом, стремление человека в трудные минуты жизни погружаться в заботы о других людях свидетельствует об обесценивании собственных проблем и о желании укрепления самооценки.

Шкала положительно коррелирует со шкалой «эмоциональный комфорт» опросника СПА. Эмоциональный комфорт достигается путем принятия ситуации как неизбежной, через «преуменьшение ее серьезности», юмора и самоиронии, оптимистической позиции, а также подавления негативных чувств и контроля над ними. В негативной ситуации достаточно тяжело поддерживать оптимистическую позицию. Возможно, здесь речь идет о так называемом «наивном» или «подчеркнутом» оптимизме, который возникает, когда человек прилагает определенные усилия, чтобы чувствовать себя хорошо.

Шкала «самообвинение» (5 пунктов). Респондент, у которого превалируют показатели по данной шкале, в стрессовых ситуациях на поведенческом уровне склонен уходить от проблемы, отказываться от попыток исправить ситуацию, отличается «смирением». Основная активность разворачивается в когнитивной и эмоциональной сферах. Это проявляется в «постоянных мыслях о случившемся», сочетающихся с пессимистическим отношением к происходящему. Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как состояние эмоционального дискомфорта. Респондент склонен искать причину случившегося в себе и обвинять себя, характеризуется «неприятием себя». Обвинения носят характер возмущения и жалости к себе. В целом данная стратегия относится к дезадаптивным.

В психологической литературе «самообвинение» рассматривается как пассивный и наименее эффективный способ преодоления негативных ситуаций [9]. Эта стратегия положительно связана со стратегией «поиск виновных». В трехфакторной структуре опросника два фактора объединены в один— «возмущение и жалость к себе». Таким образом, обе шкалы характеризуют эмоциональные стратегии преодоления, но имеют разную направленность: на себя и на других. Юноши и девушки связывают обвинение себя в случившемся и обвинение других, что может характеризовать эту стратегию как поиск ответа на вопрос «Кто виноват?» В зависимости от того, как человек отвечает на этот вопрос — «Я сам виноват, ничего лучшего я не заслуживаю» или «Виноваты другие», -предпочтение отдается одной из двух стратегий преодоления.

Шкала «анализ проблемы» (5 пунктов). Данная стратегия преодоления характеризуется как адаптивная. Респондент, у которого преобладает эта стратегия, отличается стремлением к уединению с целью обдумать возникшую проблемную ситуацию и найти выход. Проблемная ситуация рассматривается как шанс увидеть новые возможности, изменить жизненные установки и ценности (нахождение смысла случившегося). Стратегия дает возможность обрести чувство контроля над ситуаций и над собственной жизнью в целом. В анализе проблемной ситуации присутствует сравнение себя с другими людьми, а также ситуациями, имевшими место в прошлом, что отчасти помогает повысить самооценку и придает силы. Отношение к социальной поддержке можно охарактеризовать как «пассивное сотрудничество», т.е. не поиск поддержки, а ее принятие. Социальные контакты характеризуются доверием и принятием помощи: «Доверяю людям, способным оказать поддержку и помощь, они знают, что делают». Данную стратегию выбирают скорее личности со склонностью к доминированию и с внутренним контролем. Эмоциональное состояние характеризуется как достаточно устойчивое, человек сохраняет самообладание, контролирует свои эмоции как наедине с собой, так и с близкими.

Шкала «поиск виновных» (4 пункта). Высокие баллы поданной шкале свидетельствуют о том, что респондент ищет причину случившегося вовне. При этом отмечается склонность к выражению раздражения, злости и ярости, направленных на других (агрессивные формы проявления эмоций). Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как дискомфортное, с присутствием постоянной «эмоциональной разрядки», жалости к себе, возмущения: плача, выражения печали, отчаяния, уныния, страха. Эмоции не контролируются ни наедине с собой, ни в присутствии друзей и близких. Респондент характеризуется снятием с себя ответственности за происходящее, перекладыванием ее на других и на ситуацию в целом, а также снижением внутренних требований к нормам своего поведения. Шкала положительно коррелируете дезадаптированностью личности, внешним контролем, неприятием себя и других (связь с неприятием других выше, чем с неприятием себя).


Вопросы к зачету

  1. Место психологии общения в подготовке специалиста безопасности жизнедеятельности.

  2. Определение психических процессов. Их значение в изучении психологии общения.

  3. Познавательные психические процессы и их значение в изучении психологи общения человека.

  4. Эмоциональные психические процессы. Свойства и особенности, учитываемые в общении.

  5. Волевые процессы. Виды волевых актов. Значение изучения особенностей волевых актов в общении человека.

  6. Виды ощущений. Характеристика особенностей проявления ощущений в общении человека.

  7. Восприятие. Разновидности восприятия. Пути развития восприятия в общении человека.

  8. Внимание. Особенности внимания, учитываемые в процессе общения.

  9. Представление и воображение, их свойства. Значение развития представлений и воображения человека.

  10. Память. Особенности памяти человека.

  11. Речь. Виды речи. Особенности развития речи человека.

  12. Мышление. Свойства мышления, проявляемые человеком в общении.

  13. Закономерности проявления эмоций человека в общении.

  14. Разновидности эмоций, проявляемых человеком в общении.

  15. Простой волевой акт. Особенности простого волевого акта.

  16. Сложный волевой процесс. Составные части сложного волевого процесса, определяемые в общении человека.

  17. Психические свойства человека. Особенности учета психических свойств человека в общении.

  18. Особенности характера человека, которые необходимо знать и учитывать в общении.

  19. Значение правильного определения темперамента человека в общении. Формы проявления темперамента человека в общении.

  20. Виды темперамента. Особенности проявления темперамента в общении человека.

  21. Определение способностей человека, проявляемых в общении. Виды способностей и их свойства.

  22. Наклонности человека. Определение их в общении.

  23. Значение традиций в общении человека. Учет традиций их направленности, свойств и влияние на коллектив.

  24. Определение общественного мнения в коллективе. Особенности общественного мнения и его развития в коллективе.

  25. Коллективное настроение, формы его проведения. Особенности влияния коллективного настроения на коллектив.

  26. Взаимоотношения между людьми, их особенности и проявления в общении человека.

  27. Социально-психологические явления, их влияние на взаимоотношения в коллективе.

  28. Природа и источники конфликта.

  29. Нападение как вид проявления конфликта. Природа и свойства нападения в конфликте между людьми.

  30. Бегство как вид проявления конфликта. Природа и свойства бегства в конфликтах между людьми.

  31. Социальные закономерности предупреждения конфликтов в общении людей.

  32. Моральные противоположности, находящиеся в конфликтных отношениях.

  33. Противоречия, которые могут перерастать в конфликт.

  34. Сущность морального конфликта.

  35. Рефлексы, находящиеся в основе возникновения конфликта.

  36. Формы поведения, избегания и нападения.

  37. Современные формы синтеза избегания и нападения в конфликтной ситуации.

  38. Факторы, влияющие на возникновение конфликта.

  39. Факторы, влияющие на развитие конфликта.

  40. Техника выхода из конфликтной ситуации.

  41. Методы кажущегося (иллюзионного) выхода из конфликтной ситуации, создающие реакцию ее развития.

  42. Разновидности улаживания спора в критической дискуссии.

  43. Виды разрешения спора в критической дискуссии.

  44. Слово, его значение и личностный смысл.

  45. Язык как регулятор социального поведения.

  46. Биологические влечения и их проявления в речи человека.

  47. Влияние на развитие речи человека голода, жажды и сексуальных потребностей.

  48. Агрессивность в поведении человека и проявление в вербальном общении.

  49. Культурные факторы в развитии речи человека.

  50. Природные предпосылки и культурные инструменты общения.

  51. Знаковый характер человеческого общения.

  52. Способы воздействия в процессе общения.

  53. Правила вербальной коммуникации.

  54. Ошибки при распределении дискуссионных ролей.

  55. Ошибки в представлении точек зрения.

  56. Виды речевых актов.

  57. Диспозиции и ценности.

  58. Половые установки человека

  59. Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.

  60. Боль, отвращение, стыд, чувство вины, страх, предрассудки.

  61. Механизмы психической защиты как источники психосексуальных комплексов.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница