Э. Ф. Зеер кандидат психологических наук



Скачать 251.35 Kb.
Дата27.04.2016
Размер251.35 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии профессионального развития


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология профессионального образования»
для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

Екатеринбург

РГППУ

2011
Рабочая программа дисциплины «Психология профессионального образования». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 15 с.


Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.


Авторы:

доктор психологических наук, профессор

Э.Ф. Зеер




кандидат психологических наук

О.В. Мухлынина










Рецензент:







Одобрена на заседании кафедры психологии профессионального развития. Протокол от ______________- № ____.




Заведующий кафедрой психологии профессионального развития




Э.Ф. Зеер

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от ______________ №___.




Председатель методической комиссии ИПс




С.С. Котова










СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ






С. В. Пеннер










И.о. директора ИПс




И.И. Хасанова

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Зеер Э.Ф., Мухлынина О.В., 2011


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели дисциплины: ознакомление студентов концептуальными подходами профессионального образования; формирование у студентов представления о психологических особенностях и закономерностях профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образования; формирование профессионального мировоззрения и психологической культуры, профессиональных ценностей, и установок. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:

  • Демонстрировать и проявлять базовые представления об основных подходах, принципах и методах профессионального образовании.

  • Знать и уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы в области профессионального обучения, использовать на практике методы и методики развития индивида и личности в процессе профессионального становления.

  • Планировать и реализовывать процесс развития индивида и группы на разных стадиях профессионализации.


Задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов психологические знания, умения и качества, необходимые будущему педагогу профессиональной школы;

  • раскрыть основные психологические закономерности профессионального становления личности;

  • рассмотреть основные психологические закономерности овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками и формирования профессионально важных качеств личности;

  • показать особенности деятельности и личности педагогов профессионального образования;

  • вооружить студентов методами исследования профессионального образования и профессиональной психодиагностики;

  • заложить основы психолого-педагогической культуры.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в базовый компонент. Для изучения дисциплины «Психология профессионального образования» необходимы знания, полученные в курсах «Общая психология» и «Педагогика».


3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

  • способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

  • способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8).


1. Знать:

  • основные разделы психологии профессионального образования;

  • основные подходы к развитию личности и профессиональному развитию;

  • нормы педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих;

  • основные методы психологии профессионального образования

  • концепции и модели образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике.


2. Уметь

  • научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы и использовать их на практике;

  • организовать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе;

  • анализировать профессионально-педагогические ситуации;

  • организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных стандартов;

  • применять полученные знания при решении конкретных задач обучения и воспитания.


3. Владеть

  • системой психологических средств организации коммуникативного взаимодействия, анализа и психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своими психологическими состояниями в условиях учебно-воспитательного процесса общения;

  • способами организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц,


144 часов.
Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной нагрузки

Всего зач. ед.

Всего часов

Курс

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

4

144

1

2

Аудиторные занятия




40

Лекции




20

Практические занятия (ПЗ)




20

Самостоятельная работа




104

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен



Матрица компетенций, формируемых в процессе усвоения дисциплины «Психология профессионального образования»



Таблица 2

Наименование раздела дисциплины

Компетенции

ОК-1

ОПК-1

ОПК-6

ПКПП-7

ПКПП-8

1. Теоретико-методологические основания психологии профобразования

+










+

2. Методы исследования психологии профобразования

+













3. Психологические основы периодизации и становления личности




+










4. Возрастные особенности становления личности




+










5. Профессиональное становление личности




+










6.Психология развивающего профессионального образования







+







7.Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания




+

+

+




8. Психологические особенности последипломного образования

+










+

9. Педагог как субъект профессионального развития







+

+





Содержание дисциплины

Таблица 3

№ п/п

Разделы учебной
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Лекции

Практические занятия

СРС

Консультации






Теоретико-методологические основания психологии профобразования

2

1,2










Еженед.

Эссе – 1;

Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.





Методы исследования психологии профобразования

2

3,4










Еженед.

Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.



Психологические основы периодизации и становления личности

2

5,6










Еженед.

Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.



Возрастные особенности становления личности

2

7,8










Еженед.

Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.



Профессиональное становление личности

2

9,10,11










Еженед.

Собесед. – 9,11; Участие в практ. занятии – 10.



Психология развивающего профессионального образования

2

12,13










Еженед.

Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.



Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания
























Психологические особенности последипломного образования
























Педагог как субъект профессионального развития

1

14,15










Еженед.

Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.

Итого за семестр
























Таблица 4

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Теоретико-методологические

основания психологии профобразования



Психология профобразования как новая отрасль отечественной психологии.

История развития психологии профессионального образования в России и за рубежом.

Предмет и методы психологии профессионального образования.

Психологически обусловленные проблемы профессионального образования. Место психологии профобразования в системе психологических наук.

Проблемное поле психологии профессионального развития.

Метапсихологические категории психологии профобразования. Ведущие категории психологии: деятельность, сознание, личность. Доминантная деятельность как тематическое ядро развивающего профессионального образования. Профессионально ориентированная личность: ее структура и трансформация. Развитие и изменение профессионального сознания человека. Профессиональное самоопределение.



2.

Методы исследования психологии профобразования

. Понятие о методах исследования. Теоретические и эмпирические методы. Методы исследования: неэкспериментальные (лонгитюдный метод, наблюдение, контент-анализ, психобиография, метод критических событий и др.); психометрические (тесты специальных способностей, тесты достижений, опросники интересов и др.); экспериментальные (лабораторный, моделирующий, констатирующий эксперименты); генетические (формирующий эксперимент, мониторинговые исследования). Методы обработки результатов исследования.

3.

Психологические

основы периодизации и становления личности



Понятие возрастных периодов и подходы к их выделению. Соотношение понятий «становление» и «развитие». Периодизации жизни человека и психического развития личности в работах З. Фрейда, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина. Периодизации детства и взрослости.

Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности. Факторы и движущие силы становления личности: природная среда, биологический и социальный факторы, собственная активность личности. Случайные обстоятельства и судьбоносные события. Значение потребностей в становлении личности.

Профессионально ориентированные периодизации


Е.А. Климова, А.К. Марковой, Ю.П. Поваренкова. Психологические основания дифференциации возрастов.

4.

Возрастные особенности становления личности

Дошкольное детство. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные потребности. Кризисы развития.

Школьный возраст: младший школьный возраст, подростничество, ранняя юность. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные потребности на этих стадиях становления. Основные психологические новообразования. Профессиональное самоопределение в школьном возрасте. Кризисы развития. Психологические особенности учащихся с отклонениями в психическом развитии.

Психологические особенности учащихся профессиональной школы. Педагогическая коррекция отклоняющегося поведения учащихся. Положительное влияние профессионального обучения на становление личности учащихся.

Юность. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность и основные потребности. Основные психологические новообразования. Профессиональная адаптация молодых специалистов. Кризис профессиональных экспектаций.

Молодость. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные психологические новообразования. Приобретение профессионального опыта и развитие профессионально важных качеств. Кризис социально-профессионального роста.

Зрелость. Социальная ситуация и ведущие потребности. Зрелость как акмеологический период развития личности. Индивидуальный стиль деятельности. Профессиональные деформации. Кризисы зрелости.

Старость. Социальная ситуация геронтогенеза. Основные потребности и ведущая деятельность. Деструктивные изменения. Кризис утраты профессиональной деятельности. Психологические факторы профессионального долголетия.

5.

Профессиональное

становление личности



Теоретические подходы к пониманию процесса профессионального развития. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека. Стадии профессионального становления.

Профессиональное становление личности рабочего.

Профессионально обусловленные кризисы. Профессиональные деформации личности



6.

Психология развивающего профессионального

образования



Профессиональное образование как фактор становления специалиста. Ведущие парадигмы образования. Психология профессионализации образования. Ведущие образовательные единицы профессионального образования: базовые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональные качества обучаемых и специалистов.

Становление и сущность личностно–развивающего профессионального образования. Принципы личностно-развивающего образования. Содержание развивающего образования. Психологические компоненты профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов.

Проектирование личностно-развивающих технологий профессионального образования. Развивающая организация учебно-пространственной среды. Мониторинг профессионального развития личности.


7.

Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания

Сущность процесса обучения, явления научения и свойства обучаемости, психологические условия, обеспечивающие успешность профессионального обучения.

Особенности учебно-профессиональной деятельности.

Формирование профессиональных навыков и умений. Генерализация и перенос навыков и умений. Особенности формирования умственных действий и интеллектуальных операций учащихся. Дифференцированный подход к обучению учащихся в зависимости от уровня их обученности, обучаемости и специальности, индивидуальные маршруты профессионального обучения.



Психология социально-профессионального воспитания

Особенности социально-экономической ситуации и проблемы воспитания. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Психологическое сопровождение социально-профессионального становления личности. Влияние профессиональных групп и коллективов на становление личности. Психотехнологии воспитания социально и метапрофессиональных качеств: корпоративности, социальной ответственности, надежности, работоспособности, коммуникативности. Формирование положительного отношения к труду и профессиональному сообществу. Личностный смысл профессионального труда.



8.

Психологические особенности

последипломного образования



Психологическая детерминация последипломного образования. Личностно ориентированное последипломное образование. Аттестация как фактор стимулирования последипломного образования. Развивающая диагностика и технологии профессионального развития специалистов. Коррекция развития профессиональных деструкции специалистов. Технологии профессионального самосохранения личности.

9.

Педагог как субъект профессионального развития

Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности. Функции и содержание профессионально-педагогической деятельности.

Формирование профессионального опыта, ключевых квалификаций и компетенций. Социально и профессионально важные качества. Профессиональные деформации педагогов и психотехнологии их преодоления. Повышение педагогического мастерства. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы.

Профессионально-педагогическое общение. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое и личностно ориентированное. Педагогическая рефлексия. Стили общения. Технологии фасилитационного общения.



5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании курса психологии профессионального образования используются следующие формы:

лекции; семинарские занятия, на которых обсуждаются теоретические вопросы; практические занятия (тестирование, ролевые игры, тренинги).
6. Практикум по курсу «Психология профессионального образования»

Тема 1. «Теоретико-методологические основания психологии профобразования»

Семинар «Научно-практические основы психологии профессионального образования».



Тема 2. «Методы исследования психологии профобразования»

Практическое занятие «Наблюдение как метод изучения личности учащегося».

Практическое занятие «Рефлексия профессионального становления личности».

Тема 3. «Психологические основы периодизации становления личности»

Семинар «Проблема периодизации становления личности в трудах отечественных и зарубежных психологов»



Тема 4. «Возрастные особенности становления личности»

Семинар «Психологические особенности обучаемых в период юности, взрослости».



Тема 5. «Профессиональное становление личности»

Практическое занятие «Определение профессиональных склонностей личности» или «Диагностика профессиональных ценностных ориентации» (по выбору).

Семинар–тренинг «Преодоление трудностей профессионального развития».

Тема 6. «Психология развивающего профессионального образования»

Семинар «Психологические основы профессионального образования».

Организационно-деятельностная игра «Личностно ориентированное образование: достоинства и недостатки».

Практическое занятие «Диагностика обучаемости».



Тема 7. «Психология профессионального обучения»

Практическое занятие «Психологический анализ урока».

Практическое занятие «Методы формирования производственных умений и навыков».

Тема 8. «Социально-профессиональное воспитание»

Практическое занятие «Проектирование внеучебного воспитательного мероприятия».



Тема 9. «Психологические особенности последипломного образования»

Семинар «Психологические особенности повышения квалификации и переподготовки».



Тема 10. «Педагог как субъект профессионального развития»

Практическое занятие «Проектирование эталона педагога профессиональной школы».

Семинар–тренинг «Профессиональные деструкции педагогов»
Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Предмет и объект психологии профессионального образования. Задачи психологии профессионального образования.

  2. Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина.

  3. История становления и развития психологии профессионального образования.

  4. Связь психологии профессионального образования с другими областями прикладной психологии.

  5. Методы: понятие о методе и методологии. Классификация исследовательских задач психологии профобразования.

  6. Классификация методов исследования психологии профессионального образования.

  1. Опросные методы психодиагностики. Интервью: методика подготовки к интервью. Психологические особенности проведения интервью и требования у. условиям его организации.

  2. Наблюдение как метод изучения личности. Методика: «Поведенческий портрет по данным наблюдения».

  3. Психологические концепции обучения (по выбору).

  4. Профессионально обусловленная структура личности.

  5. Личностно ориентированный тренинг как технология развития личности специалиста.

  6. Организация учебно-пространственной среды.

  7. Личностно ориентированная диагностика как фактор стимулирования профессионального развития специалиста.

  8. Образование как система, процесс и результат.

  9. Вклад психологических школ в понимание феномена обучения.

  10. Основные тенденции развития современной системы образования.

  11. Основные подходы к периодизации возрастного становления личности. Роль социальной ситуации развития и ведущей деятельности в становлении личности.

  12. Мир детства: краткая характеристика младенчества, раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста.

  13. Возрастные кризисы детского возраста.

  14. Психологические особенности подросткового возраста: социальная ситуация развития, физическое развитие, «чувство взрослости».

  15. Типы акцентуаций подросткового возраста и пути их коррекции.

  16. Молодость, особенности жизнедеятельности и основные психологические новообразования.

  17. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Краткая характеристика зрелости.

  18. Понятие геронтогенеза. Психологические особенности пожилого и старческого возраста.

  19. Сущность профессионального самоопределения личности как определение личностью своего места в мире профессий.


7. ОЦЕННОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Текущий контроль представлен вопросам, практическими заданиями, темами докладов к каждому практическому занятию.

Итоговый контроль осуществляется при помощи итогового проверочного теста и ответов, учащихся на вопросы к экзамену.


Наименование раздела дисциплины

Формы контроля

1. Теоретико-методологические

основания психологии профобразования



Активное участие в семинаре, выступление с докладами.

2. Методы исследования психологии профобразования

Домашнее задание (провести наблюдение), активная работа на семинаре-практикуме

3. Психологические основы периодизации и становления личности

Выступление на семинарских занятиях с докладами.

4. Возрастные особенности становления личности

Активная работа на семинаре, домашнее задание. Решение психологических задач

5. Профессиональное становление личности

Активное участие в семинаре тренинге. Домашнее задание по диагностике. Написание контрольной работы или теста.

6.Психология развивающего

профессионального образования



Участие в организационно–деятельностная игре. Активная работа на семинаре.

7.Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания

Составление психологического анализа урока, активное участие в обсуждении

8. Психологические особенности

последипломного образования



Активное участие в семинаре, решение проблемных ситуаций.

9. Педагог как субъект профессионального развития

Активное участие в семинаре-тренинге


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная

  1. 3еер Э.Ф. Психология профессионального образования. М. 2008. 518 с.

  2. Зеер Э.Ф. Личностно развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006, 170 с..

Дополнительная

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.

  3. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. М; Воронеж. 2004.

  4. Битянова Н.П. Психология личностного роста. М, 1995.

  5. Бодалева А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. М., 1993.

  6. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика : учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж : НПО "Модэк", 2005. 204 с.

  7. Громкова М.Т. Андрогогика: Теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие. М., 2005. 495 с.

  8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

  9. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. М., 2005.

  10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2006.

  11. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования. М., 2005.

  12. Зимняя И.С. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

  13. Kузьмина H.B. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.

  14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

  15. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

  16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.

  17. Ливенхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни: развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.

  18. Мошкова И.Н., Малов С.Л. Психология производственного обучения. М., 1990.

  19. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.

  20. Новиков А.М. Методология образования. М., 2002.

  21. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М., 1997.

  22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.

  23. Общая психодиагностика / Под ред. А.Г. Шмелева. М.: Ростов н/Д, 1996.

  24. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М., 1994.

  25. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.; Воронеж, 2004.

  26. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М., 1991.

  27. Патралов Б.С, Гейджан Н.Ф. Профессиональное воспитание учащихся. Курс лекций. СПб., 1994.

  28. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996.

  29. Смирнов И.П.. Теория профессионального образования. М., 1996.

  30. Степанова Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. СПб., 2006. 288 с.

  31. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. М., 2003.

  32. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. М., 2005.

  33. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М., 2005.

  34. Фрулин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития. //Вопр. психологии, 1993. № 1.

  35. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

  36. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М., 2003.


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

мультимедийные средства







Рабочая программа дисциплины


«Психология профессионального образования»

Подписано в печать _________. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница