Экологическое воспитание в условиях внедрения фгос



Скачать 59.92 Kb.
Дата27.04.2016
Размер59.92 Kb.
Экологическое воспитание в условиях внедрения ФГОС.

Горобцова Галина Степановна(frau.gorobtzova@yandex.ru) учитель физики муниципального бюджетного образовательного учреждения лицей №1 г Пролетарска.



Начиная со второй половины XX века влияние деятельности человека на окружающую среду становилось все более значительным. Техника и промышленное производство, обеспечивая людей теплом, светом, комфортом, создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования. Важно, чтобы школьники понимали необходимость создания технических устройств, не разрушающих природу, учились не только видеть экологические проблемы, но и предлагать пути их решения. В настоящее время ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным; где личностные результаты освоения ООО должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»; метапредметные результаты освоения ООО должны отражать « формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации»; предметные результаты освоения ООО по физике должны обеспечить «..4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф; 5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; 6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека; 7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья; 8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов». Для решения проблем современной экологии, охраны природы очень важно изменить сознание современного человека, его отношение к природе, повысить его экологическую культуру. По мнению Б.Т. Лихачева (1995), экологическую культуру можно рассматривать как органическое единство экологически развитого сознания и научно обоснованной практической деятельности. Для достижения этих целей хороши любые средства и подходы, способствующие экологическому воспитанию. Эффективность современного курса физики по экологическому просвещению обучающихся не полностью соответствует требованиям ФГОС ООО. Экологический материал включается в содержание уроков физики либо фрагментарно, либо вовсе не используется, многие учителя физики считают его дополнительным, иллюстративным, а значит необязательным и второстепенным. Я работаю в лицее естественно научного профиля и поэтому одним из основных направлений моей учебно-воспитательной работы в основной школе, является формирование экологической культуры учащихся 5-7 классов. С этой целью по 1 часу в неделю из вариативной части учебного плана ОУ из раздела «Курсы по выбору» провожу занятия «Физические явления» в 5-х классах, «Физика вокруг нас» в 6-х классах, «Физические величины» и «Проблемы производства и применения энергии» в 7классе. Практическая направленность составленных программ ориентирует учащихся на трудовую деятельность. Возможность практического использования результатов исследований  поднимает значимость работы детей, способствует созданию положительной мотивации к изучению физики. При этом прослеживается связь физики с географией, биологией, медициной, большое внимание уделяется формированию экологических знаний, что способствует формированию метапредметных компетенций. Занятия содержат помимо информационных блоков задания для самостоятельной работы учащихся, практические работы и лабораторные опыты, задания для исследовательской работы. Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях. Материал программ имеет большое познавательное и прикладное значение, так как: позволяет познакомиться с методами физики как науки: наблюдение, опыт, теория и реально оценить свои возможности; даёт возможность осуществить интегрированный подход познания  человека с точки зрения физики, биологии; географии, химии; позволяет обсудить экологические вопросы бережного отношения к здоровью, к природе; изучение электрических  приборов иллюстрирует прикладное значение; а также здоровьесберегающее; осуществляется профориентационная работа; мотивируются основы для осознанного выбора профиля обучения; актуальна организация различных типов коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся на всех занятиях; при выполнении лабораторных работ учащиеся приучаются к неукоснительному выполнению требований техники безопасности; формируется экологическая культура для взаимодействия с окружающим социумом; способствует формированию УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных. Курс по выбору «Проблемы производства и применения энергии» предназначен для учащихся 7 классов. По своему содержанию курс является метапредметным, ориентированным на естественно научный профиль в старшей школе. Не смотря на то, что такие темы курса как «Энергия», «Тепловые явления», «Двигатель внутреннего сгорания», «Атомная физика» изучаются в 8-9 классах, изучение данных тем построено таким образом, что, не углубляясь в суть физических процессов, основной упор сделан на последствия необдуманного использования энергии человеком. Знакомство с предпрофильным курсом «Проблемы производства и применения энергии» требует от учащихся умения наблюдать, работать с текстом, фиксировать и систематизировать факты, излагать свои мысли в письменной и устной форме, сравнивать, обобщать и делать выводы. Новизна предлагаемой программы в части предпрофильной подготовки заключается в том, что: учащимся при решении поставленной проблемы необходимо уметь выдвигать свои пути ее решения; учащимся дается возможность получить новые для себя знания и в этом процессе научиться самообразовываться; следствием групповой работы является необходимость формировать и развивать коммуникативные качества, толерантность, умение работать в команде; выступать перед аудиторией. Реализация программы данного курса позволяет решить следующие задачи: вооружить учащихся системой физических знаний о способах получения и использования энергии; способствовать развитию конструкторских навыков учащихся при выполнении практических работ, проектов; способствовать формированию познавательного интереса к экологической физике и технике, развитию творческих способностей учащихся; формировать навыки работы со справочной и научно-популярной литературой, интернет ресурсами.Изучение курса позволит учащимся сформировать, обобщить и углубить знания об истории открытия и развития различных источников энергии; перспективах и проблемах различных способов получения энергии, возникающих при их использовании; возможностях сокращения вредного воздействия производства и потребления энергии на окружающую среду. Специфика программы предусматривает использование наряду с традиционными методами и формами(25%) работы на уроке новые, такие как: проектный метод, исследовательский метод, ролевые игры, работа в малых группах, использование информационных технологий(75%). Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов (ФГОС). Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Исходя из опыта, с целью организации экологического учебно - воспитательного процесса, можно предложить следующие формы и методы экологической работы с учащимися 5-7 классов основной школы: занятия с использованием алгоритмов; экологические экскурсии; экологические акции; зелёный патруль; составление экологических карт; лаборатория юного эколога; экологические выставки и композиции; экологические праздники; экологические кроссворды; экологические тренинги.

Литература

  • ФГОС ООО(приказ МОРФ №1897 от 17.12.2010)

  • Суравегина ИХ., Сенкевич В.М., Как учить экологии- М: 1995.

  • Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Р.-на-Д., 1996.

  • https://sites.google.com/site/egologiya2011/sekcia-2/ekologiceskoeobrazovanieivospitanieucasihsana

  • http://www.physics.uni-altai.ru/Metodist/?issue=4HYPERLINK "http://www.physics.uni-altai.ru/Metodist/?issue=4&article=33"&HYPERLINK "http://www.physics.uni-altai.ru/Metodist/?issue=4&article=33"article=33

  • http://referatplus.ru/ecolog/recologsoznan2.php


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница