Экспорт российских образовательных услуг: задачи и условия повышения конкурентоспособности и развития экспортного потенциала (позиции российских вузов по итогам социологического опроса) Методика организации работы



Скачать 33.95 Kb.
Дата03.05.2016
Размер33.95 Kb.
Ларионова М.В.

руководитель международных программ

Национального фонда полготовки кадров
Экспорт российских образовательных услуг: задачи и условия повышения конкурентоспособности и развития экспортного потенциала (позиции российских вузов по итогам социологического опроса)
Методика организации работы:

Организация многоуровневых консультаций

  • Межведомственная рабочая группа

  • Рабочая экспертная группа НФПК

  • Сеть независимых экспертов

  • Вузовское сообщество

Анкетирование

  • 571 анкета по опросу студентов, аспирантов, преподавателей

  • 16 вузов – участников обследования

  • 61 эксперт из вузов РФ

  • 13 независимых экспертов

  • 9 членов МРГ


Результаты исследования:

  • Необходимость национальной стратегии продвижения российского образования в международном пространстве:

    • 94% - ДА

    • 2,4% - НЕТ

  • Какая стратегия необходима:

    • 68,7% - стратегия ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

    • 19,3% - стратегия экспорта

По итогам опроса, данных кейсов и консультаций можно сделать вывод о том, что большинство участников процесса считают важным (значимым) комплексный подход, направленный на интернационализацию образования как инструмент модернизации, частью и результатом которого может быть экспорт и повышение дохода от экспорта образовательных услуг.



«Согласованный подход к интернационализации высшего образования» рассматривается большинством экспертов как один из наиболее важных и в то же время наиболее реалистичных для настоящего этапа развития системы высшего образования в России.




Приоритетные задачи стратегии экспорта ВПО РФ:

  1. Повышение уровня интегрированности российского образования и науки в международные образовательные и исследовательские сети на различных уровнях - 27,7%

  2. Формирование инфраструктуры и институциональных условий для мобильности студентов, преподавателей и исследователей – 21,7 %

  3. Повышение качества участия в международных и региональных организациях, проектах, программах и процессах, использование их потенциала для продвижения российской системы высшего и профессионального образования, а также изучение передового опыта и внедрения наилучших наработок в российскую практику16,9 %



По мнению экспертов, национальная стратегия экспорта российского ВПО должна определять только основные региональные приоритеты, дальнейшее определение региональных приоритетов должно входить в сферу ответственности самих вузов в соответствии с их профилем и географическим положением.





Наиболее эффективные и наиболее реалистичные подходы к реализации стратегии, %




наиболее эффективный

наиболее реалистичный

Полномасштабная стратегия

43,4

19,3

Стратегия оптимизации возможностей

24,1

44,6

Стратегия поддержка инициатив вузов и регионов

43,4

49,4

Поэтапное развертывание

50,6

56,3

Стратегия поэтапного развертывания была оценена как наиболее эффективный и наиболее реальный подход для достижения целей интернационализации и содействия экспорту высшего образования на национальном уровне, Стратегия поддержки инициатив вузов и регионов представляется экспертам вторым наиболее эффективным и наиболее реалистичным подходом. Полномасштабную многоуровневую Стратегию эксперты оценили как наиболее эффективную, но не вполне реалистичную. Стратегия оптимизации существующих возможностей оценивается экспертами как наиболее реалистичная, но менее эффективная.



Иерархия приоритетов по результатам опроса:

  • Принцип: интернационализация.

  • Цели: повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности.

  • Задачи:

  • Подход: поддержка инициатив вузов и поэтапное развертывание.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница