Федеральное государственное бюджетное



страница1/2
Дата27.04.2016
Размер0.72 Mb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.5. Работа социального педагога в образовательном учреждении

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности «050711 – Социальная педагогика»

Утверждено на заседании кафедры

социальной работы и организации работы с молодёжью

факультета истории и социальных наук

протокол № 7 от «26» января 2012 г.

Зав. кафедрой_______ В.Р. Рыбкин



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

    1. Автор – составитель программы: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью.

    2. Рецензенты: к.ф.н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью, Е.Н. Шовина; Л.М. Боброва, специалист НОУ «Центр развития семейных форм устройства детей».

    3. Пояснительная записка:

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к детям. Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания и детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребёнка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества.

В рамках учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по решению Комиссии по делам несовершеннолетних защите их прав.

Социально-педагогические функции выполняют система профессионального образования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.

Отсюда значимость и место курса «Работа социального педагога в образовательном учреждении» в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной педагогике. Изучение проблем воспитания, социализации и адаптации детей и подростков в современном образовательном пространстве обеспечит социальному педагогу и специалисту по социальной работе формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных социально-педагогических технологий. Это даст возможность совершенствовать работу по организации социально-педагогической деятельности в образовательных учреждений.



Цель курса «Работа социального педагога в образовательном учреждении» - ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих организацию, содержание социально-педагогической деятельности в образовательном пространстве, проблемы, государственную политику в отношении совершенствования системы образования в России и практику реализации воспитательных и других задач.

Задачи курса:

  • раскрыть содержание понятия «социально-педагогические технологии в образовательной сфере»;

  • дать знания основных компонентов социально-педагогической деятельности и зависимости ее результатов от взаимосвязи между целью, содержанием, методами и формами ее осуществления;

  • сформировать представление о социально-педагогической деятельности как о разновидности социальной деятельности, которая имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться;

  • дать основы знаний по применению технологий на различных этапах социально-педагогической деятельности для реализации выделенных структурных компонентов.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими знаниями:

  • государственно-правовые основы политики по реализации образовательных и воспитательных задач в системе образовательных учреждений;

  • основы профессиональной этики и функции социального педагога;

  • возрастные особенности развития детей, имеющих различные социальные отклонения или находящихся в трудных жизненных ситуациях в различных типах образовательных учреждений;

  • современные социально-педагогические технологии, владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;

  • основные формы взаимодействия с администрацией образовательных и социальных учреждений, педагогическими коллективами, родителями в работе по созданию комплексной социально-педагогической и психологической помощи.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими умениями:

  • анализировать социально-педагогические проблемы и подбирать адекватные им методики работы;

  • владеть основными формами и методами социально-педагогической работы с различными категориями детей и их микросредой;

  • владеть методической работой социального педагога в соответствии с профилем социально-педагогической проблемы;

  • уметь самостоятельно работать с научно-методической литературой социально-педагогической направленности;

  • владеть системой знаний о закономерностях и принципах воспитательно-образовательного процесса, грамотно использовать их в своей профессиональной деятельности;

  • проектировать и анализировать результаты своей социально-педагогической деятельности.

Предлагаемый курс и программа «Работа социального педагога в образовательном учреждении» являются попыткой научно-практического осмысления социально-педагогических проблем в образовательной сфере, исходя из новых направлений государственной политики в системе образования в России.

При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные программы по социальной педагогике (В.Г. Бочаровой, В.П. Битиниса, Б.З Вульфова, М.А. Галагузовой, Л.Я. Елисеевой, В.А. Сластёнина, А.В. Мудрика и др.); учебные программы по методике и технологии работы социального педагога (Ю.В.Васильковой, Г.А.Ворониной, М.А. Ждановой, С.С. Пиюковой, М.В. Шакуровой, П.А. Шептенко и др.).




    1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО - нет.

    2. Объем дисциплины и виды учебной работы:






Шифр и наименование специальности

курс

семестр

трудоемкость

всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

виды итог. контроля (форма отчетности)

1

«050711 - Социальная педагогика»

4

8

92

38

20

18

0

54

экзамен




    1. . Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

Примерное распределение учебного времени для студентов, обучающихся по специальности «050711 – Социальная педагога» (дневная форма обучения)




№№

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Всего аудитор.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1.

Раздел 1. Современное состояние и перспективы развития специальности социального педагога в образовательном учреждении

12

6

6

0

24

2.

Тема 1. Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога в системе образования

4

2

2

0

8

3.

Тема 2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в различных учреждениях системы образования

4

2

2

0

8

4.

Тема 3. Документация социального педагога

4

2

2

0

8

5.

Раздел 2. Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении

26

14

12

0

30

6.

Тема 4. Методы и технологии

работы социального педагога

в образовательном учреждении


4

2

2

0

6

7.

Тема 5. Содержание работы

социального педагога



2

2

0

0

12

8.

Тема 6. Планирование социально-педагогической работы в образовательном учреждении

20

10

10

0

12

9.

Всего: 92 час.

38

20

18

0

54

1.6.2. Содержание разделов дисциплины



Раздел 1. Современное состояние и перспективы развития специальности социального педагога в образовательном учреждении

Тема 1. Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога в системе образования

Профессиональная деятельность социального педагога реализуется в рамках международной и государственной социальной политики.

Международная конвенция – одно из названий международного договора, устанавливает взаимные права и обязанности государств, как правило, в какой-либо области (Женевская декларация прав ребенка (1924); Всеобщая Декларация прав человека (1948); Декларация прав ребенка (1959); Конвенция о правах ребенка (1989).

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998).

Федеральный Закон «Об образовании» (1992). Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации (1995).

Региональные нормативно-правовые и законодательные акты, целевые региональные программы.



Тема 2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в различных учреждениях системы образования

Модель профессиональной деятельности социального педагога: профессиональные знания, умения качества.

Школа как открытая социальная система. Факторы, обусловливающие (или определяющие) необходимость социально-педагогического сопровождения в воспитательном пространстве школы.

Функциональные обязанности школьного социального педагога.

Последовательность социально-педагогического изучения ребёнка в школе. Социально-педагогическая диагностика проблем ребенка. Дифференциация контингентов социально-педагогической помощи. Работа социального педагога с детьми, имеющими социальные проблемы (одарённый ребенок, депривированный ребёнок, заикающийся ребёнок, «трудный ребенок» и др.).

Социально-педагогическая служба школы, её структура, принципы деятельности и основные функции.

Социально-педагогическая модель учреждений дополнительного образования детей. Содержание социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей в свете его задач. Формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования.

Технологии организации социально-педагогической помощи в профессиональной ориентации и адаптации в образовательном учреждении.

Содержание социально-педагогической деятельности в интернатных учреждениях.

Тема 3. Документация социального педагога

Тексты законов, подзаконных актов и административных документов. Проекты или программы по отдельным направлениям социально-педагогической работы. Должностная инструкция специалиста. Документация: по учёту правонарушений, конфликтов в коллективе, посещений семей и детей на дому. Графики тематических групповых консультаций для отдельных лиц или групп. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и пр. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы.



Раздел 2. Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении

Тема 4. Методы и технологии работы социального педагога в образовательном учреждении

Формы и методы работы социального педагога в школе (индивидуальные, групповые) и коллективные.

Использование общепедагогических методов в работе социального педагога (организационные методы, методы педагогической диагностики, методы обучения, методы воспитания); психологических методов (психодиагностические методы, психокоррекционные методы, методы психологического консультирования, методы психотерапии); методов социальной работы (методы социальной диагностики, методы социальной профилактики, методы социального контроля, методы социальной реабилитации, социально-экономические методы, организационно-распорядительные методы); социологических методов в работе социального педагога. Выбор методов социально-педагогической работы.

Методика диагностики личности ребенка и окружающей его микросреды:

Сущность и задачи, способы получения и фиксирования диагностических сведений. Выявление и дифференциация источников негативного влияния.

Технология педагогического разрешения конфликтов.

Сущность технологического подхода в работе социального педагога. Внедрение новых технологий в социально-педагогическую деятельность.
Тема 5. Содержание работы социального педагога

Основные направления деятельности: помощь в обучении; помощь в воспитании; взаимодействие с представителями микросоциума школьника с целью объединения усилий в решении проблем конкретного ребенка, конкретной семьи; взаимодействие с другими учреждениями и организациями по вопросам социально-правовой защиты ребёнка.

Основные направления и формы социально-педагогической помощи семье: образовательная (обучение, воспитание); психологическая (поддержка, коррекция); посредническая (организация, координация, информирование).

Социально-педагогическая деятельность в системе государственного попечения детей-сирот: особенности работы социального педагога в приюте, доме ребенка, детском доме, школе-интернате. Современные формы устройства детей-сирот в семью. Технологии отечественного и зарубежного усыновления (удочерения) детей. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьёй.

Профилактическая и реабилитационная деятельность социального педагога: задачи, содержание, методы и формы работы при различных формах девиантного поведения детей (алкоголизм, наркомания, проституция, правонарушения несовершеннолетних и т.д.). Методика социальной профилактики и реабилитации.

Интегративная функция социального педагога в системе социальной помощи детям и подросткам «группы риска».

Центры досуга (информационно-теоретические, наглядно-демонстрационные, учебно-инструктивные, поисково-творческие и др.), их функции.

Социально-культурные объединения населения (общественно-политические клубы, клубы молодежи; художественные, творческие объединения (театральные, музыкальные, цирковые, фольклорные и т.д.; искусствоведческие объединения; объединения естественно-научного профиля; технические клубы; объединения рукодельников; спортивные и физкультурные объединения).



Тема 6. Планирование социально-педагогической работы в образовательном учреждении

Планирование определяет структуру и содержание социально-педагогической деятельности на определенный период. Формы планирования социально-педагогической деятельности: перспективное, календарное, текущее и др. Формы моделирования планирования: план-график, план-сетка, циклограмма и др.

Структура и содержание перспективного плана: аналитическая записка, цель и задачи профилактической работы, деятельности по защите и охране прав ребенка и др.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения




Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля вып. cам. работы

1.

Раздел 1. Современное состояние и перспективы развития специальности социального педагога в образовательном учреждении

24




2.

Тема 1. Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога в системе образования

- Изучение:

1) международной Конвенции о правах ребенка (1989);

- Федерального Закона РФ «Об образовании»;

- Квалификационной характеристики социального педагога;

- реестр современных государственных нормативно-правовых и законодательных актов, регламентирующих профессиональную деятельность специалистов в образовательных учреждениях;


8

1) проверка реестра нормативно-правовых и законодательных актов;

2) педагогический диктант;

3) беседы по вопросам для обсуждения;


33

Тема 2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в различных учреждениях системы образования

- обзор региональных целевых программ, направленных на реализацию задач улучшения деятельности образовательных учреждений и благополучия детей;

- подготовка сообщения о региональной целевой программе «Дети Кольского Заполярья» на 2011- 2014 годы.



8

1) сообщения о системе образовательных учреждений в регионе;




Тема 3. Документация социального педагога

- вопросы для самостоятельного изучения;

8

1) участие в практическом занятии;




Раздел 2. Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении

30







Тема 4. Методы

и технологии

работы

социального педагога



в образовательном

учреждении



- выписать из журналов «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Классный руководитель» и др. программы, сценарии, конкретные технологии, направленные на реализацию конкретных воспитательных задач в образовательных учреждениях

6

1) обсуждение вариантов конкретных технологий работы в образовательных учреждениях;

2) проверка и анализ выполненных заданий;






Тема 5. Содержание

работы


социального педагога

- конспектирование статей;

12

1) проверка конспектов;

2) беседа по вопросам «Плана для обсуждения»






Тема 6. Планирование социально-педагогической работы в образовательном учреждении

- выполнение практических заданий по годовому и календарному планированию

содержания социально-педагогической работы с детьми



12

1) участие в практических занятиях;

2) обсуждение годовых и календарных планов






Всего

54





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Тема 1. Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога в системе образования

План

1. Международные законы, регламентирующие деятельность социального педагога в системе образования

2. Государственные законы, целевые программы, направленные на защиту прав и интересов детей

3. Региональные нормативно-правовые и законодательные акты, целевые программы, их характеристика



Задания для самостоятельной работы студентов

1. Изучите международную Конвенцию о правах ребенка (1989), прочитайте раздел «Основное содержание Конвенции» (учебник «Педагогика» /Под ред. П.И. Пидкасистого, стр. 84 – 87).

2. Изучив Международную Конвенцию о правах ребенка ООН (1989), ответьте на вопросы:

1) Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

2) Что значит новая этика отношения к детству, провозглашенная на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей?

3) Какие положения Конвенции обращены к государствам, а какие к педагогам, родителям и другим взрослым?

3. Ознакомьтесь с материалами «Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка и реализация ее положений в законодательстве Российской Федерации» (Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации. Стр.5 - 15). Ответьте на вопросы:

1) В каких документах Российской Федерации отражены идеи Конвенции о правах ребенка?

2) В чем, на ваш взгляд, выразилось влияние международно-правовых документов на формирование идеологии и практики современной государственной политики в отношении детей-сирот?

4. Когда был принят Семейный кодекс Российской Федерации? Какие дополнения, соответствующие международному праву, внесены в него?

5. Ознакомьтесь с региональными информационно-аналитическими материалами «О положении детей в Мурманской области в 2010 году»:

6. Изучите региональную целевую программу «Дети Кольского Заполярья» на 2011- 2014 годы. Подготовьте сообщение о программе «Дети-сироты».



Основная литература

1. Конвенция ООН «О правах ребенка» //Ведомости СССР. - 1990. - № 45.

2. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. – М.,2003.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 1994.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 2004.

5. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации. – Ростов – на - Дону, 2005.



Дополнительная литература

1. Басилова Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот /Под ред. Е.А. Стребневой. – М., 1998.

2. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.

3. Государственная семейная политика: опыт регионов России по социальной защите семьи и детей /Под общ. ред. М.В. Гордеевой, В.В. Терехиной. – М., 1999.

4. Дармодехин С.В. «Неотложные меры развития государственной семейной политики» //Социальная педагогика. – 2004. - № 2. – С. 3-9.

5. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. - М., 2004.

6. Корбут Л.В., Поленина С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей /Сборник универсальных и региональных международных документов. – М., 1997.

7. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995. Стр. 84 – 90.



Тема 2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в различных учреждениях системы образования

План

1. Модель профессиональной деятельности социального педагога: профессиональные знания, умения качества.

2. Школа как открытая социальная система. Функциональные обязанности школьного социального педагога.

3. Социально-педагогическая служба школы, её структура, принципы деятельности и основные функции.

4. Социально-педагогическая модель учреждений дополнительного образования детей. Формы и методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования.

5. Содержание социально-педагогической деятельности в интернатных учреждениях.



Тема 3. Документация социального педагога

План

1. Должностная инструкция специалиста.

2. Документация: по учёту правонарушений, конфликтов в коллективе, посещений семей и детей на дому.

3. Графики тематических групповых консультаций для отдельных лиц или групп.

4. Журналы Учета обращений родителей, учителей, учащихся и пр.

5. Данные социальной диагностики о составе семей, социальные портреты учеников, классов, школ.



Раздел 2. Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении

Тема 4. Методы и технологии работы социального педагога в образовательном учреждении

План

1.Общепедагогические методы в работе социального педагога (организационные методы, методы педагогической диагностики, методы обучения, методы воспитания), их характеристика

2. Психологические методы (психодиагностические методы, психокоррекционные методы, методы психологического консультирования, методы психотерапии), их использование в работе социального педагога

3. Методы социальной работы (методы социальной диагностики, методы социальной профилактики, методы социального контроля, методы социальной реабилитации, социально -экономические методы, организационно-распорядительные методы)

4. Социологические методы в работе социального педагога.

5. Технология педагогического разрешения конфликтов

6. Внедрение новых технологий в социально-педагогическую деятельность.

Тема 5. Содержание работы социального педагога

План

1. Основные направления деятельности: помощь в обучении; помощь в воспитании; взаимодействие с представителями микросоциума школьника

2. Основные направления и формы социально-педагогической помощи семье: образовательная (обучение, воспитание); психологическая (поддержка, коррекция); посредническая (организация, координация, информирование)

3. Социально-педагогическая деятельность в системе государственного попечения детей-сирот

4. Профилактическая и реабилитационная деятельность социального педагога: задачи, содержание, методы и формы работы

5.Центры досуга (информационно-теоретические, наглядно-демонстрационные, учебно-инструктивные, поисково-творческие и др.), их функции.



Тема 6. Планирование социально-педагогической работы в образовательном учреждении

План

1. Формы планирования социально-педагогической деятельности: перспективное, календарное, текущее

2. Формы моделирования планирования: план-график, план-сетка, циклограмма и др.

3. Структура и содержание перспективного плана: аналитическая записка, цель и задачи профилактической работы, деятельности по защите и охране прав ребенка



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1. Основная литература


  1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2000.

  2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1993.

  3. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. вузов и колледжей. - М.: ИЦ «Академия», 1999.

  4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2001.

  5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей /ООН. - Нью-Йорк, 1990.

  6. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов. - М.: ВЛАДОС, 2001.

  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031300 Социальная педагогика. Квалификация «Социальный педагог». - М., 2000.

  8. Декларация прав ребенка ООН (1959) //Народное образование. – 1993. - № - 5.

  9. Дипломированный социальный педагог: специфика профессиональной деятельности /Под ред. М.А. Галагузовой. - Екатеринбург, 1996.

10. История социальной педагогики: Хрестоматия: Учебник для студентов вузов /Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000, 2001.

11. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989) //Ведомости СССР. - 1990. - № 45.

12. Лахова Е. Проблемы семьи и семейной политики в России //Социальная работа с семьей. - М., 1995.

13. Леви В. Нестандартный ребенок. М., 1991.

14. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М., 1991.

15. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1989.

16. Лиханов А. А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций М., 1990.

17. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М., 2003.

18. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991.

19. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. - М., 1990.

20. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие для студентов. - М., 1997.

21. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. учеб. вузов /Под ред. В.А. Сластенина. - М.; ИЦ «Академия»,1999.

22. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академический Проект, 2001.

23. Нагавкина Л.С., Крокинская O.K. и др. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. СПб., 2002.

24. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. – М., Академический Проект, 2003.

25. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - Сфера, 2001.

26. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000, 2001.

27. Сластенин В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М: Прометей, 1995.

28. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2001.

Дополнительная


  1. Асмолов Г. М. Психология личности. М., 1994.

  1. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М., 1990.

  2. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учеб. пособие.М., 1999.

  3. Никитина Л. Е. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога // Воспитание школьников. 2001. № 4.

  4. Никитина Л.Е. Права и этические нормы социального педагога // Воспитание школьников. 2001. № 2.

  5. Никитина Л.Е. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. 2001. № 1.

  1. Никитина Л.Е. Функции и роли социального педагога // Воспитание школьников. 2000. №. 8.

  2. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

  3. Ревенко Н.В. Семья как объект социальной работы. - Мурманск, 2006.

  4. Римашевская Н.М. О методологии определения качественного состояния населения //Демография и социология. Качество населения. - М., 1993.

  5. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы. – М., 2004.

  6. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005.

  7. Социально-педагогические технологии в профессиональной деятельности социального педагога // Материалы научно-практического семинара. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003.

  8. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М., 1996.

15. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987.

16. Феминология. Семьеведение: Учебное пособие /Под общей ред. Л.Т. Шинелевой. - М., 1997.

17. Фурутан А. Отцы и дети: Практические советы родителям. - М., 1992.

18. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. - М., 1993.

19. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2004.

20. Черняк Е.М. Социология семьи. - М., 2004.

21. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. – М.,1999.

22. Шульга Т.И Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие. – М., 2005.

23. Щеглова С.Н. Социология детства. - М., 1996.

24. Щелина Т.Т. Семья выходного дня: опыт организации волонтерской деятельности студентов по оказанию помощи детям-сиротам //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2003. - № 4. – С. 64-77.


Электронные источники

  1. http:// www.vashakniga.ru

  2. http://www.czp.ru

  3. http://www.sci.aha.ru

  4. http://www.irex.ru

  5. http://www.webkniga.ru/books

  6. http://alldocs.ru/zakons

  7. http://www.fashiongold.ru

  8. http://www.razvod.ru

  9. www.7ya.ru

  10. www.semya.ru

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.9.1. Перечень используемых технических средств:

диапроектор, компьютеры, видеомагнитофон, телевизор.



1.9.2. Перечень используемых пособий.

1.9.2.1. Учебные материалы и документальные фильмы



1.9.2.2. Слайды к темам:

Тема 2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в различных учреждениях системы образования.

Тема 3. Документация социального педагога.

Тема 4. Методы и технологии работы социального педагога в образовательном учреждении.

Тема 5. Содержание работы социального педагога.

Тема 6. Планирование социально-педагогической работы в образовательном учреждении.
1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения

Видеофильмы

1. «Спасем детей - спасем Россию». (Здоровьесберегающие технологии в

детских садах и начальной школе. Автор программы В.Ф. Базарный).

2. Профессия – мама (Киндердорф). Автор проекта: Е.Брускова.

3. «Дети - Маугли». – 2004 г. (Влияние среды на развитие ребенка).

Режиссеры фильма: Ирина Ван-Ча-Лин; Марина Гричан. Сценарий фильма: Михаил Бобровник.

4. «Семья». - 2004 г. (Проблемы демографической и социальной политики). Режиссер фильма: Татьяна Чубакова. Автор программы: Аркадий Мамонтов.

5. «Семья России». Фильмы - призеры 3 Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов:


1.10. Примерные зачетные тестовые задания
1. Укажите, в каком году в России официально введены специальности: «социальный педагог», «социальный работник»?

а). 1990 год

б). 1991 год

в). 1995 год

г). 2000 год

2. Согласно Международной Конвенции о правах ребенка, период детства занимает промежуток от рождения ребенка до ______ лет (впишите возраст).

3. Назовите кто, согласно Федеральному Закону РФ "Об образовании", являются первыми педагогами ребенка____________________________________________________________

4.Определите верную дату принятия первой Международной Декларации о правах ребенка:

а). 1917

б). 1924


в). 1959

г). 1989


5. Выберите правильный ответ. Понятия «воспитание как социальный институт» и «социализация»:

1) тождественны

2) нетождественны

6. Параметрами, определяющими качество важнейшего института социализации – семьи, являются все перечисленные, кроме одного (исключите из списка лишний параметр):

а) демографический

б) воспитательный

в) социально-культурный

г) технико-гигиенический

д) социально-экономический

7. Установите соответствие приведенных ниже определений: «социальная защита», «социальная гарантия», «социальная поддержка».



Определение понятия

Термин

1. Комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении.

А.Социальная поддержка

2. Регулятивная система стабилизации общества,

направленная на сведение к минимуму социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения.



Б.Социальная гарантия

3. Условия, которые даны обществом, чтобы защитить своих граждан от обычных случаев риска, таких как болезнь, безработица, смерть кормильца, старость или другое.

В.Социальная защита

1______2_____3______

8. Заполните таблицу:

Методы воспитания

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Методы формирования сознания

Методы стимулирования

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

10

10

10

9. Из перечисленных отклонений от нормы выберите те, которые относятся к группе физических отклонений:

нарушение эмоционально-волевой сферы ребенка, одаренность, недееспособность, алкоголизм, токсикомания, наркомания, ограниченная возможность, недуг, бродяжничество, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи.

10. Дополните список ролей социального педагога:

А. Друг;

Б. Адвокат;

В. _______________

Г. Психотерапевт;

Д. ____________

Е. Посредник;

Ж. ______________

З. Помощник.

11. Перечислите, какие знания обязательно входят в профессиональные знания социального педагога: ____________________________________________________________________

12. Дайте краткую характеристику основным направлениям профессиональной деятельности следующих специалистов:

а) школьный социальный педагог______________________________________________________________

б) семейный социальный педагог______________________________________________________________в) социальный педагог-дефектолог

________________________________________________________________________________

13.Заполните таблицу «Уровни профессионализма социального педагога»:




Интервалы интегративного показателя

Уровень профессионализма

9-10

Оптимальный

6-8







Критический






14. Выберите правильный ответ. Социализация заканчивается в зрелом возрасте:

а). да

б). нет


15. Выберите правильное высказывание. Обоснуйте свой ответ.

а). Адаптация социальная - сознательная, целенаправленная деятельность человека, ориентированная как на преобразование объективных социальных условий, так и на формирование социальных качеств собственной личности.

б). Адаптация социальная - процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.

в). Адаптация социальная - процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления.

16. Традиционный механизм социализации действует прежде всего через:

а). средства массовой информации

б). через общественные организации

в). через семью и ближайшее окружение

17. Исключите неправильный ответ. К микрофакторам социализации относят все перечисленные, кроме:

а). семья и домашний очаг

б). группы сверстников

в). соседство

г). тип поселения

д). воспитательные организации

18. Выберите правильный ответ. К латентным жертвам неблагоприятных условий социализации относятся:

а). лица с акцентуациями характера

б). лица с психосоматическими дефектами

в). высокоодаренные люди

19. Выберите правильный ответ. К потенциальным жертвам неблагоприятных условий социализации не относятся:

а). лица, находящиеся в пограничном состоянии

б). лица с акцентуацией характера

в). мигранты

г). дети из семей с низким уровнем материального благосостояния

д). инвалиды детства

20. Выберите правильный ответ. Понятие «жертва неблагоприятных условий социализации» в разных культурах, государствах, обществах:

а). неидентично

б). идентично
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету – тестовые задания

1.12. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Международная Конвенция о правах ребёнка (1989). Основные положения.

2. Международная Декларация прав ребёнка. Основные положения, краткая характеристика.

3. Основные гарантии прав ребёнка в Конституции РФ.

4. Методика и технология работы социального педагога как учебная дисциплина.

5. Специфика профессиональной деятельности социального педагога.

6. Структура профессиональной деятельности социального педагога, характеристика основных компонентов (субъект, объект, цель, функции,

средства).

7. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности, его личностная характеристика.

8. Понятие профессиональной компетентности социального педагога. Содержание «Квалификационной характеристики социального педагога».

9. Основные сферы профессиональной деятельности социального педагога.

10. Специализации социального педагога, их характеристика.

11. Права и обязанности, этический и профессиональный кодекс социального

педагога.

12. Сущность понятий «методика», «технология», их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь.

13. Понятия «метод», «прием» и «средство»: общие и отличительные признаки.

14. Классификация основных методов социально-педагогической работы.

15. Использование общепедагогических методов в социально-педагогической работе.

16. Использование психологических методов в социально-педагогической работе.

17. Использование методов социальной работы в социально-педагогической

деятельности.

18. Понятия «педагогическая деятельность» и «социально-педагогическая деятельность», их характеристика.

19. Структура социально-педагогической деятельности: цель, задачи СПД, содержание деятельности.

20. Понятие социально-педагогической технологии и ее специфика как технологии социального типа. Основные подходы к классификации социально-педагогических технологий.

21. Социально-педагогические технологии общего типа (по субъектному применению, по объекту применения, по месту реализации, по способу реализации), их характеристика.

22. Социально-педагогические технологии частного типа или функциональные социально-педагогические технологии, их характеристика.

23. Социально-педагогическая работа с личностью, инструментарий социального педагога.

24. Социально-педагогическая работа с группой, общиной; специфика социально-педагогической деятельности.

25. Алгоритм деятельности социального педагога как элемент социально-педагогической технологии.

26. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ». Основные положения.

27. Ответственность родителей за воспитание детей (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, ФЗ «Об образовании»).

28. Закон Мурманской области «О защите прав ребёнка в Мурманской области». Основные положения.

29. Региональная целевая программа «Дети Кольского Заполярья». Основные положения.

30. Современная региональная политика защиты семьи и детства.

31. Пути и средства повышения психолого-педагогической культуры родителей.

32. Педагогическая культура семьи как необходимое условие эффективности воспитания детей.

1.13. Примерная тематика рефератов

1. Классификация методов социально-педагогической деятельности.

2. Современные педагогические технологии, их характеристика. (Бабанский Ю.К., Беспалько В.П., Кларин М.В., Щуркова Н.Е. и др.)

3. Вклад А.С. Макаренко в развитие идеи и содержания педагогической техники.

4. История развития педагогических и социально-педагогических технологий.

5. Социально-педагогическая деятельность в пословицах и поговорках.

6. Социально-педагогическая деятельность как категория социальной педагогики.

7. Беседа как метод работы социального педагога.

8. Поощрение как метод работы социального педагога.

9. Методы социально-педагогической диагностики.

10. Методы социально - педагогической коррекции.

11. Средства социально-педагогической деятельности.

12. Оценка деятельности социального педагога.

13. Педагогическая запущенность и способы её коррекции.

14. Профессиональное творчество социального педагога.

15. Современная концепция социально-педагогической реабилитации детей, лишенных родительского попечения.

16. Система социально-педагогической реабилитации детей, лишённых попечения родителей, и её особенности в современных социально-экономических условиях.

17. Система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников детских домов в РФ.

18. Система социальной помощи детям, лишённым попечения родителей, за рубежом (на примере одной из современных зарубежных стран).

19. Проблемы усыновления детей в России.

20. Методы и формы антиалкогольного воспитания детей в семье.

21. Роль общественных организаций в профилактике детского алкоголизма.



22. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями в государственных учреждениях: достоинства и недостатки.

1.14. Примерная тематика курсовых работ


  1. Взаимодействие школы и социальной среды в социальном воспитании детей и подростков.

  2. Особенности деятельности социального педагога в школе с подростками девиантного поведения.

  3. Особенности работы социального педагога с трудными детьми.

  4. Работа социального педагога в специальных профилактических учреждениях.

  5. Работа социального педагога с семьей.

  6. Работа социального педагога с одаренными детьми.

  7. Работа социального педагога в общеобразовательной школе: опыт и проблемы.

  8. Роль социального педагога в организации практико-ориентированной деятельности детей и подростков.

  9. Роль социального педагога в профессиональной ориентации современных школьников.

  10. Семейное консультирование как одно из средств гармонизации семейных отношений.

  11. Социально-педагогические аспекты работы с детьми-сиротами.

  12. Специфика работы социального педагога с детьми и подростками в летний период.

  13. Технология работы социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков.

  14. Технология взаимодействия социального педагога с детскими и молодежными движениями на современном этапе.

  15. Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения (на материале суицида).

  16. Особенности работы социального педагога по валеологическому просвещению школьников.

  17. Профилактика девиантного поведения подростков.

  18. Социализация людей с ограниченными возможностями.

  19. Социально-психологические аспекты детских страхов (профилактика, реабилитация).

  20. Теоретико-методические аспекты организации массовой досуговой деятельности.

  21. Методика работы социального педагога в школе и микрорайоне.

  22. Работа социального педагога в летний период.

  23. Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования.

  24. Технология деятельности социального педагога в дошкольных учреждениях.

  25. Технология работы социального педагога с неформальными объединениями подростков.

  26. Технология деятельности социального педагога в детских домах.

  27. Технология деятельности социального педагога в учреждениях для детей с ограниченными возможностями.

  28. Сущность и содержание современного социального воспитания детей и подростков.

  29. Сущность социально-педагогической деятельности в социальной педагогике.

  30. Развитие социальных служб для детей в современных условиях в России (в регионе)

  31. Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей.

  32. Семья как объект социально-педагогической деятельности.

  33. Формы и методы социально-педагогической поддержки детства.

  34. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.

  35. Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей.

  36. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

  37. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей-сирот.

  38. Методы и формы работы социального педагога в образовательных учреждениях.

  39. Особенности деятельности социального педагога в учреждениях досуга.

  40. Особенности работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями.

  41. Формы и методы работы социального педагога в специальных учреждениях для детей правонарушителей.

  42. Социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодежи.

  43. Формы и методы работы социального педагога по патриотическому воспитанию детей и подростков.

  44. Деятельность социального педагога по организации досуга в семейной сфере.

  45. Методика социально-педагогической работы с трудными подростками.

  46. Методика социально-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития в дошкольных образовательных учреждениях.

  47. Особенности деятельности социального педагога по профилактике конфликтов в школе.

  48. Особенности работы социального педагога с детьми девиантного поведения (на материале агрессии).

  49. Профориентационная работа социального педагога в школе.

  50. Использование социально-диагностических методик в работе с семьёй.

  51. Социально-педагогическая поддержка семей «группы риска» в современных условиях.

  52. Технологии социально-педагогической работы в детских и молодёжных объединениях и организациях.

  53. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот посредством развития их самостоятельной творческой деятельности.

  54. Технология социально-педагогической профилактики вредных привычек у школьников (на примере табакокурения).

  55. Содержание социально-педагогической работы с осуждёнными в исправительных учреждениях.

  56. Работа социального педагога с неблагополучными семьями.

  57. Специфика работы социального педагога с мамами - одиночками.

  58. Насилие в семье (психологическое, физическое, сексуальное, экономическое) как социальная проблема.

  59. Социально-психологическая работа с детьми, пережившими семейное насилие.

  60. Проблемы воспитания и развития детей в условиях социозащитного учреждения (приюта).


1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ – дипломные работы не предусмотрены
1.16. Методика (и) исследования (если есть): нет.

1.17. Бально - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: не используется
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
Формы работы со студентами.

Практическое занятие – это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий – упражнений, задач и т.п. – под руководством и контролем преподавателя.

Разновидностью практических занятий является тренинг, который представляет собой систему регулярных упражнений, направленных на развитие и совершенствование определенных навыков.



Практикум – вид учебных занятий, который применяется главным образом на старших курсах и предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих применения с наибольшей полнотой как научно-теоретических знаний, полученных студентами ранее при изучении различных учебных курсов и дисциплин, так и практических навыков, приобретенных на практических и лабораторных занятиях. Таким образом, главное отличие практикума от других форм учебных занятий – это его междисциплинарный и комплексный характер.

Проводится практикум обычно в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.

Студент должен продемонстрировать владение различными методами научных исследований, умение выбрать наиболее подходящие из них в данной ситуации и успешно применить их на практике.

Лабораторное занятие – одна из форм учебной работы, которая направлена на освоение студентами отдельных видов, способов и методов проведения практической деятельности.

Семинар (от лат. seminarium «рассадник», переносн. «школа»)– это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.

Практикуется следующие типы семинаров:

1) семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2) семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3) семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Форма семинарских занятий:

развернутая беседа по заранее известному плану;

небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.

При подготовке к семинару:

- проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

- изучите рекомендованную литературу, делая при этом выписки конспекты или прочитанного, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница