Фгбоу впо «мггу») учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 03, Гсэ. Ф. 04, Гсэ. Ф. 05, Гсэ. Ф. 06, Гсэ. Ф. 07, Гсэ. Ф. 08, Гсэ. Ф. 09, Гсэ. Ф. 12, Гсэ. Д



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.Ф.03, ГСЭ.Ф.04, ГСЭ.Ф.05, ГСЭ.Ф.06, ГСЭ.Ф.07, ГСЭ.Ф.08, ГСЭ.Ф.09, ГСЭ.Ф.12, ГСЭ.Д.4 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям (специальностям)
030401 История, 050401 История, 020401 География со специализацией Страноведение и международный туризм, 050708 Педагогика и методика начального образования со специализацией Обучение информатике в начальной школе, 050708.00 Педагогика и методика начального образования с доп. спец. «Иностранный язык», 050703.00 Дошкольная педагогика и психология с доп. спец. «Иностранный язык», «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика», 050706 Педагогика и психология, 050716.00 Специальная психология с доп. спец. «Логопедия», 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика, 050717.00 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп. спец. «Логопедия», 050720 Физическая культура со специализацией Спортивно-оздоровительный туризм; 050104 Безопасность жизнедеятельности со специализацией Информационная безопасность, 050102 Биология, 050102.00 Биология с доп. спец. «География», 050501 Профессиональное обучение (дизайн), 050303.00 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью, 050502 Технология и предпринимательство со специализацией Информатика и микроэлектроника, 040101 Социальная работа, 050711.00 Социальная педагогика с доп. спец. «Педагогика и психология», 050711 Социальная педагогика, 040104 Организация работы с молодежью, 050403.00 Культурология с доп. спец. «Иностранный язык», 050601 Музыкальное образование со специализацией Музыкально-компьютерные технологии, 050202 Информатика, 050202.00 Информатика с доп. спец. «Физика», 050201.00 Математика с доп. спец. «Информатика» и «Физика», 050203.00 Физика с доп. спец. «Информатика», 050403 Культурология с доп. спец. «Музыкальное образование», «Социально-культурная деятельность», 040201 Социология, 050602 Изобразительное искусство со специализацией Живопись и живописная композиция, 050401 История со специализацией Историческое краеведение и музееведение (заочная форма обучения), 050706 Педагогика и психология, 050708.00 Педагогика и методика начального образования с доп. спец. «Информатика», 071301 Народное художественное творчество со специализацией Руководитель этнокультурного центра, 070301 Народное художественное творчество со специализацией Руководитель народного хора (ансамбля) и Музыкально-ритмическое воспитание в ДОУ, 071401 Социально-культурная деятельность, 020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза, 050602.00 Изобразительное искусство с доп. спец. Культурология

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

русского языка

факультета филологии и журналистики

(протокол № 7 от 21.02.2010 г.)


Зав. кафедрой

_________________С.А.Антошина


Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Авторы программы:

Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка;

Шевченко Н.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
1.2. Рецензенты:

Панычева О.Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка;



Берченко Т.В., кандидат педагогических наук, доцент Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института
1.3. Пояснительная записка:
Цель изучения дисциплины: помочь студентам в овладении речью как важнейшим средством обучения и воспитания учащихся, важнейшим инструментом профессиональной деятельности педагога.
Задачи:

  • познакомить студентов с основами знаний о речи, качествах речи, с основными нормами русского литературного языка, добиться их соблюдения;

  • помочь студентам овладеть культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего – в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией;

  • подготовить к созданию устных и письменных текстов, разнообразных в жанровом и стилистическом отношении;

  • повысить общую культуру студентов, уровень гуманитарной образованности.


Место курса в общей системе подготовки специалиста: Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя связано с необходимостью научить студентов свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях, и прежде всего в их непосредственной профессиональной деятельности, научить их культуре педагогического общения, сформировать у них навыки чистой, правильной, терминологически точной и выразительной речи, эффективно воздействующей на учеников в процессе педагогической коммуникации. Важная роль в реализации этих задач принадлежит курсу «Русский язык и культура речи».
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины:
После усвоения курса студенты должны знать:

  • понятия языка и речи, речевой коммуникации, культуры речи;

  • формы существования общенародного языка, особенности литературного языка;

  • основные коммуникативные качества речи, нормы современного русского литературного языка;

  • особенности функциональных стилей и жанров литературной речи;

  • нормы русского речевого этикета.

Студенты должны уметь:

  • ориентироваться в различных речевых ситуациях, адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;

  • владеть важнейшими для педагогической деятельности жанрами устной речи; в частности уметь вести беседу, обмениваться информацией, давать оценку; вести дискуссию и участвовать в ней; выступать на собраниях с отчетами, докладами;

  • владеть профессионально значимыми письменными жанрами и в частности уметь составлять служебные записки, протоколы собраний, писать характеристики и т.д.;

  • грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты, используя в необходимых случаях лингвистические словари и справочники; соблюдать нормы устной речи.


При подготовке данной программы использовались программа из учебного пособия «Русский язык для студентов-нефилологов» (авторы: М. Ю. Федосюк и др.), учебное пособие «Русский язык и культура речи» под редакцией В. И. Максимова.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности.
Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи, язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления, понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


Форма обучения: очная

1.

070401 Социально-культурная деятельность

1

2

48

32

12

20




16

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

аудит.


ЛК

ПР/CМ

ЛБ

Сам. раб.

1.


Всего
Введение в учебную дисциплину. Язык и речь. Разделы языкознания.

32
1

12
1

20
-




16
-

2.

Русский общенародный язык и его разновидности.

1

1

-




-

3.

Виды речи. Речевое общение.

1

1

-




-

4.

Русский литературный язык: особенности функционирования, нормы.

1

1

-




-

5.

Русский речевой этикет.

-

-

-




1

6.

Коммуникативные качества хорошей речи.

2

2

-




2

7.

Правильность речи. Виды норм и их соответствие уровневому устройству языка

-

-

-




1

8.

Орфоэпия. Разделы орфоэпии. История русского литературного произношения. Виды орфоэпических норм русского литературного языка.

2

-

2




-

9.

Нормы ударения.

2

-

2




-

10.

Грамматические нормы русского языка. Морфологические нормы.

2

-

2




1

11.

Синтаксические нормы.

2

-

2




-

12.

Точность и логичность речи. Лексическая сочетаемость. Употребление многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.

2

-

2




1

13.

Чистота речи.

-

-

-




1

14.

Стилистическая система русского литературного языка. Функциональные стили. Стилистические нормы.

2

2

-




-

15.

Научный стиль русского литературного языка.

1

1

-




1

16.

Официально-деловой стиль русского литературного языка.

3

1

2




2

17.

Публицистический стиль русского литературного языка.

-

-

-




1

18

Разговорная речь.

-

-

-




1

19.

Риторика. Особенности устной публичной речи.

2

2

-




4



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Введение в учебную дисциплину. Язык как знаковая система, как важнейшее средство общения людей. Происхождение русского языка. Язык и речь. Функции языка и речи. Уровневое устройство языка: основные уровни и языковые единицы, их образующие. Языкознание и его разделы. Культура речи как один из разделов языкознания.

Русский общенародный язык. Состав русского языка. Территориальные и социальные диалекты. Профессиональные подъязыки. Жаргоны и арго. Диалектное членение русского языка.

Взаимодействие периферийных разновидностей национального языка с русским литературным языком на современном этапе.



Речевое общение. Основные единицы общения. Виды речи: внутренняя и внешняя, устная и письменная, диалогическая и монологическая. Функционально-смысловые типы речи. Структура речевой коммуникации. Речевой акт и его этапы. Виды слушания. Речь в социальном взаимодействии. Принцип кооперации Г.П.Грайса.

Русский литературный язык. Русский литературный язык как главная, образцовая разновидность и ядро русского национального языка. Признаки русского литературного языка, отличающие его от периферийных разновидностей. Русский язык как язык межнационального и международного общения.

Русский речевой этикет. Этикет как система устоявшихся правил речевого поведения в рамках определенной культуры. Нормы и история русского речевого этикета.

Коммуникативные качества речи. Культура речи как проблема речевой коммуникации. Коммуникативные качества хорошей речи. Уровни речевого мастерства.

Правильность речи. Правильность как базовое коммуникативное качество. Понятие нормы. Виды норм литературного языка. Кодификация литературной нормы. Нормативные словари современного русского языка.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Русское литературное произношение: история становления. Разновидности орфоэпических норм.

Нормы ударения. Особенности русского словесного ударения. Ударение в словах разных частей речи.

Грамматические нормы. Морфологические нормы. Особенности образования форм различных частей речи. Слова с изобилующими и недостаточными парадигмами. Синтаксические нормы. Нормы построения предложения. Особенности сочетания подлежащего со сказуемым, закономерности управления и согласования.

Точность речи. Правильное употребление слов в контексте. Проблема выбора точного синонима. Правильное употребление паронимов, омонимов, многозначных слов. Использование в речи фразеологизмов.

Логичность речи. Языковые средства организации высказывания и правила их использования в речи.

Чистота речи. Проблема использования в литературном языке диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, канцеляризмов.

Стилистическая система русского литературного языка. Функциональные стили и жанры литературной речи. Стилистические нормы.

Научный стиль русского литературного языка. Жанры научной речи. Речевые нормы научной и учебной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль русского литературного языка. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Правила оформления документов. Устная деловая речь.

Публицистический стиль русского литературного языка. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Речь средств массовой информации.

Разговорная речь. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Риторика. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Аргументирующая речь. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, работа над композицией речи. Словесное оформление публичного выступления: понятность, информативность и выразительность публичной речи.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

Вариант 3, а



№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.
2.
3.

4.

5.



6.

7.

8.



9.

10.


11.

12.


13.

14.


Введение в учебную дисциплину. Родство славянских языков.

Речевое общение. Теория речевой деятельности в трудах отечественных лингвистов.

Русский общенародный язык. Особенности профессиональных подъязыков (по выбору: компьютерный, учительский и пр.)

Русский литературный язык. Литературный язык и язык художественной литературы. Национальное своеобразие литературных языков.

Русский речевой этикет. Русская ономастика в аспекте истории русского речевого этикета (на примере формирования фамилий и отчеств).

Коммуникативные качества речи. Филогенез и онтогенез речевой коммуникации. История ораторского искусства в России с 17 в.

Правильность речи. История орфографических и пунктуационных норм русского литературного языка в 19-20 вв.

Орфоэпия. История русского литературного произношения в 19-20 вв. Становление современных орфоэпических норм.

Нормы ударения. Особенности русского ударения (силовой характер, подвижность, разноместность).

Орфоэпические словари и словари ударения современного русского литературного языка.



Грамматические нормы. Словари и справочники грамматических трудностей современного русского литературного языка

Точность и логичность речи. Стилистические функции синонимов и паронимов в современном русском литературном языке.

Чистота речи. Особенности использования диалектизмов, жаргонизмов и просторечных слов в художественных и публицистических текстах.

Стилистическая система русского литературного языка. Языковые особенности текстов разных стилей. Жанровое своеобразие текстов разных стилей.

Риторика. Возникновение и развитие европейской и русской риторики.


- рефераты;
- рефераты;
- рефераты;

- рефераты, устное сообщение;


- рефераты, вопросы для самостоятельно-го изучения;

- рефераты;

-рефераты, вопросы для самостоятельно-го изучения;

- рефераты, вопросы для самостоятельно- го изучения;

- рефераты, вопросы для самостоятельно-го изучения;
- вопросы для само-стоятельного изуче-ния;

- вопросы для само-стоятельного изуче-ния;

- вопросы для само-стоятельного изуче-ния;

- рефераты, вопросы для самостоятельно-го изучения.

- рефераты, вопросы для самостоятельного изучения.


-
-
-

-

1



2

1

-



-

1

1



1

5


4

- защита рефератов,

- защита рефератов,

-защита рефератов;
- защита рефератов,
- защита рефера-тов, устный оп-рос на занятии,

- защита рефератов,


- защита рефера-тов, выполнение тестов,

- защита рефератов,


- защита рефера-тов, выполнение тестов,
- выполнение тестов,
- выполнение тестов,
- выполнение тестов,
- защита рефера-тов, выполнение тестов.

- защита рефера-тов.





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Предлагаются планы практических занятий на все темы программы. Количество практических занятий может варьироваться в зависимости от объема дисциплины, предусмотренного для каждой специальности.
Тема: Язык и речь. Разделы языкознания.

ПЛАН


  1. Язык как система знаков.

  2. Функции языка.

  3. Понятие речи.

  4. Структура языка.

  5. Разделы языкознания.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения



  1. Как вы понимаете утверждение: «Язык - это система знаков»?

  2. Как соотносятся между собой язык и речь?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы



  1. На примерах покажите взаимосвязь языка и речи.

  2. Представьте себе учителя, ведущего урок. В каких функциях выступает речь учителя на уроке?

ЛИТЕРАТУРА



Основная

Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004.



Дополнительная

Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. – М., 2001.


Тема: Русский общенародный язык и его разновидности.

ПЛАН


  1. Понятие общенародного языка.

  2. Территориальные диалекты.

  3. Социальные диалекты.

  4. Просторечие.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения



  1. Чем обусловлены различия внутри одного языка?

  2. Как соотносятся между собой понятия «жаргон» и «профессиональная речь»?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы



  1. Приведите примеры профессиональных слов, жаргонизмов, охарактеризуйте условия их функционирования, объясните значение.

  2. Приведите примеры диалектных слов (в том числе из художественной литературы), объясните их значение.

ЛИТЕРАТУРА



Основная

Федосюк М. Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов. – М., 2001.



Дополнительная

Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. – М., 1996.

Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика.

Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. – М., 1976.


Тема: Виды речи. Речевое общение.

ПЛАН


  1. Виды речи.

  2. Структура речевого общения.

  3. Речевой акт и его фазы.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения



  1. В чем различие между речью внешней и внутренней, устной и письменной?

  2. Что входит в понятие речевой ситуации, насколько важна она для общения?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы



  1. Назовите и охарактеризуйте различные средства речевого общения.

  2. Проследите, как меняется содержание речи и речевые средства в разных речевых ситуациях. Для этого смоделируйте общение людей на одну тему в разных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004.



Дополнительная

Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. – М., 2001.


Тема: Русский литературный язык.

ПЛАН


  1. Понятие и признаки литературного языка.

  2. Исторические границы современного русского литературного языка, изменение языка.

  3. Понятие языка художественной литературы.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения



  1. В чем значение литературного языка как высшей формы существования общенародного языка?

  2. Как соотносятся между собой понятия литературного языка и языка художественной литературы?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы



  1. Приведите примеры изменений, произошедших в литературном языке в конце ХХ – начале ХХI века.

ЛИТЕРАТУРА



Основная

Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1995. – Раздел 1, глава 3.

Дополнительная

Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. – М., 1996.

Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика.

Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. – М., 1976.


Тема: Нормы русского литературного языка

ПЛАН


  1. Понятие нормы литературного языка.

  2. Изменение литературной нормы.

  3. Виды норм: императивные и диспозитивные.

  4. Структурно-языковые разновидности норм.

  5. Кодификация литературной нормы.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница