Философия и аксиология современной молодежной субкультуры



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.92 Mb.
  1   2   3
ФИЛОСОФИЯ И АКСИОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Баева Людмила Владимировна

доктор философских наук, доцент,

завкафедрой философии, декан факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного университета

Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ № 08-03-00425а
Одной из ярких черт любого современного мегаполиса являются молодежные субкультурные объединения и движения. Их появление и существование вызвало к жизни новую форму мировоззрения, общения, языка, специфическую этику и эстетику, а также особые ценности, исповедуемые молодежью и по «собственному выбору». Глобализационные процессы, миграция, смешение традиций – вызвали перемены в социальной среде, где помимо сложившихся классов, групп, партий появились новые формы, так называемых неформальных объединений. Природа их формирования различна, впрочем как и идеология, но общим является оппозиция пропагандируемому официальной властью и государством образу мысли и жизни. Попробуем разобраться в особенностях этого социокультурного феномена и осмыслить ценностные основания его многообразных проявлений.

Прежде всего, следует пояснить основные дефиниции: молодежное объединение, движение, неформалы, андеграунд и т.д. Молодежное движение – это идейно направленная социальная группа, активно отстаивающая определенную (чаще всего политическую) позицию. Примерами могут быть как движение хиппи (первоначально выступающие против войны во Вьетнаме), движение борцов за мир, против апартеида, геноцида, против наркотиков и др. Молодежные объединения носят менее политизированный характер и представляют собой социальные группы, связанные определенным образом жизни, мировоззренческими ориентирами, стилем поведения и внешними атрибутами. К подобным объединениям можно отнести весьма различных по направленности и выражению представителей: хиппи, панки, готы, растафрианцы, эмо, скинхэды, фэны, игровики и т.д. Они, за некоторыми исключениями, не имеют строгой организации, руководящей группы, но связаны единой идеей, более ил менее сложной философией, этикой поведения, внешним видом. Неформалы или андеграунд – явление, возникшее в советской в культуре как противостояние тоталитарному политизированному стереотипу мировоззрения, поведения и искусства с ярко выраженным духом анархизма, критики советской официальной культуры и состояния несвободы.

При значительном количестве форм и проявлений выше названных социальных форм для теоретического анализа попробуем провести их классификацию по ряду оснований (главным образом, аксиологических).

Прежде всего, по идейному основанию следует выделить два главных направления: пацифистское и экстремистское. К первому условно можно отнести те объединения и движения, которые отличает неприятие насилия, войн и агрессии, тоталитарных и милитаризированных систем управления. Для них также может быть характерной аполитичность, нейтральность и безразличие в решении острых социальных проблем, уход от любых форм общественной активности, разобщенность. Примерами подобных молодежных объединений можно назвать хиппи, растофрианцев, митьков, попперов, толкинистов, эмо и др. Эти субкультуры возникли как формы протеста (прежде всего, в США, Африке, России) против тоталитарных систем, ведения войн, агрессивной политики в отношении определенных рас, народов, правового неравенства, притеснения меньшинств).

Пацифизм (от лат. pax, pacis, «мир») – понятие, имеющее первоначальное значение соглашения о мире, установления или заключения мира. В наиболее общем смысле под ним понимают отказ от войны как способа разрешения любых проблем, сопротивление войнам и насилию во всех формах. К пацифизму относят многообразные учения, движения, теории, концепции, не связанные между собой исторически или географически, но стоящие на общей платформе отстаивания мира как главной ценности общества. Специфика пацифизма заключается в его двойственности: с одной стороны его сторонники – активисты, борцы за мир, с другой – его репрезентанты могут быть чрезвычайно пассивными и предпочитающими молчаливое сопротивление, что ярко выражено в пассивной политике современных молодежных движений этого типа (хиппи и др.)

Экстремистские объединения молодежи можно в свою очередь разделить на тех, кто выражает «философию бунта» против «системы», власти, правительства, общества в целом и действует радикальными методами (битники, панки и др.) и тех, кто агрессивно выступает против определенных представителей общества (других субкультур, национальностей, политических сил и т.д.) Последние больше тяготеют к созданию формальных организаций, строгой внутренней дисциплине, жесткому стилю в руководстве и лидерстве. Их отличает непримиримость в борьбе с теми или иными социальными явлениями, радикальные агрессивные методы, культ силы (физической или политической), нередко значительная политизированность (что проявляется в связи с определенной политической партией и проведении ее политики среди молодежи). К таким объединениям можно отнести битников, панков, сникхэдов, люберов, неофашистов, РНЕ, а также движения, связанные с деятельностью современных политических партий: «Вперед!», «Наши», «Местные», Авангард красной молодежи (АКМ), Национал-большевистская партия (НБП), союз коммунистической молодежи, союз молодежи «За Родину!», «Энергия жизни», Молодая гвардия «Единой России», молодежное «Яблоко», «Оборона», «Все свободны!» и другие. Разумеется, не все из названных объединений проповедуют агрессию и насилие, однако, все они, так или иначе, видят свою цель в победе определенных сил и устранении оппонентов. Появление объединений политического плана является следствием развития демократических процессов и формирования гражданского общества, с одной стороны, и стремлением молодежи к созданию успешной карьеры, с другой. Что же касается неофашистских объединений, то они возникли после массовых миграций в сторону мегаполисов России народов из бывшего СНГ и являются, как правило, следствием крайне низкого уровня образования, нравственности, общей культуры. И тех и других отличает интолерантность, что делает их весьма опасным явлением современной социальной жизни.

Большинство исследователей, занимавшихся проблемой молодежного экстремизма, отмечают большие трудности, связанные с выработкой адекватного теоретического определения данного явления1.
Во многом это объясняется следующими моментами. Во-первых, сложностью самого феномена, во-вторых, его идеологической насыщенностью. Не секрет, что при анализе любого сколько-нибудь значимого политического подхода исследователя в большей мере определяется его идейно-политическими и социально-философскими установками и предпочтениями, так что всякий исследователь не может быть полностью свободным от определенной тенденциозности и идейно-политической ангажированности в трактовке важнейших политических
реалий. В-третьих, релятивностью, возможностью инверсии понятия «политический экстремизм». Наконец, в-четвертых, присутствием нравственного критерия, морального компонента. «Молодежный экстремизм», во многом, понятие аксиологическое. Оно не только отражает определенный тип деятельности политических субъектов, но и сугубо негативно его оценивает, подчеркивает деструктивность и зачастую отождествляет со злом в его социально-политическом измерении. Естественно, что каждый исследователь оставляет за собой право на собственное этическое столкновение фактов политической жизни.

Причина и источник экстремизма как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим во многом кроется интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды. Интеллектуальная ограниченность рождает ощущение того, что только Я и мое сообщество являются обладателями абсолютной истины, которая видится закрытой и окончательной («Есть два мнения: мое и неправильное» - типичный девиз низко развитого интеллектуально человека). Чем выше человек поднимается в познании, тем более явно он осознает неисчерпаемость мира и форм знаний о нем, тем терпимей он относится к «истинам» и теориям оппозиционных сообществ. Высокоразвитый интеллектуально человек склонен к рефлексии, самокритике, анализу «плюсов» и «минусов» предмета внимания. Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента – признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора.

Моральная ограниченность способствует утверждению в человеке гордыни и самооправдания за любые действия. Низко развитый нравственно человек, как правило, всегда доволен собой и видит недостатки исключительно в других. Он привык винить всех за свои неудачи, а недостаток творческих и интеллектуальных способностей компенсирует грубостью, агрессивными выпадами, угрозами, применением насилия.

Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой-чужой», страх перед непохожим на себя. Формирование установки на агрессию по отношению к Другому происходит в том случае, если человек привык некритично относиться к своим взглядам и поступкам, и считает себя несравнимо выше других. Есть две особенности психики человека, которые служат почвой для образования подобных установок.  Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее, и безопаснее, тех, кто от нас отличается. Принадлежность к какой-то группе людей придает человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. В этом случае «Другие» и «не такие» тоже нужны, но чтобы сильнее почувствовать принадлежность к «своим». 

Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого («Во всем виноваты евреи, негры, богатые, «враги народа» и т.д.) Психологически это срабатывает как способ защиты и самооправдания от собственных неудач. Если это состояние дополняется социально-психологической неустойчивостью, то проявления нетерпимости, агрессии, ксенофобии вплоть до экстремизма могут развиваться в еще более явной степени.

Молодежные движения и объединения можно классифицировать и по иным основаниям: реальные и виртуальные, по степени оптимизма и пессимизма, по связи с религиозными конфессиями и учениями, по доле биофильности или технократизма и т.д. Эти движения сегодня объединяют сотни тысяч человек и формирующиеся в них ценностные установки требуют пристального внимания, поскольку именно они во многом оказывают влияние на молодежное сознание в условиях отсутствия целенаправленной государственной политики в этом отношении. Каждое их молодежных объединений является не только «личной жизнью» молодых людей, но воспитывающей их питательной средой, поэтому анализ идейных и идеологических основ этих групп должен занять достойное место в современных исследованиях ученых гуманитариев.



ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Байбатырова Н.М. (АГУ)
Современные средства массовой информации формируют картину мира человека, его мировоззрение. Назначение журналистики в массовой коммуникации – полное и объективное информирование аудитории о событиях и явлениях окружающего мира, формирование их смысла. Диалог с аудиторией происходит на базе создаваемых журналистами документальных и фотографических текстов.

Особенности формирования мировоззренческой картины мира средствами современной журналистики:



  1. Информация, исходящая из конкретных каналов, становится однонаправленной и тенденциозной. Современные СМИ являются либо проправительственными, либо финансируются из иных источников (подведомственные СМИ, например, канал НТВ – подведомственное СМИ ОАО «Газпром»)

  2. Воссоздаваемая различными СМИ картина мира утрачивает черты цельности. Причина этого не только в глубоких противоречиях развития общества и наличии кризисных явлений, но и в структурных изменениях самой прессы. Так, проправительственные СМИ (например, телеканал «Россия» рисует в целом благополучную картину), иные же СМИ склонны к формированию тревожной, нестабильной картины мира (программы «Сегодня», «Максимум» (НТВ) ориентированы на криминальные сенсации, демонстрацию сцен насилия). Похожая тенденция – на канале РЕН-ТВ: программы «СССР», «В час пик» рождают чувство нестабильности, опасности и тревоги за собственную жизнь, здоровье, а также безопасность близких.

  3. В целом современные СМИ формируют два противоположных философских мировоззрения: оптимистическое и пессимистическое, что вводит в заблуждение читательскую, слушательскую и зрительскую аудиторию. Телепрограммы наподобие «Аншлага» и «Кривого зеркала» (телеканал «Россия») вряд ли формируют оптимистический взгляд на жизнь, а лишь пытаются скрыть, завуалировать реальные социальные проблемы.

  4. В настоящий момент в отечественной журналистике намечается рост иррациональных методов подхода к освещению событий реального мира. Возрастает удельный вес квазизнаний, когда вместо фактов аудитории предлагаются догадки, мнения, оценки.

В зарубежной журналистской практике есть четкое деление на журналистику фактов и журналистику мнений. Специальные журналистские организации и комитеты следят за тем, чтобы эти два вида информации не смешивались между собой. Журналисты несут ответственность за высказанные факты вплоть до признания профессиональной непригодности и уголовной ответственности.

5. Частое переакцентирование смысла событий: заурядные объявляются выдающимися, а действительно важные замалчиваются и минимизируются. В качестве важного события нам преподносится то, кто стал секс-символом года (всевозможные рейтинги на развлекательных, а в последнее время и на центральных каналах), но замалчиваются реальные социальные, политические, экономические проблемы.

6. Современная российская журналистика утрачивает свои исконные функции – познания, отражения, интеграции, прогноза. Создается превратная картина жизненных реалий. Медиаиндустрия превращается в производство иллюзий и мифов. Вот только несколько распростаненных мифов, порожденных современными СМИ:

А) Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно соответствовать определенным стандартам

Б) Миф о красивой жизни, распространению которого активно способствует реклама как медиапродукт. Только купив тот или иной товар, мы получаем право причислять себя к избранным.

7. Отрывочность подаваемой СМИ информации формирует так называемое «клиповое сознание». Медиа приучает читателей, слушателей и зрителей к получению поверхностной информации. С одной стороны, человек в современном социуме знает многое, но с другой стороны – знания поверхностные, мозаичные разомкнутые. Это приводит к воспитанию дилетантизма.

8. СМИ формируют потребительское отношение к жизни.

9. Утрата эвристических начал журналистики. СМИ рассматриваются не как источник личностного роста и не ради познавательного интереса, а ради развлечения и расслабления. Даже в редких программах, где присутствует элемент познания, преобладает ориентация на ток-шоу.

10. Возникновение и развитие манипулятивного типа журналистики. Гипноз, суггестия, усиленные современными техническими средствами и Интернетом, побуждают беспрецедентное влияние на психику. Возросла популярность таких телепередач, как «Гипноз», «Невероятно, но факт», «Битва экстрасенсов». Уже сейчас на телевидении активно используются техники НПЛ.

11. Современные СМИ нацелены на формирование способности населения осваивать мир больше чувственной, а не рациональной сферой. Использование биологических мотивов и инстинктов рождает новый образ мира: эскизный, схематичный, конвейерный.

12. Формирование «культуры публичности». Современная медиаиндустрия базируется на принципе расхожего афоризма постмодернистской культуры: «Бессмысленно заботиться о том, чтобы быть правым, главное – быть интересным».


  1. Современная журналистика овладевает современными языками социальной коммуникации – жаргонами, сленгами, оперирует новой символикой. В языке масс-медиа наблюдается стилевой плюрализм, широкое цитирование, коллажность, ирония, образность, афористичность. Иными словами, язык прессы «ярчает», что отчасти дезориентирует аудиторию. В публицистике проявляется игровое отношение к миру реальности (особенно это прослеживается в заголовках).


СУДЬБЫ СВЕТСКОГО ГУМАНИЗМА В РОССИИ В XXI ВЕКЕ
Востриков Игорь Владимирович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии АГУ
В наши дни ни для кого не секрет, что философия переживает глубокий кризис, выход из которого пока не предвидится. Обилие теорий, мнений, концепций, идей современности порождает ситуацию мировоззренческой неопределенности и неуверенности схожую с той, которая уже переживалась Россией на рубеже XIX-XX вв. И.А.Ильин очень точно выразился о том времени: “стиль жизни менялся, старые Боги низвергались, человек искал свободу, а впереди маячила неизвестность...”2.

Очевидно, что постмодернизм как теория, практика и стиль философствования уже не сможет стать надежной опорой для человеческого разума. Отнюдь не потому, что постмодерн устарел, был успешно опровергнут или не вписался в социокультурные реалии развития России. Просто он не оправдал возлагавшихся на него значительной частью творческой и научной элиты надежд. Эти соображения не позволяют согласиться с автором работы

“Гуманизм – это постмодернизм”3 А.Нилоговым, поскольку именно в реализации гуманистических принципов, преодолевающих влияние посмодернизма, и видится будущее отечественной философской мысли.

Реалии развития светского гуманизма в России таковы, что он никогда не станет сухой, закрытой для совершенствования и тем самым непривлекательной для большинства людей теорией. Гуманизм – это мировоззренческая идея, привлекательная тогда, когда имеет выход в практическую (например, культурно-просветительскую) плоскость. Сумев доказать, что он не утопия, гуманизм сможет стать парадигмой здравого смысла в России XXI в.

Современное российское государство ищет (пока что не совсем удачно, к сожалению) вектор социокультурного развития. В условиях такого непростого поиска современный гуманизм, сочетающий скепсис, антропологический оптимизм, здравый смысл и социальный критицизм, вполне

может стать одним из аксиологических ориентиров в этом поиске. Понятно, что активизация такого поиска неизбежно приводит к выходу в практику человеческих взаимоотношений, строящихся на принципах взаимовыгодного сотрудничества. Только философия, способная дать человеку счастье, возможность развиваться, жить в гармонии с окружающим миром, очевидно, имеет шанс стать философией будущего.

Гуманизм как теория и практика философии имеет потенции для ответа вызовам настоящего и будущего: проявлениям религиозной, расовой и политической интолерантости, засилию лженауки и псевдонаучного знания, деградации способности критического мышления и ощущения. Именно в таком разрезе может и должна рассматриваться философская система, претендующая на статус планетарной. Трудно не согласиться с одним из основоположников современного светского гуманизма П.Куртцем в том, что “оптимальный способ решения политических и общественных вопросов – это полагаться на методы разума, использовать его ресурсы” и “руководствоваться... в общественных делах” тремя принципами: приверженности демократии, светскости государства и глобальностью масштабов этики гуманизма4.

Не вызывает сомнений, что в случае успеха в реализации названных принципов отношение к светскому гуманизму в российском обществе может измениться в лучшую сторону. После обнародования “Гуманистического манифеста-2000”5 стало очевидно, что гуманистические идеи пока что не очень близки, не проникли в мировоззрения россиян. После ознакомления с текстом манифеста на одном из сайтов рунета посетителей сайта спрашивали, готовы ли они подписаться под манифестом, и просили указать причины своего согласия или несогласия. Только 20,3% (около 2000 человек из 9859 принявших участие в опросе) россиян ответили, что готовы безоговорочно подписаться под текстом, еще 24,7% указали, что смогли бы это сделать после корректировки текста. Не устраивало проголосовавших то, что положения Манифеста “слишком расплывчаты и непонятны”,”невыполнимы в реальности”, “жестки к проявлениям человеческой индивидуальности”. Доказывать несправедливость отдельных претензий, по-видимому, не имеет смысла, поскольку они, думается, отражают общую неразвитость идей светского гуманизма в России. Хочется верить, что ближайшее будущее положит конец эпохе социальных, экономических, политических и духовных потрясений, и гуманизм сумеет самоопределиться, стать не только далекой, практически недостижимой путеводной звездой российской традиции философствования, но и улучшить земную жизнь человека.


ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СВЯЗИ С

РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОЙ

ДЕКЛАРАЦИИ В

СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Кирбаба Ю.В., кандидат культурологии, Немчинова А.Л., кандидат философских наук,

кафедра философии АГТУ)


Качество образования не исчерпывается только собственными целями и ценностями деятельности высших учебных заведений, хотя они и рассматриваются в роли его интеллектуальной и теоретической

первоосновы - само понятие качества высшего образования и практические меры по его обеспечению и улучшению подразумевают развитие вузов в сторону все более полного соответствия их деятельности потребностям

общества и личности: социальным, экономическим, культурным. Поэтому мерилом качественного уровня деятельности это увеличение вклада вуза в развитие общества, в его человеческий потенциал, что в отвечает

содержанию Болонского процесса.

Болонская Декларация – документ европейского значения. Она

исходит из тех объективных условий, которыми отличается современная Европа, а именно:



  • процесс европейской интеграции стал реальностью, а перспектива расширения Евросоюза (ЕС) придает ему новые горизонты;

  • это в свою очередь выдвигает императив укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и

  • научно-технического потенциала Европы;

  • высшее образование призвано стать адекватным вызовам нового тысячелетия и содействовать воспитанию у студентов и всех

граждан чувства причастности к совместным ценностям и общему социально-культурному партнерству;

  • на высшей школе лежит ответственность за подготовку

мобильной рабочей силы, расширение перспектив ее

  • трудоустройства и развитие континента в целом.

Содержание Болонской Декларации предусматривает:

  1. использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых

степеней с выдачей приложений к дипломам (обеспечение

трудоустройства выпускников и усиление конкурентоспособнсти системы высшего образования);



  1. введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного (градуального и постградуального), когда доступ ко второму этапу требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

  2. принятие системы кредитов, аналогичной ECTS (European Community Course Credit Transfer System), как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями;

  3. стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;

  4. развитие европейского сотрудничества в области обеспечения (контроля) качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;

  5. усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д.

Цель Болонского процесса - создание к 2010 году европейского образовательного пространства с тем, чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность граждан и нарастить конкурентоспособность европейской высшей школы. Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, содержит значительные "поля сходимости" с Болонским процессом. Это относится и к анализу мировых тенденций, и к предложенной модели специалиста, и к созданию независимой системы аттестации и обеспечения (контроля) качества образования, и к усилению ориентации на рынки труда, и к возвращению государства в образование, и к формированию новых экономических отношений в образовательной сфере и т.д.

Сегодня общество ожидает самоопределения высшей школы России в своем принципиальном отношении к Болонскому процессу. Предстоит пройти немалый путь к включению в этот процесс и астраханским высшим учебным заведениям, которые уже имеют определенные результаты в этом направлении.

Сегодня в ЕС и СНГ осознают, что стратегия непрерывного образования должна базироваться на сотрудничестве властей и общественных организаций, так называемых "социальных партнеров", поскольку именно они ближе всего связаны с интересами и потребностями отдельных граждан и сообществ. Также должна усиливаться связь между учреждениями формального и неформального образования, на базе создания единой образовательной сети. Этот процесс активно развивается на пути создания системы открытых университетов, дистанционных курсов и т.д., а сами вузы все активнее открывают свои образовательные возможности для широких кругов общества. Формируя политику в области непрерывного образования, европейские страны все более обращают внимание не только на его экономическую необходимость, вызванную особенностями меняющегося рынка труда, но и на его социально-культурную значимость. Образование становится ключевым фактором не только профессионального, но и личного успеха. Как сейчас образование играет главную роль при вхождении человека в профессиональную среду, так и в будущем оно будет решающим для его "включенности" в общество (social inclusion).

Общеизвестно, что культура и обучение во все времена, независимо от характера экономических, политических и прочих обстоятельств, находились в достаточно тесной (хотя далеко не всегда явной, очевидной) связи. Согласно М.С. Кагану, история общения и общественных отношений характеризуется «постепенным расширением сферы общения каждого индивида и каждой социальной группы»6. Общение есть такая сфера культуры, в которой личность реализует свою сущность наиболее полно, а личность есть наиболее полно реализованная сущность человека.

Процесс обучения является двусторонним, то не должно быть такой ситуации, когда один только учит, а другой только (или в основном) учится. Почему творчески работающий преподаватель не только (а иногда и не столько!) учит, но и учится у своих студентов? Да потому, что он умеет (и, разумеется, желает) ставить своих студентов в положение обучающих, а себя – в положение обучаемого. Подобное возможно только тогда, когда учитель широко использует (наряду с другими формами и методами обучения) учебный диалог.

Цели исследования:

Целью данного исследования является построение и развитие единого образовательного пространства на основе новых методов учебного диалога с использованием информационных технологий. Для этого необходимы разработка и внедрение в процесс обучения в вузах новых методов, развивающих концепцию креативного диалогического мышления.

Реализации данной цели будет способствовать решение следующих задач:

– разработка и внедрение модели диалогического обучения с использованием компьютера и средств мультимедиа;

– организация на базе данной модели межвузовских и межфакультетских студенческих Интернет-семинаров;

– проведение на базе данной модели Интернет-консультаций.

– выявление креативной способности диалога, в том числе во взаимодействии человека с компьютером.

Вопрос «о воспитании самостоятельного мышления представляет собой нечто большее, чем, скажем, модное течение в современной педагогике»7, поскольку обладая творческим импульсом человек способен к самотворению и саморазвитию. Таким образом, «решение этой проблемы является важнейшим условием гуманистического прогресса общества с целью обеспечения подлинного человеческого бытия»8.

Прежде всего, меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности

Педагог, обладающий настоящим творческим потенциалом, сегодня оказывается перед необходимостью освоения новых методов обучения. В исследовательской литературе выделяют следующие методы:

– синектика (синектический метод);

– метод "мозгового штурма";

– эвристическая беседа;

– "круглый стол"

– дискуссия.

Болонская декларация касается только высшего образования9, да, хотя само понятие образование по признанию ЮНЕСКО, в наше время кардинально изменило свой смысл. Речь идет теперь не о каком-то особом этапе жизни, когда человек учится перед началом самостоятельной трудовой деятельности, а о едином непрерывном образовании, которое длится всю жизнь.

Вопрос «о воспитании самостоятельного мышления представляет собой нечто большее, чем, скажем, модное течение в современной педагогике»10, поскольку обладая творческим импульсом человек способен к самотворению и саморазвитию. Таким образом, «решение этой проблемы является важнейшим условием гуманистического прогресса общества с целью обеспечения подлинного человеческого бытия»11.

По словам Г.Я. Буша, «...творчество возможно лишь как со-творчество, как единство многообразия, как интрасубъектное взаимодействие дискретных ипостасей совокупного субъекта, следовательно, говорить о творчестве вне социальной общности бессмысленно»12. Аналогичные идеи высказывались и другими авторами.

Основатель смысловой теории мышления O.K. Тихомиров указывал на то, что любая интеллектуальная деятельность является по своей сущности совместной: «Необходимо помнить об условности разделения мыслительной деятельности на индивидуальную и совместную: и при индивидуальном решении задачи в него включаются продукты мышления других людей, оно всегда, в разной степени, ориентировано на другого человека»13. Г.М. Кучинский отмечает – внутренний диалог является необходимой составляющей совместного творчества, а специфика этого вида творчества во многом определяется соотношением внутренних диалогов его участников и их внешнего диалога14. В работах отечественных авторов уделяется внимание анализу групповой рефлексии и рефлексивной регуляции диалогического мышления15. А.В. Брушлинский и В.А. Поликарпов в своих исследованиях осуществили развернутый анализ мыслительного процесса в условиях диалога16.

Необходимо отметить, что в последние десятилетия ХХ столетия интенсивно разрабатывались различные концепции обмена идеями и исследовались его конкретные формы. Анализировались как его особенности в различных областях жизнедеятельности человека, так и общие закономерности процессов обмена идеями вне зависимости от этих конкретных форм. Так, У. Дж. Гордоном17 для повышения продуктивности группового решения творческих проблем был разработан синектический метод. «Синектика» в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов».

Синектика исходит из рабочих гипотез:


  1. Творческие способности почти у всех людей латентны в большей степени, чем это обычно принято считать.

  2. В области творчества эмоциональные и иррациональные начала столь же важны, как интеллектуальные и рациональные.

  3. Эти эмоциональные и иррациональные элементы можно методически использовать путем тренировки и практики, причем больше всего это относится к метафорическому мышлению.

Данный метод реализуется следующим образом. Вначале у обучающихся формируют так называемые «механизмы творчества» (хотя всем «механизмам» обучить всех обучающихся почти невозможно). К «механизмам» творчества, формирование которых у всех обучающихся не может быть гарантировано, можно отнести такие, как интуицию, способность к применению неожиданных метафор, вдохновение и другие. Данные механизмы называют «неоперационными механизмами». В отличие от них, «операционные механизмы» (к ним относятся прямая, личная и символическая аналогия) можно сформировать у всех обучающихся при соблюдении правильно выбранной педагогической стратегии.

Выделяют две фазы решения творческих задач:



  1. Превращение неизвестного в известное. В процессе этой аналитической фазы участники пытаются понять проблему.

  2. Превращение известного в неизвестное. Данная фаза предполагает перемещение и даже искажение привычных взглядов на знакомый мир, что является важнейшим элементом творчества. В связи с этим выделяют четыре способа превращения известного в неизвестное: 1) личная аналогия. Участник диалога идентифицирует себя с элементами проблемы (эмпатия) с целью добиться лучшего понимания проблемы; 2) прямая аналогия заключается в поиске обучающимся аналогичных фактов из области, науки, техники, искусства при сравнении с решаемой задачей; 3) символическая аналогия выражает отдаленную ассоциацию, образованную между обычно не сопоставимыми предметами и явлениями; 4) фантастическая аналогия является превращением желаемого реальность.

Анализируя протокол синектического решения, который приводит Дж. Диксон в книге «Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений»18, легко заметить, что участники использовали различного рода аналогии, метафоры, они не критикуют друг друга, а, прежде всего, ищут наилучшее решение, максимально используя возможности каждого.

Стремясь объединить свободное проявление потенциала участников группы с направленностью творческого процесса, У. Дж. Гордон предложил концепцию «группового мышления». В процессе свободного выражения мыслей и чувств, возникающих у участников обмена идеями по поводу решаемой задачи, у них появляются различные метафоры и образы, которые могут являться основой для оригинального решения задачи. Метод синектики с успехом применяется на практике в целях стимулирования креативности.

Одной из наиболее популярных форм обмена идеями является «мозговой штурм», изучению которого посвящено довольно много, в том числе экспериментальных исследований. Метод «мозгового штурма» был разработан американским психологом А.Ф. Осборном19 с целью повышения продуктивности таких групповых форм эвристического мышления, которые имеют своими целями обеспечение лучшего понимания обучающимися собственных поисковых действий и поисковых действий других участников, а также оптимального использования каждым обучающимся своих творческих способностей в различных областях жизни и профессиональной деятельности. По аналогии «мозгового штурма» построены другие методы, например метод «кейсов» – один из методов деловых игр, который применяется в преподавании учебных дисциплин в Гарвардской школе бизнеса и в конце прошлого столетия с успехом начал применятся в Московском государственном университете.

Итак, любой человек обладает потенциальными творческими, способностями, которые могут стать актуальными способностями при определенных условиях обучения и воспитания.

Очевидно, что для развития творческого мышления особенно важно групповое мнение, которое одобряет любую творческую инициативу. Современные учебные программы средней и высшей школы имеют тенденцию подавлять творчество. Интеллектуальная пассивность обучающихся – главный порок современной системы образования.

Таким образом, развитие творческого мышления обучающихся посредством включения их в «мозговой штурм» предполагает наряду с созданием специальных условий, постановкой и решением нестереотипных задач изучение обучающимися некоторых закономерностей собственного мышления, а также выполнение ими условий группового мышления.



  1. Пойми другого. Умей слушать, понимать и излагать мысли другого.

  2. Будь заинтересован в мысли, высказанной другим человеком, партнером по совместному решению задачи.

  3. Твое время ограничено. Решая задачу и высказывая свою точку зрения «для другого», излагай собственные мысли кратко и четко.

  4. Если ты не понял мысли другого, спроси у него, умей задавать вопросы.

  5. В случае несогласия с другим четко скажи, что ты считаешь, неправильным (ошибочным) и почему. Предложи другое решение.

  6. Если с тобой не согласны, объясни еще раз. Не настаивай на ошибке.

  7. Помни: в решении задачи заинтересован каждый. Помоги найти лучшее решение.

  8. Прежде, чем возражать, оцени решение другого.

  9. Пойми общее решение задачи.

Согласно А. Осборну, в «мозговом штурме» должно быть предусмотрены три управляемых этапа: подготовительный, генерация идей и оценка идей. Длительность «мозгового штурма» зависит от сложности решаемой задачи, уровня подготовленности обучающихся к использованию данного метода, от их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Она может колебаться от 0,25 до 1 часа, количество участников может быть различным.

Основатель этого метода А. Осборн считал, что групповое творчество оказывается более эффективным по сравнению с индивидуальным20. Он утверждал, что человек может придумать намного больше новых идей, когда он работает в группе, чем когда он это делает один. Даже при негативном влиянии коммуникации на процесс генерирования новых идей обмен возникшими идеями может оказать позитивное влияние на продуктивность работы, как всей группы, так и ее отдельных членов.

На основе этого предположения Б. Ништадом и его коллегами была построена модель ассоциативного генерирования новых идей SIAM (Search for Ideas in Associative Memory). Согласно этой модели, процесс рождения новых идей состоит из 2-х стадий: активации (основанной на активизации с помощью стимула тех знаний, которыми уже обладает субъект) и генерирования (продуцирования новых идей посредством синтеза знаний и формирования новых ассоциаций).

Указанная модель прошла верификацию21, и полученные эмпирические данные подтвердили предположение о позитивном влиянии обмена идеями на результативность творческой активности субъекта.

Следует отметить, что существуют и другие формы обмена идеями: эвристическая беседа (см. в приложение 1); дискуссия (см. приложение 2); «круглый стол» (см. приложение 3).

Сопоставляя все три схемы диалогического обучения в процессе эвристической беседы, дискуссии и «круглого стола» (см. приложения 1, 2, 3), видим, что характер и структура общения участников учебного диалога элементарны в первом случае и достаточно сложны – в третьем.

В процессе эвристической беседы учащиеся слабо контактируют друг с другом или не контактируют (как показано на приложение 1).

При использовании же метода дискуссий характер общения обучающихся друг с другом и с преподавателем усложняется, поскольку в данном случае наряду со связью «учитель-ученик» проявляется связь «ученик-ученик» (приложение 2).

Наконец, при проведении заседания «круглого стола» характер общения становится еще более сложным: в данном случае проявляются связи «преподаватель-обучающийся», «преподаватель-специалист», «обучающийся-обучающийся», «специалист-обучающийся», «специалист-специалист» и др. (приложение 3).

Естественно предположить, что поскольку процессы творчества и общения взаимосвязаны и взаимообусловлены (Б.Ф. Ломов22), то с усложнением характера общения процесс эвристического сотворчества преподавателя и обучающихся также будет усложняться.

Необходимо отметить, что выбор формы обмена идеями должен определяться, прежде всего, педагогическими целями и задачами, намеченными преподавателем при подготовке к занятию. Очевидно, что применение различных форм обмена идеями невозможно без диалогового взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем.

Перечисленные методы органично сочетаются с компьютерными технологиями, которые способствуют организации удаленного (дистантного) диалога (пространство диалога…).

Дистантный диалог способствует расширению возможностей обучения и воспитания. Средства Интернета позволяют присоединиться к диалогу самым пассивным или случайным участникам, а также отменяет необходимость очного участия в мероприятии.

Мозговой штурм, синектика органично сочетаются с компьютерными технологиями. Удаленный диалог в режиме реального времени позволяет участникам группы не быть жестко связанными обстоятельствами единого места. Гибкость при формировании группы способствует получению состава, близкого к идеальному. Кроме того, при желании процесс обсуждения может быть публичным, в него может быть включено неограниченное количество участников. При этом будет происходить как «вливание» новых нешаблонных идей, так и развитие интеллектуального компонента творческих способностей менее опытных участников обсуждения. Описанный процесс уже является объективной реальностью. Множество самых разнообразных проблем обсуждаются в чатах, форумах и Интернет-конференциях.

Таким образом, именно диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации процесса обучения. Результатом становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Формы диалогического обучения на базе информационных технологий:

Интернет-консультация

(учебный процесс, один преподаватель, студенты разных специальностей)

В графике работы преподавателей предусмотрены обязательные дополнительные консультации, целью которых – в идеале – является объяснение сложного учебного материала. Консультации предполагают выход за пределы учебной программы и способствуют дальнейшей самостоятельной работе студента, стимулируют интерес студента к дисциплине. Привлечение дополнительного материала нередко влечет междисцилинарный подход,

В настоящее время консультации преподавателей превратились в "отработку" пропущенных занятий и процесс накопления баллов. Интернет-консультации должны способствовать возвращению консультациям их истинного значения.

Интернет-семинары (ежемесячно) – учебный и научный процесс, несколько преподавателей – специалистов в разных областях знания),

Рейтинг наиболее популярных тем по философии (в форме Интернет-опроса. Результат – улучшение качества образования, качество мышления.

Интернет-игра ("Философы Древней Греции", "Персоналии"). Предполагает знакомство в игровой форме с основными идеями философов разных исторических эпох.

Болонская декларация касается только высшего образования23, да, хотя само понятие образование по признанию ЮНЕСКО, в наше время кардинально изменило свой смысл. Речь идет теперь не о каком-то особом этапе жизни, когда человек учится перед началом самостоятельной трудовой деятельности, а о едином непрерывном образовании, которое длится всю жизнь.

Соответственно, проясняются и важнейшие направления информатизации в образовании:


  1. Прежде всего, меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности;

  2. Реализация виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения, предусматривающая выполнения комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования;

  3. Системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления; построение и развитие единого образовательного информационного пространства

Постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок, формирование единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач образования будущего.

На наш взгляд, компьютер выполняет лишь формализованную сторону обучения и дает возможность преподавателю переключиться на творческую, психологическую сторону учебного процесса. Однако даже в будущем машина никогда не может полностью заменить преподавателя, который выполняет функцию не только обучения, но и воспитания, которое не поддается формализации и требует личного контакта.

Вместе с тем, компьютер вполне может освободить преподавателя от нетворческой однообразной работы (многократного повторения, диктовки подзапись большого объема материала и т.д.), увеличивая его эффективность. Таким образом, отвергая мнение об обучающих компьютерных средствах, как универсальных средствах решения всех педагогических проблем, можно утверждать, что внедрение этих средств в процесс обучения оказывает огромное воздействие на те качественные изменения, которым подвержена современная система образования.

Утверждаем, что далеко не всегда и не везде информационная технология – достойная и лучшая альтернатива человеку. По-видимому, на

современном этапе наиболее эффективными сферами применения компьютерных технологий в обучении, будут системы, не заменяющие традиционную

систему высшего образования, а дополняющие ее24.

Таким образом, для эффективного использования компьютерных технологий обязательно нужен поиск таких организационных форм,

методов, методик, которые адекватно отражали бы возможности и особенности новых средств. В настоящее время «педагогика стоит перед проблемой – научиться правильно, оптимально и безвредно применять информационые технологии в образовании»25.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница