Философские проблемы наук о живой природе



Скачать 41.92 Kb.
Дата30.04.2016
Размер41.92 Kb.
Философские проблемы наук о живой природе
1. Понятие жизни в современной науке и философии. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации жизни.

2. Основные исторические этапы представлений о сущности жизни в биологии и философии.

3. История развития представлений о происхождении жизни. Философский анализ оснований и результатов исследований о происхождении жизни.

4. Природа биологического познания. Основные этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Философия и биология в оценке познавательной и социальной роли наук о жизни в современном обществе.

5. Основные этапы становления идеи развития в биологии. Проблема биологического прогресса. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма. Становление и развитие синтетической теории эволюции.

6. Организованность и целостность живых систем. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии. Принцип системности в сфере биологического познания.

7. Проблема детерминизма в биологии. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии (телеология, механический детерминизм, финализм). Разнообразие форм детерминизма в живых системах. Целесообразность в живой природе.

8. Роль биологии в формировании общекультурных, познавательных моделей целостности, системности развития. Исторические предпосылки формирования биоэтики. Социалоно-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

9. Сознание. Эволюция представлений о сущности сознания. Сознание как высшая форма отражения мира человеком. Естественно-исторический характер генезиса сознания. Познавательный компонент сознания.

10. Проблемы антропосоциогенеза. Философское обобщение знаний о человеке и интеграция научных дефиниций.

11. Современные философские и естественнонаучные проблемы человечества на пути его развития. Эволюционно-синергетическая парадигма: от целостного естествознания к целостной культуре. Естествознание и будущее цивилизации.

12. Естественнонаучная картина мира. Моделирование социальных процессов. Критика антинаучных тенденций в формировании современного мировоззрения.

13. Современный экологический кризис (истоки и тенденции). Принципы взаимодействия общества и природы (соотношение

человек - окружающая среда). Духовно - историческое основание преодоления экологического кризиса.

14.Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии.

15. Античная экологическая мысль. Экологические воззрения Средневековья и Возрождения. Экологические взгляды Нового времени. Дарвинизм и экология.

16. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Новые акценты экологии 20 века -урбоэкология, проблемы роста (количественного и качественного). Социальная экология (демэкология).

17. Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования. Основные направления преобразования производственной и потребительской сфер общества с целью преодоления экологического кризиса.

18. Философские проблемы вида в современной биологии. Этапы изучения вида. Критерии принадлежности к виду.

19. Систематические основы понятия вида и видообразования (от Ч. Дарвина до И. Шмальгаузена). Вид как философская категория.

20. Экологические основы преодоления конечности материальных ресурсов при поступательном развитии общества.

21.Взгляды российских «космологов» (Менделеева, Циолковского и Вернадского) на возможное развитие человека как биологического вида и социального существа.

22.Понимание геологической среды и ее роли в жизни общества. Соотношение социосферы и экосферы.

23.Понятие «биосферы», «техносферы», «переходной сферы» и их взаимоотношения. Возможность перехода к «ноосфере».

24. Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Особенности экологического воспитания и образования. Необходимость смены мировоззренческой парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности.

25.Практическая значимость экологических знаний для предотвращения опасных разрушительных процессов в природе и обществе. Роль средств • массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения.


Вопросы по истории и философии науки
Общие вопросы по философии науки

(для всех направлений областей научного знания)


  1. Предмет философии науки. Функции и роль философии в науке.

  2. Наука в системе культуры.

  3. Философия науки: становление и этапы.

  4. Наука и искусство, наука и религия.

  5. Философия и наука: общее и частное.

  6. Наука как познавательная деятельность. Методы научного познания.

  7. Научная картина мира.

  8. Функции и роль науки в обществе.

  9. Структура и классификация научного знания. Структура научного познания.

  10. Принципы развития научного знания.

  11. Проблема развития науки в постпозитивизме (К. Поппер, Ст. Тулмин, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

  12. Интернализм и экстернализм в понимании динамики науки

  13. Научные традиции и их роль в науке. Понятие научной парадигмы.

  14. Проблема возникновения новых знаний. Основные концепции появления нового в науке.

  15. Научные революции, их типы и роль в истории.

  16. Научная рациональность, понятие, типы.

  17. Вненаучное знание в системе культуры.

  18. Протонаука и основные этапы ее развития.

  19. Классический этап в становлении науки.

  20. Неклассический этап в становлении науки.

  21. Особенности современного этапа развития науки.

  22. Наука и глобальные проблемы современности.

  23. Этика науки.

  24. Личность ученого: «научный лидер», научная элита, научное сообщество.

  25. Дифференциация и интеграция различных областей научного знания.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница