Философско-методологические основания современной психологии



Скачать 214.94 Kb.
Дата28.06.2016
Размер214.94 Kb.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Общие сведения

1.

Кафедра

Психологии

2.

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования

3.

Дисциплина (модуль)

Психология развития

4.

Тип заданий

Тест

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

8


Перечень компетенций

ОК-4 способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применят методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (

ОПК-5способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания



Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания:

  • философско-методологические основания современной психологии;

  • современные методологические подходы в гуманитарном знании, которые применяются в психологии и педагогике;

  • парадигмы и концепции современной психологии и педагогики, имеющие наибольшее методологическое значение для развития науки;

определения базовых понятий методологии науки (предмет, объект, метод).

Умения:

  • выделять в психологической теории ее философское, методологическое основание;

  • сравнивать различные научные подходы и теории на основании того, как в них решаются фундаментальные методологические проблемы психологии (единиц анализа, объективного метода и т.д.)

Навыки:

использовать полученные методологические знания при проведении собственных исследований.



Опыт деятельности:

Полученные в ходе изучения дисциплины представления, умения и навыки могут быть использованы в ходе прохождения учебных и производственных практик, написания курсовых работ и выпускной квалификационной работы.




Этапы формирования компетенций (Количество этапов формирования компетенций: разделов, тем и т.д.)

Общие представления о методологии науки.

Классическая и постклассическая парадигмы науки.



Основные категории психологии и педагогики. Процесс психолого-педагогического исследования, его структура и организация

Методы исследования

Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования

Этические принципы проведения исследования на человеке

Общие представления о методологии науки.

Классическая и постклассическая парадигмы науки.



Основные категории психологии и педагогики. Процесс психолого-педагогического исследования, его структура и организация


Шкала оценивания

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%













Кол-во баллов

Отметка




от 29 до 32

5




от 26 до 28

4




от 20 до 25

3




от 0 до 19

2


Типовое контрольное задание

I.Верно или нет высказывание:




Да

Нет

  1. Основным механизмом развития научного знания является научное исследование







  1. Теории формулируются в рамках определенных законов и представляют собой открытые, устойчивые связи между явлениями.







  1. Методология психологии позволяет описать и оценить исследовательскую деятельность ученого с точки зрения ее внутренней организации







  1. Сущность научного подхода выражается в методологических принципах







  1. Отечественная и зарубежная психология явила собой самостоятельную область знаний благодаря внедрению метода интраспекции.







  1. Методологические принципы- это правила и стандарты ведения исследовательской работы.







  1. Эмпирическое исследование- это «мысленный эксперимент», в котором образ ставится в различные условия и возможные варианты его поведения анализируются путем понятий и логических рассуждений.







  1. Аналитические исследования направлены на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.







  1. Респондент- это лицо, которое является организатором исследования







  1. Переменная-это внешние и внутренние условия, которые могут изменяться в экспериментальной ситуации








II.Выберите правильный ответ (возможны несколько вариантов ответа)



  1. Сторона реальности, на изучение которой направлена наука, является:




а) объектом исследования

б) проблемой исследования

в) предметом исследования


  1. Огромная работа по систематизации методов психологического исследования была проведена:




а) Рубинштейном С.Л.

б) Ярошевским М.Г.

в) Ананьевым Б.Г.

г) Дружининым В.Н.




  1. Экспериментальное исследование- это:

а) процесс непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации

б) эмпирическое исследование, с помощью которого путем планомерного управления условиями проверяются гипотезы о причинных связях явлений

в) длительное, системное фиксирование тех или иных сторон психики


  1. Основными категориями развития научного знания являются:

а) законы;

б) парадигма;

в) методология;

г) теория;

д) гипотеза


  1. Исследования, целью которых является опровержение существующей теории, гипотезы, закономерности, получили название

а) поисковых

б) уточняющих

в) критических

г) воспроизводящих



  1. По объекту оценивания можно выделить следующие виды тестов:

а) тесты интеллекта

б) процессуальные тесты

в) тесты состояний и свойств

г) личностные

д) тесты достижений


  1. Интерпретативные методики предполагают:

а) создание из оформленных деталей осмысленного целого

б) выбор предпочтения одних стимулов другим

в) толкование, объяснение каких-либо событий и ситуаций


  1. Научные проблемы должны отвечать следующим критериям:

а) актуальность

б) доступность

в) новизна

г) теоретическая значимость

д) практическая значимость

е) конкретность



  1. Метод анализа продуктов деятельности рассматривается как:

а) способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности

б) метод опосредованного эмпирического исследования человека через распредмечивание, анализ материальных и идеальных продуктов его деятельности



  1. Достоинствами проективных методик являются

а) «открытость» множества потенциальных ответов

б) неопределенность материала или инструкции к заданию

в) применение не ограничено возрастом испытуемых

г) атмосфера доброжелательности при проведении




III.Укажите неправильный вариант ответа (может быть несколько вариантов ответа)

  1. 1. Основными методологическими принципами психологии являются:

а) принцип детерминизма

б) принцип единства сознания и самосознания;

в) принцип объективности;

г) принцип причинной обусловленности



  1. Научное психологическое исследование может осуществляться на нескольких уровнях:

а) теоретическом;

б) эмпирическом;

в) методическом;

философско-методологическом



  1. Коммунике- это:

а) обстановка, в которой происходит опрос

б) информация, получаемая в ходе опроса



  1. «Ядерную триаду» категорий психологии образуют:

а) образ

б) отражение;

в) мотив;

г) действие;

д) потребность


  1. К числу признаков научного наблюдения относятся:

а) избирательность;

б) систематичность;

в) логичность;

г) полнота;

д) направленность


  1. В настоящее время в психологии провозглашены парадигмы:

а) гуманитарная;

б) личностно- ориентированная;

в) естественно-научная


  1. Задачи исследования- это:

а) промежуточные и конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в ходе исследования

б) содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования;

в) вопросы, на которые требуется найти ответы в ходе исследования


  1. В классификации методов психологии Дружинина В.Н. выделяются следующие группы методов:

а) теоретические методы;

б) эмпирические методы;

в) методы психологической практики;

г) интерпретационные методы;



  1. «Экспериментальный» фактор- это:

а) внешние условия, в которых протекает эксперимент;

б) система условий, которыми управляет экспериментатор



  1. Валидность теста- это понятие:

а) указывающее на то качество, свойство, состояние, которое измеряется с помощью теста, и степень успешности этих измерений;

б) отражающее точность диагностических измерений и устойчивость результатов к действию посторонних случайных факторов



Ключ к тесту


Номер вопроса

Ответ

баллы

Номер вопроса

Ответ

баллы

1

Да

1

15

В

1

2

Нет

1

16

Б,в,д

0,5

3

Да

1

17

В

1

4

Да

1

18

А,в,г,д

0,5

5

Нет

1

19

А

1

6

Нет

1

20

В

1

7

Нет

1

21

Б,д

1

8

Да

1

22

В

1

9

Нет

1

23

Б

1

10

да

1

24

А,в

1

11

А

1

25

В

1

12

В

1

26

А

1

13

Б

1

27

Б

1

14

А,д,е

0,5











Тестовое задание по курсу «Методологические основы психолого-педагогических исследований»
1.Система принципов и способов организации и построения теоретического и эмпирического исследования – это:

А) метод


Б) принцип

В) методика

Г) методология
2. Основанный на научном методе способ познания научной истины - это:

А) уточняющее исследование Б) научное исследование

В) теоретическое исследование Г) эмпирическое исследование
3. Научное исследование, направленное на познание реальности с учетом практического эффекта от полученных данных - это:

А) теоретическое исследование Б) аналитическое исследование

В) прикладное исследование Г) воспроизводящее исследование
4. Научное исследование, состоящее в повторении ранее проводившихся исследований, направленное на получение дополнительных сведений об изучаемом объекте - это:

А) поисковое Б) критическое

В) воспроизводящее Г) уточняющее
5. О каких типах исследований идет речь в определениях?

1. исследование предполагающее подбор и изучение литературы, по итогам которого осуществляется тщательный анализ имеющихся в настоящее время сведений.

2. исследование, состоящее из обзора и критического анализа литературы и собственных теоретических предположений автора, направленных на решение поставленной проблемы.

А) эмпирическое объяснительное Б) обзорно-критическое

В) поисковое Г) методическое

Д) обзорно-аналитическое


6. Преднамеренное, систематическое, целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения – это:

А) наблюдение Б) эксперимент

В) опрос Г) интервью

Д) измерение Е) моделирование


7. На основе какого эмпирического метода строятся тесты?

А) наблюдение Б) эксперимент

В) опрос Г) интервью

Д) измерение Е) моделирование


8. Вид выборки, характеризующийся тем, что один и тот же признак измеряется у разных испытуемых не связанных между собой никакими отношениями – это:

А) несвязанная Б) зависимая

В) независимая Г) рандомизированная


9. Метод целенаправленного получения вербальной (устной или письменной) информации о явлениях путем очного или заочного общения – это:

А) тест Б) интервью

В) наблюдение Г) беседа

Д) анкета Е) эксперимент


10. Эмпирический метод выявления свойств и состояний объекта путем организации взаимодействия объекта с измерительным прибором – это:

А) тест Б) интервью

В) эксперимент Г) измерение

Д) анкета Е) опрос


11. Определите виды внешних переменных, влияющих на результаты эксперимента:

1. присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет поведение человека- это эффект…?

2. реакция испытуемого на нулевое воздействие, соответствующая реакции на реальное воздействие- это эффект…?

3. если исследуемый расценивает свое участие в эксперименте как внимание к своей личности, то он стремиться подтвердить гипотезу экспериментатора- это эффект..?

А) плацебо Б) Хоторна (Мейо)

В) ореола Г) Гало- эффект

Д) аудитории (Зайонца) Е) Пигмалиона
12. Определите вид эксперимента:

1. эксперимент, проводящийся с целью проверки всех возможных гипотез и подтверждения одной из них

2. эксперимент, направленный на установление вида связи между зависимой и независимой переменными

3. эксперимент, направленный на фиксацию уровня развития исследуемого на данный момент

А) подтверждающий

Б) пилотажный

В) критический

Г) идеальный

Д) полевой

Е) констатирующий


13. Определите вид экспериментального плана:

1. исследование единичного случая – это …?

2. планы дискретных временных серий - это…?

3. эксперимент, на который ссылаются - это…?

А) Доэкспериментальные планы

Б) квазиэкспериментальные планы

В) истинные экспериментальные планы

Г) планы ex-post- facto



14. Назовите методические приемы, направленные на контроль влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента:

1. целенаправленное введение испытуемых в заблуждение- это метод…?

2. эксперимент проводиться ассистентом, который не знает истинной гипотезы и не знает какая из групп подвергается воздействию - это метод…?

3. после проведения эксперимента проводиться опрос, в ходе которого выясняется понимание инструкции, отношение к эксперименту, к экспериментатору - это метод….?

А) метод «скрытого» эксперимента

Б) метод «плацебо вслепую» или «двойной слепой опыт»

В) метод независимого измерения зависимых параметров

Г) метод контроля восприятия испытуемым ситуации

Д) метод обмана
15. Определите вид наблюдения:

1. наблюдаемый знает, что за ним наблюдают

2. наблюдатель входит в ситуацию и фиксирует ее

3. наблюдатель изучает материалы, собранные другими людьми

4. в наблюдении выделены единицы наблюдения и определена форма фиксации результатов

А) включенное Б) открытое

В)непосредственное Г)стандартизированное
Д)идеальное Е)опосредованное

16. Выберите правильное определение гипотезы:

А) утверждение о существовании явления, истинность или ложность которого недоказуема теоретически, и может быть однозначно подтверждена эмпирически

Б) конкретизация теоретического предположения в терминах зависимой, независимой и дополнительной переменных

В) научно обоснованное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения

Г) предположение, направленное на экспериментальное подтверждение или опровержение наличия причинно-следственных связей между переменными


17. Аспект проблемы, вопрос, который специально изучается в данном конкретном исследовании – это:

А) проблема исследования Б) гипотеза исследования

В) тема исследования Г) объект исследования
18. Стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных оценок и строгих качественных определений психологии и поведения человека с ориентацией на установленные нормы оценок – это:

А) беседа Б) опрос

В) анкета Г) интервью

Д) тест Е) измерение


19. Процедура или метод математической статистики, основанный на анализе корреляций случайных величин и направленный на то, чтобы выявлять группы случайных величин, взаимно коррелирующих друг с другом - это:

А) графический анализ Б) факторный анализ

В) теоретический анализ Г) регрессионный анализ
20. Предварительное исследование некоторой проблемы, направленное на проверку правильности задуманного эксперимента, его замысла, гипотез, методик, плана, программы и пр. - это:

А) пробное Б) формирующее

В) реальное Г) экспериментальное

Д) пилотажное Е) полевое


21. Модификация поведения испытуемого в эксперименте под влиянием неосознаваемых воздействий экспериментатора, стремящегося подтвердить свою гипотезу или мнение о личности испытуемого- это:

А) эффект центрации Б) эффект переноса

В) эффект Пигмалиона Г) эффект Мейо

22. Соответствие исследования принятым стандартам- это:

А) норма Б) валидность

В) репрезентативность Г) экспериментальная задача
23. При помощи какого метода контролируется эффект Пигмалиона?

А) метод «плацебо вслепую» иди «двойной слепой опыт»

Б) метод «скрытого» эксперимента

В) метод обмана

Г) метод независимого измерения зависимых параметров
24. Стратегия случайного отбора или распределения испытуемых, при которой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу- это:

А) верификация Б) генерализация

В) рандомизация Г) фаллибилизм
25. Вид гипотезы экспериментального исследования, включающий в себя такое объяснение его результатов, которое отличается от объяснения, содержащегося в другой гипотезе, конкурирующей с ней и оспаривающей ее справедливость – это:

А) точная экспериментальная гипотеза

Б) нуль-гипотеза

В) комбинированная экспериментальная гипотеза

Г) альтернативная гипотеза
26. Верны ли следующие утверждения:

1. Верификация –это подтверждение экспериментальной гипотезы

2. Верификация-это доказательство того, что явления , включаемые в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению данного понятия

А) верно только первое утверждение

Б) верно только второе утверждение

В) верны оба утверждения

Г) оба утверждения не верны

27. Специальное графическое изображение распределения нескольких дискретных величин в выборке, представляет собой совокупность расположенных рядом друг с другом и вытянутых вверх прямоугольников или прямоугольных столбиков, высота которых прямо пропорциональна частоте встречаемости каждого из значений переменной в выборке – это:

А) социограмма

Б) гистограмма В) аутосоциограмма
28.Качество психодиагностической методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств- это:

А) надежность психодиагностической методики

Б) валидность психодиагностической методики

В) точность психодиагностической методики

Г) репрезентативность
29. Верны ли следующие утверждения:

1. Генеральная совокупность – это множество объектов эквивалентных по конечному множеству свойств

2. Генеральная совокупность –это множество людей, на которых распространяются результаты исследования

А) верно только первое утверждение

Б) верно только второе утверждение

В) верны оба утверждения

Г) оба утверждения не верны
30. Исследование, направленное на выявление культурной детерминации общегрупповых особенностей и индивидуальных различий поведения – это:

А) корреляционное исследование

Б) лабораторное исследование

В) эмпирическое исследование



Г) кросскультурное исследование
Ключ к тесту:


Номер вопроса

Номер правильного ответа

Количество баллов

Номер вопроса

Номер правильного ответа

Количество баллов

1

Г

2

16

А, Б, В, Г

4

2

Б

1

17

В

1

3

В

2

18

Д

1

4

Г

1

19

Б

1

5

1-Д 2-Б

2

20

Д

1

6

А

1

21

В

1

7

Д

1

22

Б

1

8

В

1

23

А

1

9

Б, Д

2

24

В

1

10

Г

1

25

Г

1

11

1-Д 2- А 3-Б

3

26

В

1

12

1-В 2-А 3-Е

3

27

Б

1

13

1-А,2-Б, 3-Г

3

28

А

1

14

1-Д 2-Б 3-Г

3

29

В

1

15

1-Б 2-А 3-Е

4-Г


4

30

Г

1


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница