«Физическая культура и ее влияние на организм человека»



Скачать 261.65 Kb.
Дата03.05.2016
Размер261.65 Kb.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Доклад для СНТК

По дисциплине «Физическое воспитание»

на тему: «Физическая культура

и ее влияние на организм человека»

Выполнила: студентка МГТУ, экономический факультет,

III курс, специальность «Бухгалтерский учет,

анализ и аудит», группа Б-371

Чернецова Татьяна Валерьевна

Научный руководитель: Калиничева Анастасия Сергеевна

Мурманск

2010


Оглавление:

Введение………………………………………………………………………………3

1.Особенности физической культуры………………………………………………5

1.2.Сущность и понятия физической культуры……………………………………6

13.Средства и составляющие физической культуры……………………………...7

2.Лечебная физическая культура…………………………………………………....9

2.1 .Влияние физической культуры на организм человека……………………….9

2.2. Физическая культура как средство, замедляющее

возрастные изменения………………………………………………………………11

2.3.Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры…….13

Заключение…………………………………………………………………………...15

Список литературы………………………………………………………………….16

Приложение 1……………………………………………………………………………....17



Введение

Занятия физической культурой имеет важное значение в формировании здорового образа жизни, в сохранении и укреплении физического и психического здоровья человека, противодействии влияния негативных факторов окружающей среды.

Актуальность работы обусловлена тем, что физическая физкультура, представляющая собой определенный набор физических упражнений, является мощным биологическим стимулятором жизненных функций человека.

В настоящее время физический труд не играет серьезной роли в производственной деятельности человека, в основном его заменяет умственный труд. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма. Но при этом и физический труд, при повышенных нагрузках, может приводить к отрицательным последствиям. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой и укреплять организм. Несбалансированные физические и умственные нагрузки приводят к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

На сегодняшний день число людей с различными заболеваниями неизменно возрастает, поэтому чрезвычайно важно знать, что физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект на весь организм и способствует полноценному развитию и укреплению общего состояния здоровья человека.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Стрельниковой Е.Н., Машковой Л.Г., Щетинина М.Ю. и др.

Целью работы является рассмотрение физической культуры и ее влияния на организм человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть особенности физической культуры;

2.на основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о лечебной физической культуре;

3.рассмотреть сущность и специфику оздоровительного и профилактического эффекта физической культуры;

4.систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме;

5.предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

1.Особенности физической культуры.

1.1.Сущность и понятия физической культуры.

Физическая культура – это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическая культура является частью культуры, которая представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.[9, c.85]

Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.

Физическая культура является частью культуры, которая представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. В физической культуре находят свое отражение достижения людей в совершенствовании физических, психологических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности человека, и в свою очередь определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека, социальные и биологические основы жизнедеятельности личности.
1.2.Средства и составляющие физической культуры.

Весомое значение в жизни человека занимает физическая культура, представляющая собой средства для всестороннего физического развития с помощью различных упражнений, с лечебной и профилактической целями для укрепления здоровья.

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизнедеятельности организма человека, являются сознательные занятия разнообразными физическими упражнениями, большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Физические упражнения являются главным элементом физической культуры, и представляют собой специально подобранные комплексы мышечных движений, применяемые для общего укрепления организма, с целью гармоничного и всестороннего физического развития и приобретения необходимых жизненных навыков.

В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии долгие годы.

Физическую культуру можно разделить на две основные составляющие – массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру.[2, c.16]

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Лечебная физическая культура – это применение различных средств физкультуры для лечения и профилактики заболеваний. Она способствует восстановлению здоровья и работоспособности. Лечебная физическая культура стимулирует восстановление нарушенных функций отдельных органов и их систем, систем кровообращения и пищеварения, оказывает нормализующее действие на состояние центральной нервной системы, способствует совершенствования адаптационных систем организма и предупреждает появление гиподинамии.

1.3.Лечебная физическая культура.

Лечебная физическая культура (ЛФК) – это метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма – движения.

Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится строго по его назначению обычно в учреждениях здравоохранения: поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Лечебная физкультура – это также профилактическая и восстановительная физкультура. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения подчеркивает серьезный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт.

Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она формирует сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы, развивает силу, выносливость, координацию движений.

Основной терапевтический метод лечебной физической культуры – это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основным средством лечебной физической культуры являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности. [15, c.61] В наименовании методики указываются те заболевания или патологические состояния, при котором применяется выбранный метод ЛФК.

Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Основными формами лечебной физкультуры являются: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, подвижные и спортивные игры.

Для детей применяют лечебную физкультуру в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор — средство лечебной физической культуры, который применяется в методике при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича.


2.Влияние физической культуры на организм человека.

2.1.Эффективность физических упражнений.

Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью широко используется при комплексном лечении не только в лечебных стационарах, поликлиниках, санаториях, но и в индивидуальном порядке.

Различают общий и специальный эффекты физических упражнений.

Общий эффект физической тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорционально длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Большое значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, также происходит повышение иммунитета и как следствие повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.

Специальный эффект оздоровительных тренировок связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки – снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и более низкая потребность миокарда в кислороде. В результате оздоровительных тренировок увеличивается кровоток и улучшается снабжение сердечной мышцы кислородом, происходит снижение риска заболевания ИБС (ишемической болезнью сердца). С ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при максимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности.[5, c.103]

Лечебная гимнастика является одной из основных форм ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на две группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.

Костно-мышечные подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу – для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного упражнения лечебной гимнастики делятся на активные и пассивные.

Пассивными называют упражнения для поврежденной конечности, выполняемые с помощью здоровой конечности, или при содействии методиста, инструктора ЛФК. Активные упражнения – это упражнения, выполняемые полностью самостоятельно. Упражнения, выполняемые на специальных аппаратах, с так называемым отягощением, называют механотерапией.

Дыхательные упражнения, применяемые в лечебной гимнастике с целью улучшения функций внешнего дыхания, делятся на два вида: статические, выполняемые без движения рук и мышц плечевого пояса, и динамические, когда фазы дыхания сочетаются с движениями рук, плечевого пояса и корпуса.

Значительное место в ЛФК занимают физические упражнения в воде. Упражнения в воде облегчаются механическим и термическим влиянием водной среды, вследствие чего многие движения, делать которые в обычных условиях трудно, выполняются в воде без особых усилий или свободно за счет облегчения в воде собственного веса и уменьшение болей или спазматических явлений в мышцах.

Одной из разновидностей лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика. Она проводится с целью исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопия. Корригирующая гимнастика с наибольшим успехом применяется в период роста организма.

Также проводятся общеукрепляющие упражнения для мышц конечностей и туловища. Они способствуют повышению общего тонуса центральной нервной системы и нормализации, нарушенных в ходе болезни функциональных связей между корой головного мозга, подкоркой и внутренними органами, также эти упражнения помогают нормализовать обменные процессы в организме.

Все возрастающие темпы воздействия человека на окружающую среду привели к нарушению экологического равновесия между человеком и средой его обитания. Повысилась чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды: химических веществ, микробов и продуктов их жизнедеятельности, некоторых пищевых продуктов. Это вызвало увеличение ряда заболеваний дыхательной системы - бронхитов, бронхиальной астмы, туберкулеза и пр.

При помощи лечебной физкультуры можно значительно влиять на нарушения дыхательной системы, а при систематических занятиях и полностью излечиваться от многих заболеваний этого ряда.

Применение средств ЛФК обусловлено тем, что физические упражнения увеличивают энергозатраты, стимулируют обменные процессы, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышают общий тонус и сопротивление организма простудным заболеваниям. [12, c.52]
2.2.Физическая культура как средство, замедляющее возрастные

изменения организма.

Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе старения.

Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ишемической болезни сердца (ИБС). Так, ударный объём сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30%, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объём крови в покое за указанный период уменьшается в среднем на 55-60%. Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объёма и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный объём крови при предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25-30% меньше, чем в возрасте 25 лет.

С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе, снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление. В результате, к 60 — 70 годам систолическое давление повышается на 10-40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня работоспособности и выносливости.

С возрастом ухудшаются и возможности дыхательной системы. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1 м поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной способности лёгких – уменьшение максимальной вентиляции лёгких. Хотя эти изменения не лимитируют аэробные возможности организма, однако они приводят к уменьшению жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг), который может прогнозировать продолжительность жизни.[4, c.74]

Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина и триглицеридов в крови, это характерно для развития атеросклероза, ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения.[Приложение1]

Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. У большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии, т.е. значительного снижения двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинетическая болезнь представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организмов в целом с внешней средой.

Сознательное занятие физической культуры с раннего возраста и на протяжении всей жизни имеет большее значение для нормального функционирования всех систем организма. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости — показателей биологического возраста организма и его жизнеспособности.


2.3.Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Для нормального функционирования человеческого организм
сохранения здоровья необходимо определённое количество двигательной
активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной
двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе
повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным
выражением количества произведённой мышечной работы является величина
энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для
нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж (в зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880
ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5-9
МДж (1200-1900 ккал); остальные энергозатраты поддерживают жизнедеятельность организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, сопротивляемость организма.

В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил 2-3 МДж (500-700 калл) в стуки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2-3 калл/мин, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 калл/мин), обеспечивающий оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350 - 500 ккал в сутки (или 2000 - 3000 ккал в неделю).

В настоящее время только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья.

Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы в среднем составляющая 40% массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжёлую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной мышечной и сердечно­сосудистой систем», - писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата.[11, c.55]

Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И.А.Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная активность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличивается энергетический потенциал, функциональные ресурсы организмов и продолжительность жизни.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).




Заключение

В век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-технический прогресс наряду с очевидными позитивными явлениями внес в жизнь современного человека и ряд неблагоприятных факторов.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, одним из лучших противодействий неблагоприятным факторам влияния окружающей среды являются регулярные занятия физической культурой, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам.

Кроме того, регулярные занятия физической культурой позволяют в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений, а также дегенеративных изменений различных органов и систем.

Физическая культура является частью общей культуры человечества. Она вобрала в себя многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоению, развитию и управлению заложенными в него природой физическими и психологическими способностями. Уровень развития этих способностей, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека. Физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни современного человека.

Список литературы:


  1. Бачинин В.А. Лечебная физическая культура. М.: «Дрофа», 2005, - 171с.

  2. Большаков А.В. Актуальные проблемы физкультуры. М.: «Знание», 2007,

- 295с.

  1. Васильева З.Л. Оздоровительный и профилактический эффект физкультуры. М.: «Просвещение», 2005, - 154с.

  2. Добрынина В.И. Влияние физической культуры на организм человека. СПб.: «Питер - М», 2005, - 388с.

  3. Драч Г.В. Эффективность физических упражнений. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2004, - 128с.

  4. Каган М.С. Влияние физкультуры на возраст человека. СПб.: «Петрополис», 2005,- 104с.

  5. Любинская С.М. Эффективность физических упражнений. М.: «Глобус», 2004, - 486с.

  6. Машкова Л.Г. Средства физической культуры. СПб.: «Питер», 2005, - 129с.

  7. Попова Е.В. Особенности физической культуры. М.: «Владос», 2003, - 292с.

  8. Преображенский В.А. Сущность и понятия физической культуры. М.:

«Знание», 2006, - 374с.

  1. Руткевич A.M. Оздоровительный и профилактический эффект физической

культуры. М.: «Центр», 2004, - 183с.

  1. Стрельникова Е.Н. Влияние физической культуры на организм человека.

М.: «Айрис-Пресс», 2004, - 272с.

  1. Суханов И.В. Эффективность физических упражнений. СПб.: «Питер»,

2006, - 157с.

  1. Толкачев Б.С. Физическая культура и спорт. М.: «Мир», 2007, - 355с.

  2. Щетинин М.Ю. Лечебная физическая культура и ее особенности. М.:

«Просвещение», 2004, - 104с.

Приложение 1

В приложении приводятся данные по заболеваемости населения РФ по основным классам болезней в 2000-2008гг. Данные получены с сайта Федеральной Службы Государственной Статистики РФ. (http://www.gks.ru/)



ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ КЛАССАМ БОЛЕЗНЕЙ в 2000 - 2008 гг.

(Данные Минздравсоцразвития России, расчет Росстата)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

 

Всего, тыс. человек

 

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

1234

1297

1546

1373

1407

1361

1672

1638

1629

болезни нервной системы

2227

2179

2246

2174

2228

2178

2318

2361

2419

болезни глаза и его придаточного аппарата

4638

4701

4836

4722

4871

4778

5107

4976

4858

болезни уха и сосцевидного отростка

3191

3234

3305

3231

3415

3425

3502

3563

3526

болезни системы кровообращения

2483

2605

2805

2954

3146

3278

3787

3719

3781

болезни органов дыхания

46170

43012

43005

44560

41946

41915

42338

42958

432

болезни органов пищеварения

4698

4841

5149

5063

5079

5034

5024

4904

4910

болезни кожи и подкожной клетчатки

6407

6561

6763

6763

6993

7073

7239

7161

7056

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

4452

4583

5059

4818

4875

4746

5040

5022

5013




 

На 1000 человек населения

 




Всего, тыс. человек







730,5

719,7

740,1

748,6

744,9

745,9

763,9

771,0

772,0

         из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

болезни нервной системы

15,3

15,0

15,6

15,2

15,6

15,3

16,3

16,6

17,0

болезни глаза и его придаточного аппарата

31,9

32,4

33,5

32,9

34,1

33,7

35,8

35,0

34,2

болезни уха и сосцевидного отростка

21,9

22,3

22,9

22,5

23,9

24,1

24,6

25,1

24,8

болезни системы кровообращения

17,1

18,0

19,5

20,6

22,1

23,1

26,6

26,2

26,6

болезни органов дыхания

317,2

296,8

298,2

310,6

294,0

295,3

297,1

302,3

304,5

болезни органов пищеварения

32,3

33,4

35,7

35,3

35,6

35,5

35,3

34,5

34,6

болезни кожи и подкожной клетчатки

44,0

45,3

46,9

47,1

49,0

49,8

50,8

50,4

49,7

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

30,6

31,6

35,1

33,6

34,2

33,4

35,4

35,3

35,3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница