Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
Общие сведения

1.

Кафедра

психологии

2.

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование

3.

Дисциплина (модуль)

Б3. В17. Психологическая служба в системе образования

4.

Тип заданий

тест

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

4


Перечень компетенций

способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6);

готовностью во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);

способностью эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8);

способностью составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3);


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: научно-организационные принципы функционирования школьной психологической службы; её основные цели и задачи; содержание основных видов деятельности психолога образования; психологические технологии реализации функциональных обязанностей педагога-психолога.

Умения: профилактической, диагностической и коррекционной работы, приемами и техниками психологического консультирования в образовательном учреждении, методами психологического просвещения субъектов образовательной среды.

Навыки: приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации; основными понятиями психологической службы, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития; опытом диагностики проблем в поведении и развитии учащихся и выбора психокоррекционного, психопрофилактического и психоконсультационного методов; умениями обработки результатов психологического обследования различных клиентов;

Опыт деятельности: может быть реализован в ходе практики «Психологическая служба в ДОУ», «Психологическая служба в школе» и «Комплексная психолого-педагогическая практика»


Этапы формирования компетенций

1 Введение в практическую психологию образования

2 Научно-организационные основы психологической службы образования

3 Основные виды деятельности педагога-психолога

4 Взаимодействие педагога-психолога с субъектами образовательной среды

Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание

Вариант 1

1. Введение в практическую психологию образования.

1. Психологическая служба образования – это интегральное явление, представляющее собой единство всех перечисленных аспектов, кроме:

А) научного

Б) прикладного

В) методологического

Г) практического

2. Первые попытки практического использования психологических знаний в обучении и воспитании детей в России проводились:

А) во второй половине ХIХ в.

Б) в 1960 –е годы

В) на рубеже ХIХ – ХХ вв.

Г) в 20-е годы ХХ в.

3. Выберите фактор, который не является определяющим в возникновении и развитии психологической службы в системе образования государства:

А) научные психологические концепции, существующие на данный момент в обществе

Б) потребности и задачи народного образования

В) политические и экономические особенности страны

Г) геополитическое положение страны.

4. Введение практической психологии в систему образования способствовало решению нижеперечисленных задач, кроме:

А) переход от «знаниевой педагогики» к педагогике развития

Б) переориентации сознания педагога от школоцентризма к детоцентризму

В) переориентации образования на обучение и развитие одаренных детей

Г) развитию экспертизы и проектирования развивающей среды.

5. Теоретическое обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ осуществляется в рамках:

А) прикладного аспекта психологической службы

Б) организационного аспекта

В) научного аспекта

Г) практического аспекта.

6. Основателем французской школьной психологической службы считается:

А) А. Валлон

Б) А. Бине

В) Э. Стоунс

Г) Ж. Пиаже

7. Выберите фактор, который не является определяющим в возникновении и развитии психологической службы в системе образования государства:

А) научные психологические концепции, существующие на данный момент в обществе

Б) потребности и задачи народного образования

В) политические и экономические особенности страны

Г) геополитическое положение страны.

8. Автором учебника «Практическая психология образования» является:

А) М.Р, Битянова

Б) В. В. Рубцов

В) И.В. Дубровина

Г) Р.В. Овчарова
2. Научно-организационные основы психологической службы образования

1. Базовая концепция школьной психологической службы в нашей стране была разработана:

А) Л.С.Выготским

Б) Р.В.Овчаровой

В) В.В.Рубцовым

Г) И.В.Дубровиной

2. Основная цель психологической службы образования:

А) создание психолого-педагогических условий для оптимизации обучения школьников

Б) обеспечение психического и психологического здоровья воспитанников и учащихся образовательных учреждений

В) максимальное развитие способностей учащихся

Г) оказание своевременной поддержки субъектам образовательной среды и предупреждение отклонений в их развитии.

3. В деятельности психологической службы образования выделяют перечисленные направления, кроме:

А) актуального

Б) индивидуального

Г) перспективного.



4. Научным основанием концепции психологической службы образования являются фундаментальные положения в психологии, разработкой которых занимались ученые, кроме:

А) А.В.Запорожец

Б) С.Л.Рубинштейн

В) Ж. Пиаже

Г) Д.Б.Эльконин

5. Основным принципом деятельности практического психолога образования является:

А) принцип системного целеполагания

Б) принцип профессионально-педагогической активности

В) принцип индивидуального подхода к человеку

Г) принцип взаимосодействия

6. Впервые термин «психологическое сопровождение естественного развития ребенка» появился в работе отечественных авторов:

А) Рубцов В.В., Селявина Л.К., Малых С.Б.

Б) Битянова М.Р., Васильева Н.Л.

В) Бардиер Г., Ромазан Н., Чередникова Т.



7. Направление деятельности психологической службы, ориентированное на решение злободневных проблем, связанных с трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениям в поведении, общении, формировании личности, определяют как:

А) перспективное

Б) актуальное

В) индивидуальное



8. Основная цель психологической службы образования:

А) создание психолого-педагогических условий для оптимизации обучения школьников

Б) обеспечение психического и психологического здоровья воспитанников и учащихся образовательных учреждений

В) максимальное развитие способностей учащихся

Г) оказание своевременной поддержки субъектам образовательной среды и предупреждение отклонений в их развитии.
3. Основные виды деятельности психолога образования.

1. К первичному уровню психопрофилактики относится:

А) работа школьного психолога с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства; забота о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей

Б) работа школьного психолога с детьми «группы риска»; раннее выявление у детей трудностей в обучении и поведении

В) сконцентрированность педагога-психолога на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами

Г) работа школьного психолога с детьми, имеющими любые образовательные проблемы

2. Психодиагностика в образовательных учреждениях не проводится с целью:

А) установления определенных закономерностей психического развития детей

Б) выбора наиболее подходящего педагогического воздействия

В) создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития учащихся

Г) реализации индивидуального подхода

3. Диагностико-коррекционный комплекс Л.А. Ясюковой (1 часть) предполагает:

А) только групповое тестирование

Б) индивидуальную работу с ребенком

В) групповую и индивидуальную диагностику

Г) тестирование предназначено только для мальчиков

4. Содержание коррекционной работы педагога-психолога не связывается с такими трудностями как:

А) низкая познавательная и учебная мотивация, неуспеваемость

Б) несоответствие уровня психического развития возрастной норме, вызванное органическими расстройствами

В) неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции

Г) негативные тенденции личностного развития, коммуникативные проблемы

5. Консультирование педагогов и родителей затрагивает ряд проблем, кроме:

А) конфликтные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми;

Б) супружеские отношения родителей;

В) неэффективность собственных педагогических воздействий;

Г) профориентационная работа со школьниками.

6. Психологическое просвещение не предполагает:

А) знакомство учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

Б) систематическую передачу теоретических знаний в области психологии воспитателям, родителям и учителям;

В) популяризацию и разъяснение результатов новейших психологических исследований;

Г) исправление недостатков в психологии и поведении учащихся

7. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели - это:

А) первичная дифференциация нормы и патологии

Б) психодиагностический минимум

В) углубленное обследование личности школьника

Г) вторичная диагностика

8. «Опосредованное» консультирование в системе образования подразумевает:

А) консультирование воспитателей, учителей, родителей по поводу различных проблем детей;

Б) работу вместе с ребенком над решением возникших у него проблем;

В) предупреждение, предотвращение возникновения проблем у субъектов образовательной среды.


4. Взаимодействие педагога-психолога с субъектами образовательной среды.

1. В качестве приоритетного направления деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении целесообразнее выбрать:

А) развивающую, коррекционно - развивающую работу

Б) психодиагностическую деятельность

В) психологическое консультирование родителей и воспитателей по проблемам развития детей

Г) психопрофилактику.

2. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является:

А) профилактика школьной дезадаптации

Б) распределение первоклассников по классам в соответствии с их способностями

В) «отсеивание» детей, не готовых к усвоению школьной программы, в целях сохранения их психологического здоровья

Г) диагностика школьной дезадаптации

3. Для успешного обучения в среднем звене школы ученику необходимы интеллектуальные операции:

А) понятийное мышление

Б) абстрактное мышление

В) логическая оперативная память

Г) все перечисленные

4. Понятие «воспитание родителей» подразумевает:

А) накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей

Б) повышение психологической компетенции родителей в вопросах брачных отношений

В) помощь родителям в освобождении от комплексов

Г) семейную психотерапию

5. Кризис адаптации у первоклассников может протекать особенно остро в связи с изменениями в следующих сферах:

А) изменение общих условий и режима жизнедеятельности

Б) смена круга общения и изменения в социальной среде

В) смена ведущей деятельности

Г) все перечисленное

6. Центральным, основным направлением работы психолога с учащимися 9-11 классов является:

А) обучение учеников социально-психологическим навыкам

Б) помощь в определении жизненных планов, прояснении временной перспективы будущего, выборе профессии

В) профилактика зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям.

Г) решение личных проблем

7. Выберите оптимальную модель межличностных отношений психолога образовательного учреждения и педагогов

А) «психотерапевт директора»

Б) «сам себе специалист»
В) «один из нас»

Г) «академик»



8. Субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, независимости, отстаивании собственной точки зрения, утверждения личностного достоинства:

А) дисмоморфомания

Б) рефлексия

В) потребность в признании

Г) чувство взрослости

Вариант 2

1. Введение в практическую психологию образования.

1. Психологическая служба образования – это интегральное явление, представляющее собой единство всех перечисленных аспектов, кроме:

А) научного

Б) прикладного

В) методологического

Г) практического

2. Интенсивное становление психологической службы в системе образования современной России происходит:

А) во второй половине ХХ в.

Б) в 1960 –е годы

В) с начала 80-х гг. ХХ вв.

Г) в 90-е годы ХХ в.

3. Основателем французской школьной психологической службы считается:

А) А. Валлон

Б) А. Бине

В) Э. Стоунс

Г) Ж. Пиаже

4. Первые попытки практического использования психологии в воспитании и обучении детей в России связаны с развитием идей в области:

А) педагогики;

Б) педологии;

В) нейрофизиологии.

Г) психологии

5. Введение практической психологии в систему образования способствовало решению нижеперечисленных задач, кроме:

А) переход от «знаниевой педагогики» к педагогике развития

Б) переориентации сознания педагога от школоцентризма к детоцентризму

В) переориентации образования на обучение и развитие одаренных детей

Г) развитию экспертизы и проектирования развивающей среды.

6. Первые попытки практического использования психологических знаний в обучении и воспитании детей в России проводились:

А) во второй половине ХIХ в.

Б) в 1960 –е годы

В) на рубеже ХIХ – ХХ вв.

Г) в 20-е годы ХХ в.

7. «Гайденс» - службы функционировали в:

А) Англии

Б) Франции

В) США


Г) России

Д) ГДР


8. Определяет основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы образования:

А) прикладной аспект

Б) организационный аспект

В) научный аспект

Г) практический аспект.
2. Научно-организационные основы психологической службы образования

1. Нормативным документом, определяющим цели и задачи, виды деятельности педагога-психолога и т.п. является:

А) Закон РФ «Об образовании»

Б) Международная конвенция о правах ребенка

В) Положение о психологической службе образования

Г) нормативные документы региональных департаментов образования

2. В функциональные обязанности педагога-психолога не входит:

А) проведение психопрофилактических и просветительских мероприятий

Б) участие в работе психолого-медико- педагогических консилиумов

В) организация и проведение культурных школьных мероприятий

Г) индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа

3. Психолого-педагогическое сопровождение как процесс не включает в себя следующие компоненты:

А) систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики психического развития,

Б) пристальное наблюдение за ребенком на занятиях и режимных процессах,

В) создание социально-психологических условий для развития личности ребенка,

Г) оказание помощи детям, имеющим проблемы в развитии и обучении.

4. Главной целью деятельности психологической службы образования на современном этапе является:

А) создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие ребенка;

Б) сохранение и укрепление психологического здоровья детей,

В) предупреждение школьной дезадаптации

Г) исправление недостатков в обучении

5. Актуальное направление в деятельности психологической службы образования предполагает:

А) развитие индивидуальности каждого воспитанника и учащегося;

Б) решение злободневных проблем, связанных с трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениям в поведении, общении, формировании личности;

В) работу педагога-психолога с конкретной группой, классом или параллелью учащихся

Г) предупреждение школьной дезадаптации

6. Моделью деятельности педагога-психолога (по Битяновой М.Р.) не является:

А) психолог-консультант;

Б) психолог-куратор;

В) психолог-организатор;

Г) психолог-методист.

7. Перспективное направление в деятельности психологической службы образования предполагает:

А) развитие индивидуальности каждого воспитанника и учащегося;

Б) решение злободневных проблем, связанных с трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениям в поведении, общении, формировании личности;

В) работу педагога-психолога с конкретной группой, классом или параллелью учащихся.



8. Основным принципом деятельности практического психолога образования является:

А) принцип системного целеполагания

Б) принцип профессионально-педагогической активности

В) принцип индивидуального подхода к человеку

Г) принцип взаимосодействия
3. Основные виды деятельности психолога образования.

1. Психолого-педагогический консилиум, по мнению М.Р. Битяновой, относится к видам деятельности психолога:

А) психологическое просвещение

Б) психопрофилактика

В) психологическая поддержка

Г) психодиагностика

2. Автором опросника школьной дезадаптации является:

А) Н. Лусканова

Б) Г. Ковалева

В) Р. Овчарова

Г) Л. Ясюкова

3. Вторичная психопрофилактика - это:

А) работа школьного психолога с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства; забота о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей

Б) работа школьного психолога с детьми «группы риска»; раннее выявление у детей трудностей в обучении и поведении

В) сконцентрированность педагога-психолога на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами

Г) работа с детьми, имеющими проблемы в поведении

4. «Прямое» консультирование в системе образования подразумевает:

А) консультирование воспитателей, учителей, родителей по поводу различных проблем детей;

Б) работу вместе с ребенком над решением возникших у него проблем;

В) предупреждение, предотвращение возникновения проблем у субъектов образовательной среды.



5. Наиболее эффективной формой психокоррекции и развития в подростково-юношеском возрасте, по мнению Лидерса А.Г., является:

А) игровая коррекция

Б) арттерапия

В) группа личностного роста

Г) когнитивная терапия

6. Заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик - это:

А) возрастная норма

Б) психологический диагноз

В) аналитический отчет психолога

Г) прогноз развития ребенка.

7. Результаты психодиагностической работы в сфере образования не используются для:

А) оптимизации процессов обучения и воспитания;

Б) выявления доминирующих причин неуспеваемости;

В) селективного отбора детей;

Г) реализации индивидуального подхода в процессе обучения.

8. Содержание коррекционной работы педагога-психолога не связывается с такими трудностями как:

А) низкая познавательная и учебная мотивация, неуспеваемость

Б) несоответствие уровня психического развития возрастной норме, вызванное органическими расстройствами

В) неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции

Г) негативные тенденции личностного развития, коммуникативные проблемы
4. Взаимодействие педагога-психолога с субъектами образовательной среды.

1. Школьная дезадаптация – это:

А) установление конфликтных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми

Б) отклонения в учебной деятельности в связи с различными нервно-психическими расстройствами, наблюдающимися у ребенка

В) образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения

Г) установление конфликтных отношений ребенка со сверстниками

2. Центральным, основным направлением работы психолога с учащимися 9-11 классов является:

А) обучение учеников социально-психологическим навыкам

Б) помощь в определении жизненных планов, прояснении временной перспективы будущего, выборе профессии

В) профилактика зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям

Г) решение личных проблем

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница