Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)



Скачать 168.8 Kb.
Дата27.04.2016
Размер168.8 Kb.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) Б3.Б.2 Педагогика
Общие сведения.

1.

Кафедра

педагогики

2.

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

3.

Дисциплина (модуль)

Б3.Б.2 Педагогика

4.

Тип заданий

Бланочное тестирование

5.

Количество этапов формирования компетенций

4


Перечень компетенций.


владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1)

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)

способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)

способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2)

готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3)

способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4)

способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5)

готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6)

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7)


Критерии и показатели оценивания компетенций.

Знания:

  • научно-теоретические основы профессиональной педагогической деятельности;

  • требования государственного образовательного стандарта к профессионально-значимым и личностным качествам педагога;

  • методологию педагогической науки, ее структуру, взаимосвязи с другими науками;

  • сущность педагогического процесса, его закономерности и организацию;

  • особенности процессов воспитания, обучения и образования.

Умения:

  • анализировать и прогнозировать объективную информацию;

  • выбирать различные методы исследования и осуществления педагогической деятельности;

  • выявлять рациональные и гуманистически ориентированные средства педагогической деятельности;

  • анализировать педагогические явления;

  • проектировать эффективное педагогическое взаимодействие;

  • определять пути профессионально-личностного становления педагога.

Навыки:

  • взаимодействия с различными категориями воспитуемых в различных педагогических ситуациях;

  • культурой учебного труда в вузе;

  • способностями к самостоятельному поиску и анализу научной информации.

Опыт деятельности:


Этапы формирования компетенций.

1.Теоретико-методологические основы педагогики

2.Теория и технология обучения

3.Теория и технология воспитания

4.Управление образовательными системами


Типовое контрольное задание.
Тестовые задания по курсу «Педагогика»
Тестовые задания ко 2 этапу формирования компетенций «Теория и технология обучения»
ДЕ-1: Сущность, движущие силы, логика процесса обучения
1. Дидактику как систему научных знаний впервые разработал…

а) И.Песталоцци

б) Я.А.Коменский

в) К.Д.Ушинский

г) Ж.-Ж.Руссо
2. Процесс обучения – это…

а) упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования, воспитания, развития

б) усвоение учащимися под руководством учителя знаний, умений и навыков, развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда

в) способы организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке

г) управляющая деятельность учителя
3. Закономерностями процесса обучения являются…

а) зависимость процесса обучения от реальных учебных возможностей, возрастных особенностей детей

б) систематичность и последовательность в обучении

в) прочность знаний

г) соответствие процесса обучения развитию научно технического прогресса
4. От легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному характеризуют принцип…обучения

а) принцип наглядности

б) принцип доступности в обучении

в) принцип систематичности и последовательности

г) принцип связи теории с практикой
ДЕ-2: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
1. Учебный план имеет такие компоненты, как…

а) школьный

б) национально-региональный

в) инвариантный

г) федеральный
2. Каким требованиям должно удовлетворять содержание школьного образования…

а) научность

б) последовательность

в) занимательность

г) приоритетность
3. Объективными факторами, влияющими на отбор содержания образования являются…

а) общественные потребности

б) методологические позиции ученых-педагогов

в) инициативы учителей

г) уровень развития науки и техники
4. Учебный план – это…

а) сертификат, определяющий перечень учебных предметов, изучаемых в школе, порядок их изучения по годам, количество часов в неделю и на год, структуру учебного года

б) документ, определяющий количество учебных предметов, а также содержание материала по каждому учебному предмету

в) документ, раскрывающий содержание учебного материала по предметам, количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года, длительность каникул

г) документ, составляемый учителем применительно к конкретному классу и предмету изучения
ДЕ-3: Методы и средства обучения
1. Беседа относится к…обучения

а) видам


б) формам

в) методам

г) средствам
2. Выбор методов обучения зависит от…

а) целей обучения

б) типа и структуры занятия

в) сформированности ученического коллектива

г) наполняемости класса
3. К практическим методам обучения относятся…

а) демонстрации

б) упражнения

в) лабораторные работы

г) лекции

4. По составу объектов средства обучения делятся на… …

а) материальные

б) физические

в) идеальные

г) методологические


ДЕ-4: Современные модели организации обучения
1. К каким требованиям к уроку относится рациональный выбор типа и структуры урока…

а) общедидактические требования

б) воспитательные требования

в) развивающие требования

г) организационные требования
2. По какому признаку определяется тип урока…

а) по деятельности учителя

б) по видам деятельности ученика

в) по количеству времени, отводимого на достижение главной цели

г) по реализуемым принципам обучения

3. Четыре ступени процесса обучения (ясность, ассоциации, системы, методы) выделял…

а) Я.А.Коменский

б) И.Песталоцци

в) В.Ратке

г) И.Гербарт


4. Структурными компонентами процесса обучения являются…

а) целевой

б) личностный

в) потребностно-мотивационный

г) ученический
ДЕ-5: Типология образовательных учреждений
1. Тип учебного заведения, обеспечивающий непрерывность среднего и высшего образования, дающий повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляющий раннюю профилизацию – это…

а) лицей


б) прогимназия

в) гимназия

г) колледж
2. Альтернативными учебными заведениями, являющиеся вариантами образовательного учреждения, определяются…

а) гимназии

б) музыкальные школы

в) воскресные школы

г) колледжи
3. Основными признаками современных технологий обучения являются…

а) наличие четко заданной цели, ориентированной на достижение высоких результатов

б) осуществление оперативной обратной связи

в) обучение в быстром темпе

г) постоянный контроль, преимущественно тестовый
4. Основными принципами развивающего обучения Л.В.Занкова являются…

а) обучение на высоком уровне трудности

б) ведущая роль теоретических знаний

в) межпредметные связи

г) концентрация обучения
ДЕ-6: Инновационные процессы в образовании
1. Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…

а) профильной

б) развивающей

в) профессиональной

г) авторской

2. Инновации являются результатом…

а) исполнения поручения органов управления образованием

б) научного поиска

в) передового педагогического опыта

г) следствием социальных гарантий учителям


3. Авторской педагогической системой можно назвать опыт педагогической работы…

а) Д.Б.Эльконина

б) В.А.Сухомлинского

в) Л.Н.Толстого

г) любого учителя
4. В какой зарубежной теории обучения реализуются идеи педагогики ненасилия…

а) Вальдорфская школа

б) система М.Монтессори

в) трудовая школа Г.Кершенштейнера

г) теории Я.А.Коменского
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний.
Ключ ответов к заданиям:

ДЕ

вопр.



ДЕ-1

ДЕ-2

ДЕ-3

ДЕ-4

ДЕ-5


ДЕ-6

1

б

а,б,г

в

а

а

г

2

б

а,б

а,б

в

а,г

б,в

3

а,г

а,г

а,б,в

г

а, б, г

а

4

в

а

а,в

а,в

а,б

б


Критерии оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» - менее 12 б. «3» - 13-16 б. «4» - 17-20 б. «5» - 21-24 б.
Тестовые задания к третьему этапу формирования компетенций «Теория и технология воспитания»
ДЕ-1: Сущность воспитания, движущие силы, логика воспитательного процесса. Национальное своеобразие воспитания.
1. Социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами, называется…

а) формированием

б) развитием

в) обучением

г) воспитанием
2. Какие цели воспитания ставит современная школа…

а) раскрывать творческие возможности ребенка

б) обеспечивать разнообразные условия для расцвета личности ребенка

в) достижение идеала человеческого воспитания

г) формирование идейной убежденности ребенка
3. Человек становится личностью в процессе…

а) социализации

б) коррекции

в) адаптации

г) компенсации
4. Движущими силами процесса воспитания являются…

а) закономерности

б) принципы

в) средства

г) противоречия

ДЕ-2: Закономерности, принципы и направления воспитания.
1. Принципы воспитания обусловлены… воспитания

а) результатами

б) средствами

в) закономерностями

г) противоречиями
2. Семейное, школьное, внешкольное воспитание классифицируют …

а) по институциональному признаку

б) по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками

в) это обобщенная классификация видов воспитания

г) по направлениям работы классного руководителя
3. Выделите направления воспитания…

а) физическое

б) эстетическое

в) экологическое

г) идейное.
4. Исходные положения, основные требования к организации процесса воспитания, определяющие содержание, формы и методы воспитательного процесса и обеспечивающие его успешность называются…

а) закономерностями

б) принципами

в) средствами

г) приемами
ДЕ-3: Формы и методы воспитания.
1. К средствам воспитания относят…

а) противоречия

б) деятельность

в) общение

г) произведения искусства.
2. К методам стимулирования относятся…

а) соревнование

б) наказание

в) личный пример

г) поощрение
3. Факторы, влияющие на выбор методов воспитания – это…

а) цели и задачи воспитания

б) комплексный характер воспитания

в) содержание воспитания

г) компетентность педагога

4. Методы, показывающие пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации, относятся …

а) к методам организации жизнедеятельности и поведения воспитанников

б) к методам формирования сознания личности

в) к методам стимулирования деятельности и поведения

г) к методам контроля и самоконтроля в воспитании


ДЕ-4: Основные направления деятельности классного руководителя.
1. К какому типу относится деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний педагога…

а) диагностическая

б) прогностическая

в) рефлексивная

г) организационная
2. Педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, называется…

а) социальный педагог

б) педагог-организатор

в) классный руководитель

г) педагог дополнительного образования

3. Целями воспитательной деятельности классного руководителя являются…

а) создание психолого-педагогических условий для своевременного развития задатков и способностей детей

б) организация разнообразной творческой деятельности воспитанников

в) организация социально ценных отношений воспитанников

г) организация учебного процесса


4. Воспитательная работа, проводимая учреждениями дополнительного образования, называется…

а) внешкольной воспитательной работой

б) внеклассной воспитательной работой

в) социальной работой

г) внеурочной работой
ДЕ-5: Понятие о воспитательных системах.
1. К основным компонентам воспитательной системы школы относятся…

а) план работы классного руководителя

б) освоенная социальная среда

в) педагогические идеи и цели

г) деятельность и общение в коллективе
2. Социализация личности с позиций максимальной общественной полезности – это цель воспитания в рамках…

а) социоцентрического подхода

б) антропоцентрического подхода

в) гуманистического подхода

г) авторитарного подхода
3. Конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени – это…

а) воспитательная ситуация

б) воспитательная задача

в) воспитательная система

г) проблемная ситуация
4. Новый тип образования и воспитания в школе диалога культур обосновал…

а) И.П.Иванов

б) В.А.Караковский

в) В.С.Библер

г) В.А.Сухомлинский.
ДЕ-6: Коллектив как объект и субъект воспитания.
1. Выделите признаки воспитывающего коллектива…

а) совместная деятельность

б) общность цели

в) отсутствие конфликтов

г) наличие традиций

2. Условиями правильного тона и стиля в коллективе (по А.С.Макаренко) являются…

а) мажор

б) лидерство

в) активность

г) высокая сознательная дисциплина


3. Условиями эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность являются…

а) коллектив – субъект воспитания

б) регулярное изменение характера деятельности коллектива

в) широкий диапазон социальных ролей

г) автономность коллектива
4. Актив становится авторитетным на… этапе формирования коллектива

а) первом

б) втором

в) третьем

г) четвертом
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний.
Ключ ответов к заданиям:


ДЕ

вопр.



ДЕ-1

ДЕ-2

ДЕ-3

ДЕ-4

ДЕ-5


ДЕ-6

1

г

в

б,в,г

в

б,в,г

а,б,г

2

а.б

а

а,б,г

в

а

а,в,г

3

а

а,б,в

а,в,г

а,б,в

а

а,б,в

4

г

б

а

а

в

б


Критерии оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» - менее 12 б. «3» - 13-16 б. «4» - 17-20 б. «5» - 21-24 б.
Вопросы к зачету/экзамену.
Раздел 1.

1.Педагогика как наука и искусство.

2.Становление педагогики как отдельной отрасли научного знания.

3.Категориальный аппарат педагогической науки.

4.Взаимосвязь педагогической науки и практики.

5.Связь педагогики с другими науками.

6.Отрасли педагогической науки.

7.Понятие «методология педагогической науки».

8.Методы педагогического исследования.

9.Технология организации педагогического исследования.

10.Понятие о педагогической деятельности.

11.Образование как общечеловеческая ценность.

12.Образование как социокультурный феномен.

13.Образование как педагогический процесс.

14.Образовательная система России.

15.Понятие о целостном педагогическом процессе.

16.Функции и структура педагогического процесса.

17.Основные компоненты педагогического процесса.

18.Системный подход в организации педагогического процесса.

19.Эволюция педагогических систем.

20.Модели образования.

21.Единство образования и самообразования.

22.Воспитание в педагогическом процессе.

23.Общение как средство воспитания.

24.Профессиональное педагогическое общение, его специфика.

25.Индивидуальные стили педагогического общения.


Раздел 2.

1.Педагогика как наука и искусство.

2.Сущность процесса воспитания.

3.Цель воспитания как педагогическая категория. Законодательные нормативные акты о цели воспитания.

4.Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Формы воспитательной работы.

5.Характеристика методов формирования сознания личности.

6.Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

7.Методы стимулирования поведения и деятельности.

8.Формирование сознательной дисциплины и ее роль в организации учебно-воспитательного процесса.

9.Коллектив и его признаки. Воспитательная роль коллектива в учебно-воспитательной деятельности. Новые подходы к роли коллектива в воспитании школьников.

10.Гражданское воспитание школьников. Сущность патриотизма и интернационализма.

11.Воспитание культуры межнациональных отношений.

12.Правовое воспитание – ведущее направление гражданского воспитания.

13.Мировоззрение как одна из характеристик личности, педагогические условия его формирования.

14.Система профориентационной работы в школе.

15.Нравственное воспитание учащихся.

16.Эстетическое воспитание учащихся.

17.Теоретические аспекты экологического воспитания школьников. Цель и задачи экологического воспитания.

18.Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребенка в семье.

19.Воспитание половой культуры у школьников.

20.Основные направления деятельности классного руководителя.
Раздел 3.

1.Сущность политехнического образования, его реализация в современной школе.

2.Исторические этапы развития организации учебного процесса.

3.Специфика классификации методов обучения по характеру познавательной активности учащихся (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер).

4.Особенности проблемного обучения.

5.Педагогические требования к уроку. Цели урока и пути их реализации.

6 Принцип сознательности и активности и учет индивидуальных особенностей школьников в процессе обучения.

7.Характеристика классификаций уроков.

8.Особенности типов уроков с учетом дидактических целей и этапов процесса обучения.

9.Виды и типы уроков.

10.Сущеность принципа наглядности, правила его реализации.

11.Характеристика методов обучения на основе особенностей деятельности учащихся при разных обучающих системах (Ю.К.Бабанский).

12.Проверка и оценка знаний учащихся, ее основные функции и виды.

13.Общее понятие о методах и приемах обучения.

14.Классификация методов обучения по средствам и этапам процесса обучения.

15.Анализ урока как условие и результат творческой деятельности учителя.

16.Дифференцированное обучение.

17.Понятие о принципах и правилах обучения.

18.Сущность принципов научности и связи теории с практикой.

19.Понятие о процессе обучения как о дидактической системе. Структура и функции обучения.

20.Программированное обучение.

21.Модульное обучение.

22.Формы организации познавательной деятельности школьников на уроке, их дидактические и воспитательные возможности.

23.Принцип прочности, правила его реализации.

24.Принцип систематичности и последовательности в обучении, правила его реализации.

25.Принцип доступности в обучении, его роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

26.Понятие о дидактике как отдельной отрасли педагогического знания.

27.Содержание образования.

28.Документы, определяющие содержание образования.

29.Сущность процесса обучения.

30.Индивидуализация обучения.

31.Закономерности процесса обучения.

32.Типология общеобразовательных учреждений, их специфика.

33.Пути формирования мотивации учения.

34.Характеристика развивающего обучения.

35.Методологические основы дидактики.

36.Проблемы взаимоотношений общей и частной дидактики.

37.Характеристика современных технологий обучения.

38.Целеполагание в процессе обучения.
Раздел 4.

1.Характеристика органов управления образованием.

2.Методологическая основа управления образовательным учреждением (системный подход).

3.Школа как социально-педагогическая система.

4.Общая характеристика внутришкольного управления.

5.Функции внутришкольного управления.

6.Принципы внутришкольного управления.

7.Содержание практической управленческой деятельности.

8.Управление инновационными процессами в школе.

9.Управление качеством результатов образовательного процесса.

10.Управление образовательными системами.

11.Управление развитием воспитательных систем.

12.Развитие школьного самоуправления.

13.Содержание и задачи научно-методической работы в школе.

14.Общие требования к оценке труда учителей.

15.Пути повышения квалификации учителей.

16.Основные компоненты управленческой культуры.

17.Условия развития педагогического коллектива.

18.Планирование работы школы.

19. Организация внутришкольного контроля.



20. Понятие о педагогическом менеджменте.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница