Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка



Скачать 298.23 Kb.
Дата06.06.2016
Размер298.23 Kb.
На правах рукописи

ЕРМОЛИНА Наталья Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА

С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

13.00.08 – теория и методика профессионального образования



АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Астрахань – 2008

Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»


Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

доцент Мясоедова

Елена Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор Гуров

Валерий Николаевич
кандидат педагогических наук,

доцент Деманов

Анатолий Владимирович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Новгородский

государственный университет

им. Ярослава Мудрого»

Защита состоится 31 октября 2008 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 при Астраханском государственном университете по адресу: 414056, Астрахань, ул. Татищева, 20а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: www.aspu.ru 26 сентября 2008 г.

Автореферат разослан 26 сентября 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета И.О. Попова




Общая характеристика работы
Актуальность исследования.

Сегодня педагогическая наука и практика, занимается вопросами координации усилий всех институтов воспитания в интересах развития личности каждого ребенка, но проблема детской “нестандартности”, адаптация ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) в новых социально-экономических условиях, его адресная поддержка остается все еще недостаточно рассмотренной.

Проблема взаимоотношений семьи и других социальных институтов привлекала внимание философов, педагогов с глубокой древности. Она анализировалась в трудах Аристотеля, Демокрита, Платона, Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др. Вопросы взаимодействия членов семьи между собой и другими институтами воспитания отражены в трудах Ю.П. Азарова, Т.В. Воликовой, Н.Г. Волкова, Т.П. Гавриловой, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, И.В. Ковалева, В.А. Маишевой и др. Воспитание родителей является предметом изучения зарубежных ученых А. Адлера, Г. Гордона, Р. Дрейкурса, Х. Джиннота, Р. Нойберта, В. Спока, С. Таскинена, М. Финна, Т. Харриса, С.Л. Шлоссмана и др.

Вместе с тем проведенные исследования по выявлению уровня готовности выпускников вузов к осуществлению профессиональной деятельности (О.А. Абдуллина, В.М. Аганисьян, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что общение будущих специалистов с родителями детей затруднено. Это обусловлено тем, что существующая система подготовки не позволяет в полном объеме овладеть профессионально-педагогическим мастерством, отвечающим социальным запросам общества. Профессиональное образование не формирует необходимых знаний, умений специалиста по работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ограничиваясь ориентированием студентов на решение задач физического воспитания. Более того, анализ литературы показал, что подготовка студентов к профессиональной работе с семьями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не получила до настоящего времени систематического освещения, что порождает противоречие между потребностями практики и уровнем знаний об особенностях формирования готовности студента к общению с семьей ребенка данной категории. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных способов формирования готовности специалистов по физической культуре (ФК) к данному виду деятельности.

Так, анализ действующих государственных образовательных стандартов утвержденных министерством образования в 2000 г. по направлению подготовки 521900 Физическая культура и по специальностям 032101 «Физическая культура и спорт», 050720 «Физическая культура», 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» показал что, требования к такой подготовке в них не заложены.

Ни в одном из 142 требований к профессиональной подготовке выпускников по специальности 050720 «Физическая культура» и 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», определяющих «профессиональное лицо» будущего специалиста по физической культуре, нет требований к знаниям и умениям работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, в образовательной практике вуза возникли противоречия между:


  • широкими возможностями физической культуры по физической реабилитации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов, способствующих совершенствованию в данном направлении.

  • ориентацией современных концептуальных установок на реабилитацию детей-инвалидов средствами физической культуры на основе комплексного подхода, обеспечивающего участие всех социальных институтов и традиционными подходами к профессиональной подготовке специалистов по физической культуре.

  • ростом потребности в профессиональных специалистах по физической культуре, ориентированных на работу с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семьями и недостатками в профессиональной подготовке студентов вузов к работе с данной категорией семей;

Вскрытые противоречия позволяют констатировать, что формирование готовности специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, все еще не является предметом специального исследования.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность процесса подготовки будущего специалиста по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обусловили выбор темы, и предопределило объект, предмет, цель и задачи исследования.



Цель исследования: разработать теоретические основы формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Объект исследования - подготовка будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Предмет исследования – формирование готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза исследования содержит систему предположений о том, что формирование готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, будет более эффективной, по сравнению с массовой практикой, если:

  • уточнено сущностное значение дефиниций «физическая реабилитация», «семья, воспитывающая ребенка с нарушениями ОДА», «готовность», «готовность специалиста к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА»;

  • сконструирована и научно обоснована модель готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, определены ее структурные составляющие;

  • разработана система критериев и показателей оценки сформированности готовности будущего специалиста по ФК к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА

  • структура и содержание спецкурса «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата», будут направлены на формирование готовности к данному виду деятельности.

В соответствии со степенью разработанности данной проблемы в педагогической науке и целью исследования, для проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Дать характеристику семьи как среды для реабилитации ребенка с нарушениями ОДА.

2. Описать систему работы специалиста по физической культуре с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3. Разработать модель формирования готовности будущего специалиста ФК к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

4. Определить структуру и критерии готовности специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5. Опытно-экспериментальным путем апробировать модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.



Методологическую основу исследования составляют основные положения: концепция личностно-ориентированного подхода в обучении (И.А. Колесникова, Ф.К. Савина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин); концепция системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.С. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер); концепция гуманизации образования и гуманной педагогики (Е.В. Бондаревская, В.Г. Воронцова, И.А. Колесникова, А. Маслоу, Т.С. Назарова, К. Роджерс); концепция подготовки педагогов в ВУЗе (К.А. Абульхановой-Славская, О.А.. Абдуллиной, И С. Батракова, Г.А. Бордовский, Е.С. Заир-Бек, В.В. Лаптева, В.А. Сластенина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы используется комплекс исследовательских методов, представленный следующими группами:



  • Методы теоретического исследования: теоретический анализ источников по физической культуре, социологии и психологии, педагогики, изучение и анализ теоретических исследований в области дефектологии, моделирование.

  • Методы эмпирического исследования (синтез эмпирического материала, изучение результатов деятельности, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, сравнительный анализ полученных данных – качественный и количественный)

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

  • разработаны и определены критерии и уровни готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  • представлены теоретические положения о том, что фундаментальным условием реабилитации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата выступает готовность будущего специалиста по физической культуре, способного и готового к самостоятельному решению серьезных задач, ориентирующегося в многообразии педагогических технологий, обладающего инновационным стилем мышления, владеющего как реабилитационными, так и информационно-образовательными обучающими технологиями, направленными на работу, как с самим ребенком, так и с его родителями.

  • установлена специфика и характерные особенности структурно-содержательных компонентов готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  • использована специальная методика диагностики, основанная на разработанных критериях уровневых оценок, связанных непосредственно с работой будущего специалиста с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в развитие теории педагогического образования, который выражается в разработке теоретических оснований и модели формирования готовности будущего специалиста по физической культуре в контексте работы с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дополнении и конкретизации понятия «работа с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Полученные результаты могут служить теоретической базой для решения задач формирования профессионально-педагогического мастерства на этапе вузовской подготовки.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования для совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями. Разработанные в процессе исследования диагностические методики, программа спецкурса «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата», рекомендации по проведению аудиторных занятий и практики, ориентированные на формирование готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, могут быть использованы в профессиональной подготовке, повышении квалификации специалистов по физической культуре и адаптивной физической культуре в вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования.

Достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, выбором комплекса научных методов, адекватных природе изучаемого объекта и задачам исследования, привлечением достаточного количества источников, практических материалов, количественным и качественным анализом имеющихся данных, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, длительностью исследования.

База исследования: Астраханский государственный университет, факультет «Физической культуры». Работа осуществлялась в три этапа:

I этап – «поисковый» (2000-2001): теоретический и эмпирический анализ и оценка проблемы, определение объекта, предмета, цели, задач, разработка гипотезы, стратегий констатирующего эксперимента, модели опытно-экспериментальной работы, выбор базы исследования.

II этап – «констатирующий» (2001-2002): отработка механизмов внедрения в практику работы, разработка теоретико-методологических предпосылок исследования, сбор информации, определение методики исследования, выбор исследовательского инструментария, первичная проверка гипотезы, проведении констатирующего эксперимента.

III этап – «формирующий» (2002-2007): проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня готовности будущих специалистов по физической культуре с семьями, воспитывающими ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, анализ, синтез, обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов исследования, подведение итогов. На всех этапах исследования участвовало110студентов, преподаватели кафедры «Адаптивной физической культуры и спортивных дисциплин, методисты (2 чел.), учителя физической культуры (4 чел), специалисты реабилитационных центров(35 чел.).



Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на международных (Исламская Республика Иран, 2004, Астрахань, 2005), всероссийских (Ульяновск, 2005, Москва, 2001, 2008, Сочи 2004, С-Петербург, 2006,) региональных (Астрахань, 2003, 2005, 2006, 2008) внутривузовских (Астрахань 2002-2008) научно-методических и научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях кафедр теории и методики профессионального образования, адаптивной физической культуры и спортивных дисциплин Астраханского государственного университета, опубликованы в 15 работах, две из них в лицензированных журналах, а также используются при чтении лекций в рамках спецкурса «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьями, воспитывающими ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата» на отделении физическая культура АГУ и курсовой подготовки в Астраханском институте повышения квалификации и переподготовки (АИПКП).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения лекционных и практических занятий, при проведении педагогической и производственной практик со студентами факультета физической культуры Астраханского государственного университета. Материалы исследования использовались на курсовых занятиях Астраханского института повышения квалификации и переподготовки педагогов и специалистов по физической культуре.

Положения, выносимые на защиту.

1. Готовность специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, рассматривается как интегративное новообразование личности, включающее следующие компоненты: содержательный, действенно-операционный, ценностно-мотивационный.

2 Модель готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включает в себя: информационно-мотивационный, профессионально-моделирующий, рефлексивно-обобщающий этапы и обеспечивает более высокие показатели готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

3. Критериями готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются: осознание социальной значимости работы с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимое для полной включенности в профессиональную деятельность; высокий уровень научно-теоретических и специальных знаний по адаптивной физической культуре; владение как реабилитационными, так и информационно-образовательными обучающими технологиями, направленными на работу, как с самим ребенком, так и с его родителями; наличие целого ряда качеств личности будущего специалиста по физической культуре, связанных с профессионально-педагогической направленностью; высокая степень коммуникативности, необходимая при работе с семьями различного социального статуса и уровня доходов; социальная и профессиональная компетентность.



Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст диссертации изложен на 187 странице компьютерной верстки, включает 9 рисунков и 11 таблиц. Список литературы содержит 198 источников, 16 из них иностранные.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется предмет, объект, цель работы, формулируется гипотеза и задачи исследования, показывается его научная новизна, практическая и теоретическая значимость, приводятся основные положения, которые выносятся на защиту.

В первой главе диссертации «Теоретико-методологические основы формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата» представлен анализ опыта и данных по проблеме, исследуются факторы и условия реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в семье. Предложена модель формирования готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

На основе теоретического анализа подходов к проблеме семей, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определяется сущность категорий «нарушения опорно-двигательного аппарата», «семья», «семья, воспитывающая ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «инвалидность», «физическая реабилитация», «адаптивная физическая культура».

Изучение, анализ и обобщение материалов специальной литературы (И.В.Бестужев-Ладо, Т.В. Воликова, Н.Г. Волков, Т.П. Гаврилова, И.В. Гребенников, И.В. Ковалев, И.С. Кон, В.А. Маишев) показал, что семья ребенка-инвалида является наиболее важной средой его жизнедеятельности. Межличностные отношения в семье, позиция родителей к ребенку-инвалиду, обучение бытовым навыкам – факторы, позитивно или негативно отражающиеся на ребенке инвалиде, поскольку семья обладает значительным реабилитационным потенциалом по отношению к нему.

Реабилитационная функция является наиболее специфичной для семей, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Актуальная задача – разработка и реализация эффективных методов, направленных на преодоление нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Целесообразной будет считаться реабилитация ребенка средствами физической культуры, осуществляемая при участии семьи и специалиста по физической культуре.

Иными словами физическая реабилитация ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это реабилитация, реализуемая с учетом функциональной незрелости ребенка посредством комплексного организационного взаимодействия семьи, ребенка и специалиста по физической культуре как активных субъектов процесса, которая обеспечивается посредством интеграции и дифференциации совместных усилий родителей и специалистов по физической культуре для целенаправленного обучения и оздоровления ребенка.

Изучение, анализ и обобщение материалов по физической реабилитации показал, что физическая реабилитация является одной из составляющих частей адаптивной физической культуры (С.И.Шапкова Л.В.; Калинина Ю.В.; Дмитриева В.С.; Жиленкова В.П.)

На основе системного подхода, который позволил выявить картину взаимосвязи разнообразных факторов и предопределил реализацию междисциплинарного подхода, предполагающего синтез знаний, накопленных в различных смежных отраслях науки (педагогике, психологии, социологии, медицине), нами выделены основные направления работы специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата - реабилитационное направление, образовательное направление, психотерапевтическое направление, интеграционное направление.

Опираясь на теоретические и практические исследования в сфере формирования профессиональной готовности (В.П. Беспалько, В.А. Болотова, К.М. Дурай-Новаковой, Н.В. Кузьминой, Н.Ф. Талызиной), под готовностью будущего специалиста по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, понимаем качественную характеристику личности, включающую совокупность действенных научно-теоретических знаний и профессионально-значимых качеств личности; функциональные основы для овладения профессиональной ролью; коммуникативную включенность в профессиональную деятельность (владение техникой проведения занятий с родителями и детьми на оптимальном уровне); мотивационно-ценностное отношение к предстоящей деятельности; наличие способности адекватно оценивать цели своей работы и конечный результат деятельности. Все это определяет быструю адаптацию студента к условиям профессиональной среды, успешность его работы с семьями, воспитывающими, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, потребность на профессионально-личностный рост.

По нашему мнению классификация О.В. Госсе наиболее отвечает специфике исследования, представленного сложной взаимозависимой системой трех компонентов: ценностно-мотивационного (убежденность в необходимости осуществления профессиональной деятельности, стремление к ее проведению), содержательного (знание теоретических основ деятельности, ее сущности, задач) и деятельностного или действенно-операционного (система умений, необходимых для ее организации и проведения).

Учитывая принципы компетентности и комплексности, критериальные характеристики готовности будущих специалистов по физической культуре к профессиональной деятельности можно систематизировать следующим образом:



психологическая готовность (ценностно-мотивационный компонент) – уровень личностного саморазвития; рефлексивность; мотивация к достижению успеха; эмоциональная устойчивость и социальная зрелость; логическое мышление; стремление к общению; осознание значимости семьи в реабилитационном процессе; установка на работу с семьей;

теоретическая готовность (содержательный компонент) - уровень усвоения материала, предусмотренного учебными программами (полнота, прочность, глубина объема знаний); интеллектуальная включенность в учебно-профессиональную деятельность; осознанность (самостоятельность) суждений, доказательность положений, постановка проблемных вопросов;

практическая готовность (действенно-операционный компонент) - уровень практических умений, позволяющий решать ситуационные (профессиональные) задачи; широта мобилизационных, ориентационных, операциональных умений (гностических, прогностических, конструктивно-моделирующих, коммуникативных, организаторских); способностей (дидактических, академических, перцептивных, коммуникативных, педагогических); профессионально-значимых качеств.

Особую значимость в последнее время приобретает многоуровневая технология обучения студентов (подходы Абдуллиной О.А., Татура Ю.Г., В.П. Беспалько, Б.Блум, Дж. Кэрролл, В.П. Симонова.

Опора на подобные исследования и анализ методологических и теоретических обоснований позволяет нам выделить собственную четырехуровневую модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обобщенная характеристика каждого из уровней может быть представлена следующим образом:

I уровень - Интуитивно-ситуативный характеризуется неустойчивым интересом будущих специалистов по ФК к работе с семьей, несформированностью мотивации.

II уровень – Проектировочно-определяющий характеризуется поиском правильной траектории работы с семьями ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

III уровень – Поисково-формирующий. Характеризуется творческим поиском и выбором адекватных средств и способов организации профессиональной деятельности.

IV уровень – Деятельностно-творческий. Знания выступают как осознанные, глубокие, профессиональные. На основании знаний у будущих специалистов по ФК формируется устойчивая потребность в их реализации в практической деятельности (см. таблица 2, 3).

Таким образом, в условиях изменений современного образования, с усложнением процесса подготовки будущих специалистов, возникает необходимость в разработке и внедрении подобной уровневой системы формирования компонентов готовности. Будущий специалист по физической культуре должен уметь хорошо ориентироваться в обилии педагогических технологий, вырабатывать собственную профессиональную стратегию, реально оценивать свои возможности в педагогической деятельности. Дальнейший исследовательский поиск и ставит своей целью создать и апробировать модель формирования готовности будущих специалистов по ФК, ориентированных на работу с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.



Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» посвящена описанию критериев и уровней готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В ней с учетом поэтапного формирования уровней и компонентов готовности раскрывается организация эмпирического исследования по апробации модели формирования готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, анализируются полученные в ходе его проведения результаты.

Готовность будущих специалистов по физической культуре и ее уровень можно определить на основе ориентиров, в качестве которых выступают критерии (подбор показателей на основе анализа деятельности). При проверке знаний будущих специалистов анализируется их объем, адекватность, глубина, систематичность, осознанность.

Для получения объективной информации о формировании готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нами была использована специально разработанная программа диагностики, основанная на разработанных нами критериях уровневых оценок, связанных непосредственно с работой будущего специалиста с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Исследование проводилось на «поисковом», «констатирующем», «формирующем» этапах нашего эксперимента. Оценка проводилась по каждому компоненту готовности. Всего в оценку включено 20 составляющих, характеризующих способности, знания, умения и качества будущего специалиста, каждая из которых оценивалась по шестидесятибалльной шкале.

На поисковом этапе эксперимента был проведен теоретический и эмпирический анализ и оценка проблемы, определение объекта, предмета, цели, задач, разработка гипотезы, стратегий констатирующего эксперимента, модели опытно-экспериментальной работы, выбор базы исследования.

В процессе констатирующего эксперимента для оценки готовности студентов были проведены: отработка механизмов внедрения в практику работы, сбор информации, определение методики исследования, выбор исследовательского инструментария, первичная проверка гипотезы и экспертная оценка уровня готовности студентов к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Обобщенные данные представлены на рисунке 1





Рис.1. Результаты самооценки готовности к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА.
Для более объективной оценки готовности студентов экспертная группа (4 преподавателя физической культуры; 2 методиста) провели исследование по тем же критериальным составляющим каждого компонента готовности. Результаты экспертной оценки уровня готовности представлены на рисунке 2.

Рис.2. Результаты экспертной оценки готовности студентов к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА.


Сравнительный анализ полученных результатов самооценки и экспертной оценки уровня готовности студентов к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также результаты собеседования с выпускниками ВУЗа, преподавателями физической культуры в образовательных учреждениях различного типа, позволило нам выявить следующее: разобщенность и недостаточность психолого-педагогических, медицинских и специальных знаний о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата и семьях, в которых они воспитываются; отсутствие ценностно-целевой установки у студентов к работе с ними; слабая ориентация содержания ряда предметов методического, психолого-педагогического, коррекционно-развивающего блоков государственного стандарта по специальности на овладение студентами методологией работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отсутствие готовности студентов к данной работе.

В рамках формирующего эксперимента нами апробирована модель формирования готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также и анализ, синтез, обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов исследования, подведение итогов.

Опираясь на исследования Рубинштейна С.Л. о поэтапном формировании готовности, описание процесса формирования готовности через его структурные и качественные характеристики мы называем дидактической моделью. Модель готовности представлена нами как совокупность ценностно-мотивационного, содержательного и действенно-операционного компонентов, сформированность которых определяет психологическую, теоретическую и практическую готовность студентов к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Поскольку модель является ориентиром для построения учебного процесса подготовки будущих специалистов, она носит динамический характер и обеспечивает четкость процесса подготовки. Переход от уровня к уровню будет возможным лишь при условии использования комплекса методов и приемов, адекватных цели каждого этапа подготовки будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Первый этап – информационно-мотивационный – характеризуется эмоционально- положительным отношением к специальности, накоплением арсенала знаний по адаптивной физической культуре, коррекционной педагогике, анатомии, физиологии, семейной педагогике. Идет закладка категориально-понятийного аппарата, культуры решения возникающих проблем, выработка ориентировочной основы действий в неопределенных ситуациях, сформированность обобщения приемов познания педагогической действительности, а также выявление мотивации, уровня знаний, умений, навыков.

Однако отсутствует устойчивая ценностно-целевая установка на работу с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осознание личной и социальной значимости этой деятельности. Характерно слабое владение сущностью, причинами и факторами нарушений опорно-двигательного аппарата, характеристиками и проблемами семей, проектированием физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работы с детьми. Выбор адекватных воздействий, способствующих устранению дезадаптирующих факторов на ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе занятий физической реабилитацией, осуществляется на интуитивно-ситуативном уровне.

Второй этап - профессионально – моделирующий. Происходит приобщение будущих специалистов по ФК к специфике работы в области адаптивной физической культуры, апробация имеющегося арсенала знаний и умений, как в условиях моделируемых ситуаций, так и в практической деятельности при осуществлении непосредственных контактов с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата и его семьей. Происходит стимулирование потребности будущих специалистов в самообразовании и оценка студентами степени сформированности умений, знаний, навыков. Осуществляется переход от алгоритмизированной деятельности к решениям, регулируемым отдельными познавательными ориентирами. Несмотря на профессиональное становление и самоопределение, владение определенной суммой умений и навыков позволяет лишь эпизодически осуществлять на практике работу с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вызывают затруднения планирование дальнейших действий по реабилитационной работе и организации занятий непосредственно с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Третий этап – рефлексивно обобщающий. Этот этап характеризуется интересом к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, осознанием коррекционно-развивающего и реабилитационного воздействия физической культуры на ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и включением в процесс реабилитации членов семьи ребенка. Происходит актуализация, интеграция и интенсивная апробация арсенала накопленных знаний, умений и навыков на практике, оценка собственной деятельности как профессионально-значимой и стимулирование потребности в самосовершенствовании. Проявляются все компоненты готовности к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе педагогической и производственной практик в рамках реализации собственных социально-педагогических проектов, осознается смысл овладения основами профессионального творчества как условия повышения результативности работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Нами определена динамика изменения уровней готовности будущих специалистов по физической культуре в течение экспериментального процесса. Результаты изменения показателей на уровнях готовности во время констатирующего и формирующего эксперимента показаны на рисунке 3.



Рис. 3. Динамика изменений в уровнях готовности по данным констатирующего и формирующего эксперимента.

Результаты формирующего эксперимента в виде среднего балла показателя оценки компонентов готовности, их сравнение с исходным состоянием демонстрируют устойчивую тенденцию повышения формирования готовности студентов к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Это наглядно показано на рис. 3-6.



Рис.4. Динамика среднего балла по оценке ценностно-мотивационного компонента готовности.



Рис.5. Динамика среднего балла по оценке содержательного (теоретического) компонента готовности.


Рис.6. Динамика среднего балла оценки действенно-операционного (практического) компонента готовности.

Таким образом, достоверность результатов полученных в процессе поэтапного формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, обеспечивается положительной динамикой показателей, определяющих их уровневую готовность.


Основные выводы.

1. Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата - это реабилитационная среда, где не только проявляется внутрисемейная забота, оказывается помощь и поддержка, но и организуются различные восстановительные и образовательные программы, обеспечивающие быструю социальную адаптацию ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. Готовность будущего специалиста по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, является интегративным образованием личности, имеющее системную организацию, сложную структуру и выступающее как целостное взаимодействие и взаимопроникновение содержательного, действенно-операционного, ценностно-мотивационного компонентов. Степень сформированности компонентов определяет скорость адаптации студента к условиям профессиональной среды, успешность его работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного-аппарата, потребность и направленность профессионально-личностного роста.

3. Логически взаимосвязанные этапы формирования готовности: информационно-мотивационный (ознакомление с проблемами семей, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, актуализация психолого-педагогических знаний и стимулирование интереса студентов к организации работы); профессионально-моделирующий (формирование профессиональной компетенции, изучение причин и факторов нарушений опорно-двигательного аппарата, выявление коррекционно-развивающих возможностей влияния физической культуры и физической реабилитации, создание собственного педагогического продукта в виде разработки педагогических проектов); рефлексивно-обобщающий (внедрение в педагогическую и общественную практику собственного проекта, организация профессионально-ориентированной деятельности в период практики с целью закрепления полученных знаний и умений; вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность) способствуют более успешному профессиональному обучению будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

4. Разработанные критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата: осознание социальной значимости работы с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимое для полной включенности в профессиональную деятельность; высокий уровень научно-теоретических и специальных знаний по адаптивной физической культуре; владение как реабилитационными, так и информационно-образовательными обучающими технологиями, направленными на работу, как с самим ребенком, так и с его родителями; наличие целого ряда качеств личности будущего специалиста по физической культуре, связанных с профессионально-педагогической направленностью; высокая степень коммуникативности, необходимая при работе с семьями различного социального статуса и уровня доходов; социальная и профессиональная компетентность, являются показателями сформированности готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5. Реализация на практике спецкурса «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата», позволило осуществить многофакторную систему обучения будущего специалиста по ФК. Включение лекций, практических и семинарских занятий, заданий по составлению обучающих комплексов физической реабилитации, задания по работе с родителями и членами семьи ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, анализ педагогической практики; общественная практика будущих специалистов по физической культуре, специально организуемые дискуссии, проводимые во время прохождения спецкурса, все это разнообразие педагогического материала помогло выявлению индивидуальных, глубоко личностных позиций студентов.



Таким образом, в условиях изменений современного образования, с усложнением процесса подготовки будущих специалистов по физической культуре, возникает необходимость в разработке и внедрении подобной уровневой системы формирования готовности к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Статьи из перечня ведущих научных журналов и изданий рекомендованных в ВАК РФ

  1. Ермолина, Н.В. Основная концепция профессиональной подготовки специалистов по АФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. «South-Russian of geology, geography and global energy»: научно-технический журнал. - 2006.-№8 (21) Спецвыпуск. Гуманитарные науки. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет» 2006. - С. 157-161 (0,32 п.л.)

  2. Ермолина, Н.В. Критерии оценки профессиональной подготовки специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Вестник университета дружбы народов: научный журнал.-2008. № 3 Серия психология и педагогика. Москва: Изд-во РУДН, 2008. - С. 91-95 (0,3 п.л.)

Научные статьи и материалы научных конференций

  1. Ермолина, Н.В. Физическая реабилитация как основа подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов по физической культуре к работе с людьми с ограниченными возможностями. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Естественные науки: журнал фундаментальных и прикладных исследований.- 2008. № 1(22) . Астрахань: ИД Астраханский Университет, 2008. С 85-88 (0,38 п.л.)

  2. Ермолина, Н.В. Профессиональная подготовка специалиста по адаптивной физической культуре – важное условие педагогического мастерства. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Ученые записки: материалы докладов итоговых научных конференций АГУ 2006-2007гг. том 1. Астрахань: ИД Астраханский Университет, 2008. – С. 334-339 (0,34 п.л.)

  3. Ермолина, Н.В. Семья как самая эффективная реабилитационная среда для ребенка с отклонениями в состоянии здоровья. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Образование в Астраханской области: информационно-методический журнал.- 2008. №3(17).- Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. - С. 67-69 (0,28 п.л.)

  4. Ермолина, Н.В. Осознание социальной значимости работы с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как основа формирования готовности будущего специалиста по физической культуре. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Сборник статей научной конференции Социальная работа: проблемы, инновации, зарубежный опыт.- Ульяновск: Издательство УЛГУ 2004.- С. 57-62 (0,23 п.л.)

  5. Ермолина, Н.В. Условия адаптации детей с ограниченными возможностями в современном обществе. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Материалы I международного конгресса спортивных наук университетов прикаспийских государств.- Решт-Гилянский университет, 5 сентября 2004. - С. 22-23.

  6. Ермолина, Н.В. Профессионально-педагогическая направленность процесса формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушением ОДА [Текст] /Н.В.Ермолина. //Теория и практика адаптивной физической культуры и спорта в Российской Федерации: Материалы для специалистов по адаптивной физической культуре, преподавателей, аспирантов, студентов физкультурных вузов. Издательство ИФК СГУТи КД, 2004. - С. 58-62 (0,28 п.л.)

  7. Ермолина, Н.В. Физическая реабилитация как условие эффективной коррекционно-педагогической деятельности специалиста адаптивной физической культуры с семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Россия и Восток. Обучающее общество и социально устойчивое развитие Каспийского региона: Материалы III международной научной конференции 21-22 апреля 2005 Т.1: научно-образовательное пространство Каспийского региона. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет» 2005. -

С. 83-86 (0,34 п.л.)

  1. Ермолина, Н.В. Проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в Астраханском регионе. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Социально-экономическое и правовое развитие региона. Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием). Астрахань: Издательство МОСУ.2005. – С. 126-129 (0,27 п.л.)

  2. Ермолина, Н.В. Пути решения проблем детей с ограниченными возможностями в условиях современного общества. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Государственная социальная политика по защите детства: теория и практика: материалы межрегионального практического семинара. 22-23 марта 2006.- Астрахань. Издательство АИПКП, 2006. - С. 79-82 (0,3 п.л.)

  3. Ермолина, Н.В. Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьей ребенка с нарушениями ОДА как одно из условий его физической реабилитации. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно-развивающая среда: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. 12-14 сентября 2007.- Астрахань. Издательство ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. - С. 67-69 (0,2 п.л.)

  4. Ермолина, Н.В. Социально-психологический портрет семей, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. [Текст] /Н.В.Ермолина. //Государственная социальная политика защиты детства: теория и практика: сборник научных материалов, Астрахань 2007. Издательство АИПКП, 2006. - С. 79-82 (0,23 п.л.)


Учебно-методические работы

  1. Ермолина, Н.В. Роль Физической культуры и Спорта в реабилитации детей с нарушениями ОДА (инвалидов). [Текст] /Н.В.Ермолина. //Методические рекомендации. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет» 2004, 16 с.

  2. Лазько А.Е., Ермолина, Н.В. Физическая реабилитация двигательных функций организма человека. [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов/А.Е. Лазько, Н.В.Ермолина. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет» 2007.- 69 с.








База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница