Формирование и развитие познавательного универсального учебного действия (целеполагание) на уроках биологии



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.51 Mb.
  1   2   3
Формирование и развитие

познавательного универсального учебного действия (целеполагание) на уроках биологии

Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии и химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя

общеобразовательная школа»

Верховажского района

Вологодской области
«ФГОС II поколения предъявляют требования к достижению предметных, личностных и метапредметных результатов обучения.

Одним из метапредметных результатов обучения являются сформированные универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие компетенцию «умения учиться». [Цит. из 19]

Из всего спектра УУД можно выделить три ключевых «метаумения», связывающих все виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные в единое целое. Это: целеполагание, планирование, рефлексия, в свою очередь образующие систему взаимосвязанных универсальных умений.

В то же время целеполагание, планирование, рефлексия могут включать в себя друг друга как соответствующие промежуточные этапы. Например, планирование должно иметь цель и быть отрефлексировано. Целеполагание предполагает результат (цель), процесс её достижения (план) и рефлексию достижения результата. Рефлексия осуществляется с определенной целью, и различные виды рефлексии могут иметь различные алгоритмы (планы).



«После двадцати пяти лет исследований я пришел к выводу о том, что успех равен цели, все же остальное - домыслы. Умение наметить цель и составить план по ее осуществлению послужит делу обеспечения вашего успеха больше, чем любое другое занятие». Артур Б. Ванганди, автор книг "Методы структурированного решения проблем" и "Мощь идей", профессор психологии университета Оклахомы.

Процесс формирования УУД также включает:

Целеполагание → Планирование → Рефлексию.

Остановимся подробнее на универсальном учебном действии, метаумении – целеполагании.

В личностно-ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функцию мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

Матетика - наука о целеполагании доказывает необходимость начального этапа любой деятельности - обсуждения конечных целей, то есть предполагаемых результатов деятельности.

Если рассматривать целеполагание не как процесс присвоения внешне заданных целей, а процесс задания собственных целей, то его следует отнести к внутренним компетенциям. Характеристику данной компетенции ученика (по А.В.Хуторскому), состоящую из:


  • представления результата своей образовательной деятельности; (Цель)

  • представления программы действий (План)

следует дополнить представлением о рефлексивной самооценке своей деятельности.

Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в жизни.

«Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ориентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей.

Цель может быть общая или конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет и пр. Поставить цель, значит, предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель "наводит" на соответствующий результат того, кто её сформулировал». [Цит. из 25]

Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс.


  • Стратегические цели образования изложены в Концепции модернизации, в Законе об образовании, в ФГОС (определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на разных этапах образовательного процесса);

  • Общие и частные цели обучения изложены в образовательной программе образовательного учреждения;

  • Дидактические цели урока связаны с процессом усвоения учебного материала.

«Педагогическая цель, рассматриваемая в технологическом аспекте, предполагает наличие следующих компонентов:

  • цель отвечает на вопрос – к чему учащиеся должны быть готовы / способны после прохождения учебного материала (проведения занятия), к чему ранее не были способны;

  • результат должен иметь выражение в конкретных действиях учащихся;

  • очевидным должен быть прирост знаний». [Цит. из 14]

В современном образовании можно выделить следующие противоречия:

  1. Между научными выводами о способности школьников даже младшего возраста к целеполаганию и недостаточностью знаний о том, как это делается.

Сама жизнь, а не только новые стандарты требуют от любого человека умения ставить и достигать цели, но не на всех уровнях обучения и не все обучающиеся самостоятельно могут определить и сформулировать личные цели обучения, сформировать собственную образовательную траекторию.

  1. Между требованиями ФГОС II поколения к целеполаганию на личностно-ориентированном, компетентностном уроке и отсутствием системности в целеполагающей деятельности педагогов.

Далеко не все педагоги в совершенстве владеют техникой целеполагания, четко понимают, какие цели решает их предмет, как эти цели соотносятся с индивидуальной траекторией обучающегося. Огромной проблемой педагога оборачивается неумение ставить цели, совместно формулировать их с учеником. Отсутствие цели приводит не просто к непродуманному уроку, неконкретным результатам. Не понимая целей своего присутствия на уроке, ученик защищается, т.е. ведет себя агрессивно или пассивно наполняется информацией, которой не находит применения. Спектр целей, достигаемых на каждом уроке, сегодня расширился и каждая из целей должна быть точно и грамотно сформулирована. Помимо целей предмета, темы, конкретного урока любому педагогу необходимо четко ставить метапредметные и воспитательные цели, цели, обеспечивающие формирование УУД, цели личностного развития обучающихся и др. От точности постановки целей зависит траектория движения к ним, объем требуемых ресурсов и качество достигаемых результатов.

Можно ли научиться целеполаганию? Конечно!

«Педагог обеспечивает обогащение целеполагающей деятельности учащихся через:


  • обязательную демонстрацию разнообразных целей и способов их достижения в разных видах деятельности;

  • стимулирование постоянного аналитического сопровождения целепорождения и целедостижения;

  • организацию ситуаций усложнения операциональных навыков, в том числе в планировании, проектной деятельности и в обучающих программах; а также, через включение в деятельность, наполненную социально-значимыми смыслами». [Цит. из 11]


Таксономия целей обучения

«Ученые разрабатывают таксономии целей обучения – систематизированные банки подцелей (задач), соответствующих определенным образовательным областям или конкретному учебному курсу. Сформулированные в терминах научения и расположенные по порядку достижения, подцели помогают учителю достигать общие цели курса». [Цит. из 25]

Классификация целей по различным основаниям:


    • По времени: долговременные (долгосрочные), кратковременные, среднесрочные;

    • По приоритету: главные (первостепенные), вспомогательные (второстепенные);

    • По субъекту цели: личностные, коллективные (социальные, групповые), общечеловеческие;

    • По объекту: образовательные (познавательные), воспитательные, развивающие и др.

Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину:

  • Через содержание

Ученикам сообщаются единицы учебной информации, которые предстоит усвоить.

Главный инициатор – учитель.



  • Через деятельность учителя

Чаще всего встречаются формулировки («научить, сформировать, проверить…)

Ясно, что делать учителю, но остается загадкой деятельность ученика.



  • Через деятельность ученика

Содержит ответ на вопрос: «Что будем делать?» (читать, писать…)

Ученику ясно, что будет делать, но не всегда ясно, что он будет иметь в итоге.



  • Через результат деятельности ученика

Возникает не часто, но именно этот вариант генерации учителем целей урока наиболее органично связан с идеей целеполагания.
Критерии правильно поставленной цели

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.



Цели должны быть:

  • Диагностируемыми;

Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные (уровни усвоения знаний) и количественные (в балльных оценках).

  • Актуальными;

Цель должна быть востребованной ситуацией, уровнем развития субъекта, соответствовать современным требованиям общества, учитывать уровень актуального развития и «зону ближайшего действия» личности.

  • Реальными;

  • Посильными для учеников;

Цели должны быть скорректированы в зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся конкретного класса. Правильно определённая цель исключает проведение одинаковых уроков в одной параллели, рассчитанных на некоего среднего ученика;

  • Конкретными;

Цели занятия должны быть сформулированы так конкретно, чтобы они обеспечивали изучение, воспитание и развитие в рамках данной темы занятия и никакой другой.

  • Понятными;

Цель должна быть выражена просто, ясно, доступно (представлена как результат на данном процессе обучения).

  • Осознанными;

Цель должна быть обсуждена с обучающимися и принята ими.

  • Побудительными;

Цель должна побуждать к действию.

В цели должно быть сфокусировано основное содержание материала, а не дополнительное или второстепенное.

Важным является вопрос о соотнесении индивидуальных целей учащихся (между собой) – «ученик-ученик», а так же с целями педагога «ученик-учитель». [Цит. из 1, 12]

Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы,

«как будто ученик


  • сам себе их поставил,

  • они понятны ему,

  • очевидны,

  • с интересом и охотой усвояемы». С.И.Гессен

«Сегодня наиболее известна техника или метод SMART (smart – с английского – «умный»), позволяющий сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Суть метода заключается в формулировании цели на основании определенных критериев SMART:

S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

М – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете.

R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать потребностям учителя и (или) потребностям обучающихся.

Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Отсутствие данного критерия позволяет достигать цель бесконечно долго, без всяких гарантий когда-нибудь ее достичь». [Цит. из 15]

«Процесс постановки цели включает три фазы:


  • нахождение целей: Чего Я хочу? (цели должны быть ясными);

  • ситуационный анализ: Что Я могу? (регистрация личных ресурсов);

  • формулирование целей: К чему Я приступаю? (конкретные практические цели с четкими результатами и сроками)». [Цит. из 1]

«Неточные формулировки цели, задач, результатов затрудняют понимание того, что надо сделать. Туманные, размытые, запутанные формулировки целей, недостаточно ясное понимание целей обучающимися, возможное двойное, тройное толкование смысла предлагаемых изменений, действий вызывает прострацию обучающихся, демотивируют их, лишают ориентиров и желания заниматься учебной деятельностью, которая очень быстро замещается более понятными и интересными для детей занятиями». [Цит. из 15]

Ясность мысли определяет точность формулировок. Точность формулировок обеспечивает понятность действий. Понятность действий – условие их корректного выполнения.


Ошибки постановки цели

Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их достижения. Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта - наиболее эффективный способ целеполагания.



Ошибки при формулировании цели урока

  • «Недиагностично поставленные цели;

Формулировка цели: «изучить главу», «прочитать текст», «познакомиться с новым материалом» - не позволяет объективно определить – достигнута цель или нет и, если достигнута, то в какой степени.

  • Подмена цели средствами урока;

Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети (“посмотрим презентацию…”).

  • Подмена цели содержанием учебного материала: “познакомить учащихся с...”, “изучить правило правописания...” - вместо того, чтобы сказать ради чего будет проводится урок, педагог рассказывает то, что будет проделываться на нём.

  • Подмена цели методом обучения: “рассказать учащимся о...”, “показать учащимся...” (использование в формулировке цели таких словоформ как «путём», «посредством», «через»).

  • Подмена цели процессом деятельности: “учащиеся решают задачи по теме...”учащиеся выполняют работу...” (использование таких словоформ как «формирование», «развитие», «продолжение»).

  • Формальный подход при постановке  цели: расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

  • Глобализация цели ;

Цели неосуществимы, завышены. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Патриотизм на отдельно взятом уроке – наиболее одиозная форма. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности».

  • Сужение спектра целей или занижение уровня цели;

Постановка слабой цели, когда есть ресурсы и потенциальные возможности для достижения более объемной цели или даже цели более высокого уровня. Достижение ограниченной цели тоже имеет смысл, но при этом возникает ситуация упущенных возможностей, снижается эффективность образовательного процесса. Педагог не ставит цели воспитания и развития, ограничиваясь только предметными целями.

  • Неинтересные для обучающихся цели;

Цель поставлена в плоскости, далекой от интересов обучающихся, без привязки к реальным сегодняшним или будущим потребностям, без объяснения практической значимости цели для важных сторон жизни. Цель навязана обучающимся извне, без учета их интересов, их мотивов.

Цель-пожелание или цель-вообще. «Давайте одолеем безграмотность…» «Неплохо было бы поработать в этом направлении…» «Необходимо достигнуть значимых успехов в изучении данного предмета…»

  • Постановка только собственной цели учителя;

Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно. [Цит. из 1, 14, 15]
Возможные формулировки целей урока

Единого требования к формулировке цели в литературе нет.



Предлагается строить высказывание в виде:

  • существительного («обобщение», «создание»…);

  • глагола в настоящем времени («применяют правило»…) или в будущем времени («научусь», «буду знать»…) и др.

Варианты формулировок целей, ориентированных на развитие личности

Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятелъностной культуры (культуры самоуправления учением):

  • обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать

свою деятельность;

времени;

  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль,

самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:

  • создать условия для развития у школьников умения структурировать

информацию;

  • обеспечить у школьников развитие умений составлять простой и

сложный планы.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

  • содействовать развитию у детей умений общаться;

  • обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической

речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

  • создать условия для развития у школьников. умений «приостановить»

свою деятельность;

  • обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые

моменты своей или чужой деятельности как целого;

  • содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять

любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

  • обеспечить развитие у школьников умения объективировать

деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную

значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

  • помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.

Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);

  • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные

объекты;

  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в

познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);

  • обеспечить развитие у школьников умений классифицировать

познавательные объекты и др.

Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

  • содействовать развитию у школьников умений использовать научные

методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать

проблемы, предлагать пути их решения. [Цит. из 18]

«Результаты обучения должны быть представлены продуктами учебной деятельности – реальными, конкретными, в достаточной степени подвергаемыми экспертизе, как в количественном, так и в качественном выражении.

Причем такими продуктами, которые доставляли бы моральное удовлетворение их непосредственным производителям: учителям и ученикам (!). Нет сомнения, что на данном этапе цели учителя и цели ученика должны совпадать.

Ясно осознаваемая и хорошо сформулированная цель – залог успеха учителя». [Цит. из 1]


Технология образовательного целеполагания

Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах.

«Именно цели являются системообразующим компонентом в любом социальном проекте, к которым относится и учебное занятие. Правильно поставленные цели свяжут невидимыми, но вполне ощутимыми и для учителя и для ученика, нитями содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю критерии для оптимального выбора способов и форм их достижения и диагностики. А для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и на деятельность.

Как учителю грамотно поставить цели, используя управленческие навыки анализа и планирования?

Практически все учителя на первое место ставят этап проектирования целей для учителя.

Первым обязательным этапом грамотного проектирования целей является проектирование целей для ученика. Именно целеполагание ученика является тем "входом", через который в учебную деятельность проникает законодательная информация об образовательном стандарте. Государство законодательно определяет тот минимум тем, предметных понятий, знаний, умений и навыков, которые заполнят "образовательную корзину выпускника". [Цит. из 10]



«Последовательность действий учителя при  планировании темы:

  1. Проектирует  цели для учащихся, исходя из стандартов и особенностей контингента.

  2. Подбирает или составляет варианты окончательной диагностики (проверки)

  3. Проектирует свои цели – ТДЦ.

  4. Отбирает и структурирует объем содержания.

  5. Выстраивает логику изучения темы, корректируя количество часов и определяя место и время промежуточной диагностики (проверочных работ).

  6. Поурочно планирует учебную деятельность детей и свою деятельность как руководство учебной деятельностью учащихся». [Цит. из 10]

«И.Я.Лернер в своих исследованиях пришел к выводу о том, что цель ученика не должна непременно совпадать с целью учителя, она должна только соответствовать ей. Если учитель не формирует у учащихся цели, соответствующие его целям, то акт обучения не достигнет искомого результата. Ученик совершает деятельность для достижения своей цели, которая не ставится учителем в готовом виде, не навязывается, а продуцируется обстоятельствами, создаваемыми учителем.

Такое обучение С.Манукян назвал «целепорождающим». [Цит. из 1]

«Чтобы итоговый перечень главных образовательных целей, формулируемых учителем на основе ученических целей, был обеспечен условиями достижения, необходим их предварительный анализ в следующих направлениях:


  • установление стимулирующей роли цели, то есть способности вызвать у учеников именно те ожидания и виды деятельности, в которых они заинтересованы. Если учитель ставит цель по отношению к развитию когнитивных способностей учеников (сопоставление, анализ, классификация и т.п.), эти цели должны совпадать с задачами, формулируемыми самими учениками, даже если они были сформулированы ими несколько иначе;

  • выяснение дидактической ценности конкретных учебных целей, предложенных учениками, то есть выявление целей, которые будут решать актуальные образовательные задачи по отношению к конкретным ученикам в сложившихся на данный момент условиях;

  • приведение уровня сложности целей в соответствие индивидуальным особенностям учеников и уровню их развития.

После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки». [Цит. из 25]

В образовательном целеполагании имеется диапазон уровней формулируемых целей – от целей-элементов до смысловых и перспективных целей.

Особое место в этой иерархии занимают смысловые цели, определяющие глобальные запланированные результаты на достаточно большой промежуток времени.

Недостаточный учет целей учеников, отсутствие работы по развитию навыков целеполагания, могут быть причиной отрицательных образовательных результатов.

Проблема целеполагания, определения целей деятельности относится к числу наиболее важных, поскольку любая деятельность возникает только, если есть цель. Неверно поставленная цель является причиной многих педагогических ошибок и неудач.

«Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления. Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания». [Цит. из 23]

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница