Формирование икт-компетенции педагога как одно из средств диверсификаци информационного пространства школы



Скачать 63.26 Kb.
Дата01.05.2016
Размер63.26 Kb.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДИВЕРСИФИКАЦИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ.

Коваль Светлана Александровна, учитель английского языка (koval15&land.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 г. Гуково.
В основе построения информационного образования МОУ СОШ № 15 лежит идея информатизации обучения, выраженная в компетентностном подходе, который полагает целью школы развитие комплекса качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность выпускника.

Информационная компетентность является одной из ключевых компетенций, формируемых у обучаемого школой, и предполагает человека со сформированной информационной культурой: умеющего пользоваться ПК, самостоятельно находить, анализировать и использовать необходимую информацию в ресурсе Internet и в других источниках электронного вида, создавать печатные и электронные издания разных видов и жанров для донесения до слушателей своей точки зрения.

Чтобы получить информационно культурного выпускника, учитель сам должен быть информационно грамотным и компетентным.

В основу подготовки педагогических и управленческих кадров были положены следующие принципы:


  • каждый педагогический работник школы должен обладать информационно-коммуникационной компетенцией;

  • каждый педагогический работник, прошедший курсы повышения квалификации, должен систематически применять в своей деятельности полученные знания.

К 1 сентября 2006 года 95% педагогических работников школы прошли курсы повышения квалификации по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе разного уровня и направленности.

60% педагогов не только учатся использовать базовые информационные технологии в своём повседневном труде, но и работают над учебными проектами, где особое внимание уделяется познавательным интересам и потребностям учащихся, которые в рамках разработанного учителем проекта проводят свои собственные исследования. В ходе работы над учебным проектом учителем создаются методические и дидактические материалы, выполняются совместные с учащимися работы в программах PowerPoint, Excel, Publisher, Word и др.

Наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), есть ряд скрытых развивающих возможностей (развивающий потенциал ИКТ), которые состоят в следующем:


  • трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, культивирование педагогической рефлексии);

  • формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернета (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);

  • обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации учителей в области ИКТ (с привлечением дистанционных образовательных технологий);

  • формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).

Формирование и развитие ИКТ - компетентности современного учителя позволяет вывести процесс преподавания или иного предмета на более высокий качественный уровень. Результативность и эффективность деятельности современного учителя – предметника достигается благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач.

Информационно – коммуникационные технологии выступают катализатором различных изменений в содержании, методах и конечном качестве процессов преподавания и изучения, наиболее часто проводя перемены от лекционной формы обучения к конструктивным исследовательски-направленным занятиям, и являются мощным потенциалом для дальнейшего развития и совершенствования образовательного процесса.

Отметим, что под ИКТ – компетентностью учителя – предметника мы понимаем личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно – коммуникационные технологии в своей деятельности. Рассматривая различные подходы к уровням (этапам) формирования ИКТ – компетентности учителя, можно выделить следующие: базовый, углубленный, профессиональный.

В рамках педагогической деятельности нашей школы компьютеры используются в образовательном процессе:



  • в качестве дидактических средств для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;

  • для систематизации и логического упорядочивания содержания образования, тренажа и контроля знаний;

  • для психолого-педагогического мониторинга за развитием учащихся и их здоровьем.

B этом направлении мы применяем как приобретённые готовые программные продукты, так и созданные учителями-предметниками и учащимися под руководством учителей информатики. Перечень готовых программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и КИМ, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Информационные технологии в педагогическом процессе позволяют нам:



  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения и развития.

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя у учащихся системное мышление.

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников.

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Другим вариантом использования компьютера в педагогическом процессе является создание учителем и использование на уроках мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Использование образовательных ресурсов Интернета заставляет учителя отказаться от акцента на передачу информации и стать менеджером образовательного процесса.

Использование Интернет-ресурсов на уроке и создание мультимедийной презентации способствует мотивации к учению, повышает самооценку обучаемого, формирует навыки самостоятельной работы с электронными справочными материалами.

Немаловажным является электронное дидактическое оснащение, которое можно расценивать как тренажёр для отработки умений и навыков обучаемых. Особое место в рамках тренинговой технологии занимают компьютерное тестирование.

В своей педагогической практике учителя предметов естественно – научного цикла используют мультимедийные ме­тоды обучения (анимационные, слайдовые) как дру­гих авторов, так и собственные. В старших классах обычно применяюся компьютерные технологии для иллю­стрирования учебного материала. Использование мультимедийных технологий (включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование) плани­руется в соответствии с темой занятия.

Используемые для самоконтроля экспресс – тесты помогают обучающимся адекватно оценить степень усвоения учебного материала, определить индивидуальную траекторию изучения определённого учебного модуля. Применение полученных на уроке знаний на этапе рефлексии также может быть проведено при помощи компьютера.

Таким образом, использование современных информационных технологий в педагогической деятельности обеспечивает в нашей школе:



  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;

  • многоаспектное развитие школьника;

  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;

  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Для трансформации передового педагогического опыта и диверсификации спектра методов в школе создана структура методической подсети, которая включает в себя мультимедийный комплекс (компьютер, телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель) и автоматизированное рабочее место учителя. Основными функциями созданной сети являются

  • мультимедийное сопровождение уроков;

  • организация творческой лаборатории учителя;

  • работа с базами данных учащихся классных руководителей и учителей-предметников;

  • проведение методических мероприятий (мастер-классов, семинаров и.т.д.).

Содержательной базой информационного пространства является школьная медиатека, основу которой составили не только электронные образовательные ресурсы (ЭОР), полученные школой в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», но и более 170 единиц обучающих, справочных, иллюстративных, энциклопедических, тестовых, методических электронных пособий по различным предметам и областям знаний.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница