Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики средствами дидактических игр



Скачать 64.99 Kb.
Дата30.04.2016
Размер64.99 Kb.
Чарыева Т.В., Черноусова Е.А.

Белгородская обл., Корочанский район, с. Мелихово

МБОУ «Мелиховская СОШ»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация. В статье раскрываются педагогические условия применения дидактической игры, как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Предлагаются методические рекомендации и технологии реализации занимательных материалов.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий (УУД).

С введением государственных образовательных стандартов второго поколения уровень усвоения знаний стал не единственным важным компонентом в образовательном процессе, теперь существуют еще три группы результатов: личностные, предметные и метапредметные [4, с.5].

Коммуникативные универсальные учебные действия являются необходимой составляющей метапредметной учебной деятельности [1, с.16].

Игровая деятельность на уроках и внеурочных занятиях по математике имеет большие потенциальные возможности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Чтобы деятельность вызывала у детей сильные и устойчивые положительные эмоции, на занятиях применяются словесные, наглядные и иллюстративные методы и различные приёмы. Создание для детей ситуации успеха, предлагается для работы, сначала более простой материал, с которым все легко справляются, и, убеждая детей в их возможностях, переходим к все более трудному. Кроме того, на уроках и внеурочных занятиях необходимо развивать интерес к самой математике посредством занимательных математических игр. В игре создаётся специфический вид эмоционального контакта, способствующий осознанию групповой принадлежности, а солидарность и взаимопомощь дают младшему школьнику чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

На занятиях широко применяются соревнования, дидактические игры, различный занимательный материал, который требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения. [2, с.54] Все это и должно вызывать положительные эмоции, которые являются необходимым условием развития коммуникативных действий.

Чтобы деятельность детей на занятиях была по возможности творческой, учащиеся планируют и согласованно выполняют совместную деятельность: сочиняют математические сказки, задачи, разыгрывают математические сценки, создают из геометрических фигур орнаменты. Свои занятия учитель старается построить так, чтобы дети узнавали что-то новое и пока еще труднодоступное, но в несколько упрощенной, понятной форме.

Каждая дидактическая игра и игровое упражнение испытуемым предлагается выполнить в максимально простом варианте. Постепенное усложнение получаемых знаний в процессе дидактических игр предполагается за счет увеличения темпа их проведения и увеличения умственной нагрузки. Основной организационной формой, в рамках которой осуществляется работа по формированию коммуникативных действий – занятие [3, с.37]. В дидактических играх участвует каждый ребёнок. Игры, составленные учителем, опираются на жизненный опыт младших школьников. Все учащиеся и наиболее сильные, и наиболее слабые активно включаются в работу, с интересом выполняют задания.

Дидактические игры можно разбить на три группы в зависимости от целевой направленности, представленных в таблице.

Комплекс дидактических игр



Формируемые коммуникативные действия

Дидактические игры

Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника

«Лучший космонавт»,

«Математическая эстафета»,

«Стрельба по мишеням»


Коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество

«Цифровая акробатика»,

«Определи курс движения самолёта»

«Веселый счет»

«Посчитай»

«Почтальон»

«Молчанка»



Коммуникативно-речевые действия

«Я начну, а ты продолжи»

«Магазин»

«Что на свете одно»

«Угадай загадки Буратино»



Данный комплекс включает в себя три блока дидактических игр, используемых на внеурочных занятиях по математике. Они направлены на формирование коммуникативных действий. Каждый блок включает разные виды словесных и наглядных дидактических игр.

В первый блок вошли дидактические игры, развивающие коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, строить понятные для партнёра высказывания), во второй блок коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов), в третий блок – коммуникативно-речевые действия (строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы)

Сначала на занятиях по математике во внеурочное время преимущественно применяются игры, способствующие развитию коммуникативно-речевых действий. Затем игры, способствующие развитию действий, направленных на учёт позиции собеседника, а в заключении игры, направленные на кооперацию и сотрудничество.

Во время проведение дидактических игр на уроках и внеурочных занятиях по математике важно поддерживать прямое общение между детьми: возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями, что способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. При организации занятий используются принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

На первом этапе проведение дидактических игр учитель выполняет роль ведущего. Затем в соответствии с положениями ФГОС происходит самостоятельное освоение учащимися знаний, умений и навыков на внеурочных занятиях. На втором этапе учащиеся уже сами выполняют роль ведущего и самостоятельно проводят игры. На третьем этапе учащиеся составляют свои дидактические игры и проводят их на уроках и внеурочных занятиях.

Например, дидактическая игра «Цифровая акробатика». Учитель вставляет карточки с цифрами в наборное полотно и сообщает правила игры. В этой игре ученики поочередно выходят к доске и располагают одну карточку с цифрой на другой, строя пирамиду цифр таким образом, чтобы их сумма равнялась числу 20. По ходу ее составления все ученики класса по знаку учителя хором называют каждый раз сумму полученной пирамиды цифр. Последний ученик дополняет полученную сумму до 20. После коллективной работы каждый ученик составляет свою пирамиду цифр с ответом 20. Здесь возможны разнообразные варианты набора чисел, при сложении которых получается число 20. Эти варианты пирамид учитель проверяет у 3 – 4 учеников. У большинства учащихся они совпадают. Роль учителя на втором этапе могут выполнять уже сами учащиеся строя пирамиду цифр таким образом, чтобы их сумма равнялась любому задуманному числу. Что в соответствии с ФГОС развивает у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий.

Использование дидактических игр на уроках и внеурочных занятиях по математике, применение заданий для формирования коммуникативных действий, помогает развивать и совершенствовать знания учащихся, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками [2, с.55].

Таким образом, дидактические игры и занимательные упражнения заслуживают право быть своеобразной формой учебной и внеурочной деятельности. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы, развитию воображения и творческой активности на уроке и внеурочных занятиях.


Литература

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

  2. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. – 2011. – № 6. – С. 53-56.

  3. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении [Текст]/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.

  4. ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница