Формирование опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка



Скачать 416.16 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер416.16 Kb.
  1   2   3

На правах рукописи




Кривых Людмила Дмитриевна

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Астрахань – 2011


Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Трещев Александр Михайлович




Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Сахарчук Елена Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент



Каралаш Ирина Александровна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Ставропольский

государственный педагогический институт»
Защита диссертации состоится 15 апреля 2011 г. в 14.00. на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 при ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: http//www.aspu.ru «14» марта 2011 г.


Автореферат разослан « 12» марта 2011 г.


Ученый секретарь диссертационного совета И.О. Попова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Стратегия инновационного развития России определяет человека абсолютным национальным приоритетом, а развитость его личностного потенциала и сформированность опыта социальных отношений основными преимуществами, призванными повысить конкурентоспособность отечественного образования, и требует принципиально иной направленности высшего профессионального образования, связанной с профессионально-субъектным развитием личности.

Для достижения успеха в профессиональной деятельности выпускникам вузов необходимо приобрести опыт выстраивания социального взаимодействия в соответствии с социальными экспектациями вне зависимости от социальной дифференцированности партнеров. Естественную коммуникативную среду для осуществления социального взаимодействия предоставляет процесс обучения студентов вузов иностранному языку. Иностранный язык, являясь средством коммуникации, идентификации и социализации, обладает максимальной аттракцией для формирования опыта социальных отношений.

Научные исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные субъектному развитию личности (А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.В. Кирьякова, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Сапожников, В.И. Свидерский, И.Р. Сушков, А.М. Трещев, В.П. Тугаринов, И.Ф. Харламов, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, Стивен Р. Кови, А.Г. Маслоу, К.Р. Роджерс и др.) свидетельствуют о возрастающем научном интересе к формированию у нее опыта социальных отношений.

В последнее время появились работы, посвященные межкультурному и социальному взаимодействию, социальной и профессиональной мобильности, социально-профессиональной, социо-культурной и межкультурной компетентности, формированию ценностного (мотивационно-ценностного, эмоционально-ценностного, личностного положительного) отношения у студентов средствами иностранного языка. К ним, в первую очередь, следует отнести исследования В.А. Беляевой, И.Г. Беляковой, Н.А. Бирюковой, С.В. Даниловой, В.Н. Денисова, Н.М. Королевой, И.В. Маскинской, Г.А. Медведевой, И.О. Нещадим, Е.Р. Скворцовой, Е.А. Слюсарь, И.А. Шапочниковой, М.Е. Яшиной и др.

Вместе с тем, вопросы формирования опыта социальных отношений у будущих специалистов средствами иностранного языка еще не выступали предметом специальных исследований.

Анализ научных исследований показывает, что в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для разработки вопросов формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка, к которым можно отнести:



  1. методологические положения о развитии личности как системе отношений, представленные в работах отечественных ученых: А.А. Бодалева, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, А.В. Кирьяковой, Д.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, В.И. Свидерского, Н.К. Сергеева, И.Р. Сушкова, А.П. Тряпицыной, В.П. Тугаринова, И.Ф. Харламова, Е.Н. Шиянова, Н.Е. Щурковой и др.;

  2. концептуальные положения и научно-теоретические основы профессионального образования, разработанные в трудах В.В. Анисимова, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Г.М. Борликова, Н.М. Борытко, В.Н. Гурова, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, А.А. Миролюбова, Е.И. Пассова, В.А. Сластенина, И.П.Смирнова и др.;

  3. работы, посвященные исследованию различных аспектов формирования социальных отношений (А.Г. Асмолова, Н.В. Бордовской, И.А.Зимней, Б.В. Кайгородова, Стивена Р.Кови, Д.Майерса, А.Г. Маслоу, В.Н. Мясищева, Ш.А. Надирашвили, А.А. Реана, Д.Резака, К.Р. Роджерса, А.И. Сапожникова, В.А. Сластенина, Л.А. Степашко, Л.Д. Столяренко, И.Р. Сушкова, Ю.К.Федулова, Н.Е. Щурковой и др.);

  4. научные представления о профессиональном развитии личности студента - будущего специалиста (А.А. Вербицкого, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, Н.К. Сергеева, В.А. Сластенина, А.М. Трещева, И.С. Якиманской и др.);

  5. работы, в которых раскрываются вопросы формирования социальной и профессиональной мобильности, социально-профессиональной, социо-культурной и межкультурной компетентности у студентов средствами иностранного языка (Н.И. Алмазовой, Н.А. Бирюковой, И.А. Зимней, И.В. Маскинской, Г.А. Медведевой, И.О. Нещадим и др.).

Наряду с теоретическими, сформированы практические предпосылки. К ним следует отнести Стратегию социально-экономического развития России на период до 2020 года, Национальную образовательную стратегию - инициативу «Наша новая школа», проект Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации, в котором, в частности, отражено, что одной из основных задач образовательных организаций высшего образования является формирование у обучающихся гражданской позиции, социальной и профессиональной ответственности, самостоятельности и творческой активности, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации.

Анализ теоретических исследований и существующего практического опыта профессиональной подготовки будущих специалистов по неязыковым специальностям в вузе показал, что целостного, основанного на современных подходах представления о содержательно-технологическом обеспечении процесса формирования опыта социальных отношений средствами иностранного языка не разработано, в связи с чем возникает ряд устойчивых противоречий между:

- потребностью общества в специалистах с высоким уровнем сформированности опыта социальных отношений и тем, что в системе профессионального образования при подготовке специалистов не уделяется достаточного внимания вопросу формирования опыта социальных отношений;

- необходимостью выявления сущности, показателей, критериев и уровней сформированности у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка и недостаточной разработанностью их в науке с использованием возможностей дисциплины «иностранный язык»;

- потенциальными возможностями формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка и необоснованностью психолого-педагогических условий, принципов и подходов к организации данного процесса.

Выявленные противоречия свидетельствуют о том, что перед педагогической наукой встала проблема, связанная с научной и практической неразработанностью содержательно-технологического обеспечения процесса формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка.

Таким образом, есть все основания утверждать, что педагогическая практика и педагогическая теория свидетельствуют об актуальной потребности в научно-теоретическом и практическом обосновании содержательно-технологического обеспечения процесса формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка.

Объективно существующие потребности общества в специалистах со сформированным опытом социальных отношений и недостаточная научно-теоретическая и практическая разработка проблемы формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка определили выбор темы исследования: «Формирование опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка».



Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих специалистов неязыковых специальностей в системе высшего профессионального образования.

Предметом исследования выступает процесс формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка.

Цель исследования: теоретически и практически обоснованное содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования опыта социальных отношений средствами иностранного языка.

Гипотеза исследования. Формирование у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка будет наиболее успешным, в сравнении с имеющейся практикой, если:

- формирование опыта социальных отношений выступает как одна из целей языковой подготовки в высшей школе;

- уточнена сущность опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей, формируемого средствами иностранного языка;


  •  сконструирована и внедрена в образовательный процесс вуза модель формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка, основанная на идеях субъектности и формирующей активации;

- процесс обучения иностранному языку структурирован с учетом социально-психологической тренинговой составляющей, содержательно предполагая организацию образовательного процесса через реализацию модифицированного сценария с использованием системы дидактических средств, форм и методов, выбор которых обусловлен логикой исследования;

- формирование у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка направлено на выстраивание социально-позитивной атмосферы, позитивной эмоциональной тональности социального взаимодействия, сотворчества и со-бытийности, отличается включенностью в субъект-субъектное поле социального взаимодействия, означающей актуализацию самодетерминированности участников образовательного процесса, интеграцию их субъектных полей, осознание ими смыслов социальных отношений при интерактивном социоориентированном характере взаимодействия субъектов образовательного процесса, преломлении субъектных смыслов через экспромтно-креативную, активно-продуктивную деятельность по разрешению смоделированных ситуаций в рамках активизации опыта социальных отношений.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:


  1. Уточнить сущность опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей, формируемого средствами иностранного языка.

2. Разработать модель формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка.

3. Обосновать дидактическое сопровождение процесса формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка.

4. Выявить психолого-педагогические условия формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

на философском уровне: концепция развития личности как объекта и субъекта общественных отношений (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); фундаментальные положения теории деятельности и общения (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.); деятельностная теория усвоения социального опыта (Г. Гегель, А. Дистервег, М.С. Каган, И. Кант, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн);

- на общенаучном уровне: теория отношений и развитие ее положений в педагогике и психологии (А.А. Бодалев, М.С. Каган, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Л.А. Степашко, Л.Д. Столяренко, И.Р. Сушков, Н.Е. Щуркова и др.); гуманистическая аксиология (М.С. Каган, А. Маслоу, К. Роджерс, Е.Н. Шиянов и др.); личностно - деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.); принципы диалогизма, как субъект-субъектного взаимодействия и признания ценности совместного опыта (М.М. Бахтин, М. Бубер, В.С. Библер, М.С. Каган, Н.Е.Щуркова, R. Bart, W. Мс. Cleland, J. Gordon, J. Gumperz и др.), интериоризации-экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта (А.Г. Асмолов, Е.Л. Доценко, В.Е. Лёвкин, Д.А. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.А. Петровский, М.И.Ситникова, John White и др.);

на конкретно-научном уровне: теоретические основы педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); теоретические положения о профессиональном развитии личности студента - будущего специалиста (А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.), закономерности развития социальных отношений (А.Г. Асмолов, Стивен Р. Кови, Д. Майерс, А.Г. Маслоу, В.Н. Мясищев, К.Р. Роджерс, А.И. Сапожников, В.А. Сластенин, Л.А. Степашко, Л.Д. Столяренко, И.Р. Сушков, Н.Е. Щуркова, Wiemann, Bradac, Spitzberg, Cupuch, Parks, McClelland и др.); коммуникативные технологии формирования интеркультурных компетенций (Н.И. Алмазова, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, M.A. Ashwill, М.J. Bennet, D.E. Costick, R. Dadder. B. Davis, P.C. Earley, Peter van Gelder, J. Greenholz, M.R. Hammer, M. Harris, D. Lange, R.M. Paige, R.S. Peterson, S. Rathje, J. Raven, Melvin L. Silberman, E.W. Taylor и др.);

- на технологическом уровне: концепция управления качеством подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования (Болотов В.А., Н.Ф. Родионова, Е.И. Сахарчук, Н.К. Сергеев, А.М. Трещев, А.П. Тряпицына и др.); основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (Н.И. Болдырев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.); педагогическое моделирование образовательных систем (А.А. Андреев, В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанский, А.Н. Дахин, Н.Ф. Маслова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, педагогической и психологической литературы, метод теоретического моделирования); эмпирические (педагогическое наблюдение, изучение и анализ продуктов деятельности студентов; методы опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование), тестирование, метод экспертных оценок и самооценок, констатирующий и формирующий эксперименты); статистические (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка полученной информации).



Опытно-экспериментальной базой исследования являлись ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» (АГУ) и Астраханский филиал ФГО ВПО «Волгоградская академия государственной службы» (АфВАГС). Исследованием было охвачено 199 человек. Целевую аудиторию составили студенты факультета математики и информационных технологий АГУ, обучающиеся по специальностям «Информационные технологии», «Защита информации», «Прикладная математика» и студенты АфВАГС, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации».

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2005 по 2010 гг.



Первый этап (2005-2006 гг.) – поисковый, был посвящен анализу современного состояния проблемы исследования, определялись пути ее решения; проводилось изучение философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, уточнялся методологический аппарат исследования.

Второй этап (2006-2007 гг.) – прогностический, на котором уточнялись положения, составляющие теоретическую основу исследования; разрабатывалась модель формирования опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка.

Третий этап (2007-2010 гг.) – опытно-экспериментальный, был посвящен апробации разработанной модели формирования опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка. Были проанализированы и обобщены экспериментальные данные и результаты исследования в целом, сформулированы выводы, подведены итоги исследования, оформлен текст диссертации.

Достоверность выводов и научных результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических оснований исследования; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих сущности изучаемого явления, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в различных учреждениях высшего профессионального образования, привлечением обширного теоретического и практического материала по исследуемой проблеме, репрезентативностью полученных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Новизна научных результатов исследования заключается в уточнении сущности опыта социальных отношений, формирование которого впервые рассмотрено в контексте профессионально-субъектного развития личности в процессе языковой подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования; конкретизации научных представлений об опыте социальных отношений у студентов неязыковых специальностей, формируемом средствами иностранного языкакак совокупности приобретенных в процессе обучения иностранному языку знаний личности о смыслах социальных отношений и умений выстраивать систематические субъектные взаимодействия в социуме, находящиеся в плоскости интериоризированно - индивидуального и субъективизированно – социального, характеризующиеся степенью соответствия социальным экспектациям и уровнем социальной компетентности субъектов взаимодействия; содержательной интерпретации составляющих опыта социальных отношений - аффективного, когнитивного, деятельностного компонентов.

Специфика спроектированной модели формирования опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка состоит в совокупности методологического, целевого, содержательно-технологического блоков и блока мониторинга и контроля, результатом сквозной интеракции которых является студент со сформированным опытом социальных отношений, при диверсифицированном контентном наполнении содержательно-технологического обеспечения процесса формирования опыта социальных отношений средствами иностранного языка в основе модели, позволившем экстраполировать научные идеи теории отношений, иноязычного образования и теории профессионального образования на подготовку востребованных специалистов, что составляет ее научную новизну; критерии, показатели и уровни сформированности опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка уточнены в соответствии со спецификой содержательно-технологического обеспечения процесса формирования и сущностью опыта социальных отношений, формируемого средствами иностранного языка.

Дидактическое сопровождение процесса формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка образует систему, состоящую из интерактивных видов деятельности, проблемного моделирования, ролевых, деловых, социально-экономических, шоу – игр, проектно-кейсовых форм, дискуссионных методов, психологических ситуаций, релаксов и пр. Дидактическое сопровождение построено по принципу «разогрев», «конструктор», «рефлексия».

Выявлены и научно обоснованы психолого-педагогические условия формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка, научная новизна которых заключена в компаративно-комбинированной новации представленных психолого-педагогических условий и их нацеленности на организацию образовательно-формирующего субъект-субъектного взаимодействия, при котором студент выступает, как авторствующий субъект профессионально-субъектного развития, а сформированность опыта социальных отношений, как необходимая востребованная составляющая многоаспектной профессиональной подготовки высокообразованного выпускника вуза.



Теоретическая значимость научных результатов исследования состоит в том, что понятийный аппарат профессионального образования обогащен современным знанием о сущности опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей, сформированного средствами иностранного языка, как совокупности приобретенных в процессе обучения иностранному языку знаний личности о смыслах социальных отношений и умений выстраивать систематические субъектные взаимодействия в социуме, находящиеся в плоскости интериоризированно - индивидуального и субъективизированно - социального, в единстве аффективного, когнитивного и деятельностного компонентов, и характеризующиеся степенью соответствия социальным экспектациям и уровнем социальной компетентности субъектов взаимодействия – данное знание развивает современные представления об особенностях профессионального становления специалистов; модель формирования опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка служит основой для дальнейших преобразований и прикладных работ в области общепрофессиональной подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования; выделенные критерии, показатели и уровни сформированности опыта социальных отношений расширяют оценочно-диагностический инструментарий, дополняя методы исследования и диагностику качества профессионального образования; дидактическое сопровождение процесса формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка представлено через структурирование процесса обучения иностранному языку с учетом социально-психологической тренинговой составляющей, что существенно дополняет систему общих дидактических требований к выстраиванию образовательного процесса по языковой подготовке студентов неязыковых специальностей; совокупность психолого-педагогических условий формирования опыта социальных отношений и их содержательная характеристика дополняют теоретические представления об управлении и организации учебно-воспитательного процесса учреждений высшего профессионального образования.

Практическая ценность научных результатов исследования Научные представления о сущности опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей, формируемого средствами иностранного языка, способствуют усилению профессиональной направленности преподавания предметных дисциплин в контексте не только овладения студентами предметными знаниями, но и профессионально-субъектного развития личности. Разработанная модель формирования опыта социальных отношений и научно-обоснованные психолого-педагогические условия повышают результативность формирования опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка, позволяют по новому построить процесс подготовки будущих специалистов, повышая качество языковой подготовки. Разработанное дидактическое сопровождение процесса формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка позволяет повысить результативность языковой подготовки студентов неязыковых специальностей и может быть учтено при разработке программно-методического обеспечения учебного процесса в учреждениях высшего профессионального образования, а использование поуровневой характеристики сформированности опыта социальных отношений по определенным критериям и показателям открывает дополнительные возможности для мониторинга качества общепрофессиональной подготовки студентов неязыковых специальностей. Представленные в диссертации методические рекомендации «Коммуникативная грамматика» и разработанный электронный учебно-методический комплекс «Технический перевод», а также учебное пособие «Технический перевод», ставшее лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования (г.Сочи), учебно-методический комплекс «Иностранный язык» для специальности 230201 "Информационные системы и технологии", а также система заданий по формированию опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка дали положительный результат в учреждениях высшего профессионального образования (ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет», Астраханский филиал ФГО ВПО «Волгоградская академия государственной службы»).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Опыт социальных отношений студентов неязыковых специальностей это динамическая структура, в рамках которой сосредоточена совокупность интерпретированных знаний будущего специалиста о смыслах социальных отношений, сформированных умений осуществлять субъектные взаимодействия в социуме, приобретаемые в процессе обучения иностранному языку. Опыт социальных отношений студентов неязыковых специальностей, формируемый средствами иностранного языка, находится в плоскости интериоризированно - индивидуального и субъективизированно - социального, в единстве аффективного, когнитивного и деятельностного компонентов, и характеризуется степенью соответствия социальным экспектациям и уровнем социальной компетентности субъектов взаимодействия.

2. Модель формирования опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка конкретизируется общими основаниями проектируемого процесса и представлена в совокупности взаимосвязанных блоков - методологического, целевого, содержательно-технологического (содержательная и инструментальная составляющие формирования опыта социальных отношений) и блока мониторинга и контроля, результатом сквозной интеракции которых является студент со сформированным опытом социальных отношений. Взаимодействие вышеуказанных блоков осуществляется не по административно-вертикальному, а горизонтально-круговому принципу и подчинено механизму «обратной связи». При положительном сценарии реализации модели у студентов зафиксирована динамика повышения уровня сформированности опыта социальных отношений. При отрицательном сценарии происходит верификация процесса в целях своевременного реагирования и гибкой корректировки содержательно-технологического обеспечения процесса формирования опыта социальных отношений средствами иностранного языка.

В основе модели лежит процессный подход, и в условиях локальной профессиональной среды организуется образовательно-формирующее субъект-субъектное взаимодействие в рамках образовательного процесса по языковой подготовке студентов неязыковых специальностей, студент выступает как авторствующий субъект профессионально-субъектного развития. Критериями сформированности у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка выступают: аффективный (активная внутренняя позиция личности относительно принятия/отвержения социальных ценностей, наличие/отсутствие внутреннего конфликта личности, степень внутренней удовлетворенности содержательно-результативной стороной социального взаимодействия, состояние социальной зрелости личности, эмоционально-ценностное и мотивационно-ценностное сопровождение социального взаимодействия); когнитивный (знания субъекта о способах социального взаимодействия в соответствии с социальными экспектациями, представления о социальной дифференцированности и уровне социальной компетентности субъектов взаимодействия, способность коррелировать с социальными экспектациями при субъект-субъектном взаимодействии); деятельностный (соотношение в субъектном взаимодействии приспособительного функционирования и преобразующей развивающей деятельности, сочетание адаптивной/неадаптивной активности личности и степень адаптации/обособления субъекта в социуме; эффективность процесса коммуникации).

3. Дидактическое сопровождение процесса формирования у студентов неязыковых специальностей опыта социальных отношений средствами иностранного языка представлено через социально-психологическую тренинговую составляющую: «разогрев», «конструктор», «рефлексия». «Разогрев» включает подборку заданий, оптимальность которых подтверждена их внутренней спецификой, определяющей внешнее проявление: психологической компенсаторностью, «коридором» (креативным, линггвистическим), аналитической прогностичностью, вербальной /невербальной конгруэнтностью. «Конструктор» представляет собой реализацию модифицированного сценария с комбинацией интерактивных видов деятельности, проблемного моделирования, ролевых, деловых, социально-экономических, шоу игр, проектно-кейсовых форм, дискуссионных методов, психологических ситуаций, релаксов. «Рефлексия» предполагает вербализацию ощущений в результате самоанализа.



4. Психолого-педагогическими условиями, способствующими успешному формированию опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка являются: социально-позитивная атмосфера на занятиях по иностранному языку, предполагающая выстраивание со стороны участников образовательного процесса позитивной эмоциональной тональности социального взаимодействия, сотворчества и со-бытийности; включенность участников образовательного процесса в субъект-субъектное поле социального взаимодействия, означающая актуализацию их самодетерминированности, интеграцию их субъектных полей, осознание ими смыслов социальных отношений; интерактивный социоориентированный характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, преломление субъектных смыслов через экспромтно-креативную, активно-продуктивную деятельность по разрешению смоделированных ситуаций в рамках активизации опыта социальных отношений.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница