Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через внедрение педагогической технологии по ознакомлению с родным городом



Скачать 67.06 Kb.
Дата29.04.2016
Размер67.06 Kb.
Барабаш А.Н., Подвигина Н.М.,

г.Белгород, МБДОУ д/с №36



ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Аннотация. В статье дается характеристика понятия «патриотизм», «патриотические чувства», описываетсяпедагогическая технология, предполагающая системный и интегрированный подход к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и направления работы.
Проблема патриотического воспитанияв современном мире актуальна и сложна. В последнее время кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни привели к резкому спаду в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. В связи с этим значительная роль в воспитании патриотизма легла на дошкольные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых, важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта [1, с. 56-58].

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Одним, из приоритетных направлений по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста является ознакомление детей с родным городом. Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родном городе, о его природе, истории возникновения, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов)и в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей [3, с.70].

Учитывая ФГОС мы подошли к разработке и внедрению педагогической технологии, предполагающей системный и интегрированный подход к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. При разработке технологии за основу взяты методы, предложенные С.А.Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н.Поддъякова:

- методы, повышающие познавательную активность (сравнение, моделирование, экспериментирование, опыты);

- методы, стимулирующие эмоциональную активность (сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка);

- методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности;

- методы обучения и развития творчества [2].

В соответствии с этими методами разработан алгоритм технологии, который включает вступительную часть, информационную часть, проблемную часть, стимулирование детских вопросов, символизацию. Данная технология ориентирована на повышение уровня развития интегративного качества воспитанников «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Для достижения данного уровня определены следующие задачи:



  1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство любви и привязанности к родному городу, к своему народу, его обычаям, традициям.

  2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора.

  3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т.д.) [4, с. 68].

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников находит свое отражение в следующих образовательных областях с учетом ФГОС: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Раскроем подробнее направления работы, которые находят свое отражение в каждой из областей.

Знакомство с городом начинается с микрорайона, с общественными зданиями, с улицами, по которым дети ходят каждый день, с ихисторией. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей является тематическая непосредственно образовательная деятельность. В ходе деятельности дети знакомятся с историческим прошлым микрорайона, узнают кто раньше жил в микрорайоне, как раньше назвались улицы, в честь кого они названы.Затем происходить знакомство детей с историей возникновения города, его памятниками, гербом и гимном города Белгорода.Белгород - центр культурной и научной жизни области: здесь сосредоточено много кинотеатров, спортивных сооружений, различных учебных заведений, музеев и т.д. С целью знакомства с историческими объектами организуются обзорные экскурсии по родному городу.

Каждый год в День Победы стала традицией посещение аллеи славы, памятников погибшим воинам, где дети возлагают цветы.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами в истории родного города вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Для этого желательны посещения музеев. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. С этой целью мы регулярно организуем целевые прогулки и посещаем: Белгородский государственный историко-краеведческий музей, где показывают и проводят обзорные экскурсии, познавательные занятия; музей-диараму «Курская битва», где дети узнали о сражениях в годы Великой Отечественной войны; Белгородский государственный художественный музей, где дети познают окружающий мир глазами искусства и живописи; Музей народной культуры, где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца.В процессе ознакомления у детей развивается любознательность и интерес к родному краю и их обитателям, воспитывается любовь к окружающему и их ценностям.

Полученные представления дети отражают в рисунках, лепке, аппликации. В детском саду проходят тематические выставки детских работ «Милый город сердцу дорог», «Мой дом – моя крепость», ««Богатыри Белгородчины» и другие.

В рамках проводимой работы по воспитанию патриотических чувств, детский сад тесно сотрудничает с Белгородской государственной детской библиотекой А.А. Лиханова. Посещаем занятия по циклам в рамках программы нравственной направленности, которые помогают дошкольникам расширить свой кругозор, развить творческие и умственные способности. Чтение вслух книг, обсуждение прочитанного, игры с элементами театрализации делают занятия более интересными. Большое впечатление на детей производят встречи с детскими писателями и поэтами. Так встреча с писателем, издателем, фронтовиком Владиславом МефодьевичемШаповаловым не оставила никого равнодушным. Во время мероприятия дети пели песни, читали стихи о Белгородчине, рисовали пейзажи родного края, показали театрализованную деятельность по сказке «Огниво».

Одним из основных направлений в работе по формированию патриотических чувств у детей является проведение непосредственной образовательной деятельности на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющей собой альтернативу предметному принципу.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре родного города.



Литература


  1. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников/ Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 185 с.

  2. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет / Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 98 с.

  3. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  4. Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание /Т.И. Подрезова – М.: Айрис-пресс, 2007 – 86 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница