Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников при изучении предмета «окружающий мир»



Скачать 46.63 Kb.
Дата26.06.2016
Размер46.63 Kb.
Жмуркова Т.Е.

учитель начальных классов, МОУ «Беломесненская СОШ»,

Белгородская область, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Разработка концепции развития УУД в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Важнейшей задачей современной школы является формирование системы УУД, из которых наиболее важны – познавательные, т.к. обеспечивают школьникам умение учится, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Таким образом, актуальность исследования определяется социальным заказом на самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогических условий развития познавательных УУД у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации учебной деятельности [1, 2, 3, 4].

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательных УУД у младших школьников в рамках учебной деятельности по дисциплине «Окружающий мир».

Решение данной проблемы составляло цель исследования.

Объектом исследования являлся процесс формирования познавательных УУД у учащихся начальной школы, а его предметом – педагогические условия эффективного формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках «Окружающего мира».

Гипотеза исследования: формирование познавательных УУД в ходе изучения дисциплины «Окружающий мир» будет эффективным, если в образовательный процесс включать:

1) технологию проблемного обучения;

2) элементы проектного обучения;

3) микроисследования, опыты и наблюдения.

Спецификой дисциплины «Окружающий мир» является направленность на развитие у детей умений извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты. При этом, эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной степени достигается за счет расширения сферы использования поискового, проектного и проблемного методов изучения нового учебного материала.

Целью экспериментальной работы являлось выявление эффективных педагогических условий формирования познавательных УУД при изучении дисциплины «Окружающий мир».

Изучение научно-методической литературы позволило выделить критерии сформированности познавательных УУД у младших школьников:

1. Сформированность познавательного интереса.

2. Выраженность познавательной активности.

3. Сформированность логических действий.

Изучение каждого критерия интерпретировалось с выявлением низкого, среднего и высокого уровней их сформированности. В целом, сформированность познавательных УУД определялось суммированием результатов изучения трех критериев с учетом минимально и максимально возможных баллов по разработанной нами градацией.

Целью констатирующего этапа являлось выявление первоначального уровня сформированности познавательных УУД. На рис. 1 представлена оценка уровня сформированности познавательных УУД по трем выбранным критериям.


Рисунок 1. Уровень сформированности познавательных УУД у младших школьников по трем критериям на констатирующем этапе
Из диаграммы видно, большая часть класса (70% учащихся) имели низкий уровень; 20% - средний и 10% - высокий уровень сформированности познавательных УУД.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось создание и апробация педагогических условий формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».

В рамках экспериментальной работы по дисциплине «Окружающий мир» было проведено 9 уроков по разделу «Кто ты такой?» с использованием программных и разработанных нами заданий, которые направлены на формирование познавательных УУД у младших школьников.

В нашей работе использование технологии проблемного обучения заключалось в следующем: постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, направленных на обобщение жизненного опыта учащихся, актуализацию ранее приобретенных знаний в целях изучения нового материала. Также, в нашей работе, использовались элементы проектного обучения, а именно: выполнение учебного проекта на тему: «Познакомьтесь с нами», включение отдельных этапов проектной деятельности в урок, например, создание конечного продукта деятельности в завершении работы над изучаемым разделом. В проведенных нами уроках использовались микроисследования, например: «Что это?», выполнение которого способствовало развитию умений доказательства, структурирования знаний, логического рассуждения; опыты и наблюдения, которые позволили использовать эмпирический путь получения и обоснования информации.

Целью контрольного этапа эксперимента являлось: диагностика уровня сформированности познавательных УУД после создания специальных педагогических условий.

На рис. 2 представлены результаты изучения уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников по трем критериям на контрольном этапе эксперимента.


Рисунок 2. Уровень сформированности познавательных УУД у младших школьников по трём критериям на контрольном этапе эксперимента
Из диаграммы видно, что на контрольном этапе эксперимента 35% детей имели высокий уровень, 50% - средний и 15% - низкий уровень сформированности познавательных УУД.

Проведя сравнительный анализ полученных результатов констатирующего и контрольного этапов, можно отметить, что уровень сформированности познавательных УУД у младших школьников на контрольном этапе эксперимента имел положительную динамику: количество учащихся с высоким уровнем сформированности познавательных УУД увеличилось с 10% до 35%; со средним уровнем – с 20% до 50%; а количество учащихся с низким уровнем уменьшилось с 70% до 15%.

Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий и можно рекомендовать их учителям начальных классов в изучении дисциплины «Окружающий мир».

Литература:



  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

  2. Бурменская, Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя / Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

  3. Вахрушев, А.А. Программа личностного развития и формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования / А.А. Вахрушев, А.В. Горячев. – М.: 2011. – 35 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]// Приказ мин.обр.науки. – 2009. – № 373. –[Офиц. сайт] URL: http://минобрнауки.рф/документы/922.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница