Формирование профессиональной компетентности учителя в процессе повышения квалификации (в условиях реализации национально-регионального компонента содержания образования) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 281.86 Kb.
Дата01.05.2016
Размер281.86 Kb.



На правах рукописи
КИРИЛЛОВА Анна Васильевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ)
13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Мурманск – 2007


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет».


Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Зимина Ангелина Николаевна.


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Кузнецова Людмила Васильевна;

кандидат педагогических наук, профессор

Беляева Люция Степановна.


Ведущая организация: - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Защита диссертации состоится «13» ноября 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212. 158. 02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Мурманском государственном педагогическом университете по адресу: 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15, ауд. 208.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мурманского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан 13 октября 2007 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета ________________ И. А. Мещерова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Проблема поиска условий эффективного совершенствования профессиональной компетентности учителя остро обозначилась в конце ХХ – начале ХХI вв. Политические, социальные, экономические преобразования в нашей стране становятся детерминантом социальных изменений в образовании. Демократизация, гуманизация, вариативность образования направлены на формирование новой личности, способной быстро адаптироваться в меняющемся мире, стойко переносить жизненные трудности. Важное место в процессах обновления, происходящих в нашем обществе, занимает психологическая готовность индивидуумов к существованию в конкретном регионе с его традициями, культурными, этническими особенностями. При этом большое значение приобретает соотношение федеральных, региональных, школьных составляющих образования. Современному педагогу необходимо тщательно изучить соотношение этих составляющих, быть способным реализовать на практике требования регионализации образования. Профессиональная компетентность является гарантом эффективности деятельности педагога, его способности соответствовать современной ситуации.

Анализ теоретических материалов и материалов опыта работы в системе повышения профессиональной квалификации работников образования, наблюдения за учителями, становлением их профессиональной карьеры показывают, что в совершенствовании педагогического мастерства последипломный период является основным компонентом системы непрерывного образования, который играет важную роль в формировании профессиональной компетентности учителя. Одним из условий, позволяющих учительству соответствовать новым требованиям, является повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования. Поэтому на современном этапе развития педагогической науки и практики на основе изучения новейших теоретических обоснований, новых технологий обучения, новых программ от ученых, методической службы требуется научное переосмысление педагогической проблемы – создание условий формирования и совершенствования профессиональной компетентности учителя в системе дополнительного профессионального образования. К этому вопросу обращено внимание не только ведущих деятелей в области психолого-педагогической науки, но и историков, социологов, философов.

Идеи русской философской и исторической мысли об образовании сформулированы в трудах М.Н. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева и др. Вопросами образования и сохранения этнокультурного своеобразия в условиях эмиграции занимался С.И. Гессен. Характер социокультурной среды рассматривали С.С. Аверинцев, И.В. Бестужев-Лада, Л.С. Выготский, М.С. Коган и др. Внимание вузовскому и послевузовскому образованию уделяли О.А. Абдуллина, С.И.Змеев и др.

По проблеме формирования профессиональной компетентности педагога имеется обширная научная литература. В работах В.А. Адольфа, Б.С. Гершунского, Л.В. Заниной, Н.П. Меньшиковой, Н.В. Кузьминой, Г.А. Козберга, В.А. Сластенина, С.И. Шишова и др. раскрывается понятие "профессиональная компетентность", его компонентный состав, выявляются связи социальной категории "профессиональная компетентность" с другими профессионально-личностными характеристиками педагога.

Анализ степени состояния изученности проблемы формирования и совершенствования профессиональной компетентности в период получения основного образования и продолжения его в системе дополнительного образования, в частности, во время курсовой подготовки педагогов говорит об устойчивом интересе исследователей к различным аспектам этой проблемы. Вместе с тем, теория формирования профессиональной компетентности педагога в области национально – регионального компонента образования в период последипломного образования разработана недостаточно.

Актуальность поиска путей повышения эффективности процесса становления профессиональной компетентности учителей в области региональной культуры в системе курсовой подготовки; недостаточная изученность данной проблемы в теории педагогики; противоречия между социальным запросом и уровнем готовности учителя его выполнить; недостаточный учет уникальных национальных, этнокультурных, исторических условий, в которые попадает учитель в последипломный период, определили выбор темы диссертации: «Формирование профессиональной компетентности учителя в процессе повышения квалификации (в условиях реализации национально – регионального компонента содержания образования)».



Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и проверка на практике организационно-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной компетентности учителя в области национально-регионального компонента в процессе повышения квалификации работников образования в условиях реализации национально-регионального компонента содержания образования.

Объект исследования: формирование профессиональной компетентности учителей в процессе повышения квалификации.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия, способствующие успешному повышению профессиональной компетентности учителей в области национально-регионального компонента в процессе повышения квалификации.

Гипотеза исследования: профессиональная компетентность учителей общеобразовательных учебных учреждений, обеспечивающая внедрение национально – регионального компонента в учебный процесс, формируется в процессе прохождения ими курсов повышения квалификации более успешно, если:

- организационно-педагогические условия соответствуют компетентностному подходу к образованию;

- содержание обучения подобрано с учетом регионализации образования;

- учебный процесс обеспечен специально подготовленным программно-методическим комплексом.

Цель, объект и гипотеза исследования определили следующие задачи:

- проанализировать философскую, научно-педагогическую, психологическую литературу по проблеме исследования;

- раскрыть сущность понятия «профессиональная компетентность» и специфику профессиональной компетентности учителя (на примере учителей музыки общеобразовательных учреждений), способствующую более успешному усвоению учащимися национально – регионального компонента содержания образования;

- выделить проблемы подготовки педагогов к работе в условиях регионализации образования в период получения базового профессионального образования, влияющие на уровень профессиональной компетентности;

- выявить, обосновать и проверить на практике оптимальные условия формирования профессиональной компетентности учителя в период реализации национально – регионального компонента образования во время курсовой подготовки.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют: теория непрерывного образования (С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, Л.И. Лесохина, А.П. Ситник, Т.В. Челышева и др.); общедидактические исследования (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Е.П. Тонконогая и др.); положение о ведущей роли деятельности в формировании личности (И.В. Бестужев-Лада, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.); исследования в области андрагогики (С.И. Змеев, Л.И. Лесохина, Э.М. Никитин, В.Г. Онушкин, Е.П. Тонконогая и др.); исследования профессиональной компетентности учителя (В.Н. Введенский, С.Е. Шишов); исследования по проблемам развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); исследования по проблемам общения (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, В.С. Библер); исследования по специфике профессиональной деятельности учителя музыки общеобразовательных учебных заведений в период получения ими высшего образования (Л.М. Седунова); а также исследования в области системно - структурного и функционального анализа деятельности учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Л.В. Школяр и В.А. Школяр и др.).

Для решения поставленных задач использовались взаимодополняющие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов; изучение и обобщение опыта работы педагогов, методистов - практиков в аспекте рассматриваемой проблемы; систематизация, классификация, абстрагирование и конкретизация; математическая обработка материалов профессиональной деятельности учителей (индивидуальных программ, отчетов, докладов, конспектов уроков и др.); целенаправленное педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом; социологическое исследование (опрос, анкеты, интервью и др.); анализ и обобщение личного опыта работы соискателя.



База исследования. Исследование осуществлялось в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и школах Мурманской области (№ 44, 56, 57, 13, 19 г. Мурманска, № 9, 19 г. Заполярного, № 11, 8
г. Ковдора, № 11 г. Североморска, № 8 пос. Североморск-3, № 276 пос. Гаджиево, школа пос. Тулома). В нем участвовали 17 учителей, 1253 обучающихся 1-7 классов.

Работа осуществлялась поэтапно.

1 этап (1987 - 2000) – проводился анализ состояния проблемы на основе педагогической теории и опыта работы. В этот период проходила самоориентация в вопросе повышения профессиональной компетентности учителя и роли в этом курсов повышения квалификации, формировался аппарат исследования. Изучалось состояние проблемы в педагогической теории и опыте практиков-учителей. Выявлялся исходный уровень профессионально – педагогических умений учителей и уровень владения материалом по региональной составляющей содержания образования. Был сделан анализ учебно-методического обеспечения процесса обучения по регионально – национальному направлению. Определялись исходные позиции исследования – цель, задачи, методы, формулировалась гипотеза, положения, выносимые на защиту.

2 этап (2001-2004) –– осуществлялась опытная проверка подготовленных материалов на курсах в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования, мониторинг хода апробации программ, организационно-педагогических условий, анализировались полученные данные, уточнялся примерный стандарт регионального компонента образования. Проверялись и корректировались организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности в области региональной составляющей образования на курсах повышения квалификации.

3 этап (2004 – 2007) – проводился анализ, осмысление, систематизация полученных данных; уточнялись теоретические положения; формулировались выводы исследования; оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования:


  • определены организационно-педагогические условия успешного формирования профессиональной компетенции учителя музыки в области национально-регионального компонента на основе базового образования в условиях Кольского Заполярья в процессе повышения квалификации;

  • конкретизировано понятие «профессиональная компетентность» учителя музыки общеобразовательных учебных заведений в области национально регионального компонента образования;

- разработан региональный стандарт образования для учащихся школ Мурманской области по предмету «Музыка».

Теоретическая значимость исследования:

- теоретически обоснованы организационно – педагогические условия формирования профессиональной компетентности в области национально – регионального компонента учителей Кольского Заполярья в процессе курсовой подготовки;

- уточнено и конкретизировано понятие «профессиональная компетентность», в частности учителя музыки общеобразовательных учебных заведений, в области национально – регионального компонента образования;

- теоретически обоснованы материалы учебно-методического сопровождения курсов повышения квалификации, обеспечивающие успешное формирование профессиональной компетентности учителя музыки в области содержания национально-регионального компонента в условиях Кольского Заполярья.



Практическая значимость исследования состоит в следующем: теоретические и практические положения диссертационного исследования могут внедряться в систему работы общеобразовательных учреждений разных статусов; представленные в работе материалы могут способствовать углублению разработки соответствующих разделов теории и истории отечественной педагогики; учебно-методическое сопровождение курсов (учебный план, программа, учебно-тематический план курсов повышения квалификации учителей музыки, тематика семинарских и практических занятий, контрольно-измерительные материалы, комплект учебно-наглядных пособий и т.д.) могут использоваться педагогами при подготовке курсов по выбору по национально – региональной культуре, а также при написании учебников и методических пособий в средних и высших учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологическим подходом, применением комплекса взаимозависимых методов, адекватностью цели, задач логике исследования; использованием современных достижений психолого–педагогической науки; многолетним опытом работы автора в качестве заведующей кабинетом музыки и мировой художественной культуры Мурманского областного института повышения квалификации работников образования; непосредственной работой автора в школе учителем музыки и мировой художественной культуры, его личным участием в проведении апробации разработанной программы с учетом национально-региональной составляющей содержания образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная компетентность учителя (в том числе учителя музыки общеобразовательных учебных заведений) в области национально – регионального образования является интегрированной способностью, обеспечивающей успешную реализацию региональной составляющей образования.

2. Профессиональная компетентность (педагогическая, психологическая, нормативно – правовая, специальная) включает в себя теоретический и практический блоки. К теоретическому блоку относится: знание нормативных документов, истории вопроса преподавания предмета с учетом особенностей региона, усвоение основных понятий. Практический блок включает: умение планировать учебный процесс с учетом регионального компонента, моделировать, проводить, анализировать регионально ориентированные уроки, внеурочные занятия, применять в своей работе современные технологии обучения и воспитания, пропагандировать национально-региональную (в том числе и музыкальную) культуру.

3. Формирование профессиональной компетентности учителя в области содержания национально – регионального компонента образования обеспечивается специально созданными организационно-педагогическими условиями, которые соблюдаются в процессе обучения на курсах повышения квалификации. Это обеспечивает положительный результат в условиях реализации национально-регионального компонента образования.



Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялись непрерывно по мере их получения на информативном и практическом уровнях. Основные положения, выводы диссертации были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры филологических дисциплин Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры и на кафедре общей педагогики Мурманского государственного педагогического университета; нашли отражения в различных публикациях, в том числе в пяти научных статьях, шести тезисах научных докладов, двенадцати учебно-методических пособиях по региональному компоненту содержания образования. Из них три посвящены предпрофильной и профильной подготовке в условиях региона. Четыре пособия на электронных носителях призваны помочь учителю в реализации региональной составляющей образования. Материалы исследования обсуждались на научно – практических конференциях: международных (Москва, Академия повышения квалификации работников образования, 1994, 2004; Мурманск, Мурманский государственный педагогический университет, 2003, 2005; Липецк, Липецкий государственный педагогический университет, 2004); всероссийской (Чебоксары, Чебоксарский государственный педагогический университет, 2003); региональных (Мурманск, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2003, 2004); на всероссийских и региональных семинарах – совещаниях руководителей методической службы: Мурманск (1989, 2004, 2005), Москва (1994, 2003).

Внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялось на курсах повышения квалификации учителей музыки в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования (чтение лекций, проведение семинарских занятий, практикумов и др. в течение 2001 — 2005 гг.).

Материалы исследования были использованы в практике преподавания методики музыки и мировой художественной культуры по очной и заочной форме обучения факультета культуры и искусства Мурманского государственного педагогического университета.



Структура диссертации включает введение, две главы, заключения, библиографический список использованной литературы и приложения. Исследовательскую работу иллюстрируют 8 таблиц и 6 диаграмм.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована тема исследования, ее актуальность, научная новизна, определены цель, задачи, методы и приемы исследования, обозначены этапы исследования, положения, которые выносятся на защиту, пути апробации и внедрения полученных результатов.

В первой главе - «Теоретические аспекты формирования профессиональной компетентности учителя», состоящей из четырех параграфов, проанализированы теоретические аспекты формирования профессиональной компетентности учителя; рассмотрен понятийный аппарат, уточнены соотношения между понятиями: «компетентность», «профессиональная компетентность», «педагогическая компетентность», «компетентность в области НРК», рассмотрены условия формирования профессиональной компетентности учителя в период получения базового профессионального образования; уделено внимание проблемам регионализации образования; определена специфика повышения уровня профессиональной компетентности учителя ( в том числе музыки) в последипломный период.

Анализ научной, философской, педагогической литературы (О.А. Абдуллина, В.А. Адольф, Н.А. Бердяев, Г.А. Козберг и др.) убеждает в неоднозначности подходов к проблеме компетентности и компетентностного подхода к образованию, а также в необходимости рассмотрения проблемы совершенствования профессиональной компетентности учителя в системе дополнительного профессионального образования.

Ведущими в повышении профессиональной компетентности учителя являются два аспекта: теоретический и практический. Теоретический аспект определяет цели, содержание, структуру, условия формирования профессиональной компетентности учителя. Практический аспект рассматривается как среда формирования, саморазвития, совершенствования профессиональной компетентности учителя.

Проведенное исследование позволило сформулировать обобщенное понятие «профессиональная компетентность учителя» в области национально – регионального компонента, которое трактуется нами как уровень развития профессиональных качеств педагога общеобразовательных учреждений, обеспечивающий формирование национально – региональной образовательной компетентности ученика в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Формирование профессиональной компетентности учителя музыки в период получения базового профессионального образования обладает спецификой, которую рассматривали отечественные ученые (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Ю.Б. Алев, Л.М. Седунова, Т.В. Челышева и др.). На основе их трудов и анализа программ для высших учебных заведений можно констатировать, что выпускник вуза, имея значительную музыкально – теоретическую, психолого-педагогическую подготовку, недостаточно компетентен в области национально-региональных проблем государственного образовательного стандарта.

Анализ общих проблем регионализации образования (М.А. Орешина, О.Ю. Стрелова и др.) убедил в том, что полиэтничность современной среды ежедневно заставляет сталкиваться с культурой других народов, с иной системой ценностей. Непонимание, неприятие, нежелание считаться с этими особенностями может привести к тому, что человек не сумеет адаптироваться к условиям определенной среды, данного региона. В современных условиях человек в основном сохраняет приверженность к родной культуре, хотя все чаще он соединяет и ощущает принадлежность к нескольким культурам одновременно. Образование может способствовать привитию молодому поколению уважения к культуре других национальностей. Не менее важная задача – помочь осознанию молодежью своих корней, принадлежности к культуре своего народа, осознанию места, которое занимает данный народ в мировой цивилизации.

В исследовании обосновывается необходимость разработки новых образовательных позиций и подходов в деле формирования этнокультурной компетентности. Индивид должен найти адекватную модель поведения, способствующую поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, совместной деятельности, понимания иной культуры на основе уважения своей. Прежде, чем вводить ребенка в мир ценностей иного народа, необходимо освоение культуры своего народа, народа той территории, на которой проживает ребенок. Регионализация образования – необходимая составляющая модернизации российского образования. Однако эта проблема требует детального изучения на уровне каждого конкретного региона.

Проблема повышения профессиональной компетентности учителя, адекватной потребностям нового времени и индивидуальности педагога, рассматривается в диссертации в контексте многообразных задач непрерывного образования и курсовой подготовки в системе повышения квалификации, как наиболее значимой ее составляющей. Это подтвердил анализ исследований по истории создания системы повышения квалификации (В.В. Артоболевская, В.Г. Онушкин, А.П. Ситник и др.). Курсовая подготовка рассматривается в диссертации как форма организованного, целенаправленного совершенствования профессиональной компетентности учителя в области национально – регионального компонента, способная к трансформированию разнообразной новейшей информации с учетом специфики региона, профессионально-личностных взаимодействий в целостную систему, обеспечивающую при определенных организационно – педагогических условиях рост профессиональной компетентности учителя. Объединение информационных каналов, целенаправленная подача разнообразной новейшей информации, трансформация в профессиональную компетентность осуществляются путем процессуального моделирования и корректировки курсового учебно – воспитательного процесса.

На основе анализа теоретических материалов в исследовании сделан вывод о том, что в настоящее время возникла необходимость компетентностного подхода к повышению профессионального мастерства учителя в области национально – региональной составляющей содержания образования, требующего определенных организационно – педагогических условий.

Во второй главе - «Условия формирования профессиональной компетентности учителя в области национально-регионального компонента содержания образования», состоящей из трех параграфов, дается описание опыта апробации организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональной компетентности в области национально-региональной составляющей образования учителей музыки общеобразовательных учреждений; рассматриваются особенности внедрения регионального компонента образования в Мурманской области. На основе разностороннего предварительного исследования, анализа кадрового состава учителей музыки (на примере областного центра), изучения опыта работы 144 учителей области, посещения около 1000 уроков, внеклассных мероприятий, проведения совместно с отделами образования и культуры среза знаний, выделены типичные затруднения, не позволявшие качественно решать проблему регионализации образования. Это помогло наметить пути решения данной проблемы, определить ход дальнейшего исследования по совершенствованию профессиональной компетентности учителей музыки Мурманской области в вопросе реализации национально-регионального компонента образования на курсах повышения квалификации.

Описание апробации организационно – педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональной компетентности учителей музыки в области национально-регионального компонента образования в процессе обучения на курсах в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования, дается за 2001-2004 гг. В апробации приняли участие учителя 13 муниципальных образовательных учреждений Мурманской области. Эта группа в исследовании обозначена как «группа А». Состав учителей – участников группы «А» незначительно менялся по объективным причинам (выход из отпуска по уходу за ребенком, уход в декрет, смена параллелей и т.п.). Полный цикл обучения прошли 13 учителей из 17. Литерой «Б» мы обозначили группу учителей, занимающихся на курсах по традиционной программе.

Был проанализирован образовательный уровень, возрастной состав, разряды и категории, стаж работы на начало исследования. Анализ данных позволил уточнить особенности группы, выявил ряд проблем, которые необходимо было решить в первую очередь, позволил оценить адекватность самооценки и многое другое. Группы «А» и «Б» проходили курсовую подготовку по двум программам повышения квалификации учителей музыки. Сравнительный анализ программ и итогового уровня подготовленности к реализации поставленных государством задач отражен в исследовании, модули – в приложении к диссертации.

Эффективность совершенствования профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования требует активного участия в процессе самого слушателя курсов. Условием успешности процесса формирования профессиональной компетентности на курсах являются комфортный психологический микроклимат, доброжелательные открытые отношения внутри группы и между руководителем курсов и слушателями. Все эти и другие условия совершенствования профессиональной компетентности в процессе курсовой подготовки рассмотрены в диссертации.

Право свободного выбора содержания и организационных форм работы с учетом профессиональных интересов и личных возможностей было реализовано учителями группы «А» при составлении индивидуальных программ обучения. В помощь учителям был предложен алгоритм их составления.

Условием реализации специальной программы подготовки учителей к апробации преподавания музыки с учетом региональных составляющих стало обеспечение материально – технической базы, методического сопровождения во время обучения. В Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования подобные условия были созданы для обеих групп. Учебные занятия планировались таким образом, что на различных этапах курсов от 65 до 80 процентов занятий проходило с использованием аудиовизуальных средств обучения. Все курсанты прослушали цикл лекций по работе с использованием компьютерных технологий и посетили практические занятия в компьютерных классах. Им был обеспечен доступ к музыкальному инструменту и библиотечному фонду. Учителя группы «А» получили материалы (фонограммы, видеокассеты, тексты, нотные сборники и др.) для работы с детьми на местах.

Положительная динамика отслеживаемых результатов, представлена в диаграммах, таблицах, схемах (см. рис. 1).



1 – вторая квалификационная категория

2 – первая квалификационная категория

3 – высшая квалификационная категория


Рис 1. Сравнение качественного состава группы «А»

по итогам последней аттестации


Данные диаграммы убедительно показывают связь результатов аттестации как качественной оценки профессиональной компетентности учителя с эффективностью процесса формирования профессиональной компетентности учителей группы А.

В комплексный анализ результатов формирования профессиональной компетентности учителей музыки в области национально – региональной составляющей образования нами был включен блок специальных музыкально – практических и музыкально – теоретических вопросов. Шкала оценки результатов усвоения музыкальной культуры региона была выработана по принципу ЕГЭ и выражалась в процентах и баллах. 100 – 85 процентов правильных ответов – отлично, от 84 до 60 – хорошо, менее 60 и до 50 – удовлетворительно. Общие результаты представлены в таблице.


Таблица

Сравнительный анализ динамики освоения музыкальной

культуры региона





Группа «А»

Группа «Б»

Год обучения

Отлично

Хорошо

Удовлетв.

Отлично

Хорошо

Удовлетв.

Неудовлетв.

2001-2002

24%

68%

8%

-

32%

52%

16%

2002-2003

24%

76%




-

32%

60%

8%

2003-2004

32%

68%




-

56%

44%

-

Как следует из анализа результатов, уровень знания музыкальной культуры региона, одной из ведущих составляющих профессиональной компетентности учителей музыки, в «А» группе значительно превышает уровень группы «Б».

Комплексный анализ результатов исследования показал, что параллельно формированию профессиональной компетентности в области национально-регионального компонента образования совершенствовались следующие профессиональные компетенции из числа ведущих, ключевых: социальные компетенции, такие как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений; компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, которые обеспечивают понимание различий и способность жить с людьми других культур, языков, религий; компетенции, связанные с возникновением общества информации, владением и пониманием применения компьютерных технологий, пониманием их силы и слабости; компетенции, связанные со способностью учиться, постоянно совершенствовать свое мастерство.

Определяющими профессиональной компетентности в области национально-регионального компонента стали следующие позиции:

- знания (знать историю, культуру, обычаи, обряды и т.д. народа данной территории; знать особенности музыкальной культуры конкретного народа);

- умения и навыки (уметь привести конкретные примеры песенной, танцевальной и др. музыки, исполнять самому учителю произведения музыкальной культуры конкретного народа, владеть методикой преподавания материала региональной культуры детям);

- способность применить полученные на курсах знания, умения, навыки в работе с детьми, в любой ситуации с наибольшим эффектом реализовать региональную часть государственных образовательных стандартов по музыке.

Заключение. Проведенное исследование подтвердило следующее:

1. Понятие «профессиональная компетентность» подвижно и изменчиво. Уровень профессиональной педагогической компетентности является содержательной характеристикой учителя. Его содержание меняется в соответствии с изменяющимися условиями. Важными качествами профессиональной компетентности являются универсальность, обобщенность.

2. Уточненное понятие профессиональной компетентности учителя в области национально-регионального образования трактуется так: профессиональная компетентность - это уровень развития профессиональных качеств педагога, обеспечивающий формирование национально-региональной образовательной компетентности обучающихся в соответствии с образовательным стандартом. Она включает в себя теоретическую и практическую составляющие.

Теоретическая составляющая: знание нормативных документов, на основании которых идет внедрение национально-регионального компонента в содержание образования, истории вопроса преподавания конкретного предмета (в частности музыки) с учетом особенностей региона, представление об опыте регионализации образования в школах России; усвоение основных понятий курса (федеральный и региональный компоненты, их соотношение, особенности культуры региона в целом и отдельных этнических групп, содержание и пути реализации регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности, критерии определения уровня владения обязательным минимумом содержания образования по музыке, методику использования дидактического обеспечения регионального компонента содержания образования ).

Практическая составляющая: умение планировать учебный процесс с учетом регионального компонента, моделировать, проводить, анализировать регионально ориентированные уроки, внеурочные занятия и их фрагменты, применять в своей работе современные образовательные технологии, владеть методикой использования учебно-методического комплекса, обеспечивающего регионализацию образования по музыке в практике обучения, навыки ведения с обучающимися исследовательской работы по национально – региональным вопросам и т.д., способность вести работу по пропаганде национально – региональной музыкальной культуры и др.

3. В процессе обучении на курсах повышения квалификации у учителей музыки, входивших в специальную группу, совершенствовались профессиональные компетенции, из числа ведущих, ключевых: социальные компетенции, такие как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений; компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, которые должны помочь понимать различие и уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий; компетенции, связанные с возникновением общества информации, владением и пониманием применения компьютерных технологий, пониманием их силы и слабости; компетенции, связанные со способностью учиться, постоянно совершенствовать свое мастерство.

4. В ходе практической работы по формированию профессиональной компетентности учителей Мурманской области выделены и проверены условия, способствующие наиболее оптимальному результату в формировании профессиональной компетентности учителя в период курсовой подготовки:

- структурирование процесса формирования профессиональной компетентности исходя из ее исходного уровня;

- предварительная психологическая подготовка к обучению;

- диагностическая деятельность;

- применение в основном активных методов обучения в сочетании с традиционными;

- соучастие слушателей в определении содержания, форм обучения;

-дифференцированное, личностно ориентированное обучение в сочетании с коллективным, осуществление исследовательской работы по индивидуальному плану внутри коллективного обучения под руководством андрагога;

- техническое обеспечение курсов на современном уровне;

- изменение содержания программы курсов повышения квалификации;

- создание благоприятного, комфортного микроклимата на курсах;

- самообразовательная работа, связь с педагогической практикой;

- адекватность самооценки, рефлексия;

- взаимосвязь с другими компонентами системы непрерывного образования.

5. Проведенное исследование способствовало созданию динамически развивающейся системы дополнительного образования, способствующей эффективному формированию профессиональной компетентности учителя в условиях реализации национально – регионального компонента содержания образования. Практическая реализация основных теоретических положений на курсах повышения квалификации в условиях внедрения национально – регионального компонента образования, внедрение их в педагогическую практику подтвердили предположения об успешном формировании и совершенствовании профессиональной компетентности учителя в области национально-регионального компонента.

Положительные результаты, полученные при проведении диссертационного исследования, не решают всех проблем, связанных с формированием профессиональной компетентности учителей в области национально-региональной составляющей образования. Перспективными представляются исследования, которые будут способствовать определению роли других компонентов системы непрерывного образования в решении данного вопроса.

По теме диссертации опубликованы следующие научные и учебно-методические работы:

1. Кириллова, А. В. Региональный аспект художественно-эстети­ческого образования: проблемы и находки / А.В. Кириллова // Ребенок и Север: пробле­мы сохранения здоровья и создания эффективной образовательной среды: Сборник докладов и тези­сов выступлений: 40-я межрегиональная научно-практическая конферен­ция. 25-27 марта 2003 года. Секция 5: Художественно-эстетическое образование школе: региональный аспект /Сост. А.В. Кириллова. - Мурманск: НИЦ «ПАЗОРИ», 2004, - С.3-4. (0,1 п.л.)

2. Кириллова, А. В. Преемственность образовательных программ по искусству в системе вузовского и дополнительного образования / А.В. Кириллова // Развитие профессиональ­ной компетентности педа­гогов в процессе непре­рывного педагогического образования: Материалы научно-практической кон­ференции: Пленарное заседание. Секция 1. «Обеспечение региональной системы образования высококвалифицированными педагогическими кадрами». 16-17 декабря 2004 г. - Мурманск: МОИПКРО, 2005. – С.38-40.(0,12 п.л.)

3. Кириллова, А.В. Регионально – национальный компонент: находки и проблемы. (Из опыта работы Мурманского областного института повышения квалификации работников образования) / А.В. Кириллова // Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования: Материалы международной научно-практической конферен­ции (7-9 апреля 2004 г.). - Липецк, 2004, - С. 65-66. (0,2 п.л.)

4. Кириллова, А. В. Музыкальная культура Кольского полуострова: регион. программа для 1-8 кл. общеобразоват. шк. / А.В. Кириллова. – Мурманск: Обл. науч.-метод. центр системы образования, 1994. – 49 с. (1,7 п.л.)

5. Кириллова, А.В. Обязательный минимум региональ­ного содержания по разделу «Искусство» / А.В. Кириллова // Национально-региональ­ный компонент государ­ственных образователь­ных стандартов начального общего, основного общего, сред­него (полного) образования Мурманской области (проект) - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004. – С. 11-12. (0,1 п.л.)

6. Кириллова, А.В. Совершенствование профессиональной компетентности учителя музыки в системе дополнительного профессионального образования / А.В. Кириллова // Тенденции и перспективы развития музыкального и художественного образования в ХХI веке: Материалы научно – практической конференции 11-12 апреля 2005 года /Отв. ред. Л.С. Беляева, Г.И. Шевченко, И.М. Шадрина. – Мурманск: МГПУ, 2005. – Т.1. - С. 41-43. (0,2 п.л.)

7. Кириллова, А.В. Образовательная про­грамма повышения ква­лификации учителей музыки общеобразовательных учреждений / А.В. Кириллова. - Мурманск: МОИПКРО, НИЦ «Пазори», 2001. – 18 с. (0,9 п.л.)

8. Кириллова, А.В. Вопросы и задания для учащихся / Кириллова А. В., Жукова О.Г., Бубенцов В.Н., Плюхин В.У. Искусство Кольского Севера: Учебно-наглядное пособие для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2006. - 112 с. (0,5/0,3 п.л.)



9. Кириллова, А.В. Диагностика в формировании профессиональной компетентности учителя образовательной области «Искусство» в условиях реализации национально-регионального компонента содержания образования / А.В. Кириллова // «Культура & общество» [электронный ресурс]: Интернет – журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусства – Электрон. журн. – М: МГУКИ, 2007. - № гос. регистрации 0420600016. – Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2007/kirillova.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – 0,3 п.л.

10. Кириллова, А.В. Профессиональная компетентность учителя и особенности подготовки школьных исследовательских работ по культурологии / А.В. Кириллова // «Культура & общество» [электронный ресурс]: Интернет – журнал МГУКИ/ Моск. гос. ун-т культуры и искусства – Электрон. журн. – М: МГУКИ, 2007. - № гос. регистрации 0420600016. – Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles /2007/ kirillova1.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – 0,18 п.л.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница