Г. Белгород, студент факультета дошкольного, начального и специального образования, ниу



Скачать 65.85 Kb.
Дата07.06.2016
Размер65.85 Kb.
Москалева Ю.С.

г. Белгород, студент факультета дошкольного, начального и специального образования, НИУ «БелГУ»
Е.А Борисова

г. Белгород, студент факультета дошкольного, начального и специального образования, НИУ «БелГУ»


Тарасова А.П.

г. Белгород, к.п.н., доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства Педагогического института НИУ «БелГУ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Аннотация. В статье дается характеристика понятия «графическое моделирование», описывается методика формирования умения решать арифметические задачи с использованием графического моделирования. Предлагаются методические рекомендации реализации данной методики.
Модернизация начального образования, которая проводится в настоящее время связано с качественным обновлением содержания, целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [2, с.35].

В исследовании Л.Б. Ительсона указано, что основная идея в организации обучения при решении математических текстовых задач состоит в том, чтобы младший школьник не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе своей собственной деятельности. Должен быть деятельностный подход, т.е. «обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность, деятельность с моделями».

Поэтому использование моделирования в обучении младших школьников при формировании умения решать задачи всегда вызывала интерес, как в педагогике, так и в психологии [1, с.145]. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение невыгодно и т.д. 

Понятие «модель» и «моделирование» трактуется рядом авторов неоднозначно.

Л.М. Фридман выделяет следующую трактовку понятия «модель»:

«Модель» - это средство научного познания; это представитель, заместитель оригинала в познании или на практике; система со структурными свойствами и определенными отношениями; она охватывает существенные свойства прототипа, которые в данный момент являются объектом исследования, и соответствует оригиналу [7, с.23].

В словаре С. И. Ожегова понятие «моделирование» - это способ познания какого-либо явления или объекта, универсальное учебное действие, овладение которым необходимо при обучении младших школьников обобщенному умению решать текстовые задачи [4, с.344].

В процессе решения текстовой задачи, многократно используется термин «модель», «моделирование». В Российская педагогическая энциклопедия указано, что моделирование это: 1) метод исследования объектов на их моделях — аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы [6].

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Уровень освоения метода моделирования должен занимать особенное место в формировании умения решать задачи. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения (ФГОС), указано, что метод моделирования тесно связан с универсальными учебными действиями (УУД). Для успешного обучения методу моделирования должны быть сформированы следующие умения:

кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

декодирование/считывание информации;

умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;

умение строить схемы, модели и т. п.

Метод моделирования помогает наполнить математические понятия соответствующим предметным содержанием. Л.М. Фридман, формулируя психолого-педагогические основы обучения математике в школе, говорит о том, что осознание учащимися сущности изучения абстрактных математических понятий облегчается, когда эти понятия представлены в виде моделей, в которых отражены основные особенности этих понятий [5, с.23].

Более эффективным является не применение готовых моделей, а их построение учащимися. Поэтому очень важно не только использовать модели на уроке, но и обучать учащихся самостоятельно их строить. Построение моделей ведет к развитию умения планировать свою деятельность.

В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:

1. Модель, изображенная в виде отрезка.

2. Модель, изображѐнная в виде схематического чертежа.

3. Модель, изображенная в виде таблицы.

4. Модель, изображенная в виде диаграммы.

5. Модель, изображѐнная в виде графического чертежа.

6. Столбчатая модель

При обучении младших школьников решению арифметических задач необходимо тщательно продумывать наиболее рациональные формы построения модели. При решении задач необходимо чтобы модель отражала конкретную ситуацию, структуру связей между данными и искомым представленную в явном виде, то есть прогнозировала ход ее решения это графическое моделирование.

Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Графическое моделирование – позволяет создавать модели, в том числе и 3D-модели, разных объектов (предметов), тщательнее их продумывать



М.А. Бантова выделяет сложное умение составлять графическую модель к представленной задаче, включающее в себя ряд последовательно связанных частных умений:

    1. Прочитать задачу и представить ту ситуацию, которая в ней описана.

    2. Выделить условие и вопрос (требование) задачи, известные и неизвестные значения величин.

    3. Установить связи и взаимосвязи между величинами, входящими в задачу.

    4. Перевести зависимости между данными и искомыми на язык математических символов [3, с.288].

Использование графических моделей при решении арифметических задач необходимо для развития креативного мышления у младших школьников.

Огромное внимание уделяется построению схематическим и символическим моделям, а также умению работать с отрезками, графически моделировать с их помощью текстовую задачу, ставить вопрос, определять алгоритм решения и поиска ответа.

На первых порах при решении каждой задачи для учета индивидуальных возрастных особенностей следует использовать иллюстрации, которые помогут выбору действий, а позднее достаточно выполнить краткую запись сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно, анализируя при этом задачу.

Чтобы усовершенствовать у младших школьников навык решения арифметических задач с использованием графических моделей, необходимо регулярно использовать задачи на составление графических моделей [3, с.286].

Так же запись задачи можно представить в виде таблицы. Чтобы записать задачу в виде таблицы, выделяют величины, о которых идет речь в задаче, и фиксируют их в таблице, затем устанавливают и фиксируют данные и искомые. Неизвестные величины обозначают знаком вопроса.

Для осознания сути некоторых задач эффективен чертеж.

Следует отметить, что графическая модель задачи более эффективна, если ее выполняют сами учащиеся, сначала под руководством учителя, затем самостоятельно.

Учитель должен научить учащихся выделять, систематизировать и располагать данные таким образом, чтобы выявленная наглядная интерпретация задачи могла обнаруживать скрытые связи между данными и искомыми величинами, входящими в задачу.

В результате анализа педагогической и методической литературы мы можем сделать несколько выводов о том, что метод моделирования очень часто и широко используется в начальном курсе математики. Одной из ведущих целей обучения школьников математике является формирование осознанного умения решать текстовые задачи. «Это одна из наиболее сложных проблем, с которой сталкивается учитель при обучении детей математике. Моделирование в обучении математике служит методическим приемом, который формирует у учащихся математические понятия, а так же прививает им навыки математических действий. Использование математических моделей выступает как способ организации мыслительной деятельности» [4, с. 25].



Таким образом, графические модели могут быть различными, но требование к ним единственное – они должны, помогать учащимся находить путь решения задачи.
Литература

  1. Антонович Н.К. Как научиться решать задачи. 180 занимательных задач/ Н.К.Антонович. – Новосибирск: ИПЭЛ, 1994. – 234с.

  2. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к уч.1-го кл. нач. шк/ И.И. Аргинская. – М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 1997. – 200с.

  3. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова – М.: Просвещение, 1984. – 345 с.

  4. Литвинова, И. В. Разработка методики по методу моделирования [Текст] / И. В. Литвинова // Начальная школа: плюс до и после, 2015.

  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов – М.: Просвещение, 1992. – 900с.

  6. Российская педагогическая энциклопедия электронный ресурс. - URL.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php

  7. Фридман, Л. М. как научиться решать задачи: пособие для учащихся / Л.М.Фридман, Е.М.Турецкий. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница