Г. В. Градосельская



страница1/7
Дата17.05.2016
Размер0.64 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Градосельская Г.В. Образовательно-экономические стратегии населения

Образовательно-экономические стратегии населения

Г.В. Градосельская


Кафедра социологии



Российский университет дружбы народов

Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

В настоящее время в России одной из наиболее важных задач признается реформирование системы высшего образования. Для нашей страны, пережившей десятилетний период перехода к рыночной модели экономического развития, необходимо создание эффективной и адекватной образовательной системы. Признание этой задачи в числе первоочередных приоритетов государственной политики объясняется огромным влиянием, которое оказывает состояние сферы образования как на состояние экономики страны в целом, так и на возможности улучшения социально-экономического положения значительной части населения.

Становится все более очевидным, что система образования, методы и стратегии ее развития, сложившиеся в дореформенный период, неадекватны сегодняшним социально — экономическим условиям. На государственном уровне признается невозможность полного бюджетного финансирования высшего образования в стране. Происходит развитие системы платного образования как в негосударственных, так и на коммерческих отделениях государственных вузов, необходимость оплаты репетиторов и подготовительных курсов, «потерянные заработки» студента делают для значительной части населения актуальной проблему материальных ограничений возможности получения образования. В то же время, сам студент и домохозяйство, оплачивающее его обучение, становятся полноправными инвесторами, заинтересованными в качестве получаемых знаний. Таким образом, процесс получения образования вполне можно рассматривать как рынок, при котором обе стороны — и поставщики, и потребители образовательных услуг — принимают рациональные решения в зависимости от многих факторов.

Однако даже оплаченное образование не обязательно обеспечивает потребителю достаточно высокий уровень подготовки, знания и навыки, востребованные современным обществом, кардинально изменившейся за последние годы внешней средой. Вопрос, насколько адекватен уровень образования материальным и другим затратам самого студента и его семьи, в какой степени полученное образование ликвидно и может быть использовано в качестве ресурса достижения сравнительно высокого уровня материального и общественного положения, остается открытым. Во многих случаях уровень, профессиональная направленность и качество получаемой подготовки не соответствует требованиям работодателя, потребностям рынка труда. Помимо оценки качества работы каждого учебного заведения в отдельности становится актуальным анализ эффективности функционирования образовательной системы страны в целом.

Для наиболее полного понимания существующих проблем в сфере образования и поиска оптимальных путей их решения представляется необходимым комплексное изучение всех аспектов, влияющих на доступность образования, его качество, финансирование и результатов использования на рынке труда.

Предыдущие исследовательские работы, связанные с образовательной сферой, можно разделить на несколько групп:

Во-первых, это исследования, касающиеся отдельных, достаточно узких задач с привлечением аппарата математического моделирования [1,3,4,5,9]. Это исследования по гендерной проблематике в сфере образования и труда, по влиянию человеческого капитала на уровень зарплат, по изменению уровня зарплаты с возрастом и даже по эффективности реформирования системы образования за рубежом. Являясь прикладными, они направлены на решение конкретных задач в сфере образования, но не нашли отражения в учебниках по экономике и социологии. Результаты исследований известны только узкому кругу специалистов.

Во-вторых, работы, которые стали классическими и включены в большинство учебников по экономике труда. Здесь так же широко представлены математические модели. Они известны как специалистам, так и исследователям, работающим в смежных областях [11,13,14,16]. К сожалению, эти теоретически обоснованные подходы не находят широкого практического применения.

В-третьих, это исследования описательного характера, оценивающие качество и эффективность работы образовательных учреждений по некоторым фиксированным критериям. В частности, оценка качества работы вуза достаточно давно разрабатывалась западными исследователями. Эти исследования помогали в принятии решения относительно конкретного учебного заведения, но не обеспечивали преемственность и совместимость данных, а так же их включение в некоторую обобщенную теоретическую модель [2,7,8].

В-четвертых, — это масштабные социолого-экономических исследований, благодаря которым производится общая оценка состояния образовательной системы, и, самое главное — принимаются правительственные решения в области образовательной политики [6,10,12,15].

Опрос, проведенный фондом «Общественное мнение» осенью 2002 г. так же можно отнести к категории масштабных исследований.1 В таблице 1 показана процедура отбора семей для взятия интервью. Как видим, из общероссийской выборки 37% семей удовлетворяли условию отбора респондентов — наличию детей от 13 до 20 лет.

Таблица 1



Отбор семей для опроса по общероссийской выборке


В вашей семье есть подростки, юноши, девушки в возрасте 13–20 лет, проживающие вместе с вами или уехавшие учиться в другой населенный пункт?

Количество семей

%

Да, есть

3312

37

Нет, детей нет

5582

63

ВСЕГО

8894

100

80% семей, удовлетворявших требованию отбора, были опрошены согласно процедуре. 10% отказались от интервью, в 9% случаев не удалось застать респондентов дома. Таким образом, по общероссийской выборке было получено 2642 результативных интервью.

Кроме общероссийского, был проведен опрос в Перми и Пермской области. Были опрошены 1320 родителей по опроснику, аналогичному общероссийскому. Кроме того, в области были опрошены 387 школьных преподавателей и 198 преподавателей вузов. Вопросы в их анкетах были сформулированы таким образом, что позволяли получить суждения разных сторон по вопросам оплаты образовательных услуг. Как показали расчеты, которые будут приведены позднее, в основном, выводы, сделанные по общероссийской выборке оказались справедливы и для Пермской области. Суждения по вопросам образования различались только для разных целевых групп. Так, суждения родителей и преподавателей значительно расходились относительно официальной или неофициальной оплаты образовательных услуг.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница