Г. В. Макотрова к п. н., доцент кафедры педагогики



Скачать 103.43 Kb.
Дата01.05.2016
Размер103.43 Kb.
Состояние проблемы научно-методической готовности учителей к использованию сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников*
The state of the problem of teachers’ scientific-methodical preparedness
to using Internet for developing the scientific potential of senior pupils

Г.В. Макотрова

к.п.н., доцент кафедры педагогики

г. Белгород, Белгородский государственный университет
Аннотация: В статье рассмотрены факты, свидетельствующие о необходимости повышения мотивации, технологической готовности, творческой активности учителей к использованию сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников.
The article discusses the facts of necessity of teachers’ motivation, technological preparedness and creative activity rise for using Internet for developing the scientific potential of senior pupils.
Ключевые слова: сеть Интернет, научный потенциал старшеклассников, учебно-исследовательская культура, ориентация на исследование в будущей профессии, научно-методическая готовность учителя.
Key words: Internet, scientific potential of senior pupils, educational-research culture, orientation toward research in future profession, scientific-methodical preparedness of a teacher

Использование сети Интернет в обучении школьников выдвигает качественно иные требования к подготовке учителя. Именно от его готовности использовать Сеть в развитии определенных личностных качеств школьника зависит: будут ли реализованы возможности сети Интернет для его самообразования, интересного содержательного общения, постоянного совершенствования, или он, самостоятельно осваивая новое для него пространство, запутается и замкнется в океане информации.

Не случайно во всех развитых странах мира разработаны и действуют программы Интернет-подготовки учителя. Различные аспекты зарубежного опыта использования сети Интернет в системе школьного образования и подготовки учителей анализируются в работах В.И.Боголюбова, Б.Я.Коцика, Е.С.Полат, О.Г.Смоляниновой и др. [1, 3, 5, 6 ]. Непосредственно проблеме подготовки учителей к использованию информационно-коммнукационных технологий в профессиональной деятельности посвящены исследования Л.И.Ольховской, Е.С. Полат, Д.Т.Рудаковой, А.Г.Силаевой, О.И. Статировой, А.В.Хуторского и др. Л.И.Ольховской, Е.С. Полат, Д.Т.Рудаковой, А.Г.Силаевой, О.И.Статировой, А.В. Хуторского и др.[2, 5, 7, 8]. В этих исследованиях рассматриваются принципы, содержание и методика Интернет-подготовки учителя, анализируются особенности подготовки учителей в условиях краткосрочных курсов и дистанционного обучения. В них также отмечается, что чаще всего обучение в условиях курсовой подготовки является краткосрочным, работа курсов сводится к обучению пользовательским навыкам работы в Сети и ознакомлению с общими проблемами информатизации.

Мы хотим остановить внимание читателя на проблеме научно-методической готовности учителей к развитию научного потенциала личности старшеклассника с помощью сети Интернет. Внимание к ней обусловлено тем, что в условиях реализации Концепции профильного обучения и перехода всех российских школ к Интернету на первый план выходят задачи обучения старшеклассников оценке значимости получаемых данных, формирования у них ценностного отношения к результатам научного поиска, создания условий для включения школьников в продуктивный поиск нового знания.

На основе культурологического подхода нами разработаны критерии и показатели научного потенциала старшеклассников и научно-методической готовности учителей к использованию Интернет в его развитии. Научный потенциал личности старшеклассников включает составляющие учебно-исследовательской культуры и ориентации на исследование в будущей профессиональной деятельности. Учебно-исследовательская культура личности школьника является компонентом базовой культуры, ее интегративным качеством, характеризующимся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие. Она выражает ведущие характеристики процесса развития личности, отражает универсальность ее связей с окружающим миром, инициирует способности к творческой самореализации, определяет эффективность познавательной деятельности, способствует перенесению знаний, умений и навыков исследования в любую область познавательной и практической деятельности. В качестве критериев учебно-исследовательской культуры выделены: мотивация исследования, научный стиль мышления, творческая активность, технологическая готовность к исследованию.
Рассматривая ориентацию на исследование в будущей профессии как способность старшеклассника к обоснованию ценности исследования при выполнении профессиональной деятельности, мы определили в ней следующие составляющие: степень участия в исследовательской деятельности; интерес к исследовательской деятельности; интерес к вузовской науке. Степень проявления перечисленных критериев позволяет судить о величине каждого из критериев, затем – об уровне развития научного потенциала старшеклассника.

Результаты нашего исследования показали наличие противоречия между необходимостью развития научного потенциала старшеклассников с помощью сети Интернет и научно-методической готовностью учителя к этому процессу. Рассмотрим некоторые обращающие на себя факты развития мотивации учителей к использованию Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников, полученные в результате опроса с использованием компьютерной программы репрезентативного числа выборки из 378 педагогов 42 общеобразовательных учреждений области, работающих в старших классах.

Так, только 20% педагогов интересуются сведениями из сети Интернет для предоставления информации старшеклассникам о конкурсах, олимпиадах, 25% выделяют важность информации для организации взаимодействия с центрами, организующими поисковую работу со школьниками, 16% обращают внимание на сеть Интернет для составления индивидуальных учебных планов, 14% - для разработки индивидуальных образовательных программ. Наиболее значимыми целями использования Интернет в условиях углубленного изучения дисциплины являются освоение понятийного аппарата изучаемого вопроса для 17% опрошенных, проблемы; для 19% - организация осознания ценности исследования, для 21% - изучение правил научной организации труда, для 23% - знакомство с историей науки и ее современными проблемами.

При знакомстве с новыми возможностями Интернет только 24% учителей решают задачи диагностирования отдельных параметров личности учителей; 25% думают о конструировании индивидуальных образовательных программ, ищут возможность - для выполнения поисковых заданий, 30% выбирают способы оказании помощи ученику в планировании исследования, в ходе исследования и оценке его результатов и 30% стремятся обеспечить процесс познания необходимыми электронными ссылками.


Среди образовательных возможностей сети Интернет только 14 % учителей интересует диагностика учебно-исследовательской культуры старшеклассников, 17% - возможность предложения дифференцированной помощи в познавательной деятельности с помощью ссылок на определенные сайты; 20 % - обсуждение результатов исследования; 25% - выполнение поисковых домашних заданий; 30% - взаимодействие с центрами, организующими исследовательскую работу.

При рассмотрении практического использования педагогами сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников мы также увидели ряд проблем: 28% педагогов говорят о том, что они скорее не владеют разнообразными методиками использования Интернет-технологий, 12% утверждают, что не владеют вовсе; 16% педагогов «скорее не могут, чем могут» охарактеризовать положительные и отрицательные стороны ресурсов сети Интернет, 2% - вовсе не могут.

На себя обращают внимание также факты, свидетельствующие о том, что 11% педагогов не видят возможностей сети Интернет для автоматизации процессов контроля и самоконтроля результатов познавательной деятельности, 13% учителей считают, что использование Интернет не соответствует педагогическим задачам; при работе с рефератами в Сети 16% учителей практически не ставят специальных задач, обучающих школьников методам и приемам работы с информацией; 32% не создают специальных условий для осознания школьниками ценности Интернет – ресурсов с помощью специальных баллов, рейтинга, портфеля достижений и других средств.

Представляют интерес проблемные точки состояния развития творческой активности педагогов в использовании Интернет в условиях развития научного потенциала старшеклассников. Так, 23% опрошенных практически ничего не делают для составления банка ссылок на образовательные сайты, 27% - не составляют его вовсе. Для пополнения собственных методических материалов только 24% педагогов опираются на списки сайтов центров, организующих исследовательскую деятельность школьников, 27% - на списки сайтов научно-популярных журналов, 30 % - на методические рекомендации школьникам по культуре коммуникации в сети Интернет; 31% - на методические рекомендации школьникам по выбору, обработке и использованию информации, полученной из Сети для решения поисковых задач и проблем. Самостоятельно составляют списки сайтов центров, организующих исследовательскую деятельность - 19% опрошенных, научно-популярных журналов - 21%, образовательных областей с их кратким описанием- 30%, технологий поисковой деятельности - 32%; предметного содержания с кратким описанием - 50%.

Использование Интернет приводит 30% учителей к разработке рекомендаций для школьников по культуре коммуникации в сети Интернет, 33% опрошенных - к составлению банка информации о конкурсах, олимпиадах для учащихся. По проблеме развития научного потенциала на основе сети Интернет практически не общаются 40% педагогов, не используют сеть Интернет при общении по этой проблеме 49% опрошенных.
Нами также определены факты, свидетельствующие о неравномерном развитии педагогами составляющих научного потенциала старшеклассников в условиях использования Интернет. Так, например, развитию осознания ценности исследования уделяют внимание 52% педагогов, в то же время обучению школьников технологиям решения исследовательских задач -26%, методам решения исследовательских задач – 36%.

В результате проведенной диагностической работы на основе культурологического подхода нами выделено три критерия научно-методической готовности учителей к использованию Интернет-технологий в развитии научного потенциала и их показатели: мотивация к интеграции Интернет-технологий и педагогической технологии развития учебно-исследовательской культуры (увлеченность поиском информации для использования сети Интернет в педтехнологии; осознание ценности образовательных ресурсов сети Интернет для развития научного потенциала школьников; интенсивность знакомства с новыми возможностями сети Интернет для развития научного потенциала старшеклассников; технологическая готовность к использованию сети Интернет в педагогической технологии развития учебно-исследовательской культуры (владение методиками поиска в сети Интернет; знание возможностей основных образовательных ресурсов сети Интернет для педтехнологии; умение соотнести педагогическую задачу с возможностями образовательного ресурса сети Интернет); творческая активность в использовании сети Интернет в условиях педагогической технологии (интенсивность наполнения банка методических материалов из сети Интернет для педтехнологии; степень взаимодействия с педагогами по решению проблемы формирования учебно-исследовательской культуры личности с помощью ресурсов сети Интернет; уровень использования педагогических возможностей сети Интернет для педтехнологии).

Самооценка учителями готовности к использованию сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников проводилась по 4-х бальной шкале: 1- очень низкая, 2-низкая, 3-средняя и 4-высокая. Поэтому мы выделили четыре уровня научно-методической готовности педагогов к использованию сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников и определили распределение учителей по ним. К креативному относится 5% педагогов, эвристическому -42%, репродуктивному- 48% и адаптивному - 5%.

Результаты компьютерной диагностики научно-методической готовности учителей к использованию сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников позволили провести статистическую обработку данных (корреляционный анализ по методу Пирсона на уровне точности 1%, для N = 378), зафиксировать статистически значимые связи между всеми показателями, определить статистический вес каждого показателя, и доказать наличие системы упомянутых показателей для введенного понятия «научно-методическая готовность учителей к использованию Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников». Наибольший вклад в структуру исследуемой научно-методической готовности учителей по результатам тестирования внесли следующие показатели: осознание ценности образовательных ресурсов Интернет для развития научного потенциала старшеклассников (23 бал.), уровень использования образовательных возможностей Интернет для развития научного потенциала школьников (22 бал.), интенсивность знакомства с новыми возможностями Интернет для развития научного потенциала школьников (21 бал.); меньшие значения у показателей: «интенсивность наполнения банка методических материалов по использованию Интернет (19 бал.), «знание возможностей основных образовательных ресурсов» (19 бал.), «владение методиками использования Интернет» (19 бал.), «уровень умения соотнести педагогическую задачу с возможностями образовательного ресурса Интернет» (18 баллов), «увлеченность поиском информации для Использования Интернет в решении рассматриваемой проблемы» (18 бал.), «степень взаимодействия между педагогами по решению проблемы» (18 бал.).

Наибольший статистический вес оказался у критерия «мотивация к интеграции Интернет-технологий и педагогической технологии развития учебно-исследовательской культуры» (62 балла), меньшим - у «творческой активности в использовании сети Интернет в педагогических условиях формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников» (59 баллов) и «технологической готовности к использованию сети Интернет к развитию научного потенциала старшеклассников» (56 баллов).

Таким образом, состояние проблемы научно-методической готовности учителя к использованию сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников требует введение в курсовую подготовку учителей изучения педагогических условий развития научного потенциала старшеклассников, возможностей сети Интернет для развития научного потенциала старшеклассников, модели и технологии использования сети Интернет. В рамках проведенного исследования нами разработаны требуемое содержание курсовой подготовки учителей, а также подготовлена программа учебного курса для студентов педагогических специальностей «Развитие научного потенциала старшеклассников», подготовлена компьютерная программа по диагностике научного потенциала старшеклассников и научно-методической готовности учителей к использованию сети Интернет в его развитии.


Литература

1. Боголюбов, В.И. Перспективы развития педагогических технологий [Текст]/ В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №3.-С. 10-15.

2. Золотая рыбка в сети. Интернет-технологии в средней школе (Практическое руководство) [Текст]/ // под редакцией Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т, Силаевой А.Г. - М.: Прожект Хармони, Инк., 2001. - 168 с.

3. Коцик Б.Я. Основные индикаторы использования ИКТ в европейском образовании // Информатика и образование. – 2002. - № 8. – С.43-45.

 4. Макотрова, Г.В. Развитие ценностных ориентаций старшеклассников при использовании Интернета [Текст] /Г.В. Макотрова // Информатика и образование.- 2008.- №8. - С.36-39.

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 272 с.

6. Смолянинова О.Г. Мультимедиа для ученика и учителя [Текст] / О.Г. Смолянинова // Информатика и образование. - 2002. - №2.-С. 48-54

7. Статирова, О. И. Управление профессиональным самообразованием педагогов в системе повышения квалификации [Текст] / О. И. Статирова // Мир науки, культуры, образования.2008. – № 4 (11). – С. 153–158.



8. Хуторской, А.В. Интернет в деятельности российских школ на современном этапе [Электронный ресурс] / А.В.Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос"; Центр дистанционного образования "Эйдос". - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2000/0131-03.htm. - Дата доступа: 31.01.2000.
*Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта «Использование сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников» Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект 3.2.3/4578


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница