Глухих Использование мультимедиа технологий и средств в процессе формирований научных понятий в области информатики



Скачать 50.93 Kb.
Дата06.06.2016
Размер50.93 Kb.

Глухих Использование мультимедиа технологий и средств в процессе формирований научных понятий в области информатики


П.В. Глухих

Руководитель: к.п.н., доцент Н.Н. Устинова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Одной из важнейших задач школы является обеспечение усвоения школьниками системы знаний основ наук. Научные понятия являются ключевым компонентом системы научных знаний. Поэтому формирование понятий занимает центральное место в обучении. Исследованием проблемы определения сущности понятия, механизмов их формирования в сознании человека занимались многие философы, психологи и методисты.

Усвоение понятий в общеобразовательной школе очень часто отличается формализмом: учащиеся правильно воспроизводят определение понятий, осознают их содержание, но не умеют пользоваться ими при ориентировке в предметной действительности, при решении задач на примере этих понятий.

Словесное знание определения понятия не меняет хода процесса его усвоения. И это убедительно доказывает невозможность передачи понятия в готовом виде. Лишь в результате своей собственной деятельности и жизненного опыта ребенок может полноценно усвоить его.

Существуют множество различных методов формирования научных понятий:

- Сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов

- Синтез — процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных понятий в нечто качественно новое, целое или представляющее набор.

- Абстракция — способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности)

- Эвристические методы — это способы управления умственной деятельностью учащихся и стимулирования их интуитивного мышления с целью оптимального выбора идей и решения творческих задач в процессе формирования научных понятий.

С внедрением в образовательный процесс школы информационных технологий и новых технических средств обучения существенно модернизировались ранее известные методики формирования понятий.

В дидактической и методической литературе, посвященной использованию информационных технологий обучения, до сих пор нет единой точки зрения на понимание и использование вошедших в употребление новых ключевых терминологических понятий. Одни авторы, рассматривая вопрос о сущности информационных технологий, понимают под ними все технологии, использующие в процессе обучения специальные технические информационные средства (компьютер, видео, аудио, кино, телекоммуникационные сети). Другие призывают использовать термин «компьютерные технологии обучения», третьи отдают предпочтение понятию «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения». Мультимедиа технологии (ММТ) – это часть ИКТ, которая повсеместно внедряется, в том числе и в школах.

Для определения сущности и структуры ММТ необходимо охарактеризовать понятие ИКТ.

ИКТ (от англ. Information and Communication Technologies, ICT) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей.

Несмотря на то, что в определении ИКТ сказано, что они включают в себя совокупность методов, производственных процессов (технологий) и программно-технических средств считаем, что целесообразно условно разделять понятия «технология» и «средства».

Технология – это область знаний, занимающаяся изучением, созданием, внедрением и применением методов, процессов, способов, действий, правил и навыков, используемых для получения какого-либо вида продукции (продукта производства) в любой сфере деятельности и совокупность самих методов, способов и т.д.

Средство – предмет, приспособление (или совокупность их), необходимая для осуществления какой-нибудь деятельности.

Таким образом, под информационно-коммуникационными технологиями в узком смысле будем понимать совокупность методов, производственных процессов и технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей, а под информационно-технологическими средствами или просто средствами – необходимые для этого программные средства.

Мультимедиа технология - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Мультимедиа технологии (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.

Целями использования ММТ в образовательном процессе являются:

1. Стимулирование когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;     

2. Повышение мотивации школьников к учению;

3. Развитие навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;

4. Развитие более глубокого понимания изучаемого материала.

В процессе использования ММТ на уроках учитель должен учитывать возрастные, психологические особенностей обучающихся, гармонично использовать разнообразные ММТ: традиционные и современные для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях.

Существует множество различных методов формирования научных понятий, множество из которых можно эффективно использовать в сочетании с ММТ технологиями и средствами. Рассмотрим это на примере витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы.

Смысл данного приема заключается в том, чтобы одухотворить объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы поведения, раскрывая таким образом глубинные связи образовательных процессов.

Приемы витагенного одухотворения и очеловечивания могут иметь место на любых уроках, особенно гуманитарного цикла. Например, мир людей глазами лошади («Холстомер»), серия мультфильмов «Ну, погоди!», кинофильм «Маугли», сочинения «О чем поет ручей», «Кому улыбается небо» (В.А. Сухомлинский).

Тема: «Аппаратное обеспечение ЭВМ». Учащиеся сами выбирают объект одухотворения.

Например, жила была клавиатура, у нее не было друзей, однажды она увидела «мышку» и предложила ей подружиться, «мышка» согласилась и с тех пор «мышка» и клавиатура неразлучные друзья. Здесь отчетливо виден указанный прием одухотворения.



Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Проанализировав сущность некоторых методов формирования научных понятий, можно сделать вывод о том, что сочетание их с использованием мультимедиа технологий и средств дает новый, более эффективный метод формирования научных понятий.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница