Государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата



Скачать 320.84 Kb.
Дата29.04.2016
Размер320.84 Kb.
ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ начального общего образования ДЛЯ детей С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА



3.1.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по первому варианту Стандарта (А)

В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на1:

- «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (пункт 1);

- «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2);

- «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15).

Кадровое обеспечение Педагоги, работающие в условиях инклюзивного класса должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания:



  • представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с НОДА и нормальным развитием;

  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

Успешное формирование графо-моторной функции у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно только при условии специально согласованной деятельности дефектолога, логопеда, инструктора ЛФК. Необходима индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и закрепление двигательного навыка письма. Необходимо выделить время для специальных занятий по формированию движений, обеспечивающих правильную технику письма.

Педагог-психолог должен обладать знаниями о личностных особенностях детей с НОДА, умениями организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и коррекцию поведенческих, нервно-психических и патохарактерологических расстройств.

Учитель-логопед должен обладать знаниями об особенностях речевого развития детей с НОДА, умениями организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и коррекцию устной и письменной речи.

Учитель физического воспитания должен обладать знаниями о двигательной патологии обучающегося и возможных ограничениях при фронтальных занятиях физкультурой. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.

При инклюзивном обучении детей с НОДА необходимо осуществлять мультидисциплинарный подход в сопровождении обучающихся в образовательном процессе. Необходимую медико-социальную помощь дети с НОДА могут получать в специализированных центрах.

Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду.

Материально-техническое обеспечение. Важным условием реализации образовательной программы начального общего образования для детей с нарушением ОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.

Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений.

Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) требует от учителя больше внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с нарушением ОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо - моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь (джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор.

При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение*(1).

Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации*(2).

Для организации реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы их реализации несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы реализации общеобразовательных программ.

______________________________________________________________

*(1) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

*(2) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

3.2.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по второму варианту Стандарта (В)

Кадровое обеспечение образовательной организации, реализующей специальные адаптированные образовательные программы для обучающихся с НОДА, предполагает междисциплинарный состав специалистов, компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. Учет потребностей обучающихся с НОДА предусматривает введение в штат специалистов специальной школы учителей-дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, специалистов по лечебной и адаптивной физкультуре, социальных педагогов, медицинских работников. Комплексная абилитация детей НОДА включает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и мероприятий по коррекции двигательного дефекта, специальную педагогическую работу по коррекции психического развития, логопедическую работу, психологическую коррекцию.

Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду.

Материально-техническое обеспечение. Важным условием реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с нарушением ОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.

Все помещения школы, включая санузлы, оснащенные поручнями и подручными средствами для помощников. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений. Материально – техническое обеспечение включает:



Учебные классы

Каждый класс должен быть оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся, а также специализированными креслами-столами для учащихся с индивидуальными средствами фиксации, предписанными медицинскими рекомендациями. Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для детей, имеющих тяжелые поражения рук и использующих компьютер в качестве рабочей тетради. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации школы, используя видео- и аудио технику.



Кабинет информатики предназначен для проведения уроков в соответствии с учебным планом, и учащиеся с любой степенью тяжести двигательного дефекта, используя ассистивные приспособления начинают осваивать компьютер как самостоятельные пользователи.

Логопедические кабинеты оснащены оборудованием для диагностики и коррекции речи обучающихся с НОДА, имеющих различные по форме и тяжести речевые и языковые нарушения.

Кабинеты психологов предназначены для организации групповой и индивидуальной психологической помощи учащихся и их семей.

Лечебно-оздоровительный блок:

Сенсорная комната релаксации оснащается оборудованием для развития сенсорных функций детей, проведения коррекционных занятий с детьми.

Кабинет Монтессоритерапии используется для проведения занятий по коррекции и компенсации нарушенных функций и предшествующего развития.

Спортивный зал для проведения уроков физической культуры с учащимися, имеющими различные двигательные возможности. Его оснащение и оборудование позволяет подобрать доступные и привлекательные для учащихся виды физической активности и свести к минимуму переживания по поводу физической неполноценности.

Кабинеты лечебной физкультуры оснащены тренажерами и приспособлениями, которые дают возможность специалистам применять современные технологии физической реабилитации для индивидуальной работы, для компенсации двигательной составляющей учебных навыков. Лечебно-оздоровительный комплекс может включать:

  • бассейн для водных процедур и плавания;

  • кабинет диагностической лечебной аппаратуры, что позволяет обеспечить такие условия обучения, при которых минимален риск снижения качества здоровья учащихся, а также расширить возможности систематического лечения без дополнительных затрат со стороны родителей.

3.3.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по третьему варианту Стандарта (С) аналогичны, представленным для варианта В
3.4.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по четвертому варианту Стандарта (D)
Согласно концепции Федерального государственного образовательного стандарта детей с ОВЗ требования к материально-техническому обеспечению дают общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования.

Определение требований к кадровому обеспечению

Требования к кадровому обеспечению реализации специальных индивидуальных образовательных программ для умственно отсталых детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития включают как общие для всех категорий детей с ОВЗ, так и специальные требования, которые должны быть реализованы в процессе образования обучающихся данной категории. Такие требования в частности включают:



  1. Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

  2. Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

  3. В образовательной организации должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.

1. Кадровое обеспечение образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В зависимости от состава обучающихся в штат специалистов должны входить учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги), логопеды, психологи, специалисты по ЛФК, социальные педагоги, врачи (психиатр, невролог, педиатр).

В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной организации специалистами (педагогами, врачами) возможно использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых специалисты других организаций привлекаются к работе с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

2. Специалисты, реализующие специальные индивидуальные образовательные программы для детей с умственной отсталостью и множественными нарушениями, должны иметь высшее или среднее образование специального профиля и пройти повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в объеме не менее 144 час :


  • учитель-дефектолог (олигофренопедагог), учитель-логопед – высшее специальное (дефектологическое) образование по специальности «Олигофренопедагогика», прошедший повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

  • учитель-логопед – высшее специальное (дефектологическое) образование по специальности «Логопедия» или «Сурдопедагогика», прошедший повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

  • педагог-психолог – высшее психологическое образование по специальности «Специальная психология», «Педагогическая психология», прошедший повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

  • социальный педагог – высшее педагогическое или психологическое образование по специальности «Социальная педагогика» («Социальная психология») или другой педагогической специальности с последующим повышением квалификации по социальной педагогике, прошедший повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

  • специалисты, получившие высшее образование в условиях современной двухуровневой подготовки (бакалавры) должны иметь высшее специальное (дефектологическое) образование и должны освоить дополнительные профессиональные образовательные программы в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и иметь соответствующие сертификаты;

  • специалисты с высшим или средним профессиональным образованием общего профиля: воспитатель, тьютор (ассистент, помощник), учитель физической культуры, учитель музыки, педагоги дополнительного образования – должны освоить дополнительные профессиональные образовательные программы в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и иметь соответствующие сертификаты;

  • врачи (психиатр, невролог, педиатр) должны иметь соответствующее медицинское образование.

Количество штатных единиц специалистов определяется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 10152

Все специалисты, участвующие в реализации специальных индивидуальных образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями, должны владеть методами командной мультидисциплинарной работы.

В целях реализации мультидисциплинарного подхода в системе образования должны быть созданы условия для взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных), медицинских и научных организаций, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации специальных индивидуальных образовательных программ обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

При необходимости должны быть организованы консультации других специалистов, которые не включены в штатное расписание образовательной организации (врачи: психиатры, невропатологи, сурдологи, офтальмологи, ортопеды и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения обоснованных медицинских заключений о состоянии здоровья воспитанников, возможностях лечения и оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуховые аппараты, очки, другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.)

Мультидисциплинарное взаимодействие всех специалистов должно быть обеспечено на всех этапах образования обучающихся с ТМНР: психолого-педагогическое изучение, разработка специальной индивидуальной образовательной программы, реализация и корректировка программы, анализ результативности обучения.

Некоторые дети с ТМНР по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В таких случаях на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по специальным индивидуальным образовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях 3. Администрацией образовательных организаций должны быть предусмотрены занятия различных специалистов на дому, консультирование родителей.



У специалистов, включенных в образование детей с ТМНР, должны быть сформированы педагогические компетенции, необходимые для работы с данной категорией обучающихся:

  • наличие позитивного отношения к возможностям обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями, их развитию, социальной адаптации, приобретению житейского опыта;

  • понимание теоретико-методологических основ психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями;

  • знание этиологии сложных и множественных нарушений, теоретических основ диагностики развития детей с множественными нарушениями, формирование практических умений проведения психолого-педагогического изучения детей;

  • наличие представлений о своеобразии психофизического развития данной группы детей;

  • понимание специальных образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития;

  • понимание цели образования данной группы обучающихся как развитие необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и самореализации в повседневной жизни;

  • учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей ребенка при определении содержания и методов коррекционной работы;

  • способность к разработке специальных индивидуальных образовательных программ; к адекватной оценке достижений в развитии и обучении детей;

  • наличие представлений о специфике «обходных путей», необходимых для обеспечения развития и обучения детей с различным сочетанием первичных нарушений;

  • активное участие в специальной организации жизни ребенка в условиях дома и образовательной организации, позволяющей планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты;

  • понимание наиболее эффективных путей организации и определение содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР нарушениями в семье;

  • умение организовать взаимодействие воспитанников с детьми и взрослыми, расширить круг общения, обеспечивая выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

  • наличие творческого отношения к педагогической деятельности по воспитанию и обучению детей данной группы, способности к поискам инновационных и нетрадиционных методов развития детей, внедрению новых технологий развития и образования;

  • наличие способности к общению и проведению консультативно-методической работы с родителями детей с ТМНР;

  • наличие творческого отношения к педагогической деятельности по воспитанию и обучению детей данной группы, способности к поискам инновационных и нетрадиционных методов развития детей, внедрению новых технологий развития и образования;

  • наличие способности к работе в условиях мультидисциплинарной команды специалистов.

3.Для администрации образовательных организаций, в которых обучаются дети с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, а также для педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов, участвующих в работе с данной группой обучающихся, обязательно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной группы детей с использованием междисциплинарных подходов в объеме не менее 144 час. не реже чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право проведения данного вида образовательной деятельности.

Определение требований к финансово-экономическим условиям

Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с умственной отсталостью (с ТМНР) должны:


  • обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований Стандарта;

  • обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю;

  • отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.

Финансирование реализации основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.

Структура расходов на образование включает:



  1. Образование ребенка на основе индивидуальной программы обучения (ИПО) и индивидуального учебного плана.

  2. Сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации.

  3. Консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка.

  4. Обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом.

Для образования детей с ОВЗ предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение применительно к четвертому варианту стандарта устанавливается с учётом необходимости специальной индивидуальной поддержки ребёнка с умственной отсталостью.

Расчет объема подушевого финансирования общего образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития производится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, зафиксированных в индивидуальной программе обучения и в индивидуальном учебном плане, разработанными образовательным учреждением.

Штатное расписание, соответственно и финансовое обеспечение образовательной организации, определяется также с учетом количества классов. За каждым классом закрепляется количество ставок специалистов, установленное нормативными документами Министерства образования РФ.

1. Образование ребенка на основе индивидуальной программы обучения (ИПО) и индивидуального учебного плана. Индивидуальные образовательные потребности ребенка отражаются в ИПО в форме перечня содержательных образовательных областей и соответствующих им образовательных задач, актуальных для образования ребенка в течение учебного года, установленных в ходе диагностики (мониторинга / промежуточной аттестации) развития (результатов обучения) ребенка.

Объем (количество часов) предоставления образовательных услуг устанавливается индивидуальный учебный план по каждой образовательной области, содержание которых отражено в ИПО.

2. Сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации обеспечивается сопровождающими воспитателями / тьюторами. Объем финансирования данной услуги рассчитывается исходя из количества времени, необходимого для обеспечения помощи ребенку на занятии с учителем, в процессе самообслуживания и при проведении свободного времени (перемены). Количество времени, необходимое на работу сопровождающих определяется нормативными актами с учетом потребностей ребенка, отраженных в ИПО.

3. В целях обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса в условиях образовательной организации и семьи, предусматривается консультативная работа специалистов образовательной организации с семьями обучающихся. Финансирование данной услуги планируется из расчета не менее одного часа в месяц по каждой содержательной области, включенной в ИУП.

4. Предусматривается финансирование для обеспечения необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием, учебно-дидактическим материалом и другим оборудованием для организации образования детей с ТМНР с учетом ИПО и индивидуальной программой реабилитации (ИПР).

Образовательная организация вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования дополнительные финансовые средства за счет:


  • предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг;

  • добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Определение требований к материально-техническим условиям

В соответствии с концепцией ФГОС материально-­техническое обеспечение образования детей с умственной отсталостью (с тяжелыми и множественными нарушениями развития) должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы детей. В связи с этим в структуре материально-­технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:



  1. организации пространства, в котором обучается ребёнок с ТМНР;

  2. организации временного режима обучения;

  3. организации учебного места ребёнка с ТМНР;

  4. техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа ребёнка с ТМНР к образованию (ассистирующие средства и технологии);

  5. специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей;

  6. обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.

  1. Организации пространства, в котором обучается ребёнок с ТМНР.

Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование детей с ТМНР должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:

  • к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

  • к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

  • к соблюдению пожарной и электробезопасности;

  • к соблюдению требований охраны труда;

  • к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования для детей с умственной отсталостью (ТМНР) должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:

  • участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);

  • зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания),

  • помещениям для осуществления образовательного процесса: классам, кабинетам учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);

  • актовому, спортивному залам, бассейну, залу лечебной физкультуры, сенсорной комнате;

  • кабинетам медицинского назначения;

  • помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;

  • туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям.

Важным условием реализации образовательной программы начального общего образования для детей с умственной отсталостью (ТМНР) является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ТМНР, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, зрения к объектам инфраструктуры образовательной организации.4 С этой целью на территории предусматриваются плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и др. Объекты игровых площадок должны предусматривать возможность их использования детьми с различными нарушениями (зрения, слуха, координации, опорно-двигательного аппарата). Здание оборудуется пандусами, лифтами, безпороговыми дверными проемами (шириной не менее 90 см), поручнями и тактильными сигналами (для обучающихся с нарушением зрения).

В помещениях для обучающихся с ТМНР должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс детей с ТМНР, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать их максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности (об этом подробнее п.4).



  1. Организация временного режима обучения;

Временной режим образования детей с ТМНР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в специальной индивидуальной образовательной программе, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.

Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуа­лов (одевание, раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися с ТМНР различна и зависит от возраста и психофизического состояния детей.

3.Организация учебного места ребёнка с ТМНР.

Рабочее / учебное место ребёнка с ТМНР создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих умственной отсталости нейросенсорных нарушений и нарушений опорно-двигательного аппарата.

При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. С учетом того, что детей с ТМНР необходимо учить занимать свое свободное время, в соответствующих местах также предусматривается обучающая деятельность.

Особенности восприятия детей с ТМНР диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др.

Содержание образования детей с ТМНР включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях.



4.Технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа ребёнка с ТМНР к образованию (ассистирующие средства и технологии).

Успешному образованию ребенка с ТМНР во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии (известные в зарубежной практике, как Assistive Technologies – АТ). Для достижения ребенком большей независимости в передвижении, коммуникации и облегчения доступа ребенка с ТМНР к образованию необходимо подобрать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы).

К ассистирующим технологиям относятся:


  • индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и др.);

  • подъемники;

  • приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации;

  • электронные адапторы, переключатели и др.

Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественные результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены.

5.Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям детей с ТМНР.

Особые образовательные потребности детей с ТМНР вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной области «Язык» предполагает использование, как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут являться:



  • специально подобранные предметы,

  • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

  • электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми детьми, для которых она становится доступной.

Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде:



  • предметов различной формы, величины, цвета,

  • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

  • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

  • программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,

  • калькуляторы и другие средства.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с ТМНР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения содержательной области «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт детей с ТМНР. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся с ТМНР осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности.

Важным компонентом содержательной области «Обществознание» является практика трудового взаимодействия. Подготовка к трудовой деятельности обучающихся с ТМНР начинается с формирования у них элементарных действий с предметами, диапазон которых постепенно расширяется, увеличивается время выполнения таких действий и меняются их качественные характеристики. Постепенно они переходят в разряд трудовых операций. Для обучения предметным действиям, трудовым операциям образовательной организации требуется разнообразные материалы, предметы, игрушки, инструменты, включая оборудование для профильной трудовой подготовки в области растениеводства, ткачества, элементарной деревообработки, полиграфии и др.

Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования детей с ТМНР в областях «Искусство» и «Технология». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку с ТМНР овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.

На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с ТМНР использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.

Содержательная область «Физическая культура» должна обеспечивать обучающимся с ТМНР возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и др.



6.Обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.

Требования к материально-­техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования детей с ТМНР.

Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с ТМНР.

Должна быть обеспечена материально-­техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.)



Определение требований к информационно-методическому обеспечению

Информационно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ начального общего образования для умственно отсталых детей (с тяжелыми и множественными нарушениями развития) направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:


  1. необходимую нормативную правовую базу образования детей с ОВЗ и детей с ТМНР в частности;

  2. характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;

  3. получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

  4. возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований);

Раскроем каждое из перечисленных требований к информационно-методическому ресурсу.

  1. Необходимая нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ и детей с ТМНР в частности.

Представляет собой перечень международных, федеральных, региональных законодательных актов и локальных документов, на основе которых осуществляется образование детей с ТМНР. Важно при этом, в чтобы перечисляемые документы были связаны ссылками, позволяющими получить доступ к самим документам.


  1. Характеристика предполагаемых информационных связей между участниками образовательного процесса.

Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (или законные представители) и специалисты образовательной организации, в которой обучается ребенок. С учетом того, что часто ребенок в силу тяжести имеющихся нарушений развития не может адекватно участвовать в информационном обмене, ответственность за его осуществление ложится на родителей ребенка и специалистов, которые его обучают. Особые образовательные потребности ребенка требуют координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов и родителей, а также других участников комплексного сопровождения ребенка с ТМНР (врачей, социальных работников, тьюторов и др.). В связи с этим информационный обмен должен происходить на этапах планирования, реализации и оценки результатов образовательного процесса. Фиксирование его в целом и отдельных этапов с последующим анализом и обсуждением между участниками позволит обеспечить прозрачность образовательного процесса и обоснованность выбора его средств.

Организация и технология осуществления информационных связей должна находится в зоне ответственности образовательной организации и регулироваться локальным ее актом.



  1. Получение доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.

С учетом того, что в системе специального образования в настоящее время лишь десятая часть специалистов имеет профильное высшее образование необходимо обеспечить возможность получения качественной информации. Специалисты и родители должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.

  1. Возможность размещения материалов и работ в информационной образовательной среде.

Накопление информационно-методических материалов по образованию детей с ОВЗ и в частности детей с ТМНР позволит создать банк данных методического обеспечения процесса образования таких детей, как на уровне региональных органов управления образованием, так и образовательной организации. Размещаемые для общего доступа на соответствующих сайтах материалы, должны иметь высокую экспертную оценку специалистов.

Для распространения информационных ресурсов образования детей с ТМНР и совершенствования их качества важно обеспечить возможность информационного обмена в форме обсуждений на интернет-форумах, конференциях и круглых столах. Для этого предусмотреть в программах развития образования на федеральном и региональном уровне соответствующие мероприятия.




1 Статья 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)..

21.Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)


3 Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

4 Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 48, ст. 4563, Российская газета, 1995, № 234)


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница