Государственно-общественного управления образованием в Вологодской области



Скачать 284.01 Kb.
Дата07.06.2016
Размер284.01 Kb.


Департамент образования Вологодской области

АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

Концепция

государственно-общественного управления образованием
в Вологодской области

Вологда


2012

Введение
Настоящая Концепция призвана способствовать расширению общественного участия в управлении образованием, росту влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, открытости системы образования как приоритетного социального института XXI столетия.

Концепция определяет условия, принципы, формы взаимодействия государства и общества в целях удовлетворения образовательных потребностей личности, общества и государства.

Ее целью является создание условий для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих эффективное развитие региональной системы образования, в том числе:

– совместная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, средств массовой информации, родительской общественности, объектов бизнеса, гражданских институтов, заинтересованных в эффективном обучении, воспитании, развитии, самоопределении и социализации обучающихся;

– определение приоритетных форм государственно-общественного управления системой образования области (локальный, муниципальный, региональный уровни управления);

– совершенствование имеющихся моделей общественного участия в управлении образованием Вологодской области;

– определение условий, средств, процедур взаимодействия и деятельности структур и организаций государственного и общественного управления внутри и вне образовательных учреждений на основе действующего законодательства;

– выстраивание партнерских отношений с родителями (закон­ными представителями) обучающихся, местным сообществом с целью максимального включения всех участников образовательного процесса в деятельность по управлению образовательным учреждением;

– информирование участников образовательного процесса о состоянии, проблемах и перспективах развития системы образования области.

Исполнители: органы управления образованием регионального, муниципального, локального уровней, органы местного самоуправления, учреждения науки, организации бизнеса, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, труда, занятости, социального развития, педагогическая и родительская общественность, гражданские институты, общественные организации и объединения, заинтересованные в развитии системы образования Вологодской области.


***

Доминирующее влияние демократии на общественную жизнь как генеральный принцип управления обществом обозначено в Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это означает, что все сферы деятельности человека, в том числе и образование, обязаны функционировать на основе права и демократии. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации «…единственным источником власти… является… народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления…».

Эффективность системных изменений и инновационных процессов в региональном образовании может быть достигнута в процессе созидательного сотрудничества государственных органов управления образовательными учреждениями и взаимодействующих с ними гражданских институтов.

Государственно-общественное управление предполагает развитие гармоничных социальных отношений субъектов управления образованием на основе их согласия и самоуправления, обеспечение необходимых условий для самореализации каждого участника образовательного процесса, создания и функционирования коллегиальных органов управления.

Признаками государственно-общественного управления образованием являются: наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью; наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью; согласованное и взаимно приемлемое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях.

Очевидно, что к функциям общественных органов управления должны быть отнесены:

– включение общественности в процесс разработки, принятия и реализации решений на всех уровнях управления образованием;

– обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства; прав ученика, родителей (законных представителей), педагогов; обеспечения условий доступности качественного образования;

- внесение предложений относительно правового статуса общественных органов управления образованием;

– привлечение и использование финансовых и материальных ресурсов;

– проведение экспертизы образовательных проектов;

– расширение спектра активного взаимодействия детей и взрослых в решении име­ющихся проблем.

Закон РФ «Об образовании» (ред. 1992 г.) впервые указал на обязательность общественно-государственного характера управления образованием. В современной редакции Закона демократиче­ский, государственно-общественный характер управления определен в качестве одного из принципов государственной политики в области образования (статья 2).

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) отечественное образование должно развиваться как открытая и единая государственно-общественная система, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования.

Такое управление должно строиться как на принципах единоначалия, так и самоуправления (статья 35). В Федеральном Законе РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ) в качестве одной из ведущих целей Программы определено формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием.

Курс на развитие общественной составляющей в общей системе управления образованием четко прослеживается в Комплексном плане формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009–2012 годы и на плановый период до 2020 года.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г. включает раздел 1.8. «Создание условий для распространения моделей государственного-общественного управления образованием».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», структурированная по шести основным направлениям (переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ), неотъемлемой частью эффективности развития образовательных систем определяет активное участие общественности во всех структурных, организационных и содержательных изменениях.

Нормативно-правовую базу для развития системы государственно-общественного управления составляют: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 27.12.2009), Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об автономных учреждениях», Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82 (редакция от 22.07.2010), Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 23.11.2009), Письмо Минобрнауки России «Примерное Положение о публичном докладе общеобразовательного учреждения» от 13.11.2006 №МОН-П-2333.

На расширение общественного участия в управлении образованием в Вологодской области, на управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями с позиции единоначалия и самоуправления ориентирует закон «О начальном и среднем профессиональном образовании в Вологодской области» от 16 января 2007 года № 1553-03, письмо Департамента образования Вологодской области «Об организации работы по расширению общественного участия в управлении образованием» от 30.01.2007 г. № 03-01-15/216. «Стратегия развития образования в Вологодской области на период до 2020 года» (утверждена Правительством Вологодской области 03.03.2009 г. № 398) включает подраздел III «Расширение общественного участия в управлении образованием».

В то же время нормативные правовые документы регионального, муниципального и локального уровней имеют недоработки в отношении создания правового поля общественного участия в управлении образованием. Это порождает противоречия, выражающиеся в:

– сложившемся стереотипе мышления о самодостаточной роли государства в управлении образованием и декларируемой в нормативных документах новой паритетной роли общества в управлении данной сферой;

– невозможности общественности активизировать свою роль в управлении развитием региональной образовательной системы, учреждений образования и одновременно недостаточной ее компетентностью в вопросах педагогического менеджмента.



В связи с этим, реформирование системы образования, реализация целевых программ в сфере образования, инновационная деятельность, ориентация на достижение высокого качества и непрерывность образования, удовлетворение растущих образовательных потребностей социальных заказчиков осуществляются без полноценного общественного участия. Требуется определение условий, средств, форм и направлений взаимодействия государственных и общественных институтов в управлении образованием, которые бы позволили:

  • реализовать в полной мере определенные Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании» права работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательным учрежде­нием;

  • повысить уровень качества удовлетворения образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;

  • внедрить эффективные модели государственно-общественного управления, способствующие развитию общественно-гражданских форм управления как важного условия повышения качества, открытости и инвестиционной привлекательности образования, полной реализации государственных гарантий и соблюдения прав и свобод граждан в области образования;

  • вовлекать общественность в формирование и реализацию образовательной политики региона, муниципального района, городского округа, обеспечить оптимальное развитие органов общественного управления и самоуправления в каждом образовательном учреждении;

  • наделить органы самоуправления полномочиями, направленными на совершенствование образовательного процесса, представление и защиту прав и интересов его участников;

  • развивать систему публичных отчетов образовательных учреждений об итогах собственной деятельности и ресурсном обеспечении образовательного процесса;

  • обеспечить участие в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации работников образования представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных ор­ганам управления образованием;

  • проводить конструктивные общественные обсуждения, публичные дискуссии по проблемам образования.



Характеристика региональной системы

государственно-общественного управления
Система образования Вологодской области включает государственные и муниципальные образовательные учреждения: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), учреждения начального и среднего профессионального, высшего профессионального образования, школы-интернаты, вечерние (сменные) общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для детей с девиантным поведением, специальные общеобразовательные школы закрытого типа. В систему образования также входят образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения дополнительного образования детей, межшкольные учебные комбинаты.

В региональной системе образования сложились предпосылки и позитивный опыт для развития государственно-общественного управления образованием.

На институциональном, муниципальном и региональном уровнях в сфере образования стимулируются процессы создания коллегиальных органов и структур управления.

В образовательных учреждениях определены Уставами и созданы вариативные модели общественных институтов управления образованием. Самыми распространенными формами участия общественности в управлении образовательными учреждениями стали родительские комитеты, советы образовательных учреждений и попечительские советы: 77 % общеобразовательных учреждений имеют советы образовательных учреждений, 82,1% – родительские советы (комитеты), 4,7 % - управляющие советы; советы образовательных учреждений работают во всех учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, попечительские советы – во всех 48 учреждениях для детей, нуждающихся в поддержке государства, в 194 муниципальных образовательных учреждениях дошкольного и общего образования, в 16 учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Влияние общественности на развитие муниципальных систем образования осуществляется через районные (городские) родительские комитеты (советы), районные (городские) родительские собрания, районные (городские) родительские конференции, городские и районные организации Профсоюза работников образования и науки РФ. Почти во всех муниципальных районах и городских округах функционируют советы руководителей образовательных учреждений. В ряде муниципальных образований проводятся информационные дни для обсуждения вопросов развития образования в конкретном населенном пункте с его жителями. На муниципальном уровне созданы коллегиальные органы управления: советы руководителей образовательных учреждений, советы по профильному обучению, муниципальные методические советы; городские и районные органы ученического самоуправления; работают попечительские советы, городские и районные советы родителей, районные родительские конференции. Сложилось взаимовыгодное сотрудничество с советами директоров промышленных предприятий, со всеми заинтересованными организациями и службами.

В ряде муниципалитетов накоплен позитивный опыт взаимодействия системы образования с окружающим социумом: клубами, включающими родителей, педагогов, представителей бизнеса; фондами развития образовательного учреждения, созданными родителями, объединениями родительских комитетов, детскими и молодежными общественными объединениями.

На региональном уровне функционируют коллегиальные органы управления образованием: коллегия Департамента образования области, советы ректоров вузов, директоров учреждений среднего и начального профессионального образования, директоров сельских школ. Прослеживается сотрудничество данных органов управления с общественными структурами: Вологодской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, Региональным объединением работодателей, общественным советом «Согласие», областным научно-методическим советом по русскому языку, литературе и культуре, региональной общественной организацией «Родительская конференция Вологодчины».

В целях координации деятельности по подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, привлечения работодателей, научных и общественных организаций к поддержке начального и среднего профессионального образования на региональном уровне созданы постоянно действующие областные, в том числе отраслевые, государственно-общественные координационные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов, положения и составы которых утверждены постановлениями Правительства области:

1) Областной государственно-общественный координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов (постановление Правительства области от 9 апреля 2007 года № 487 (в ред. Постановления Правительства области от 3 октября 2011 года № 1234));

2) 5 отраслевых советов :

отраслевой совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов машиностроительного комплекса области (постановление Правительства области от 11 апреля 2011 года № 356);

отраслевой совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса (постановление Правительства области от 6 мая 2011 года № 473);

отраслевой совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов агропромышленного комплекса (постановление Правительства области от 11 апреля 2011 года № 339);

отраслевой совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов лесного хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности (постановление Правительства области от 11 апреля 2011 года № 351);

отраслевой совет по подготовке квалифицированных специалистов для отрасли «Образование» (постановление Правительства области от 16 мая 2011 года № 525).

Органами местного самоуправления созданы координационные советы по содействию в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов на муниципальном уровне: гг. Вологда, Череповец, Вытегорский, Сокольский, Тотемский районы и др.

В области начата работа по подготовке управленческих кадров образовательных учреждений к взаимодействию с гражданскими институтами и переходу к государственно-общественному управлению.

С целью общественного обсуждения проблематики государственно-общественного управления образованием по инициативе регионального общественного движения «Родительский комитет» организована работа областной дискуссионной площадки. В соответствии с Положением, ее основными задачами являются: обеспечение реализации прав общественных институтов в обсуждении и решении проблем системы образования области; формирование гражданского (социального) заказа семьи, родителей и других общественных институтов системе образования; обсуждение проблем и путей развития взаимодействия и сотрудничества образовательных учреждений и общественных институтов, привлечение общественных объединений, родителей обучающихся, профессиональных сообществ и ученых в области образования и управления к обсуждению проблем и путей развития регионального образования, освещение идей и обсуждаемых проблем в средствах массовой информации.

Традиционным стало проведение областных родительских собраний.

Сложилась практика ежегодных публичных отчетов образовательных учреждений, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и Департамента образования. Действует институт общественных наблюдателей за ходом проведения единого государственного экзамена. Общественные организации участвуют в экспертизе образовательной политики в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В целом система образования области становится более открытой для широкой общественности.

К числу наиболее актуальных проблем в государственно-общественном управлении образованием области относятся:

– недостаточная заинтересованность участников образовательного процесса и руководителей в изменениях в управляющей системе образовательных организаций;

– недостаточные полномочия общественных структур по реальному принятию значимых решений, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику;

– слабое развитие механизмов, обеспечивающих развитие социального и государственно-частного партнерства;

– отсутствие практического общественного контроля качества образовательных услуг и недостаток открытости информации о деятельности образовательных учреждений.

Очевидно, что становление и развитие государственно-общественного управления образованием не может успешно осуществляться без ориентации деятельности субъектов управления на устранение указанных выше проблем.



зАДАЧИ развития государственно-общественного управления образованием
1. Законодательное обеспечение развития государственно-общественного управления системой образования области, что означает необходимость инициации и разработки Закона Вологодской области «О государственно-общественном управлении региональной системой образования».
2. Организация взаимодействия в процессе управления государственных и общественных органов управления образованием, что означает объединение и координацию организационно-управленческих функций государственных и общественных органов управления образованием на всех уровнях путем передачи части властных полномочий государственно-общественному органу, способному интегрировать педагогический потенциал общества.
3. Участие в управлении образованием обучающихся и их родителей или законных представителей.

4. Проведение общественной экспертизы качества образования общественными экспертами.

Исключительно ведомственные показатели качества, описывающие систему изнутри, важны, но совершенно недостаточны, поскольку реальная проверка качества образования может происходить и за пределами сферы образования – в социуме, на рынке труда
5. Развитие системы самоуправления субъектов образовательной деятельности, педагогов, обучающихся и их родителей, что означает:

– возможность каждого участника образовательного процесса ощущать непосредственную причастность к решению общих вопросов, к соблюдению и защите прав человека;

– наделение каждого органа самоуправления реальными властными полномочиями;

– взаимодействие на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления;

– создание системы поддержки ученического самоуправления, в том числе выстраивание взаимодействия ученического самоуправления со структурами гражданского общества, в плане расширения сферы активной социально значимой деятельности детей, психолого-педагогическое и методическое сопровождение ученического самоуправления.

Основные идеи И ПРИНЦИПЫ развития государственно-общественного управления образованием
В основу развития государственно-общественного управления образованием в области положены идеи:

– формирование и развитие системы эффективного взаимодействия вертикалей государственного и общественного управления;

– обеспечение субъектной позиции участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, представителей родительской и профессиональной общественности, молодежи) в развитии государственно-общественного управления образованием, направленной на удовлетворение образовательных потребностей и интересов, расширение и развитие социальных связей участников образовательного процесса.

Принципы развития государственно-общественного управления в сфере образования:

– независимость и паритетность органов государственного и общественного управления образованием;

– законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;

– целевая направленность деятельности субъектов государственно-общественного управления образованием на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;

– открытость и гласность, в соответствии с которыми деятельность субъектов государственно-общественного управления системой образования открыта для всех участников образовательного процесса;

– свобода самодеятельности, означающая возможность каждого субъекта управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности;

– согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом его уровне и этапе функцио­нирования и развития;

– цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.



Модель организационной структуры государственно-общественного управления в системе образования Вологодской области



Описательная характеристика модели
(государственно-общественные органы управления)

Совет по образованию Вологодской области
Цель – участие в формировании и осуществлении образовательной политики региона на основе действующих на федеральном и региональном уровнях законодательных актов.

Компетенции:



  • формирование регионального заказа на образовательные услуги, контроль за его выполнением;

  • осуществление наблюдательных функций при реализации проектов развития образования на региональном уровне;

  • подготовка предложений, экспертиза проектов;

  • контроль за эффективностью расходования средств, направляемых в систему образования;

  • контроль, оценка и информирование граждан о состоянии качества образовательных услуг региона;

  • взаимодействие с государственными и общественными субъектами, заинтересованными в развитии образования, в объединении усилий для проведения контроля за качеством образования, придания широкого общественного участия в решении актуальных проблем системы образования области.


Областной государственно-общественный координационный совет по подготовке

квалифицированных рабочих кадров и специалистов
Цель – согласование и реализация интересов заинтересованных сторон в вопросах подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов.

Компетенции:

- содействие в создании условий для опережающего развития начального и среднего профессионального образования области в связи с возрастающей потребностью организаций в работниках квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистах;

- развитие государственно-общественных форм управления системой подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов;

- оценка перспектив изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с социально-экономическим развитием области;

- участие в формировании социального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования области.

- содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования области, анализ проблем адаптации выпускников в трудовых коллективах;

- участие в разработке содержания начального и среднего профессионального образования, корректировке учебных планов и программ;

- разработка предложений по вопросам укрепления материально-технической базы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования области;

- разработка рекомендаций по организации производственного обучения и производственной практики обучающихся;

- взаимодействие со средствами массовой информации в вопросах популяризации рабочих профессий и специальностей, востребованных региональным рынком труда.
Отраслевые государственно-общественные координационные советы по подготовке

квалифицированных рабочих кадров и специалистов
Цель – обеспечение взаимодействия между учреждениями начального и среднего профессионального образования, органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, научными и общественными организациями, работодателями по решению вопросов в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов по отраслям.

Компетенции:

- выработка рекомендаций по объемам и профилям подготовки кадров с учетом потребности каждой отрасли, по профессиональным квалификационным требованиям для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

- содействие в реализации социального заказа на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования области;

- содействие учреждениям начального и среднего профессионального образования в разработке учебно-программной документации, модернизации учебно-материальной базы, организации производственной практики обучающихся и стажировке педагогических работников, проведении итоговой аттестации выпускников;

- содействие организациям и образовательным учреждениям в создании условий для трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на предприятиях, социальной поддержке молодых рабочих и специалистов, закреплению их на рабочих местах;

- содействие в привлечении областных бюджетных и внебюджетных средств в целях развития материально-технической базы образовательных учреждений;

- содействие в оптимизации сети образовательных учреждений.


Совет по образованию муниципального района, городского округа
Цель – участие в осуществлении стратегического управления муниципальной системой образования, образовательной системой городского округа.

Компетенции:



  • организация и проведение консультаций с органами местного самоуправления по вопросам развития муниципальной системы образования;

  • организация общественного обсуждения готовящихся законодательных и нормативных правовых актов в сфере образования, проектов и программ развития образования, бюджетных и внебюджетных расходов на данную отрасль;

  • организация контроля за состоянием реализации конституционных прав граждан на образование (доступность, бесплатность, качество), медицинского обслуживания, сохранения и укрепления здоровья, полноценного питания детей, обеспечения безопасности образовательного процесса, привлечения и расходования образовательными учреждениями внебюджетных источников финансирования;

  • участие в реализации проектов совместной деятельности родителей и детей, программ дополнительного образования, функционирования и развития муниципальной системы образования, организации непрерывного развития профессиональной компетентности работников образования в соответствии с принятыми решениями представительной власти.


Управляющий совет образовательного учреждения

(Совет образовательного учреждения)
Цель – участие в осуществлении стратегического управления образовательным учреждением.

Компетенции:



  • согласование реализации основной образовательной программы;

  • утверждение программы развития образовательного учреждения;

  • установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительности учебной недели, времени начала и окончания занятий;

  • решение о введении (отмене) в период занятий единой формы одежды для обучающихся и работников образовательного учреждения;

  • рассмотрение жалоб и заявлений участников образовательного процесса на действия (бездействия) педагогического и административного персонала образовательного учреждения;

  • подготовка и представление ежегодного публичного отчета образовательного учреждения общественности и учредителю;

  • инициирование представления информации о деятельности на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет;

  • содействие в привлечении образовательным учреждением внебюджетных средств;

  • участие в определении системы стимулирования качественного труда работников образовательного учреждения, распределения стимулирующей части заработной платы;

  • рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в образовательном учреждении;

  • иные компетенции, закрепленные «Положением об Управляющем совете образовательного учреждения».


ФОРМЫ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ ОБЛАСТИ


    • собрания (конференции) родителей (законных представителей) обучающихся;

    • собрания работников образования;

    • собрания работников образовательного учреждения;

    • собрания (конференции) городских, районных и первичных профсоюзных организаций;

    • собрания (конференции) обучающихся;

    • собрания попечителей образовательного учреждения;

    • совместные собрания (конференции) представителей различных категорий участников образовательного процесса;

    • участие в самооценке деятельности образовательного учреждения (самообследовании);

    • общественная экспертиза качества образования (участие в государственных процедурах оценки качества образования).


НАПРАВЛЕНИЯ взаимодействия государственных и общественных институтов в управлении образовательной системой области


  • определение стратегии региональной образовательной политики;

  • формирование социального заказа на образовательные услуги;

  • определение структуры взаимодействия органов государственного и общественного управления в системе образования;

  • разграничение компетенций, прав и обязанностей участников и организаторов образовательного процесса;

  • нормативно-правовое обеспечение совместной деятельности государственных, общественных и государственно-общественных институтов управления образованием (разработанные и действующие на всех уровнях управления Положения, Договоры о совместной деятельности образовательных и не образовательных организаций);

  • общественная экспертиза качества образования;

  • программно-целевое управление образовательной системой Вологодской области;

  • публичные отчеты государственных, общественных, государственно-общественных институтов управления региональной системой образования;

  • сотрудничество в сфере работы муниципальных, региональных дискуссионных, экспериментальных площадок, в работе которых обсуждаются актуальные проблемы обучения, воспитания, развития, социализации обучающихся.


Ожидаемые результаты реализации концептуальных идей и формирования системы государственно-общественного управления образованием области

Реализация Концепции позволит:

– активизировать юридически обоснованное участие общественности в управлении образовательными учреждениями;

– обеспечить механизмы взаимодействия органов управления, социальных партнеров образования в формировании и эффективной поддержке выполнения социального заказа системой образования, образовательными учреждениями области;

– обеспечить доступность качественного образования, защиту прав и интересов участников образовательного процесса;

– создать в системе образования области единое социально-педагогическое и социально-экономическое пространство, способствующее активизации процесса взаимодействия образовательных учреждений с социумом, практико-ориентированному характеру образования;

– воспитывать личность, обладающую конкурентными преимуществами в самоактуализации, самореализации и саморазвитии с учетом интересов и потребностей перспективного экономического и социально-культурного развития области;

– развивать принципы демократизации и гуманизации управления образовательной системой в целом и каждым образовательным учреждением в частности;



способствовать становлению и развитию активной гражданской позиции населения области в отношении образования как приоритетной сферы общества.

Словарь терминов

Государственное управление системой образования – легитимное, организующее и регулирующее воздействие государства (органы управления образованием федерального, регионального, муниципального уровней) на систему образования, направленное на обеспечение, гарантирование права личности на получение образования определенного уровня, по определенному направлению.

Государственно-общественное управление в сфере образования – управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной составляющей, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования.

Общественная экспертиза качества образования – проводимая общественными экспертами процедура оценки качества образования и условий его осуществления при установлении их соответствия законодательству и нормативным документам, выявление проблемных зон и выработка рекомендаций по разрешению проблем образования, воспитания и развития детей.

Общественное наблюдение – участие представителей общественного управления образованием в деятельности образовательных учреждений, аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий.

Общественное управление системой образования – продуктивная деятельность общественности, заключающаяся в активном проявлении гражданской инициативы и социальной ответственности в управлении системой образования.

Общественность – организованные структуры (советы, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, профессиональные педагогические, родительские и детские объединения и т. п.), отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчиненные органам управления образованием.

Общественный контроль – участие представителей органов самоуправления образовательных учреждений, профессиональной, деловой и родительской общественности, общественных объединений и организаций, органов ученического и студенческого самоуправления в оценке качества образования, в отстаивании прав участников образовательного процесса.

Орган государственно-общественного управления в сфере образования – создаваемый исполнительными органами государственной власти коллегиальный (или совещательный) орган, обеспечивающий согласованные действия исполнительных органов государственной власти, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования.

Орган государственно-общественного управления в сфере образования области – коллегиальный орган, обладающий определенными управленческими полномочиями в сфере образования, формируемый посредством процедур выборов, назначения из представителей участников образовательного процесса, органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления в сфере образования, из представителей граждан, их объединений и организаций, иных юридических лиц, действующих в сфере образования.

Органы государственно-общественного управления в сфере образования муниципальных районов и городских округов – коллегиальные органы, формируемые собраниями, конференциями представителей участников образовательного процесса, а также граждан, представителей их объединений, действующих в сфере образования, посредством выборов, назначения на уровне муниципального образования, общеобразовательных учреждений.

Система государственно-общественного управления в сфере образования области – единая система организационных форм и органов на уровне региона, муниципальных образований, обеспечивающих взаимодействие и совместную деятельность по вопросам компетенции в сфере образования органов государственной власти, органов управления образованием области по вопросам определенной законодательством компетенции образовательных учреждений с объединениями юридических лиц, общественными и государственно-общественными объединениями, иными юридическими лицами и гражданами, осуществляющими деятельность в сфере образования.

Система самоуправления в образовательном учреждении – необходимое и важное звено в системе государственно-общественного управления образованием, комплекс форм, методов, приемов, позволяющих вовлечь в управленческую деятельность всех участников образовательного процесса и прежде всего педагогов, включение исполнителей в процесс выработки и принятия решений.

Социальный механизм государственного управления – организованное взаимодействие людей, их сообществ, социальных групп и необходимость соблюдения взаимных обязательств и ответственности.

Субъекты государственного управления системой образования – Министерство образования и науки РФ, региональные Министерства и Департаменты образования, управления образованием муниципальных районов, учреждения образования.

Управляющий совет – коллегиальный орган, состоящий из избранных и назначаемых членов, имеющий управленческие полномочия по решению и согласованию значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница