Государственной итоговой аттестации образовательная программа подготовки бакалавра по направлению



страница1/5
Дата27.04.2016
Размер0.84 Mb.
  1   2   3   4   5
\\storage\work\учебные\фиисн\каф соц работы и орм\кафедра социальных наук\рпд по новому образцу\040100 социология набор 2011(почти готово)\img_3460.jpg

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
040100.62 – Социология, профиль: общий (набор 2011 г.), очная форма обучения


Утверждено на заседании кафедры социальных наук
протокол № 12 от 26.06.14 г.
Зав. кафедрой_____________

(В.Р. Цылев)




Утверждено на заседании Совета ФИиСН

протокол № 1 от 09.09.14 г.


Декан _______________

(А.И. Виноградов)

МП.



Составители программы:


В.Р. Цылев, зав. кафедрой социальных наук, кандидат философских наук, доцент

Н.А. Лебедева, кандидат философских наук, доцент



Рецензенты:

Г.В. Жигунова, доктор социологических наук, проректор по научной работе МГГУ

В.Н. Васильева, доктор социологических наук, профессор МГТУ
Председатель ГЭК: –


Работодатель-член ГЭК:

В.Н. Морозов, руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области



Пояснительная записка

Нормативные документы, на основании которых составлена программа

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Программа итоговой государственной аттестации студентов, обучающихся по направлению подготовки 040100.62 «Социология, профиль общий», составлена в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ (приказ Министерства образования РФ № 1155 от 25.03.2003 г.), Положением о государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) выпускников Мурманского государственного гуманитарного университета (утверждено Ученым советом МГГУ, протокол № 11 от 21.05.2014 г.), Положением о подготовке, защите и хранении выпускных квалификационных работ в Мурманском государственном гуманитарном университете (утверждено Ученым советом МГГУ, протокол № 7 от 09.03.2011 г., с доп. и измен.от 11.09.2013 г.).
Цель государственной итоговой аттестации (ГИА)

Государственная итоговая аттестация проводится государственной экзаменационной комиссией в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися ООП соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

К государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по данной образовательной программе. Допуск к государственной итоговой аттестации утверждается приказом ректора МГГУ не позднее, чем за неделю до итогового экзамена.

Основными функциями экзаменационной комиссии являются:



  • определение соответствия и уровня подготовки выпускников требованиям ФГОС ВО;

  • принятие решение вопроса о присвоении квалификации и выдаче выпускнику соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации;

  • разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки выпускников.


Виды государственной итоговой аттестации

Итоговая государственная аттестация выпускников Мурманского государственного гуманитарного университета по направлению подготовки 040100.62 «Социология, профиль общий» включает сдачу государственного итогового экзамена, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности, а также защиту выпускной квалификационной работы, включающей социальное исследование актуальных явлений жизнедеятельности российского общества.


Планируемые результаты освоения образовательной программы

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 040100.62 «Социология, профиль общий» выпускник должен обладать следующими компетенциями:



общекультурными (ОК):

способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

– умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

– способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

– умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

– стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

– умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

– осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

– способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

– способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

– способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

– способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

– владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

– способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

– владением иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

– владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);

– владением средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).



профессиональными (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

– способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования(ПК-1);

– способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

– способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);



в производственно-прикладной деятельности:

– способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

– умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

– способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);



в проектной деятельности:

– способностью составлять и представлять проекты научно- исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

– умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

– способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);



в организационно-управленческой деятельности:

способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);

в педагогической деятельности:

– способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).


Перечень проверяемых на ГИА результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП

В соответствии с квалификационными требованиями на государственной итоговой аттестации проверяются следующие результаты обучения:

– способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования;

– способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;

– способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории;

– умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;

– способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей;

способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности;

способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях;

– способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин).
Формы, критерии и системы оценивания, порядок и условия проведения ГИА

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в государственную итоговую аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания экзаменационных комиссий.В каждом из видов аттестационных испытаний применяются свои критерии оценивания, представленные в соответствующих разделах.

Государственный итоговый экзамен и защита выпускной квалификационной работы проводится в сроки, установленные в календарном графике в соответствии с учебным планом. На аттестационных испытаниях выпускники могут использовать аудио-визуальные средства передачи и воспроизведения информации (проекционное оборудование, ноутбук).

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложений к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.


Государственный итоговый экзамен

Критерии и системы оценивания, порядок и условия проведения государственного экзамена (ГЭ)

Цель государственного итогового экзамена– оценить общий уровень профессиональной подготовки бакалавра-социолога.

На государственном итоговом экзамене по социологии выпускник должен показать:


  • – умение профессионально анализировать научные источники;

  • понимание особенностей основных этапов развития социологического знания, ключевых концепций западных и отечественных социологов;

  • владение современными методами социологического исследования;

  • способность грамотно, профессионально и четко изложить материал в соответствии с общепринятыми нормами логики и публичной речи.

Проведение междисциплинарного государственного экзамена подчиняется определенному регламенту. Студенты являются на экзамен без опозданий, строго по группам, списки которых устанавливаются заранее. Каждый студент должен иметь при себе паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность).Для подготовки к ответу на итоговом экзамене выпускнику предоставляется не менее сорока минут. Продолжительность аттестации одного выпускника должна составлять не более тридцати минут.

К выступлению выпускника на итоговом экзамене предъявляются следующие требования:



  • ответ должен строго соответствовать объему вопросов билета;

  • ответ должен полностью исчерпывать содержание вопросов билета;

  • выступление должно соответствовать нормам и правилам публичной речи, быть четким, обоснованным, логичным.

Для определения качества ответа выпускника на государственном междисциплинарном экзамене по социологии предлагаются следующие основные критерии:

Оценка «отлично» выставляется выпускнику, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, усвоившего взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, ориентирующийся в социальной практике. Ответы на вопросы должны быть изложены логично, последовательно, с опорой на источники. Выпускник должен свободно оперировать терминами, ориентироваться в дополнительных источниках информации по проблеме.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, продемонстрировавший систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам, раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при ответе на обязательную литературу, включающий в свой ответ соответствующие примеры социальной действительности, демонстрирующий знание основных понятий, однако допускающий неточности и незначительные ошибки.

Оценка «удовлетворительно» выставляется выпускнику, представившему ограниченное знание основного программного материала, допустившего фактические ошибки в ответе на вопрос, в терминологии, в форме построения ответа.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившего принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий.



Содержание государственного итогового экзамена
РАЗДЕЛ I. Общая социология. Отраслевые социологические дисциплины.


  1. Научный статус социологии

Объект и предмет социологии. Функции и методы социологии. Социологические законы и категории. Понятие «социального». Социальный факт, его гносеологическая характеристика. Социальные связи, социальные отношения, социальные взаимодействия.

Многообразие и единство социологического знания. Структура социологического знания. Теоретическая, прикладная социология, эмпирические социологические исследования, их специфика и взаимосвязь, специальные и отраслевые социологические теории.

Место социологии в системе социально-экономических и гуманитарных наук. Сфера социологического познания. Характеристика современного состояния отечественной социологии, проблемы и перспективы ее развития. Роль социологии в решении важных проблем современного общества, в подготовке специалистов.


  1. Понятие общества. Модели социальной реальности

Основные подходы к трактовке общества: биологизаторский, культурологический, антропологический, аксиологический, символический. Основные парадигмы понимания общества в XX веке (структурно-функциональный подход, конфликтологический, символический интеракционизм). Современные подходы к проблеме (общество как сложная, открытая, развивающаяся система).

Модели социальной реальности. Натурализм как модель социальной реальности. Понятие «природа» и его трактовки в истории философии. Течение в натурализме: бихевиоризм, социал-дарвинизм и психологическое направление.

Прагматические (деятельностные) модели социальной реальности: принципы, структуры и законы функционирования общества. Труд и деятельность. Техницистские модификации прагматической модели. Теория Макклюена.

Реалистическая модель социальной реальности. Общество и его институты в трактовке реалистов. Исторические и современные типы социального реализма.

Феноменологическая модель социальной реальности. Специфика представлений об обществе в феноменологии. Понятия «интенциональность», «повседневность», «жизненный мир» и «конструирование». Достоинства и недостатки феноменологической модели социальной реальности.


  1. Общество как социальная система

Система как сложное, целостное образование: понятие, виды, основные признаки. Социальная система и ее специфика. Многообразие социальных систем, их классификация.

Общество как целостная, саморазвивающаяся, открытая система. Основные структурные элементы общества. Социологические подходы к анализу общества как социальной системы: генетический, структурный, функциональный, динамический.

Функционирование и развитие социальной системы. Саморегуляция, адаптация, достижение целей, интеграция, латентность. Факторы стабильности общества.


  1. 4. Социальные группы и социальные общности

Значение группы для жизнедеятельности общества. Понятие «социальная группа». Типология социальных групп: основания выделения и характеристика. Реальные и номинальные социальные группы. Социальные агрегаты и социальные организации.

Понятие «социальная общность». Иерархия социальных общностей. Кровнородственные общности и их характеристика. Содержание понятий «публика» и «толпа». Типы толпы и их характеристика.

Кровнородственные общности: род, племя, клан, семья, народность, народ, нация. Социологическое изучение публики. Феномен толпы. Понятие «малой группы». Свойства малых групп. Представления о групповой динамике.


  1. Социальные изменения и процессы

Социальная динамика и социальные изменения. Сущность социальных изменений. Основные подходы к исследованию социальных изменений: системный и процессуальный. Неравномерность и противоречивость как основные характеристики социальных изменений. Источники, факторы и виды социальных изменений.

Социальный процесс как специфическая форма социального изменения. Понятие социального процесса. Многообразие социальных процессов, их классификация и уровни. Процессы функционирования и социального развития. Переходные процессы и их особенности. Специфика социокультурных процессов.

Механизмы социальных процессов. Многообразие объяснительных парадигм развития человеческого общества. Взаимосвязь формационных и цивилизационных процессов. Направленность социальных процессов, их источники.


  1. Культура и общество

Понятие культуры: обыденное, общенаучное и социологическое. Функции культуры в обществе. Основные структурные элементы культуры: язык, ценности, обычаи, нормы и т.п. Основные культурные подсистемы – наука, образование, идеология, религия, искусство, воспитание и т. д.

Виды культуры. Элитарная, массовая, народная культуры. Субкультура. Контркультура. Культурный релятивизм. Понятие культурного развития и культурной деградации.

Социокультурные процессы, их динамика. Социокультурная регуляция: социокультурная политика и управление культурой. Субъект культуры и социальное поведение. Социализация личности и культура.

Социокультурные особенности российского общества. Проблемы развития культуры и пути их решения. Методология и методика социологических исследований культуры.




  1. Социальная структура и социальная стратификация

Понятие социальной структуры. Основные элементы социальной структуры общества и их взаимодействие. Социальное различие и социальное неравенство. Социальная стратификация. Основные концептуальные подходы к трактовке социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, В. Парето, П. Сорокин), их развитие в современных условиях.

Исторические типы социальной стратификации. Критерии и виды стратификации современного общества. Средний класс, его критерии и функции в обществе.

Социальная мобильность: ее виды, критерии, уровни, влияние на изменение социальной структуры общества. Маргинальность. Факторы маргинализации.

Тенденции и проблемы изменения социальной структуры современного российского общества. Бедность в России.




  1. Социальные институты и институциональные отношения

Понятие социального института. Социальные институты и институциональные отношения. Процесс институционализации.

Многообразие и динамичность функций социального института. Явные и латентные функции института. Функции и дисфункции института. Классификация социальных институтов. Институциональные признаки: установки и образцы поведения; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный, идеология. Характеристика основных социальных институтов: семьи, образования, религии.

Развитие и изменение социальных институтов. Эффективность функционирования социальных институтов.


  1. Семья как социальный институт и малая группа

Социология семьи как наука; социология семьи в России – история формирования, современные теоретические концепции, борьба парадигм в современной социологии семьи. Семья как социальный институт: функции и структуры семьи; общая и семейная социализация; социализация и формирование структуры социального поведения личности; типы семейного поведения. Семья как малая социально-психологическая группа. Жизненный цикл семьи. Теории измерения семьи. Проблемы современной российской семьи; семья и семейная политика.



  1. Политика как объект социологического анализа

Специфика социологического подхода к пониманию феноменов политики. Предмет и объект политической социологии. Эволюция основных идей и теорий политической социологии в западной и отечественной традиции: А.деТоквиль, М. Вебер, В.Парето,
И.Валерстайн, С.Липсет, М.Я.Острогорский, П.А.Сорокин.

Методы и функции политической социологии.

Феномен политической власти и его социологическое измерение: социология выборов, социология бюрократии, социология политической элиты и политического лидерства.


  1. Личность в системе социальных связей и отношений

Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» и их использование в социологии. Специфика социологического изучения личности. Социологические концепции личности.

Личность как объект и субъект социальных отношений. Социальный статус: понятие и типология. Иерархия статусов, статусные притязания и статусные коллизии. Социальная роль. Основные характеристики социальной роли. Механизмы структурно-ролевого принуждения социального поведения личности.

Социализация личности как процесс интеграции индивида в общество. Виды социализации: первичная и вторичная. Агенты и институты социализации. Десоциализация и ресоциализация.


  1. Социальное поведение личности

Социальное поведение личности. Условия жизнедеятельности и детерминации социального поведения. Социальная среда и поведение личности. Потребности, интересы, ценности, мотивы, стимулы, установки и их роль в социальном поведении людей. Социальный контроль. Основные элементы системы социального контроля – нормы и санкции. Типы санкций. Самоконтроль.

Отклоняющееся поведение личности. Основные виды отклонений – девиантное и делинкветное поведение личности. Теории девиантного поведения. Формы девиантного поведения и их последствия. Отклоняющееся поведение в современном российском обществе, основные условия его преодоления.




  1. Глобализация социальных процессов в современном мире

Современная цивилизация и ее специфические особенности. Мир как система. Государственно-центрический и транснациональный подходы к исследованию мировой системы.

Основные тенденции современного мирового развития и их теоретическая интерпретация – теория «конца истории» (Ф.Фукуяма); концепция «столкновения цивилизаций» (С.Хантингтон) и теория мир-системы (И.Валлерстайн).

Сущность процессов глобализации. Понятие глобализации. Социологический аспект анализа глобализации. Основные черты глобализации в экономике, политической, социальной и культурной сферах общества.

Противоречивость процессов глобализации. Императивы устойчивого развития. Место России в современном мире.




  1. Образование как социальный институт

Социология образования как отраслевая социологическая наука и ее связи со смежными областями знаний. Функции образования в обществе. Теоретические основы социологии образования. Образование как социальный институт. Школа как объект социологического исследования и социологической рефлексии. Социально-философские концепции университета. Структурно-функционалистский подход к системе образования. Интеракционистские исследования в области образования. Социология образования в СССР (Ф.Р.Филиппов, В.Н.Шубкин, Ж.Т. Тощенко и др.). Современные социологические исследования в образовании (Д.Л.Константиновский, Ф.Э.Шереги, А.А.Овсяников и др.). Непрерывное образование и его роль в современном обществе. Инновации в образовании.


  1. Социология коммуникации в структуресоциологического знания

Социология коммуникаций как специальная отрасль социологии: объект и предмет науки. Основные понятия социологии коммуникации: коммуникация, коммуникативный акт, информация, речевая деятельность, коммуникативная личность, социокоммуникативная система. Типы коммуникации: межличностная, межгрупповая, массовая.

Теории массовой коммуникации (В.Парето, Г.Мердок, Г.Лассуэл, Г.Маклюэн, Д.Белл).

Социологические доминанты социальной коммуникации: стратификационная группа (социальный статус и дифференциация/интеграция языков), ситуативная группа (коммуникативная роль и сфера коммуникации, установка на общение); оценочная группа (ценностная ориентация и оценка смысловой информации коммуникантами).

Уровни организации коммуникации (семиотический, лингвистический, паралингвистический, металингвистический, синтетический).




  1. Социальный конфликт: понятие, типология, виды,способы разрешения

Понятие социального конфликта. Диалектическая теория конфликта Р. Дарендорфа как альтернатива структурному функционализму. Л. Козер: попытка синтеза функционализма и теории конфликта. Природа и функции конфликта.

Структура и функции социального конфликта. Типология социального конфликта. Уровни, формы и модели социального конфликта. Стадии социального конфликта. Регулирование и разрешение конфликта.

Методы исследования и экспертизы конфликта. Специфика социологического изучения конфликта. Социальные характеристики конфликтующих сторон, факторов социального конфликта, стереотипов конфликтного взаимодействия и социальных механизмов регулирования конфликтов разного уровня. Комплексная диагностика социального конфликта. Сравнительный анализ и экспертиза конфликтов. Методики диагностики социального конфликта.


  1. Экономическая социология:ключевые понятия и направления исследований

Объект и предмет экономической социологии. Два подхода к человеку в социальной теории: «экономический человек» и «социологический человек». Социально-экономическая стратификация. Социально-экономическое расслоение в современном российском обществе.

Труд как социально-экономическая категория. Социальные функции труда. Классификация труда по различным признакам. Трудовое поведение и его виды. Социальный контроль в сфере труда. Трудовой коллектив. Трудовые конфликты. Трудовая адаптация как социальный процесс.

Рынок труда: понятие, виды, функции. Сегментация рынка труда. Проблема безработицы, её основные виды и причины.




  1. Социальные основы управления

Объект и предмет социологии управления. Понятие социального управления и его основные принципы. Планирование социального развития: теория, методология, организация. Менеджмент: основные подходы к определению. Социальный менеджмент: понятие, эволюция концепций, методы.


  1. Организация как объект социологического исследования

Социальная система и социальная организация. Понятие организации. Особенность организации как специфического социального объекта.

Разделение труда как условие и предпосылка возникновения организаций. Цели организации. Социальная иерархия в организации.

Управление в организациях. Основные компоненты: целенаправленное управляющее воздействие, социальная самоорганизация, организационный порядок. Способы воздействия. Стили управления. Управленческие решения.

Типология организаций. Формальные и неформальные организации. Формы организаций и их характеристика: деловые, общественные союзы, промежуточные, ассоциативные, поселения. Отношения между организациями.




  1. Религия как объект социологического анализа

Социологические определения религии (М. Вебер, Г. Зиммель). Религия и социальная солидарность (Э. Дюркгейм). Структурно-функциональный анализ религии. Теория религии Т. Парсонса. Религия и социальное изменение (М. Вебер). Религия и конфликт. Социальные функции религии.

Религия и формы ее организации. Типология религиозных объединений.

Религия, политика и общество. Религия и семья.

Секуляризация как социокультурный феномен. Теории секуляризации. Религиозное и светское. Священное в современном обществе.

Методы социологических исследований религии.
РАЗДЕЛ II. История социологии


  1. Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки возникновения социологии как научной дисциплины

Научно-теоретические источники социологии - европейский утопизм ХVI-XVII веков; нравственная философия; классическая политэкономия. Роль представителей французского Просвещения. Немецкая классическая философия.

Рождение социологии из соединения четырех главных идей: идеи общества, идеи естественного закона, идеи прогресса, идеи метода.

Исторические условия возникновения социологии как науки: развитие капитализма в начале ХIХ в.: углубление социальных противоречий; политическая борьба. Практическая потребность в теории общественного развития.

Состояние и роль социального знания в начале ХIХ в.




  1. Социологические воззрения О. Конта

Идейные истоки позитивизма О. Конта. Значение идей Сен-Симона. Основные черты и принципы позитивистской социологии.

О. Конт о необходимости и возможности возникновения социологии в XIX веке. Закон трех стадий развития общества. Классификация наук и место в ней социологии.

Задачи и методы социологии Конта. Система социологии. Социальная статика. Организмическая модель общества в социальной статике. Элементы функционализма в контовском «органицизме». Социальная динамика и идея общественного прогресса. Объединение идеи прогресса (социальная динамика) и идеи порядка (социальная статика) - как центральная задача и проблема контовского проекта социологии. Место социологии Конта в истории социологической мысли.


  1. Эволюционная доктрина Г. Спенсера

Источники формирования эволюционной доктрины Г. Спенсера. Основные идеи социальной теории Спенсера: понимание общества как организма и всеобщность закона эволюции. Проблема взаимодействия общества и личности.

Основные понятия социологической теории Спенсера. Соотношение понятий «эволюция» и «развитие». Дифференциация и интеграция как принципы эволюции. Взаимосвязь эволюции с организмом и идеей естественного равновесия. Организмическая модель общества. Подсистемы социальной системы. Понятия «социальная структура», «функция», «социальный институт».

Морфологическая концепция прогресса как усложнения строения и организаций социальных систем. Идея закономерности общественного развития. Эволюция общества и его институтов. Типология социальных институтов и их анализ. Типы общественной организации. Роль Г. Спенсера в истории социологии.


  1. Натуралистическая социология. Школы «одного фактора»

Использование в социологии теоретических моделей и методов естественных наук, эмпирических данных истории и этнографии. Эволюционизм как ведущий принцип в объяснении общественных процессов.

Социал-дарвинизм в социологии. Биологический редукционизм У. Беджгота,
Л. Гумпловича, Г. Ратценхофера, У. Самнера, А. Смола. Роль социального дарвинизма в истории социологии.

Расово-антропологическая школа. Расово-антропологический детерминизм. Культурный релятивизм и исторический пессимизм Ж.А. де Гобино. Антропосоциология О.Аммона и Ж.В. де Лапужа. Х. Чемберлен: фальсификация европейской истории.
Л. Вольтман - идеолог национал-социализма. Ф. Гальтон и возникновение евгеники.

Географическая школа. Натуралистический и географический детерминизм
К. Риттера. Энвайроментализм Ф. Ратцеля и Ф. ЛеПле. Ж.-Ж. Реклю и П.В. де Ла Блаш о роли географического фактора в жизни общества.

Психологический эволюционизм Л. Уорда и Ф. Гиддингса.

Кризис биолого-натуралистических школ в конце XIX в. и причины их крушения.




  1. Социологические концепции К. Маркса

Интеллектуальные истоки и среда формирования идей К. Маркса. Философско-антропологическая теория Маркса и проблема отчуждения. Личность и общество: проблемы взаимодействия.

Методология социального познания. Материалистическое понимание истории. Экономический детерминизм. Формация как социальная система. Структура социальной системы. Социальное развитие и социальный прогресс. Эволюция и революция. Теория классов как теория социального конфликта.




  1. Формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тенниса

Причины возникновения формальной социологии в Германии. Понятия «форма» и «содержание», их соотношение. Социология как изучение социальных форм. Социальное взаимодействие как исходное понятие формальной социологии.

Источники формирования мировоззрения Г. Зиммеля. Этапы идейной эволюции. Теория социальной дифференциации, социальных групп и социальных кругов. Взаимодействие и общество. Предмет и разделы социологии. Основные области исследования социальной реальности: социология религии и социология морали. Проблематика культуры.

Попытка теоретико-методологической систематизации социологии Ф. Теннисом. Структура социологии: чистая (теоретическая) социология; прикладная социология; эмпирическая социология или социография. Два типа социальности – «общность» и «общество».

Значение формальной социологии для развития социологического знания.





  1. Социология Э. Дюркгейма

Научные источники социологии Э. Дюркгейма. Социологизм как базовая теоретико-методологическая концепция.

Общество как реальность особого рода. Коллективные представления и социальная реальность. Предмет социологии. Понятие социального факта. Структура социологической науки: социальная морфология, социальная физиология, общая социология.

Разработка социологической методологии. Основные принципы и правила социологического метода. Структурно-функциональный анализ общества. Основные области социологического анализа. Теории разделения общественного труда и социальной солидарности. Анализ общества как нормативной системы. Социальная аномия. Сущность и методология социологического изучения религии. Религия как символическая система.

Вклад Дюркгейма в развитие социологии. Школа Дюркгейма и ее место в социологии.




  1. «Понимающая» социология М. Вебера

Теоретические источники веберовской социологии.

Общая концепция социологии как науки. Предмет социологии. Основные принципы методологии. Соотношение понимания и объяснения у М.Вебера. Представления о социальной реальности. Понятие социального действия. Признаки и типы социального действия. Трактовка идеальных типов. Идеальный тип как инструмент историко-социологического исследования.

Методы социального познания. Становление веберовской социологии как сравнительно-исторической социологии. Структура конкретного социологического исследования: наблюдение, интерпретация, конструирование «идеального типа», понимание мотивов, нахождение причин.

Разработка М. Вебером специальных отраслей социологии. Генезис капитализма и категория «рациональности». Работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», ее методологические и содержательные аспекты. Социология религии. Типы господства. Теория бюрократии М.Вебера. Влияние идей М.Вебера на последующее развитие социологического знания.




  1. Чикагская школа социологии. Теория социальной экологии Р.Парка

Периоды деятельности Чикагской школы в социологии. Роль социальных исследований в США первой трети ХХ в., их связь с социальным реформизмом. Чикагская школа: синтез теории и социального эксперимента. Методологический плюрализм.

Социальные системы как предмет социологии. Классификация социальных систем: социальные действия, социальные отношения, социальные личности, социальные группы. Социальные явления как результат сознательной деятельности людей. Ситуация как синтез установки и ценностей. Интроспективные методы в социологическом исследовании.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница