Государственной итоговой аттестации образовательная программа подготовки бакалавра по направлению



страница1/7
Дата27.04.2016
Размер1.32 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
040104.62 Организация работы с молодежью, профиль Общий (набор 2011 г.)

очная форма обучения



Утверждено на заседании кафедры социальных наук
протокол № 12 от 26.06.14 г.
Зав. кафедрой_____________

(В.Р. Цылев)




Утверждено на заседании Совета ФИиСН

протокол № 1 от 09.09.14 г.


Декан _______________

(А.И. Виноградов)

МП.






Авторы составители:

Е.Н. Шовина, к.ф.н., доцент кафедры социальных наук;

С.И. Петошина, к.ф.н., доцент кафедры социальных наук;

М.И. Сидорова, к.п.н., доцент кафедры социальных наук;

О.В. Грашевская, к.ист.н., доцент кафедры социальных наук;

Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальных наук.


Рецензенты:

- В.Р. Цылев, к.ф.н., доцент, зав. кафедрой социальных наук


Председатель ГЭК:

-
Работодатели – члены ГЭК:



I. Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых составлена программа. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Программа итоговой государственной аттестации студентов, обучающихся по направлению подготовки «040700.62 – Организация работы с молодежью», составлена в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ (приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 г.), Положение о государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) выпускников Мурманского государственного гуманитарного университет (утверждено приказом № 223-об от 28.05.2014 г.), Положением о подготовке, защите и хранении выпускных квалификационных работ в Мурманском государственном гуманитарном университете (утверждено Ученым советом МГГУ от 11.09.2013 г.).


Цель государственной итоговой аттестации (ГИА) - определить соответствие результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по направлению «040700.62 Организация работы с молодежью» требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Виды ГИА. Государственная итоговая аттестация выпускников высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «040700.62 – Организация работы с молодежью», включает сдачу комплексного государственного экзамена по специальности, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности, а также защиту выпускной квалификационной работы по одной из актуальных тем реализации государственной молодежной политики.
Планируемые результаты освоения образовательной программы. В соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «040700.62 – Организация работы с молодежью» к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

готовность строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, в своей деятельности (ОК-1);

уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям (ОК-2);

понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, её анализу и обобщению (ОК-3);

готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность (ОК-4);

понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);

умение осуществлять профессиональную самооценку (ОК-6);

способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей (ОК-7);

готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу и окружающей среде (ОК-8);

осознание необходимости и способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни (ОК-9);

готовность к повышению своего культурного уровня (ОК-10);

знание и соблюдение норм здорового образа жизни (ОК-11);

готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-12);

понимание сущности и значения информации в развитии современного общества (ОК-13);

способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

способность ясно и аргументировано формулировать свои мысли в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке, (ОК-15);

способность владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):



общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодёжной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике) (ПК-1);

профессиональные компетенции специалиста по работе с молодёжью (способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодёжи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью) (ПК-2);

проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодёжной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодёжи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений; готовность участвовать в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи; владеть навыками содействия деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; владение навыками организации досуговой деятельности) (ПК-3);

управленческие компетенции (способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодёжи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде; способность использовать на практике методы социальной педагогики) (ПК-4);

инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодёжных программ; владение педагогическими приёмами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодёжи) (ПК-5).
Перечень проверяемых на ГИА результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП. Основными критериями и показателями оценивания сформированности компетенций выступают следующие требования к выпускнику по направлению подготовки «040700.62 – Организация работы с молодежью» специалист должен знать:

- закономерности и особенности исторического процесса развития молодежной проблематике и отношения к ней как социальному субъекту,

- социально-психологические и поведенческие, этнокультурные и конфессиональные  особенности молодежи как социально-демографической группы современного общества;

- закономерности и особенности развития сложных социальных систем, явлений и  деятельности;

- сущность и значение информации в развитии современного общества и молодежи;

- зарубежный  и отечественный опыт развития государственной молодежной политики;

- историю развития молодежного движения в нашей стране и за рубежом;

- эффективные  модели и технологии  организации работы с молодежью, применяемые в России и за рубежом;

- основы государственного и муниципального строительства в России, государственной и муниципальной службы;

- теории и модели развития организаций и учреждений сферы  услуг для молодежи;

- методы и методику эмпирических исследований по молодежной проблематике;

- основные социальные технологии работы с молодежью (социально-педагогические, социально-психологические, информационные, социально-экономические, правовые и др.; профилактики, адаптации, коррекции, реабилитации, медиации и др.);

- основные этапы, направления и методы информационного обеспечения молодежи по реализации молодежной политики и взаимодействовать с молодежными СМИ;

- технологии проектирования, внедрения и эффективного управления  молодежными проектами;

- особенности работы с молодежью в организациях и  учреждениях, специализирующихся на реализации функций государственной молодежной политики и работы с молодежью:   в профильных молодежных центрах социально-психологической помощи молодежи, экстренной психологической помощи молодежи по телефону,  в социально-реабилитационных для подростков и молодежи, профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, занятости молодежи, содействия молодежному предпринимательству,  информационного обеспечения молодежи, отдыха и оздоровления молодежи, поддержки молодежных общественных объединений и молодежных инициатив, международного молодежного сотрудничества; институтов межотраслевой региональной переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики, научно-исследовательских (по проблемам молодежной политики); в жилищно-строительных кооперативах и объединениях, программ для молодежи, молодежных пресс-центров, патриотического воспитания молодежи, отдыха молодежных клубов; дворцов творчества молодежи; бирж труда для молодежи; молодежных жилищных и молодежных социальных комплексов; на предприятиях, воинских частях, учреждениях системы исполнения наказаний.

За время обучения в учреждении высшего профессионального образования выпускник должен уметь:

- объективно воспринимать, собирать, анализировать и обобщать научную информацию по молодежной проблематики;

- выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении молодежных проблем на семинарах, научно-практических конференциях;

- организовывать и проводить научные исследования по молодежной проблематике, анализировать, обобщать их результаты; разрабатывать рекомендации на основе полученных результатов для органов молодежной политики;

- организовывать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики и взаимодействовать с молодежными СМИ;

- выявлять проблемы отдельных групп молодежи и общественных молодежных объединений, организовывать и осуществлять оказание помощи и поддержки в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга, взаимодействия с объединениями и организациями, представляющими интересы молодёжи;

- организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; организовывать деятельность детских и молодежных общественных объединений; вовлекать молодых людей в экономическую, общественно-политическую, культурную жизнь общества;

овладеть:

- владеть методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации;

- владеть способами ясного и аргументированного формулирования и изложения своей точки зрения на проблему в устной и письменной формах;

- составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографии по молодёжной тематике;

- владеть навыками организации досуговой, гражданско-патриотической и спортивно-оздоровительной деятельности молодежи;;

- владеть навыками участия в социальных проектах по реализации молодежных программ;

- владеть педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи;

- владеть технологиями разработки и внедрения услуг, востребованных в молодежной среде;

- владеть способами информирования и консультирования молодых людей, молодежных организаций;

- владеть способами  организации взаимодействия  с органами власти и управления,  с  государственными и  неправительственными организациями и учреждениями;

- владеть способами, методами  и технологиями интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества;

- владеть технологиями развития активности, лидерства и самоуправления молодежи;

- владеть способами и технологиями развития карьеры молодежи, предпринимательства и экономической успешности молодежи на рынке труда.

Выпускник должен иметь опыт практической деятельности в молодежных социальных службах, общественных объединениях, организациях или учреждениях, представляющих интересы молодежи, в качестве волонтера или оплачиваемого специалиста.


Формы, критерии и системы оценивания, порядок и условия проведения ГИА.

Государственная итоговая аттестация осуществляется в устной форме посредством устного изложения ответов на вопросы билетов государственного экзамена и устной защиты результатов выпускной квалификационной работы.

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в государственную итоговую аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания экзаменационных комиссий. В каждом из видов аттестационных испытаний применяются свои критерии оценивания, представленные в соответствующих разделах.

Государственный итоговый экзамен и защита выпускной квалификационной работы проводится в сроки, установленные в календарном графике в соответствии с учебным планом. На аттестационных испытаниях выпускники могут использовать аудио-визуальные средства передачи и воспроизведения информации (проекционное оборудование, ноутбук).

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки высшего профессионального образования, разработанной МГГУ в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией, основными функциями которой являются:



  • определение соответствия и уровня подготовки выпускников требованиям ГОС ВПО;

  • принятие решение вопроса о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем образовании;

  • разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки выпускников на основании результатов работы государственной аттестационной комиссии.

При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, по направлению подготовки «040700.62 – Организация работы с молодежью» выпускнику присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

II. Государственный итоговый экзамен по теории и технологиям организации работы с молодежью
Критерии и системы оценивания, порядок и условия проведения государственного экзамена (ГЭ).

Целью государственного междисциплинарного экзамена по теории и технологиям организации работы с молодежью является определение уровня профессиональной подготовки выпускника к использованию теоретических знаний, практических умений и навыков для решения профессиональных задач, усвоения теоретико-методологических и технологических основ работы с молодежью.

Итоговый государственный экзамен по направлению подготовки включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, входящих в предметную область знаний организатора работы с молодежью: зарубежного и отечественного опыта развития государственной молодежной политики, развития молодежного движения в нашей стране и за рубежом, психолого-педагогических, социально-правовых, экономико-управленческих и технологических основ профессиональной деятельности.

На государственном междисциплинарном экзамене выпускники должны продемонстрировать готовность к осуществлению воспитательной, управленческой, профилактической, исследовательской, информационной деятельности при организации работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания, осуществлении взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; при организации помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизни общества.

Государственный экзамен по направлению подготовки «040700.62 – Организация работы с молодежью» учитывает общие требования к выпускнику, предусмотренные ГОС ВПО по данной специальности.

Государственная аттестационная комиссия осуществляет прием междисциплинарного государственного экзамена по билетам, составленным в соответствии с данной программой. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы можно было выявить степень полноты, глубины и свободного оперирования теоретическими знаниями в области общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также определить уровень практической подготовленности выпускника - владение основными методами и технологиями работы с молодежью.

Экзаменационный билет включает в себя:


        • вопрос по теоретико-методологическим основам работы с молодежью;

        • вопрос по технологиям деятельности специалиста по работе с молодежью;

        • ситуационную задачу по организации работы с молодежью.

Итоговый междисциплинарный экзамен включает в себя два этапа.

I этап – проверка уровня теоретической подготовленности студентов по вопросам билетов (1-2 вопросы в билете).

II этап – решение ситуационной задачи в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Цель ситуационной задачи – определить уровень сформированности практических умений и навыков выпускников, степень овладения основными методами и технологиями работы с молодежью.

Проведение итогового государственного экзамена подчиняется определенному регламенту.

Студенты являются на экзамен без опозданий, строго по группам, списки которых устанавливаются заранее. Каждый студент должен иметь при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

При подготовке к выступлению по билету, на которое отводится 1 час, студент должен сформулировать четкий ответ по каждому вопросу билета.

К выступлению выпускника на государственном экзамене предъявляются следующие требования:



  • ответ должен соответствовать содержанию вопросов билета, быть структурированным в исторической и проблемной логике;

  • выступление должно соответствовать нормам и правилам публичной речи, быть четким и обоснованным;

  • длительность устного ответа по трем вопросам экзамена должна составлять около 30 минут.


Основные критерии оценки ответа студента на государственном экзамене. Для определения качества ответа выпускника на государственном междисциплинарном экзамене по теории, методике и технологиям организации работы с молодежью и соответствия его оценкам по пятибалльной шкале предлагаются следующие основные показатели:

Оценка «отлично» выставляется выпускнику, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, в также усвоившего взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Ответы на вопросы изложены логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники. Выпускник свободно оперирует терминами, ориентируется в дополнительных источниках информации по проблеме.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, продемонстрировавший систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам, раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при ответе на обязательную литературу, включающий в свой ответ соответствующие примеры из производственной практики по организации работы с молодежью, демонстрирующий знание основных понятий, однако допускающий неточности и незначительные ошибки.

Оценка «удовлетворительно» выставляется выпускнику, представившему знание основного программного материала на основе изучения одного из подходов к рассматриваемой проблеме, допустившего фактические ошибки в ответе, при выполнении экзаменационных заданий, в том числе в терминологии и в форме построения ответа.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившего принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий.

Для оптимизации и повышения эффективности деятельности ГЭК возможно использование бланка оценочной ведомости, в котором члены ГЭК отмечают соответствие ответа выпускника критериям, предъявляемым к данному виду аттестационных испытаний (см. Бланк оценки устного ответа выпускника на ГИЭ).



Бланк оценки устного ответа выпускника на государственном итоговом экзамене

Ф.И.О. студента




Критерии оценки устного ответа студента на экзамене

Показатели



'Отлично'

'Хорошо'

'Удовлетворительно'

'Неудовлетворительно'

5

4

3

2

соответствие ответа содержанию программы ИГА, ГОС ВПО

полностью соответствует содержанию программы ИГА, ГОС ВПО; выпускник свободно оперирует понятийным аппаратом, отвечает на дополнительные вопросы

*











допущены отдельные неточности и незначительные ошибки в ответе




*







допущены существенные ошибки в ответе, при использовании понятийно-категориального аппарата, затрудняется с четким ответом на поставленные вопросы







*




отсутствуют представления о содержании вопроса, знание понятийно-категориального аппарата, студент не отвечает на дополнительные вопросы










*

Интегрирован-ность, междисциплинарность знаний, оперирование дополнительной информацией

знания из различных научных сфер интегрированы, в излагаемом материале отражены междисциплинарные связи


*











представлены знания из различных научных отраслей, но при оперировании дополнительной информацией допущены незначительные ошибки



*








междисциплинарные связи присутствуют, но знания представлены лишь из одной области социальных наук






*





знания разрознены и обрывочны, отсутствуют связи между дисциплинами









*


Структурирова-нность ответа

материал изложен на основе определенного алгоритма, выделена главная мысль, дана полная аргументация, охвачены основные аспекты проблемы

*











материал изложен в целом логично, присутствует общая аргументация выводов



*








материал изложен схематично, отсутствует четкий план изложения материала и аргументация выводов







*





ответ не структурирован, отсутствует логика изложения










*

иллюстрированность ответа примерами

ответ убедительно иллюстрирован примерами из опыта практической деятельности выпускника, научно-методической и художественной литературы

*











ответ ограничен примерами из научно-методической и художественной литературы



*








ответ иллюстрирован примерами, не имеющими прямого отношения к доказываемому положению







*




отсутствуют иллюстрирующие ответ примеры










*

соответствие нормам речевой культуры и научному стилю изложения материала

ответ соответствует нормам речевой культуры, материал излагается в научном стиле

*











присутствуют незначительные нарушения норм современного русского языка



*








допущены значительные речевые ошибки в научном стиле изложения






*





не владеет научным стилем изложения материала










*


Подпись члена государственной экзаменационной комиссии


Содержание государственного междисциплинарного

экзамена для студентов, обучающихся по направлению подготовки

«040700.62 – Организация работы с молодежью»
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница