Государственной итоговой аттестации основная образовательная программа подготовки по специальности



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер1.35 Mb.
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

( ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040104.65 Организация работы с молодёжью

Утверждено


на заседании кафедры социальных наук

факультета истории и социальных наук

(протокол № 12 от 26.06. 2014 г.)

Зав. кафедрой_________ В.Р.Цылев


Утверждено


на заседании Совета факультета истории и социальных наук

(протокол № 1 от 09.09. 2014 г.)

Декан

факультета ИиСН_______А.И.Виноградов




Составители программы:

Рыбкин В.Р., кандидат философских наук, доцент

Сидорова М.И., кандидат педагогических наук

Шовина Е.Н., кандидат философских наук, доцент

Петошина С.И., кандидат философских наук

Грашевская О.В., кандидат исторических наук

Тегалёва Т.Д., старший преподаватель
Рецензенты:

Левитес Д.Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования МГГУ

Милиев В.А., директор ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота», кандидат философских наук

В предлагаемом пособии представлены основные положения итоговой государственной аттестации студентов, обучающихся по специальности «040104.65 – Организация работы с молодежью».

Пособие включает в себя пояснительную записку, характеристику основных видов итоговых аттестационных испытаний, вопросы для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену, критерии оценивания результатов итоговых аттестационных испытаний студентов, список литературы и интернет-ресурсов, рекомендуемых для использования в процессе подготовки к итоговой государственной аттестации.
Пояснительная записка
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Программа итоговой государственной аттестации студентов, обучающихся по специальности «040104.65 – Организация работы с молодежью», составлена в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ (приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 г.), Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Мурманского государственного гуманитарного университета (утверждено Ученым советом МГПУ от 14.11.2003 г. с доп. и измен. от 09.02.2011 г.), Положением о подготовке, защите и хранении выпускных квалификационных работ в Мурманском государственном гуманитарном университете (утверждено Ученым советом МГГУ от 09.03.2011 г.).

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности высшего профессионального образования, разработанной МГГУ в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией, основными функциями которой являются:



  • определение соответствия и уровня подготовки выпускников требованиям ГОС ВПО;

  • принятие решение вопроса о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем образовании;

  • разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки выпускников на основании результатов работы государственной аттестационной комиссии.

При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, по специальности «040104 – Организация работы с молодежью» выпускнику присваивается квалификация «специалист по работе с молодежью» и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:



  • закономерности становления  молодого человека как индивида и субъекта общественных отношений;

  • социально-психологические и поведенческие, этнокультурные и конфессиональные  особенности молодежи как социально-демографической группы современного общества;

  • закономерности и особенности развития сложных социальных систем, явлений и  деятельности;

  • психолого-педагогические,  социально-правовые, экономико-управленческие и  технологические основы  организации работы с молодежью;

  • историю и этапы становления и развития социологии молодежи;

  • характер зарубежного  и отечественного опыта развития государственной молодежной политики;

  • историю развития молодежного движения в нашей стране и за рубежом;

  • эффективные  модели и технологии  организации работы с молодежью, применяемые в России и за рубежом;

  • основы государственного и муниципального строительства в России, государственной и муниципальной службы;

  • теории и модели развития организаций и учреждений сферы  услуг для молодежи;

  • технологии проектирования, внедрения и эффективного управления  молодежными проектами;

За время обучения в учреждении высшего профессионального образования выпускник должен

изучить опыт:

  • реализации моделей молодежной политики в странах мира и регионах Российской Федерации;

  • деятельности органов законодательной, исполнительной, муниципальной  власти  в организации работы с молодежью на федеральном, региональном муниципальном уровнях;

  • реализации функций  по работе с молодежью в  местных сообществах, образовательных учреждениях, на предприятиях, воинских частях, учреждениях системы исполнения наказаний;

  • организации работы с молодежью в организациях и  учреждениях, специализирующихся на реализации функций государственной молодежной политики и работы с молодежью:   в профильных молодежных центрах социально-психологической помощи молодежи, экстренной психологической помощи молодежи по телефону,  в социально-реабилитационных для подростков и молодежи, профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, занятости молодежи, содействия молодежному предпринимательству,  информационного обеспечения молодежи, отдыха и оздоровления молодежи, поддержки молодежных общественных объединений и молодежных инициатив, международного молодежного сотрудничества; институтов межотраслевой региональной переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики, научно-исследовательских (по проблемам молодежной политики); в жилищно-строительных кооперативах и объединениях, программ для молодежи, молодежных пресс-центров, патриотического воспитания молодежи, отдыха молодежных клубов; дворцов творчества молодежи; бирж труда для молодежи; молодежных жилищных и молодежных социальных комплексов;

  • деятельности эффективных общероссийских, межрегиональных, региональных  молодежных организаций;

  • разработки, внедрения и эффективного управления профильными молодежными проектами;

овладеть:

  • способами исследования, диагностики и оценки положения молодых людей в обществе;

  • навыками эффективного взаимодействия с молодыми людьми и  молодежными сообществами;

  • навыками проектирования, внедрения и сопровождения молодежных проектов;

  • способами информирования и консультирования молодых людей, молодежных организаций;

  • навыками организации деятельности молодых людей  в группах, развития самодеятельности молодежи;

  • навыками управленческой деятельности;

  • технологиями экономической деятельности и экономического обеспечения работы с молодежью;

  • технологиями разработки и внедрения услуг, востребованных в молодежной среде;

  • способами  организации взаимодействия  с органами власти и управления,  с  государственными и  неправительственными организациями и учреждениями;

  • технологиями эффективного вовлечения молодых людей в экономическую, общественно-политическую, культурную жизнь общества;

  • способами, методами  и технологиями интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества;

  • технологиями развития активности, лидерства и самоуправления молодежи;

  • способами и технологиями развития карьеры молодежи, предпринимательства и экономической успешности молодежи на рынке труда.

Итоговая государственная аттестация выпускников высших учебных заведений, обучающихся по специальности «040101.65 – Организация работы с молодежью», включает сдачу комплексного государственного экзамена по специальности, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности, а также защиту выпускной квалификационной работы по одной из актуальных тем реализации государственной молодежной политики.


  1. Государственный междисциплинарный экзамен по теории, методике и технологиям организации работы с молодежью


Цель, содержание и требования, предъявляемые к государственному междисциплинарному экзамену
Целью государственного междисциплинарного экзамена по теории, методике и технологиям организации работы с молодежью является определение уровня профессиональной подготовки выпускника к использованию теоретических знаний, практических умений и навыков для решения профессиональных задач, усвоения теоретико-методологических и технологических основ работы с молодежью.

Итоговый государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, входящих в предметную область знаний организатора работы с молодежью: зарубежного и отечественного опыта развития государственной молодежной политики, развития молодежного движения в нашей стране и за рубежом, психолого-педагогических, социально-правовых, экономико-управленческих и технологических основ профессиональной деятельности.

На государственном междисциплинарном экзамене выпускники должны продемонстрировать готовность к осуществлению воспитательной, управленческой, профилактической, исследовательской, информационной деятельности при организации работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания, осуществлении взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; при организации помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизни общества.

Государственный экзамен по специальности «040104.65 – Организация работы с молодежью» учитывает общие требования к выпускнику, предусмотренные ГОС ВПО по данной специальности.

Государственная аттестационная комиссия осуществляет прием междисциплинарного государственного экзамена по билетам, составленным в соответствии с данной программой. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы можно было выявить степень полноты, глубины и свободного оперирования теоретическими знаниями в области общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также определить уровень практической подготовленности выпускника - владение основными методами и технологиями работы с молодежью.

Экзаменационный билет включает в себя:



        • вопрос по теоретико-методологическим основам работы с молодежью;

        • вопрос по базовым технологиям деятельности специалиста по работе с молодежью;

        • вопрос по частным проблемам организации работы с молодежью;

        • ситуационную задачу по организации работы с молодежью.

Итоговый междисциплинарный экзамен включает в себя два этапа.

I этап – проверка уровня теоретической подготовленности студентов по вопросам билетов (1-3 вопросы в билете).

II этап – решение ситуационной задачи в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Цель ситуационной задачи – определить уровень сформированности практических умений и навыков выпускников, степень овладения основными методами и технологиями работы с молодежью.

Проведение итогового государственного экзамена подчиняется определенному регламенту.

Студенты являются на экзамен без опозданий, строго по группам, списки которых устанавливаются заранее. Каждый студент должен иметь при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

При подготовке к выступлению по билету, на которое отводится 1 час, студент должен сформулировать четкий ответ по каждому вопросу билета.

К выступлению выпускника на государственном экзамене предъявляются следующие требования:



  • ответ должен соответствовать содержанию вопросов билета, быть структурированным в исторической и проблемной логике;

  • выступление должно соответствовать нормам и правилам публичной речи, быть четким и обоснованным;

  • длительность устного ответа по трем вопросам экзамена должна составлять около 30 минут.


Основные критерии оценки ответа студента

на государственном экзамене
Для определения качества ответа выпускника на государственном междисциплинарном экзамене по теории, методике и технологиям организации работы с молодежью и соответствия его оценкам по пятибалльной шкале предлагаются следующие основные показатели:

Оценка «отлично» выставляется выпускнику, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, в также усвоившего взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Ответы на вопросы изложены логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники. Выпускник свободно оперирует терминами, ориентируется в дополнительных источниках информации по проблеме.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, продемонстрировавший систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам, раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при ответе на обязательную литературу, включающий в свой ответ соответствующие примеры из производственной практики по организации работы с молодежью, демонстрирующий знание основных понятий, однако допускающий неточности и незначительные ошибки.

Оценка «удовлетворительно» выставляется выпускнику, представившему знание основного программного материала на основе изучения одного из подходов к рассматриваемой проблеме, допустившего фактические ошибки в ответе, при выполнении экзаменационных заданий, в том числе в терминологии и в форме построения ответа.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившего принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий.
Рекомендации по самостоятельной подготовке к

государственному междисциплинарному экзамену по теории,

методике и технологиям организации работы с молодежью
Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному экзамену по теории, методике и технологиям организации работы с молодежью включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Во время самостоятельной подготовки особое внимание следует сосредоточить не на заучивании фактического материала, а на усвоении основных тенденций и проблемных вопросов в каждой выносимой на экзамен теме.

Целесообразно начинать подготовку с изучения базовой и специальной литературы по вопросам, вынесенным на экзамен.

Затем необходимо структурировать каждую из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос. В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:



  • сущность феномена, лежащего в основе проблемы;

  • место и роль феномена в жизнедеятельности общества, системе работы с молодежью, его взаимосвязь и взаимозависимость с другими феноменами,

  • основные характеристики феномена (детерминанты, статистические и другие данные), определяющие его масштабность и значимость;

  • исторические, правовые, экономические, психологические и другие аспекты феномена;

  • понятийно-категориальный аппарат, используемый при изучении феномена;

  • наиболее значимые подходы к определению и изучению данного феномена, наиболее значительные исследования и достижения в данной области;

  • основные способы и направления разрешения индивидуальной и социальной проблематики, вызванной наличием данного феномена, с учетом отечественного и зарубежного опыта;

  • перспективы развития данного феномена и развития общества с учетом последнего.

Особое внимание в структуре подготовки к экзамену следует уделить изучению нормативно-правовых актов, очерчивающих правовое поле изучаемого социального явления, а также научной периодической литературы, дающей представление об инновационных методах и технологиях в работе с молодежью.
II. Содержание государственного междисциплинарного

экзамена для студентов, обучающихся по специальности

«040104 – Организация работы с молодежью»
Раздел «Теоретико-методологические основы работы

с молодежью»
Цель данного раздела – определить у выпускника уровень сформированности системных знаний в области теории и методологии работы с молодежью как области познания и практической деятельности.

Вопросы данного раздела направлены на анализ закономерностей становления молодого человека как индивида и субъекта общественных отношений, особенностей развития государственной молодежной политики, молодежного движения в России и за рубежом, научных и организационных основ государственного управления, социальной безопасности молодежи, способствующих формированию профессионального мировоззрения будущего специалиста по работе с молодежью.

В данный раздел включены основные положения таких общепрофессиональных дисциплин как социология молодежи, государственная молодежная политика в Российской Федерации, международный опыт молодежной политики, история и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом, этика и социальная политика и др.
Содержание раздела

«Теоретико-методологические основы работы с молодежью»
Организация работы с молодежью - область профессиональной деятельности специалиста

Актуальность «молодежных» проблем на современном этапе развития общества.

Научные и организационные основы работы с молодежью. Междисциплинарный подход в изучении молодежных проблем. Классификация наук, изучающих молодежь. Отечественный и зарубежный опыт исследования проблем молодежи. Молодежь как объект и субъект социальной и социально-педагогической работы.

Работа с молодежью как особый вид практической деятельности. Функции, задачи и направления профессиональной деятельности специалиста по организации работы с молодежью.


Молодежь как социально-демографическая группа

Понятие молодежи (В.Т. Лисовский, И.С. Кон). Группообразующие признаки молодежи. Возрастные границы. Документы, регламентирующие возрастные границы. Деление по возрастным границам внутри молодого возраста. Физиологические и психологические особенности развития молодежи. Специфика социального статуса и социально-ролевое поведение.

Социальная адаптация и социализация. Ювентизация общества. Закономерности процесса социализации и ювентизации в конкретных общественных условиях. Социальная природа возрастных границ. Образы детства, юности и молодости в различных обществах. Подвижность границ молодежного возраста.

Современная демографическая ситуация. Возрастно-половая структура и воспроизводство населения: прямые и обратные связи.

Система ценностей, норм, моделей поведения как самосознание молодого поколения и функция адаптации к периоду перехода от юности к взрослому состоянию. Мировоззрение молодежи. Проблемы молодежи и возможности их удовлетворения в обществе.
Диалектика преемственности поколений. Взаимодействие поколений

Понятие «поколение» и его значения (демографическое, антропологическое, символическое, историческое, хронологическое). Трудности определения границ поколения. Включение новых поколений в активную общественную жизнь (процессы: социализации молодежи и ювентизации общества).

Взаимодействие поколений. Типология М. Мид о взаимодействии между поколениями в рамках конкретных типов культур (постфигуративной, конфигуративной, префигуративной). Два подхода к проблеме взаимоотношений поколений в историческом контексте: вертикальный (диахронный) срез и горизонтальный (синхронный) анализ.

Спектр отношений между поколениями (взаимопонимание и единство; расхождения во взглядах, неприятие ценностей, конфликт). Теории конфликта поколений (Л. Фойер, Ж. Мандель, К. Лоренц и др.). Идентификация со своим поколением. Изменение значения идентификации со своим поколением по мере взросления.


Молодежь и общество – характер взаимодействия

Трансформация социальных отношений и их влияние на положение молодежи в обществе. Роль социально-экономических кризисов на формирование политической активности молодежи. Экономическая поляризация и кризис общественных отношений в современном Российском социуме.

Молодежь как часть общества. Молодежь как своего рода резерв, выступающий на передний план, когда становится необходимым приспособление к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Роль динамично развивающегося общества в активизации и организации ресурсов молодежи. Молодежь – потенция, готовая к любому начинанию. Молодежь как особая возрастная и социальная группа, самостоятельно воспринимающая ценности культуры.
Социальные проблемы молодежи: сущность, специфика, уровни возникновения, классификация, этапы решения

Понятие социальной проблемы. Субъективистский (У. Томас, Ф. Знанецкий, Г. Беккер) и объективистский (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Маркс) подходы к определению социальной проблемы, ее специфики, причинам возникновения. Зарубежная и отечественная традиции трактовки.

Взаимосвязь и динамика общественных и личных проблем. Уровни возникновения и генезис социальных проблем. Классификация социальных проблем. Отношение человека к проблеме и учет в практике социальной работы.

Технологический процесс решения социальной проблемы: предварительный этап, этап целеполагания, этап обработки информации, этап процедурно-организационной работы, контрольно-аналитический этап.

Пути совершенствования технологического процесса в работе с молодежью.
Понятие, цели, задачи и принципы государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Теоретические концепции и подходы к формированию государственной молодежной политики в современной России. Сущность различных подходов к молодежной политике в современной России. Позиции сторонников и противников выделения молодежной политики в отдельное направление деятельности государства; противоречия среди сторонников проведения отдельной молодежной политики (неоконсервативный (либеральный) и социал-демократический подходы).

Подходы к определению положения государственной молодежной политики в спектре основных направлений государственного регулирования: молодежная политика как часть социальной политики государства и молодежная политика как одна из основ национальной безопасности.

Цели и принципы государственной молодежной политики в современной России.

Ответственность государства за соблюдение прав и законных и интересов молодежи. Ответственность молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей.

Приоритетность государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути.

Концепция государственной молодежной политики (утвержденная Правительственной комиссией по делам молодежи в декабре 2001 г.). Основные положения и цели.

Стратегия государственной молодежной политики (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1760-р от 18 декабря 2006 г.). Цели, основные положения, приоритетные направления.


Этика как условие определения методов справедливой политики

Становление государства и развитие морали в классовом обществе. Платон и Аристотель о значении воспитания гражданской ответственности. Роль философии в воспитании граждан. Значение античной культуры для появления идей о правовом государстве. Религиозная мораль о роли государства.

Этический идеал справедливости в «Государстве» Платона. Идея государства как синтез представлений Платона о космосе и идеальном полисе – древнегреческом этногосударственном образовании. Политическая форма как пропорциональное сочетание функций общественных субъектов и способов их взаимодействия. Принципы политической организации. Платон в «Государстве» об аналогии между строением образцового общества, воображаемого философом, и строением человеческой души.

Этика и власть в «Левиафане» Т. Гоббса.

Социальная действительность Англии и некоторых стран Европейского континента (прежде всего Франции и Италии) как условие становления системы философских воззрений Т. Гоббса. Гоббс о проблеме человека как субъекта морали и его свободы. Утверждение Гоббса, что человек – не только тело в ряду бесчисленного множества других природных, физических тел, но и разумное существо, наделенное сознанием и речью. Значение утверждения Гоббса, что человек – действующее существо, творящее многообразный мир культуры, различные «искусственные тела» для понимания роли этики в политике.

Либерально-правовое государство Дж. Локка. Концепция Локка происхождения государства из общественного договора в «Двух трактатах о государственном правлении». Изначальное равенство детей в смысле отсутствия у них знаний, как предпосылки первоначального естественного равенства, и постепенное развитие разных, а неравных их способностей и задатков, в том числе трудолюбия, как причины того, что в последующей истории действуют люди с самыми разными возможностями и индивидуальными перспективами. Тезис Локка, что о Верховном суверене в государстве является не правительство, а нация как условие верховенства этики над политикой.

И. Кант: этические основания государства и права – выражение зрелого либерализма. Кант как философ свободы. Кант о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. Рассуждения Канта о всемирной истории как о прогрессе культуры. Прогресс как противоречия присущие человеческой личности. Этический постулат Канта о праве и государстве: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть в то же время принципом всеобщего законодательства. Значение утверждения Канта, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью.
Первая мировая война и международное молодежное движение в борьбе за свои права и прекращение войн

Молодежное движение, борьба молодежи за удовлетворение ее социально-экономических и политических требований, а также ее участие в общеполитической борьбе. Молодежное движение в классово антагонистическом обществе. Молодежное движение как отражение интересов определенных классов и социальных групп.

Развитие массового социалистического рабочего движения во 2-й половине XIX века в передовых странах Европы. Антивоенное движение рабочей молодежи и представители из различных классов и социальных групп. Активизация консервативных молодежных организаций и обществ. Роль международных молодежных христианских объединений: в 1855 г. – Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан (ВААМХ), в 1894 г. – Всемирная ассоциация молодых женщин-христианок (ВАМЖХ), в 1895 г. – Всемирная федерация студентов-христиан (ВФСХ) и др. Зарождение скаутского движения (1908г.).

Роль студенческой молодежи в общественной жизни России в конце XIX – начале XX вв. Социал-демократические, буржуазно-демократические и либеральные молодежные организации в России.

1-я Международная конференция социалистических организаций молодежи, которая приняла решение о создании Социалистического интернационала молодежи (СИМ) в Штутгарте (1907).

Бернская международная социалистическая конференция молодежи 1915 г. Критика начавшейся войны как империалистической. Решение о ежегодном праздновании Международного юношеского дня (до 1945 г.).

Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи. Создание (март 1919 г.) Коммунистического Интернационала молодежи.
Молодежные организации в борьбе против фашизма в период между мировыми войнами и в ходе второй мировой войны

Годы частичной относительной стабилизации капитализма (1924–1929 гг.). Коммунистические и социалистические организации молодежи в борьбе с фашистской угрозой. Единые действия всех демократических сил и, в том числе, демократической молодежи в начале 30-х гг. ХХ века с возраставшей угрозой фашизма.

Общие ассоциации молодежных организаций народного фронта. Международный юношеский конгресс (Париж, сентябрь 1933 г.), Всемирный студенческий конгресс (Брюссель, декабрь 1934 г.), Международная юношеская антивоенная конференция (Париж, май 1935 г.), 1-й Всемирный молодежный антивоенный конгресс (Женева, август-сентябрь 1936 г.).

2-й Всемирный конгресс молодежи за мир (США, Вассар-колледж, август 1938 г.). Национально-революционная война испанского народа 1936–1939 гг. и защита Испанской республики.

Создание молодежных ультрареакционных, фашистских организаций (Италия, Германия, Испания).

Создание 28 сентября 1941г. в Москве на антифашистском митинге советской молодежи антифашистского комитета советской молодежи (с 1956 г. – Комитет молодежных организаций СССР). Антифашистские объединения молодежи в других странах антигитлеровской коалиции.

Создание Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ) 10 ноября 1945 г. для содействия взаимопониманию и сотрудничеству молодежи во всех областях экономической, политической, общественной и культурной жизни, борьбе против социального, национального и расового угнетения, за мир и безопасность народов, за права молодежи.

1-й Всемирный конгресс студентов в августе 1946 г в Праге. Создание Международного союза студентов (МСС), провозгласившего своей целью борьбу за мир, против фашизма, колониализма, за социальный прогресс, демократическую реформу образования, за права студентов.


Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи в годы индустриализации экономики СССР

Роль ВЛКСМ в 1930-е гг. при создании новых отраслей промышленности (автомобиле- и авиастроение, электротехническая, химическая промышленность и др.), первоначальная электрификация промышленности и городов.

Роль молодежи в превращении СССР к концу 1930-х гг. в индустриально-аграрную страну. Значение комсомола после Великой Отечественной войны СССР (превращение в индустриальную страну).

Роль ВЛКСМ в 1928-1968 гг. в социалистическом строительстве: Орден Трудового Красного Знамени (1931 г.), Орден Ленина (1945 г.), Орден Ленина (1948 г.), Орден Ленина (1956 г.).


Деятельность международных организаций и общепризнанные международные документы как основа обеспечения прав детей и молодежи в XX – начале XXI вв.

Деятельность Комитета детского благополучия, созданного Лигой наций (1919). Международный союз спасения детей, основанный Эглантайн Джебб. Хартия прав ребенка или Женевская Декларация прав ребенка, принятая 24 сентября 1924 г. Генеральной Ассамблеей Лиги Наций как первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

Всеобщая декларация прав человека (1948 г., ООН).

Декларация прав ребенка, провозглашенная 20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (ООН, 7 декабря 1965 г.). Основные принципы Декларации.

«Участие, развитие и мир» как основные темы, касающиеся молодежи, выделенные ООН в период с 1965-1975 гг.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1979 г. о провозглашении 1985 г. «Международным годом молодежи: участие, развитие и мир».

Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Приоритетные направления Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 года и на последующий период (ООН, 14 декабря 1995 г.).

Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам, принятая Всемирной конференцией министров по делам молодежи (Лиссабон, 1998 г.).

Основные положения «Всемирного доклада по вопросам молодежи, 2005 г.» Генерального секретаря ООН.

Европейская хартия о местном самоуправлении (1985 г.) в контексте проблем детей и молодежи. «Пересмотренная Европейская Хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне» (Конгресс местных и региональных властей Европы, 21 мая 2003 г.).


Исторические аспекты молодежной политики в Европе и США (конец XIX в. - конец XX в.)

Становление концепций заботы о молодежи и надзора за ней в Германии. Закон 1922 г. о молодежном благоденствии (Германия периода Веймарской республики). Становление ювенальной юстиции (опыт США, Великобритании и др.).

Основные этапы эволюции молодежной политики в западных странах в XX - начале XXI вв.: общие тенденции. «Естественный патернализм» (до конца 1950-х гг.). «Драма поколений» (1960-е гг.), осмысление причин и последствий «студенческих бунтов» конца 1960-х годов в странах Западной Европы и США. Молодежная политика как попытка смягчить «драму поколений».

«Молодежь – большая надежда» (1970-е гг.), возрастание интереса к молодежной политике. Формирование нового взгляда общества на молодежь. Проявление демократических начал в молодежной политике и участие самой молодежи в ее реализации.

1980-е-начало 1990-х гг.: очередная переоценка роли молодежи в западном обществе, формирование более реалистичного подхода к решению молодежных проблем. Доминирование в государственной молодежной политике принципа «меньше государства и больше общества».

«Молодежь – это мы» (конец 1990-х-до настоящего времени), качественно новый этап развития молодежной политики с учетом тенденций глобализации. Планетарный подход, способствующий активной социализации подрастающего поколения в новых условиях.


Основные подходы, стратегии и страноведческие аспекты международной молодежной политики на современном этапе

Классификации моделей международной молодежной политики. Степень и вид участия государства в осуществлении молодежной политики как главный критерий в отечественной классификации. Определение места молодежи в социальной структуре и влияние последней на статус и поведение молодых людей как критерий классификации в западной социологии.

Политико-идеологические модели молодежной политики в развитых западных странах (социал-демократическая, неоконсервативная). Основные характеристики.

Стратегии европейской молодежной политики, основные направления и тенденции. Основные различия между вариантами формирования и реализации молодежной политики в зарубежных странах.

Национальные модели молодежной политики (на примере отдельных стран).

Становление государственной молодежной политики в странах СНГ.


Содержание и направления реализации государственной молодежной политики в России. Объекты государственной молодежной политики

Содержание и основные направления реализации государственной молодежной политики: образование, здравоохранение, занятость, культура, досуг, репродуктивное поведение.

Объекты государственной молодежной политики.

Молодежь как социально-демографическая группа. Репродуктивные установки молодежи. Факторы, влияющие на демографическое поведение молодежи: экологические, экономические, политические, социокультурные, нравственно-духовные. Меры государственной поддержки демографического поведения молодежи.

Сельская молодежь. Особенности социального функционирования сельской молодежи. Проблемы молодежи села и пути их решения. Механизмы государственной поддержки инициатив сельской молодежи.

Молодежь с ограниченными возможностями. Социально-психологические проблемы молодежи с ограниченными возможностями. Механизмы государственной поддержки молодежи с ограниченными возможностями.

Содействие занятости и предпринимательству молодежи как направление государственной молодежной политики. Создание условий для занятости молодежи, содействие профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан; формирование и реализация программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда и др.

Студенчество как объект молодежной политики. Социальные проблемы студенчества. Студенческое самоуправление как механизм развития студенческой инициативы и социальной активности.

Здоровый образ жизни молодежи как приоритетное направление государственной молодежной политики. Негативные тенденции изменения состояния здоровья молодого поколения. Меры по обеспечению здорового образа жизни молодых людей, профилактике заболеваний и зависимости от наркотических средств, сохранению психического здоровья, полноценному отдыху и досугу молодежи и др.
Структурные изменения в современном мире и молодежная политика

Глобализация как социально-экономический и политический процесс. Глобализация и глобальные проблемы современности. Проблемы нового экономического порядка и нового информационного порядка. Новые возможности международных коммуникаций в условиях глобализации.

Проблемы молодежи в контексте глобализационных процессов. Глобальная культура и молодежь. Проблемы молодежной политики в аспекте процесса глобализации. Координация действий в области молодежной политики как фактор и результат интеграционных процессов. Молодежные движения антиглобалистов.

Международные молодежные коммуникации в условиях глобального мира. Интернет и его влияние на содержание и формы международного молодежного сотрудничества.


Международные организации в пространстве молодежной политики

Забота о подрастающем поколении как одна из важных задач ООН.

Современная политика ООН в отношении молодого поколения.

Молодежная политика ЮНЕСКО.

Молодежная политика Европейского Союза. Цель, правовая база и механизмы молодежной политики ЕС. Молодежные программы Евросоюза. Болонская декларация (1999 г.). Цели и задачи Болонского процесса. Белая книга по молодежной политике (21 ноября 2001 г.).

Молодежная политика Совета Европы. Европейская культурная конвенция (1955 г.) как нормативный базис молодежной политики, проводимой Советом Европы (СЕ). Инструменты молодежной политики СЕ. Европейские молодежные центры.

Межкультурный диалог и молодежь. Религиозная составляющая межкультурного диалога. Воспитание толерантности как один из приоритетов молодежной политики, реализуемой на наднациональном (общеевропейском) уровнях.

Молодежная политика Международной организации труда (МОТ). Противодействие молодежной безработице как одно из направлений молодежной политики МОТ.


Международное молодежное движение как субъект молодежной политики на современном этапе

Понятие международного молодежного движения. Классификация форм международного молодежного движения. Основания классификации: характер полномочий, территориально-географический признак, сфера деятельности.

Структура и состав международного молодежного движения. Правозащитные, антиглобалистские, религиозные, студенческие, профсоюзные и др. движения.

Система современного всемирного молодежного движения: мировой уровень («Глобальная сеть молодежных действий»), региональный и субрегиональный уровни (опыт Совета Европы и Европейского Совета – создание Европейского молодежного форума), национальный уровни (Национальные молодежные советы).


Практика реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации

Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. Состояние государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. Нормативно-правовая база государственной молодежной политики в регионе.

Роль общественных организаций и объединений в формировании региональной молодежной политики.

Региональные органы управления государственной молодежной политикой в Мурманской области: задачи и функции.

Характеристика учреждений, занимающихся проблемами молодежи в Мурманской области: цели, задачи, функции.

Опыт реализации государственной молодежной политики в Мурманской области: основные направления, перспективы, проблемы и др.


Федеральные и региональные целевые программы как форма реализации государственной молодежной политики

Понятие целевой программы. Формирование целевых проектов и программ на федеральном и региональном уровнях, нормативная база. Реализация целевых программ на федеральном и региональном уровнях.

Разработка федеральной целевой программы «Молодежь России»: история вопроса. Характеристика основных направлений программы «Молодежь России». Итоги выполнения программы «Молодежь России» (по годам). Нерешенные проблемы в ходе реализации программы на федеральном и региональном уровнях.

Программы по занятости и профориентации молодежи, по оказанию психолого-педагогических услуг, медицинской и медико-социальной помощи и др.

Целевые программы как форма реализации молодежной политики в Мурманской области.
Роль молодежных и детских организаций в реализации молодежной политики в современной России

Молодежное и детское движение в Российской Федерации: анализ деятельности и стратегии развития. Роль молодежных организаций в социальном становлении молодежи и формировании гражданского общества. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995). Характеристика молодежных общественных организаций и объединений: задачи, программы, основные направления деятельности (РСМ, «Национальная молодежная лига», «Идущие вместе», «Юная Россия», скаутское движение и др.).

Молодежные общественные организации в Мурманской области: опыт и перспективы развития.

Формы проявления политической активности современной молодежи. Национальный совет детских и молодежных объединений России. Молодежные Думы, Парламенты, Советы молодежи как органы политического самоуправления молодежи. Самореализация молодежи в сфере молодежной политики. Политические партии и молодежь.


Государственное управление как социальное явление. Функции государственного управления социальными системами

Управление как функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности. Управление как условие взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами. Управление как внутреннее качество целостной системы, ос­новными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

Социальное управление как государственное (управление делами государства). Социальное управление как негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т. п.).

Организация как формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления. Взаимодействие и координация государственных подсистем, осуществляемые для достижения общих целей. Планирование как условие определения направлений и целей управленческой деятельности. Сбор и обработка информации. Прогнозирование как научное предвидение изменений в развитии социальных явлений или процессов на основе объективных данных.


Общее понятие и диалектика государственного управления. Социальный механизм осуществления государственного управления. Легитимность государственной власти

Классификация государственной власти: в зависимости от методов осуществления (демократическая, террористическая (авторитарная, тоталитарная); власть народа; власть определенного класса, слоя (диктатура пролетариата); по действию в пространстве: федеральная (центральная); субъектов федерации.



Легализация государственной власти как юридическое закрепление правомерности ее установления, возникновения, организации и деятельности ее аппарата (законность ее происхождения; законность организации власти (установлена конституцией государства, законами, при непосредственном участии народа и его представительных органов); законность сферы полномочий (границы вмешательства в дела общества и жизнь конкретного человека); законность форм и методов осуществления власти (деятельность аппарата на основе норм права).

Легитимация государственной власти как процесс, посредством которого она приобретает свойство легитимности, выражающее правовую и моральную законность. Соответствие легитимной власти определенным психическим установкам, представлениям и ожиданиям общества.

Формы легитимации государственной власти: традиционная, харизматическая, рациональная.


Государственное управление: теоретико-методологический аспект

Сущность государственного управления. Особые свойства государственного управления (наличие специфического субъекта, наличие у субъекта властных полномочий, масштаб управления, право на применение методов принуждения). Стратегический и тактический уровень целей государственного управления. Виды целей государственного управления (по сферам жизнедеятельности общества, по объему, временной перспективе и др.)

Функции государственного управления: понятие и их классификация (общие (анализ, целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование, организация, координация, стимулирование, контроль, регулирование) и специфические (лицензирование, проведение выборов, референдумов и пр.); по основным направлениям деятельности (внутренние (экономическая, социальная, правоохранительная, финансового контроля, экологическая) и внешние (установление и поддержание отношений с другими государствами, обеспечение обороны).

Методы государственного управления как способы властного воздействия государства на вектор развития общественных и государственных дел. Классификация методов государственного управления (административные, экономические, идеологические, правовые, организационно-технические).

Понятие инструментария государственного управления. Классификация инструментов государственного управления: общие (законы, уставы и пр.) и локальные (приказы, распоряжения, контракты, совещания и пр.); по уровням применения (международные, федеральные, региональные), документальные (законы; постановления; концепции, программы; стандарты, сертификаты, лицензии; государственные свидетельства; государственные дипломы и др.)

Принципы государственного управления: общие (принцип цели, правовой защищенности управленческого решения, гуманизма, демократизма, разделения властей, федерализма, законности и др.) и частные (проектируемые на различные сферы жизнедеятельности общества и принципы функционирования государственных и общественных структур).

Организационная структура систем государственного управления: горизонтальные и вертикальные связи. Концепции патернализма и разделения властей. Структурирование управленческой деятельности.

Система органов государственного управления: федеральный, региональный и местный уровни. Система законодательной, исполнительной и судебной власти.

Несовершенство существующей системы государственного управления. Пути и методы повышения эффективности системы управления Российской Федерацией. Курс на более четкое разграничение прав, полномочий, функций, финансовых и материальных ресурсов между федеральным центром и субъектами РФ, между местным самоуправлением и государственным управлением.
Место и роль местного самоуправления в государстве

Основные черты местного самоуправления. Органы власти и органы местного самоуправления. Административно-территориальное деление и местное самоуправление. Общественная и государственная теории местного самоуправления. Естественные и искусственные ад­министративно-территориальные единицы. Система местного само­управления в России: исторический аспект.

Особенности самоуправления и муниципального управления в со­временной России. Полномочия органов местного самоуправления и управления. Конституция РФ и Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ключевые направления деятельности местного самоуправления (увеличение доходной и рационализация расходной части бюджетов, обеспечение социальных стандартов населения, становление и укрепление института местного самоуправления, повышение качества среды проживания).

Факторы, препятствующие развитию местного самоуправления (гражданская и правовая незрелость населения, общественные и бытовые традиции, несовершенство правовой базы и др.)

Органы местного самоуправления и их функции. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления. Формы местного самоуправления: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан. Правовые гарантии защиты прав населения в органах местного самоуправления. Разрешение противоречий между муниципальными образованиями и государством как задача реформы местного самоуправления. Необходимость государственной поддержки местного самоуправления.

Молодежное правительство как консультативный орган при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Цели и задачи деятельности молодежного правительства. Права и обязанности, содержание деятельности молодежного правительства. Молодежный парламент как совещательный и консультативный орган, созданный для обеспечения взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и молодыми гражданами, подготовки рекомендаций по решению актуальных социальных проблем и политических вопросов с учетом мнения молодежи, осуществляющий свою деятельность на общественных началах. Цели, задачи, полномочия.
Сущность государственной и муниципальной службы

Современное понимание сущности государственной и муниципальной службы. Правовые основы становления и функционирования института государственной и муниципальной службы. ФЗ РФ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (1995), ФЗ РФ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1998), ФЗ РФ «О системе государственной службы Российский Федерации» (2003).

Государственная служба: понятие и общая характеристика. Виды государственной службы РФ (федеральная государственная служба, государственная гражданская служба субъектов РФ) и принципы (федерализма, законности, открытости, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равный доступ к гражданской службе, взаимосвязи государственной и муниципальной службы, профессионализма и компетентности государственных служащих и др.) Административно-правовой статус государственных служащих. Категории государственных должностей (руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты), группы должностей гражданской службы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие). Прохождение государственной службы. Функции деятельности государственных и муниципальных служащих (правоохранительная, правотворческая, регулирующая, организационная, правозащитная). Поощрение и виды ответственности государственных служащих. Принципы служебного поведения государственных служащих. Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы.

Муниципальная служба как профессиональная деятельность на по­стоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Региональная нормативно-правовая база как основа регулирования муниципальной службы.

Принципы муниципальной службы. Административно-правовой статус муниципальных служащих. Виды муниципальных должностей и муниципальных служащих (замещаемые по трудовому договору (найму), иные муниципальные служащие, работающие по трудовому договору). Прохождение муниципальной службы. Методы подбора служащих. Содержание деятельности. Критерии подбора служащих. Возможность представления политических партий. Продолжительность работы.

Поощрение и виды ответственности муниципальных служащих. Обязанности муниципального служащего и ограничения, связанные с муниципальной службой

Права и социальные гарантии муниципальных служащих.
Управление в области государственной молодежной политики

Структура и функции государственных органов по делам молодежи. Государственные органы по делам молодежи в структуре законодательной власти (в Государственной Думе, Совете Федераций), подразделения по делам молодежи в структуре законодательных органов субъектов Российской Федерации. Государственные органы по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней.

Система социального обслуживания молодежи. Социальные службы для молодежи: типы, задачи, основные направления деятельности. Принципы оказания социальных услуг молодежи. Понятие социальной работы с молодежью.

Обязанности специалиста по молодежной политике. Кадровое обеспечение государственных органов по делам молодежи.


Молодежные инициативы как механизм вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь общества

Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в обществе. Развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям общества. Формирование и продвижение образа успешного молодого человека.

Развитие системы информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе. Развитие молодежных информационных проектов и программ. Разработка и распространение информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан. Участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей культуры.

Мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых людей.
Молодежь и международный терроризм

Терроризм как широкомасштабное явление, представляющее угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» (2006), трактовка его как «идеологии насилия и практики воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Криминальная среда как условие терроризма и фактор подготовки исполнителей самых жестоких акций. Финансирование терактов и деньги, вырученные от торговли наркотиками как условие дестабилизации общества. Уничтожение социальных корней терроризма как условие его предотвращения во всех формах.


Понятие социальной безопасности молодежи. Факторы, определяющие состояние социальной безопасности молодежи в российском обществе начала ХХI века

Безопасность молодежи как защищенность социальных условий жизнедеятельности, дающих возможность для саморазвития личности, предоставление ей социальных и социально-политических гарантий защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также защищенность нравственных и духовных ценностей, целей и идеалов. Роль социально-экономической деятельности государственных структур власти в настоящее время в решении задач жизнеобеспечения малоимущих слоев населения. Деятельность государственных органов в условиях кризисных процессов, затрагивающих все сферы социальной безопасности молодежи.

Социальная безопасность как возможность человека сохранить свою жизнь, полноценно реализуя индивидуальные и общественные интересы. Роль государственной политики в создании условий максимальной комфортности, соблюдения личностных интересов, благоприятной среды для самовыражения, самореализации, гармоничного вхождения в социум. Социальная безопасность и условия обеспечения нормального уровня жизни населения, отражающего степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.
Обеспечение социальной безопасности молодежи как стратегическая задача социальной политики государства в условиях рыночной экономики. Функции социальной безопасности

Конституционные гарантии равенства прав и свобод граждан как основания государственной молодежной политики в Российской Федерации: ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи; приоритет государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и детских общественных объединений; ответственность молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах государственной и общественной жизни; единство государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях.

Функции государственной молодежной политики в целях повышения эффективности социальной безопасности, ориентированные на активное участие самой молодежи в решении жизненных проблем, поддержку ее созидательных общественных инициатив, деятельность молодежных общественных объединений, участие самих молодых граждан в формировании и осуществлении государственной молодежной политики.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница