Государственной итоговой аттестации



Скачать 490.93 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2016
Размер490.93 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
образовательная программа подготовки
по направлению

44.04.01 Педагогическое образование

Магистерская программа «Эколого-географическое образование»

(код и наименование направления подготовки

с указанием профиля (наименования магистерской программы))
очная

форма обучения




Утверждено на заседании кафедры

естественных наук

факультета ЕФКиБЖД

(протокол №___от__________2015 г.)
Зав. кафедрой

____________________ Митина Е.Г.




Составители:

Митина Е.Г., д.п.н., к.б.н., доцент, зав. кафедрой естественных наук МГГУ;

Александрова Е.Ю., к.п.н., доцент кафедры естественных наук МГГУ;

Икко Н.В., к.б.н., доцент кафедры естественных наук МГГУ;

Крыштоп В.А., к.п.н., доцент, доцнт кафедры естественных наук МГГУ;

Сагайдачная В.В., к.п.н., доцент кафедры естественных наук МГГУ.

Программа государственной итоговой аттестации предназначена для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистерская программа «Эколого-географическое образование»), с целью методической помощи в подготовке к государственному экзамену, написанию и защите выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

В программе указаны требования к уровню подготовки выпускника. Представлены материалы к государственному экзамену (методические рекомендации, содержательный компонент, перечень вопросов, список рекомендуемой литературы), а также требования к магистерской диссертации.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственная итоговая аттестация выпускников по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистерская программа Эколого-географическое образование) предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ №1505 от 21.11.2014 г.

Программа государственной итоговой аттестации разработана на основе материалов учебных программ в соответствии с ФГОС ВО.



Целью государственных итоговых испытаний является установление соответствия уровня теоретической и практической подготовленности выпускника магистратуры к выполнению профессиональных требований, установленных в ФГОС ВО по направлению 44.04.01 Педагогическое образование.

Основными задачами государственной итоговой аттестации являются:

  • оценка уровня освоения учебных дисциплин, определяющих профессиональные способности выпускника;

  • определение соответствия подготовки выпускников требованиям ФГОС ВО;

  • определение исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области и навыков экспериментально-методической работы.

Соответствие уровня подготовки выпускника требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности: педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой и культурно-просветительской.

Магистр по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы (Эколого-географическое образование) и видами профессиональной деятельности.



Педагогическая деятельность:

- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;

- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;

- организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

Научно-исследовательская деятельность:

- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий;

Проектная деятельность:

- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;

- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

- проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

Методическая деятельность:

- изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

- исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов;

Управленческая деятельность:

- изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

- исследование, организация и оценка реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

- использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления;



Культурно-просветительская деятельность:

- изучение и формирование культурных потребностей обучающихся;

- повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;

- проектирование и реализация комплексных просветительских программ, ориентированных на потребности различных социальных групп, с учетом региональной и демографической специфики.

Магистр по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование в соответствии с целями образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВО по данному направлению, должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции:

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);

- способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).



Общепрофессиональные компетенции:

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);

- готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4)

Профессиональные компетенции: в соответствии с видами деятельности:

Педагогическая деятельность:

- способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);

- способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);

- готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);

Научно-исследовательская деятельность:

- способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6);

Проектная деятельность:

- способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);

- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);

- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);

- готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10);

Методическая деятельность:

- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12);

Управленческая деятельность:

- готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13);

- готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14);

- готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15);

- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16);

Культурно-просветительская деятельность:

- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

- готовностью разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности (ПК-18);

- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

- способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

Государственная итоговая аттестация выпускников направления 44.04.01 Педагогическое образование (магистерская программа Эколого-географическое образование) включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению Ученого совета вуза.
ЧАСТЬ I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Программа и порядок проведения государственного экзамена определяются вузом на основании ФГОС ВО по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (приказ Минобразования России № 1155 от 25.03.2003 г.), Положения о магистерской подготовке (магистратуре) МГПУ (протокол № 11 Ученого совета МГПУ от 12.05.2010 г.), Положения о государственной итоговой аттестации выпускников МГГУ (2015 г.).
Требования к государственному экзамену
Для объективной оценки выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий является комплексной и соответствует избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих следующие компетенции:

ОПК-1 – готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;

ОПК-2 – готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач;

ПК-1 – способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;

ПК-4 – готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

ПК-11 – готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

ПК-12 – готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области.

Экзаменационные вопросы включают в себя основные разделы профессионального цикла: «Современные проблемы науки и образования», «Современные проблемы экологической и географической наук», «Географическое и экологическое образование в современном мире», «Теория и методика обучения географии», «Теория и методика обучения экологии», «Проектирование образовательных программ по экологии и географии», «Конструирование содержания географического образования», «Конструирование содержания экологического образования», «Организация процесса обучения экологии и географии», «Современные педагогические технологии в эколого-географическом образовании», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Мониторинг качества эколого-географического образования», «Инновационный менеджмент в эколого-географическом образовании». Экзамен по ним проводится в устной форме, одним этапом, по билетам.

Экзаменационные билеты составляются членами государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) на основе программы государственной итоговой аттестации. Экзаменационные билеты носят комплексный междисциплинарный характер и включают в себя три вопроса.

При ответе на первый вопрос экзаменующийся должен продемонстрировать теоретические знания в области современных проблем науки и образования, методологии и методов педагогических исследований, особенностей становления и тенденций развития школьного географического и экологического образования.

При ответе на второй вопрос экзаменующийся должен показать знания по теории и методике эколого-географического образования, а также проектировании образовательных программ, конструировании содержания эколого-географического образования.

Третий вопрос проверяет степень овладения магистрантом основами мониторинга качества эколого-географического образования, а также инновационного образовательного менеджмента.

Перед проведением экзамена проводится цикл консультаций в объеме не менее 10 академических часов.

Время, отводимое на подготовку студента к ответу на вопросы экзаменационного билета, должно составлять не менее 60 минут. Во время экзамена студент имеет право пользоваться программой государственной итоговой аттестации. Длительность устного ответа по всем вопросам билета должна составлять примерно 30 минут. По окончании экзамена проводится совещание членов государственной экзаменационной комиссии.

Государственная экзаменационная комиссия (до 5-ти человек), принимающая экзамен, а также оценивающая результаты защиты выпускных квалификационных работ студентов, состоит из председателя ГЭК, заместителя председателя ГЭК, представителя работодателя, членов ГЭК и утверждается приказом ректора Мурманского государственного гуманитарного университета (МГГУ).
Критерии оценки ответов студентов
Ответы выпускников оцениваются по 4-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Оценка «отлично» выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, грамотно и логически стройно его излагающему. При этом студент не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с вопросами и другими видами контроля знаний, проявляет знакомство с научной литературой, владеет современными методами педагогических исследований.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему его, не допускающему существенных неточностей в ответе, не испытывающему затруднений при ответе на вопросы, владеющему современными методами педагогических исследований.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его детали, освещает вопросы схематично, без анализа и обобщений, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала, слабо владеет современными методами проведения педагогических исследований.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не усвоил значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, не владеет современными методами проведения педагогических исследований.

Результаты государственного экзамена объявляются студентам после окончания работы ГЭК в день экзамена, заносятся в зачетную книжку и фиксируются в протоколе заседания ГЭК. В случае разногласия членов ГЭК в определении оценки решающий голос имеет председатель ГЭК.

Оценка, выставленная ГЭК, является окончательной.

Студенты, получившие на государственном экзамене оценку «неудовлетворительно» или не явившиеся на экзамен без уважительной причины, к защите выпускной квалификационной работы не допускаются и отчисляются из университета как окончившие теоретический курс обучения.
Содержание государственного экзамена

Основные разделы государственного экзамена


Компе-тенции

Раздел

ОПК-1

-

ОПК-2

Современные проблемы науки и образования

Современные проблемы экологической и географической наук

Инновационный менеджмент в эколого-географическом образовании

Географическое образование в современном мире

Экологическое образование в современном мире


ПК-1

Современные педагогические технологии в эколого-географическом образовании

Проектирование образовательных программ по экологии и географии

Мониторинг качества эколого-географического образования

Инновационный менеджмент в эколого-географическом образовании



ПК-4

Современные педагогические технологии в эколого-географическом образовании

Проектирование образовательных программ по экологии и географии

Теория и методика обучения географии

Теория и методика обучения экологии

Современные средства оценивания результатов обучения

Организация процесса обучения экологии и географии

Конструирование содержания географического образования

Конструирование содержания экологического образования



ПК-11

Современные педагогические технологии в эколого-географическом образовании

Проектирование образовательных программ по экологии и географии

Теория и методика обучения географии

Теория и методика обучения экологии

Современные средства оценивания результатов обучения

Организация процесса обучения экологии и географии



ПК-12

Географическое образование в современном мире

Экологическое образование в современном мире

Современные педагогические технологии в эколого-географическом образовании



1. Современные проблемы науки и образования.

Современные проблемы экологической и географической наук
Методология современных естественных наук. Новые концептуальные идеи и направления их развития. Современные теории в области естественных наук. Методы получения современного научного знания в естественных науках. Современные экологические программы. Концепция устойчивого развития. Проблема сохранения биоразнообразия.

Функция психолого-педагогических исследований в системе образования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследований. Объект, предмет, гипотеза исследования. Понятийный аппарат. Общая логика и структура психолого-педагогических исследования.

Объектно-предметная область географической и экологической наук. Положение географии и экологии в системе научного знания. Метатеоретические, методологические и гносеологические проблемы географии и экологии. Теоретические и прикладные проблемы географии и экологии.
2. Географическое и экологическое образование

в современном мире
Роль географических знаний в формировании мышления современного человека. Социальные, этнопсихологические и педагогические условия развития географического образования в разных странах. Стратегические приоритеты географического образования.

История школьного географического образования. Система географического образования в разных странах. Современное состояние географического образования в России. Содержание географического образования. Современные технологии и методы оценки качества географических знаний. Результаты изучения географии в разных странах.

Экологическое образование в истории отечественной и зарубежной педагогики. Проблемы экологического образования и воспитания в России и мире на современном этапе. Основные методологические подходы к экологическому образованию. Концепция устойчивого развития. Учение о биосфере – как методологическая основа экологизации образования.

Экологическое образование как процесс формирования знаний, отношений, поведения. Стратегия экологического образования. Модели экологического образования. Содержание экологического образования. Современные программы экологического образования. Формы экологического образования в России и мире. Методы экологического образования.

Педагогические условия экологического образования. Экологическая развивающая среда как условие экологического образования. Образовательные технологии в экологическом образовании. Образовательные экологические проекты.

Перспективы развития экологического образования в современном мире.
3. Теория и методика обучения географии
Методика обучения географии как наука и учебный предмет. Связь методики обучения географии с другими науками.

Методы исследования в методике обучения географии. Логика методического исследования.

Цели обучения географии. Стандарты географического образования. Общая характеристика школьной программы по географии. Мировоззренческие идеи школьной географии.

Содержание школьного географического образования: когнитивный, деятельностный и аксиологический компоненты содержания. Межпредметные и внутрипредметные связи в обучении географии.

Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования. Система географических умений учащихся средней школы. Этапы, методы и средства формирования умений. Формирование картографических знаний и умений учащихся при изучении школьного курса географии.

Формирование у школьников опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Формы обучения географии. Урок географии. Требования к современному уроку географии. Структура урока географии. Типология уроков. Внеклассная работа по географии.

Методы обучения географии. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения.

Методы контроля и проверки знаний. Оценка образовательных результатов обучающихся по географии.

Средства обучения географии. их функции в учебном процессе. Классификация средств обучения географии. Методика применения средств наглядности. Географические карты. Учебные функции географических карт. Глобус. Учебник географии. Учебно-методический комплект.

Кабинет географии. Требования к оборудованию и планировке. Оснащение кабинета географии.
4. Теория и методика обучения экологии
Методика обучения экологии как наука и учебная дисциплина. Структура и модели экологического образования. Уровни экологического образования.

Содержание экологического образования. Экологические понятия: система экологических понятий, этапы формирования экологических понятий, критерии оценки уровней сформированности понятий. Деятельностный компонент содержания экологического образования. Асиологический компонент экологического образования.

Методы обучения экологии. Технологии в обучении экологии.

Система форм обучения экологии. Урок экологии. Внеклассная и внеурочная работа по экологии. Дополнительное экологическое образование. Экологические проекты. Экологические практикумы. Экологические олимпиады.

Средства обучения экологии. Методика применения средств обучения экологии.

Мониторинг учебных достижений учащихся по экологии.


5. Проектирование образовательных программ

по экологии и географии
Теоретико-методологические основы педагогического проектирования. Основные виды педагогического проектирования: проектирование образовательных систем, проектирование педагогических технологий, проектирование содержания образования, проектирование контекста педагогической деятельности.

Образовательная программа и Федеральный государственный стандарт. Рабочая программа как вид педагогического проекта. Типология рабочих программ. Требования к проектированию рабочих программ по экологии и географии. Нормативные основы проектирования рабочих программ. Структура рабочей программы по экологии и географии и алгоритм ее проектирования.

Дидактические аспекты проектирования рабочей программы. Цели и результаты обучения. Проектирование содержания рабочей программы по экологии и географии. Анализ типичных ошибок при проектировании рабочих программ. Проектирование методического раздела рабочей программы. Условия реализации рабочей учебной программы в контексте ФГОС.
6. Конструирование содержания географического образования
Методологические основы теории и методики обучения географии. Психолого-методологические основы обучения географии. Педагогические технологии обучения географии. Средства обучения географии. Формы организации обучения географии. Проблема и проблематика отбора географического содержания в педагогической теории и образовательной практике. Государственный общеобразовательный стандарт как ориентир для конструирования содержания географического образования. Основная образовательная программа и рабочая программа по предмету. Структура и содержание географического образования. Теоретические основы конструирования содержания географического образования. Формирование компонентов содержания географического образования. Принципы, критерии, подходы и технологии создания дидактических моделей организации учебного процесса и их реализация.
7. Конструирование содержания экологического образования
Проблемы моделирования и отбора содержания экологического образования. Принципы конструирования содержания экологического образования. Уровни представления содержания экологического образования.

Структура содержания экологического образования. Система экологических знаний: понятия, теории, законы, закономерности, факты. Система умений и навыков в структуре содержания экологического образования. Система общечеловеческих ценностей как компонент содержания экологического образования школьников. Развитие личности ученика в процессе освоения экологического содержания.

Характеристика компонентов содержания и взаимосвязи между компонентами. Экологическая составляющая базовых учебных предметов. Вариативный компонент экологического образования. Содержательные линии.

Проектирование содержания экологических понятий. Проектирование форм и методов, реализующих содержание экологического образования. Проектирование авторских программ, вариативных курсов экологического содержания. Моделирование и проектирование образовательного процесса на основе современных образовательных технологий.


8. Организация процесса обучения экологии и географии
Процесс обучения географии и экологии в общеобразовательной школе. Методы обучения географии и экологии, их критерии и признаки. Классификации методов обучения и возможности их применения при обучении географии и экологии в соответствии с целями и содержанием образования. Теоретические и практические методы. Закономерности выбора методов и методических приемов при обучении географии и экологии. Активные методы обучения. Проблемный, частично поисковый, исследовательский подходы в обучении географии и экологии.

Система форм обучения географии и экологии. Специфические особенности и функции форм обучения обучении географии и экологии Формы обучения биологии: урок, лабораторное занятие, практическая работа. Экскурсия. Внеклассная работа по географии и экологии, её виды. Организационные формы внеклассной работы. Методика организации различные видов внеурочной деятельности с учетом возможностей образовательной организации, своеобразия региона. Элективные курсы по географии и экологии. Методика организации олимпиад и конкурсов по географии и экологии.

Оборудование и средства обучения географии и экологии. Материальная база обучения географии и экологии. Дидактические и методические требования к организации кабинета географии и экологии, уголка живой природы, учебно-опытного участка, географической площадки.

Методика изучения отдельных тем курса географии и экологии.


9. Современные педагогические технологии в эколого-географическом образовании
Теоретические основы педагогических технологий, история, принципы и требования к построению современного образовательного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии и их применение в процессе обучения эколого-географических дисциплин в школе. Интерактивные технологии обучения.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения эколого-географических дисциплин. Проекты, типы, методология построения. Проблемное обучение.

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе эколого-географических дисциплин.


10. Современные средства оценивания результатов обучения
Качество образования. Оценка результатов обучения как элемент управления качеством образования. Показатели качества образования. Стандарты образования. Ключевые компетенции.

Педагогический контроль. Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля. Виды контроля. Традиционные и нетрадиционные формы контроля. Сущность, роль и функции оценки.

Применение в образовательной практике традиционных и современных средств и технологий оценивания результатов обучения. Индивидуальная накопительная оценка - портфолио. Виды, структура портфолио. Балльно-рейтинговая система. Рейтинг как современное средство оценивания учебных достижений обучающихся.

Тестовые технологии. Развитие системы тестирования в России и за рубежом. Понятийный аппарат тестологии. Типы, формы и виды тестовых заданий. Современная теория конструирования тестов. Интерпретация результатов тестирования. Единый государственный экзамен. Контрольно-измерительные материалы. Организационно-техническое обеспечение ЕГЭ. Диагностическое тестирование. Компьютерное тестирование.


11. Мониторинг качества эколого-географического образования
Состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе. Опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях. Понятие модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении. Принципы отбора и проектирования оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении.

Основные направления мониторинга качества школьного образования. Качество образовательных результатов; качество реализации образовательного процесса; качество условий, обеспечивающих образовательный процесс.

Основные показатели качества образовательных результатов. Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения экологии и географии. Здоровье обучающихся как показатель качества образования. Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах эколого-географической направленности. Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

Показатели качества реализации образовательного процесса. Основные образовательные программы по географии (соответствие требованиям ФГОС и контингенту обучающихся). Дополнительные образовательные программы по экологии и географии (соответствие запросам родителей). Реализация учебных планов и рабочих программ по экологии и географии. Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися по экологии и географии. Качество внеурочной деятельности по экологии и географии. Удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе.

Показатели оценки качества условий, обеспечивающих образовательный процесс. Требования к материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса. Информационно-развивающая среда и образовательные технологии. Установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей. Содействие деятельности педагогических объединений и методических структурных подразделений. Определение списка учебников в соответствии с федеральными перечнями. Санитарно-гигиенические и эстетические условия. Психологический климат в образовательном учреждении. Использование социальной сферы микрорайона и города. Кадровое обеспечение (повышение квалификации, инновационная и научно-методическая деятельность педагогов). Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования. Документооборот и нормативно-правовое обеспечение, программа развития образовательного учреждения.
12. Инновационный менеджмент в эколого-географическом образовании
Место России в современном инновационном мире. Цели образовательной политики государства и инновационный менеджмент в образовании. Болонская декларация и Болонский процесс. Основные принципы и содержание эколого-географического образования.

Общие тенденции развития инновационных процессов в образовательной системе. Компетентностная парадигма образования.

Инновационный менеджмент в теории и практике управления. Международный стандарт качества ИСО. Система управления качеством в образовательной организации. Структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы инновационного менеджмента. Инфраструктура инновационной системы и ее формирование.

Теория педагогической инноватики. Нововведения как объект инновационного управления. Классификация педагогических инноваций. Функции инновационной деятельности учителя. Организационные формы инновационного менеджмента в эколого-географическом образовании. Критерии оценки инноваций. Экспертиза образовательного процесса.


Вопросы к государственному экзамену
Часть I.

  1. Педагогика в системе наук о человеке. Характеристика понятийно-терминологического аппарата педагогической науки. Роль и место предметной методики в системе научного педагогического знания.

  2. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Сущность и значение экологического и географического образования школьников.

  3. Методология и методы педагогических исследований. Особенности научно-методического исследования. Система принципов и методов педагогического исследования. Проблема внедрения научных достижений в образовательную практику.

  4. Аксиологические основы современной педагогики и предметной методики. Обоснование гуманистического подхода и его отражение в современных образовательных стандартах основного общего и высшего образования.

  5. Общая характеристика системы школьного географического образования. Основные направления ее модернизации в соответствии с методологией ФГОС.

  6. Общая характеристика системы экологического образования школьников. Основные направления ее модернизации в соответствии с методологией ФГОС.

  7. Сущность и понятие педагогической технологии. Традиционные и инновационные технологии в экологическом и географическом образовании.

  8. Научные основы процесса обучения географии и экологии: культурологические, психологические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные.

  9. Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Основные пути управления процессом развития личности в условиях вариативных образовательных систем.

  10. Особенности становления и тенденции развития естественнонаучного образования в России в досоветское время (ХVII- начало ХХ в.).

  11. Развитие естественнонаучного образования в 20-30 гг. ХХ в. (школа труда; программы ГУСа). Деятельностный подход в образовании.

  12. Семья в системе воспитания и социализации личности.

  13. Формирование представлений о профессии учителя и его подготовке в историко-педагогическом процессе. Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем.

  14. Технологический аспект охраны и рационального использования природных ресурсов в содержании школьных биологических и географических курсов.

  15. Экологическая культура школьников. Формирование экосообразного образа жизни и свойств личности. Развитие ребенка в условиях комплексного экопедагогического подхода.


Часть II.

  1. Содержание школьного географического образования: когнитивный, деятельностный и аксиологический компоненты содержания. Межпредметные и внутрипредметные связи в обучении географии.

  2. Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования. 

  3. Система географических умений учащихся средней школы. Этапы, методы и средства формирования умений.

  4. Формы обучения географии. Урок географии. Требования к современному уроку географии. Структура урока географии. Типология уроков. Внеклассная работа по географии.

  5. Методы обучения географии. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения.

  6. Средства обучения географии. Их функции в учебном процессе. Классификация средств обучения географии. Методика применения средств наглядности.

  7. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности. Экологическое сознание как сложная динамическая система. Структура экологического сознания.

  8. Экологическое мировоззрение как система взглядов на мир, средство и результат экологической деятельности. Экологизация мировоззрения как форма проявления гуманитаризации познания. Познавательная деятельность субъекта экологического мировоззрения. Пути формирования экологического сознания: стихийный и целенаправленный.

  9. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.

  10. Методы обучения экологии. Технологии в обучении экологии.

  11. Система форм обучения экологии. Урок экологии. Внеклассная и внеурочная работа по экологии. Дополнительное экологическое образование. Экологические проекты. Экологические практикумы. Экологические олимпиады.

  12. Средства обучения экологии. Методика применения средств обучения экологии.

  13. Формирование у школьников опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

  14. Педагогическое проектирование. История развития метода учебного проекта в российской школе и за рубежом. Роль педагога в проектной деятельности учащихся. Проблемы исследований в экологических и географических учебных проектах.

  15. Современные педагогические технологии экологического и географического образования. Технологические приемы, используемые в образовательном процессе. Игровые технологии. Психолого-педагогические тренинги.


Часть III.

  1. Состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе. Опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных организациях.

  2. Понятие модели мониторинга качества образования в образовательной организации. Принципы отбора и проектирования оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательной организации.

  3. Основные направления мониторинга качества школьного образования.

  4. Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения экологии и географии как основные показатели качества образовательных результатов.

  5. Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах эколого-географической направленности как один из показателей качества образования.

  6. Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов

  7. Качество реализации образовательного процесса как одно из основных направлений мониторинга качества школьного образования. Показатели качества реализации образовательного процесса.

  8. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс, как одно из основных направлений мониторинга качества школьного образования.

  9. Требования к материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

  10. Информационно-развивающая среда и образовательные технологии.

  11. Кадровое обеспечение (повышение квалификации, инновационная и научно-методическая деятельность педагогов).

  12. Документооборот и нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса, программа развития образовательной организации.

  13. Общие тенденции развития инновационных процессов в образовательной системе. Компетентностная парадигма образования.

  14. Система управления качеством в образовательной организации. Структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы инновационного менеджмента. Инфраструктура инновационной системы и ее формирование.

  15. Функции инновационной деятельности учителя. Организационные формы инновационного менеджмента в эколого-географическом образовании.



Учебно-методическое обеспечение для подготовки

к государственному экзамену
Основная литература:


  1. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2 частях. Часть 2. Теория обучения. Управление образовательными системами / С.Ю. Дивногорцева. – М.: ПСТГУ, 2009. – 262 с.

  2. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения / В. Звонников, М. Челышкова. – М.: Академия, 2008. – 224 с.

  3. Зеленов, Л.А. История и философия науки: учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Флинта, Наука, 2008. – 472 с.

  4. Мониторинг качества образования: метод. пособие для студ., рук. вузов, специалистов по управлению образованием / под общ. ред. В.П. Соломина. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 261 c.

  5. Новиков, А.М. Методология: учеб.-метод. пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. –М.: СИНТЕГ, 2007. – 660 с.

  6. Рузавин, Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 287 с.

  7. Пономарев, Н.Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление / Н.Л. Пономарев. – М.: Академия, 2007. – 208 с.

  8. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учеб. пособие для студ. вузов / В. Симонов. – М.: Юрайт, 2009. – 357 с.

  9. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для системы послевузовского проф. образования / Под ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

  10. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов / Е.В. Ушаков. – М.: КноРус, 2008. – 584 с.

  11. Хуторский, А.В. Педагогическая инноватика / А. Хуторский. – М.: Академия, 2008. – 256 с.


Дополнительная литература:


  1. Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник / Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В.; под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Академия, 2009. – 208 с.

  2. Байбородова, Л.В. Обучение географии в средней школе / Л. Байбородова, А. Матвеев. – М.: Владос, 2008. – 304 с.

  3. Байкова, Э.Г. Практикум по теории и методике обучения географии / Э. Байкова, О. Хлебосолова. – М.: Илекса, 2010. – 88 с.

  4. Беловолова, Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе / Е.А. Беловолова. – М.: Прометей, 2013. – 144 с.

  5. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. – М.: Академия, 2009. – 320 с.

  6. Вестник экологического образования в России: научно-методический журнал, 2010-2015 гг.

  7. Волынкин, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.И. Волынкин. – СПб: Изд-во СПУ, 2007. – 152 с.

  8. Воронцов, А.Б. Деятельностный подход к географическому образованию школьников / А. Воронцов, С. Санина. – СПб: Авторский клуб, 2015. – 68 с.

  9. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2012. – 208 с.

  10. Загвязинский, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов / Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. – М.: Высшая школа, 2008. – 391 с.

  11. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей / В.А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2009. – 288 с.

  12. Конасова, Н.Ю. Технологии оценивания образовательных результатов. Ситуационные задачи. Развитие и оценка функциональной грамотности учащихся / Н. Конасова. – М.: Учитель, 2014. – 144 с.

  13. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / О. Крылова, И. Муштавинская. – М.: КАРО, 2014. – 144 с.

  14. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2011. – 224 с.

  15. Мещерякова, И.Н. Интеграция экологического образования: учеб. пособие /  И. Мещерякова, Н. Михайлова. – М.: Флинта, 2014.

  16. Попова, Л.В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования в России. Анализ проблем / Л.В. Попова. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – 192 с.

  17. Программно-целевое проектирование образовательных систем. Стратегии инновационного развития / Н. Томилина, Е. Мясоедова. – М.: Учитель, 2010. – 352 с.

  18. Психологические акции с экологическим компонентом в учреждениях дополнительного образования. Методическое пособие / С. Казакова. – М.: ЭкоПресс, 2012. – 44 с.

  19. Россия и Германия. Развитие сотрудничества в области эколого-географического образования / В. Дмитриев, Д. Севастьянов, А. Григорьев. – СПб: Наука, 2005. – 152 с.

  20. Руднев, Е.А. Управление качеством образования в школе. Ресурсы руководителя / Е. Руднев. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 176 с.

  21. Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 8. Конспекты учебных занятий и психолого-педагогических тренингов для дополнительного образования / Д. Моргун. – М.: ЭкоПресс, 2013. – 66 с.

  22. Философские обоснования экологического образования в эпоху нанотехнологий / И. Лисеев. – М.: Канон+, 2014. – 328 с.

  23. Шаталов, А.А. Мониторинг и диагностика качества образования / А. Шаталов, В. Афанасьев, И. Афанасьева, Е. Гвоздева, А. Пичугина. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 322 с.

  24. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований / Л.А. Шипилина. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 208 с.

  25. Экологическое образование младших школьников. Рекомендации. Конспекты уроков. Занимательные материалы / Л. Ласкина, Н. Николаева, С. Варламова, А. Хайдукова, О. Нечаева, В. Артеменко, А. Дегтярева. – М.: Учитель, 2010. – 172 с.



  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница