Готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ок-7)



Скачать 184.06 Kb.
Дата29.06.2016
Размер184.06 Kb.
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
Общие сведения

1.

Кафедра

Философии, политологии и права

2.

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование Профили: Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)

3.

Дисциплина (модуль)

Б1.ДВ7 Этика

4.

Тип заданий

Тесты

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

3


Перечень компетенций:
способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: главные этические учения в истории философской мысли; современное состояние дискуссий по проблемам морали и нравственности; основные проблемы прикладной и профессиональной этики; особенности понимания морально-этических норм в иных культурах и религиозных конфессиях.

Умения: анализировать ситуации морального выбора с позиции гуманистических ценностей; убеждать других людей в необходимости соблюдения морально-этических норм; применять историко-философские знания в области этики к конкретным жизненным ситуациям; ориентироваться в современных дискуссиях по общественным проблемам с позиции моральных установок и нравственных ценностей.

.


Навыки: применения морально-этической рефлексии в различных жизненных ситуациях; применения норм профессиональной этики.


Опыт деятельности: самостоятельная морально-этическая рефлексия собственных действий и мотивов; отстаивание в дискуссии собственной позиций по актуальным морально-этическим проблемам современности.



Этапы формирования компетенций

1. Ключевые понятия и категории этики

2. Исторические типы философии

3. Прикладная этика


Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)
Тестовые задания

Вариант I

ДЕ - 1 Ключевые понятия этики


1. Что такое этика?
1.Учение о правилах приличия

2.Учение о ценностях

3.Учение о познании

4.Учение о морали


2. Что такое этос в современном значении (не этимологически)?

1. Этикет

2. Народ как носитель морального закона

3. Морально-нравственный ценности определённой социальной группы (этноса, субкультуры, класса и т.д.)

4. Негативная реакция на нарушения моральных принципов
3. Каков главный признак этического понятия справедливости?

1. Наличие материального достатка

2. Строгость

3. Эмоциональная возвышенность

4. Наличие пользы для всех

5. Отрицание принципов поведения, вызывающих чувство сомнения


4. Что такое рефлексия?

1. Подверженность рефлексам

2. Анализ поступков других людей

3. Преобладание рефлекторных реакций над логическим мышлением

4. Критический анализ собственных поступков

5. Взаимоотражение сознания и подсознания


5. Что такое совесть?

1. «Внутренний контролёр и судья человеческих поступков».

2. Требование соблюдения морального закона независимо от жизненных ситуаций

3. Совокупность морально-этических суждений индивида

4. Специфическая функция сознания

5. Комплекс этических правил поведения, подлежащих реализации жизни


6. В чем заключается сущность этического принципа «сочувствия»?

В требовании:

1. выражения соболезнования и одобрения по поводу непредвиденных аморальных поступков

2. возрастания в своей эмоциональной чувственности при наблюдении неблаговидных поступков

3. вчувствования в сознание оппонента для обнаружения позитивных моментов в его концептуальной позиции

4. развития в себе эмоционально-чувственной сферы.


7. Которую из нижеперечисленных форм поведения можно считать этикетом?

1. Соблюдение норм речевой культуры и вежливости

2. Логические суждения, оценивающие ту или иную жизненную ситуацию

3. Недомолвки по поводу политических событий

4. Охаивание иностранной моды
8. Что значит подвижничество?

1. Способность человека подвигнуть других на неблаговидные поступки

2. Участие в монашеском движении

3. Способность «продвигаться» по социальной лестнице.

4.Деятельность, опирающаяся на нравственность и направленная на реализа-цию прогрессивных общественных идеалов, невзирая на ее сложности
9.Как вы понимаете значение понятия «милосердие»?

1. Принцип адекватного воздаяния за добро и зло.

2.Готовность помочь кому-либо (даже врагу) из чувств сострадания, человеколю-бия и снисхождения.

3. Непримиримая, ригористическая позиция в отношении аморальных действий и поступков

4. Мягкость, терпимость в отношении преступников.
10. Аскеза – это:

1. Самоограничение потребностей, аффектов и желаний человека

2.Самограничение человеческого разума в угоду аффектам

3. Особая психофизиологическая практика

4. Вид религиозного послушания

ДЕ - 2 История этических учений


1. Что означает термин «атараксия»?

1. Душевная невозмутимость, неподверженность аффектам, связанная с отказом от активной общественно-политической жизни сосредоточением на самом общем главном

2. Нежелание признавать моральные авторитеты

3. Склонность к грубым наслаждениям

4. Смиренность перед несправедливостями жизни
2. Что означает термин «гедонизм»?

1. Жизненную позицию, отвергающую излишества в удовлетворении материаль-ных потребностей

2. Жизненный принцип, усматривающий смысл жизни в получении удовольствий

3. Принцип жития, отвергающий само существование смысла жизни

4. Жизненный принцип, исходящий из установки, что надо жить только будущим
3. Какое философско-этическое учение античности придерживалось принципа апатии?

1. Софистика

2. Скептицизм

3. Неоплатонизм

4. Стоицизм
4. Как называется этика, разрабатывавшаяся Гербертом Спенсером?

1. «Общечеловеческая этика»

2. «Интуитивная этика»

3. «Утилитарная этика»

4. «Этика права»

5. «Совершенная этика»


5. Кому принадлежит разработка этического принципа сочувствия?

1. Мейену

2. Л.Толстому

3. Лейбницу

4. Энгельсу

5. Дидро
6. Закончите формулировку категорического императива И. Канта: «Обращайся с человечеством в лице самого себя и другого не только как со средством, но…» ?

1. Всегда в то же время ещё и как с целью.

2. Как с духовной целостностью.

3. Как с высшим смыслом твоего собственного существования.

4. Как с тем, что тебе глубоко безразлично.


7. Кто выступает высшим выразителем идеи человечества, по И. Канту (работа «Ре-лигия в пределах только разума»)?

1. Сиддхартха Гаутама (Будда)

2. Мухаммед.

3. Заратустра

4. Иисус Христос

5. Моисей


8. В чём основное отличие этики Нового завета, от этики Ветхого завета?

1. Акцент не на законе, а на любви.

2. Уменьшение значения обрядовых правил и норм.

3. Появление требования абсолютной покорности Богу.

4. Ослабление моральных запретов.
9. Что такое Декалог?

1. 10 наиболее популярных притч Иисуса Христа

2.Специальный церковный орган, принимающий решения по вопросам морали

3. Иудейский комплекс морально-этических и юридических правил

4. 10 морально-этических заповедей, которые согласно библейской традиции были ни-спосланы Моисею Богом
10. Срединный путь буддизма предполагает осознание:

1. Тщетности попытка морально-нравственного совершенствования

2. Божественной природы Будды

3. Четырёх «благородных истин»

4. Превосходства буддистов над остальными людьми

ДЕ - 3 Прикладная этика


1. Где и когда впервые зародилась идея ненасилия?

1. В Европе, в Новое время

2. В Южной Америке, в период завоевания ее европейцами

3. В древневосточных религиозных культах, в Индии и Китае

4. В британских колониях, в ХVIII столетии
2. В связи с чем теория ненасилия Л.Толстого подвергалась критике самими приверженцами толстовства?

В связи с:

1 ее отказом от духовного насилия

2 стиранием ею граней между насилием и ненасилием

3. абсолютизацией ею принципов ненасилия

4 ее проповедью бездеятельности в отношении врагов и преступников

5.ее пренебрежением к методологии ненасилия
3. Чем шарпианство принципиально отлично от подлинного гандизма?

1. Непониманием важности активного характера ненасильственных способов борьбы за справедливость

2. Прагматическими установками относительно ненасильственных способов реше-ния конфликтных проблем

3. Абсолютизацией закона любви в решении конфликтных вопросов

4. Чрезмерным акцентированием внимания на моментах физического насилия (в ущерб моментам духовным)
4. В одной из известных песен Владимира Высоцкого звучат слова: «Я не люб-лю насилье и бессилье». Как вы расцениваете эту фразу с позиций этики?

1. Как профанированное, с научной точки зрения, отношение певца к самой про-блеме насилия и ненасилия

2. Как не вполне логичное выражение мысли

3. Как созвучие с позицией миролюбия, отстаивавшейся Львом Толстым и Махат-мой Ганди

4. Как отрицание активных действий в конфликтных ситуациях

5. Что, с точки зрения гандизма, следует считать неотъемлемым компонентом компромисса в процессе разрешения угнетенной стороной конфликтных вопросов?

1. Взаимоослабление борющихся сторон

2. Воздействие на совесть оппонента

3. Заключение договора о ненасилии

4. Одурманивание оппонента лестью.


6.Какие социальные условия перспективны для осуществления основных по-ложений этики ненасилия?

1. Правовое государство социал-демократической направленности.

2. Правовое государство классического капитализма.

3. Российское государство эпохи царизма.

4. Российское государство эпохи демократии.
7. При каких условиях конфликт не приводит ко взаимоуничтожению борющихся сторон?

1. Если все уважают некие высшие ценности.

2. Если стороны обращаются к посредничеству некоей третьей силы.

3. Если энергия конфликта разветвляется на несколько русел.

4. Все варианты 1 – 3 являются верными.
8. В пословице «Благими намерениями вымощена дорога в ад» речь идет о том, что:

1. Принципиальной не предсказуемости последствий человеческих поступков

2. Человеку свойственно впадать в нравственный самообман.

3. «Человек полагает, а бог располагает».

4. Действия человека отрываются от воли и намерений того, кто его совершает и переплетаясь с действиями других людей выступает как самостоятельная сила.
9. Что является прямым следствием человеческой свободы?

1. Ответственность.

2. Необходимость.

3. Конфликты и столкновения.

4. Договора и соглашения.
10. Крайний гедонизм неизбежно связан с:

1. Чувством усталости, пресыщенности и скуки

2. Собственным отрицанием

3. Восприятием мира и других людей в качестве только лишь объекта для удовле-творения своих страстей и желаний

4. С разграничением должных и недолжных удовольствий
Тест. Вариант II
ДЕ - 1 Ключевые понятия этики
1. В чем заключается свобода человеческой воли?

В том, что:

1. нравственность, лежащая в основе поступка, не зависит от морали

2.человек поступает так, как находит нужным

3.человек свободен от выбора поступка, слепо руководствуясь тем, что ему подска-зывает совесть

4. человек наплевательски относится к советам ближних


2. Что такое поступок?

1. Героическое деяние

2. Действие, содержащее в себе нравственную установку и могущее повлечь за со-бой моральную оценку

3. Действие, направленное против бездействия

4. Действие, приносящее безусловную пользу
3. Что такое гуманная педагогика?

Это педагогика:

1.исключающая излишнюю строгость по отношению к ученикам

2.нацеленная на воспитание настоящего человека, нравственной и творческой лич-ности

3. основанная на принципах гуманизма эпохи Ренессанса

4.нетерпящая конфликтных отношений учителя с учащимися


4. Что означает этическое понятие «натуральное благо»?

1. Неподдельное благо

2. Благо, присущее человеческой натуре

3. Благо материального характера

4. Благо, от которого невозможно отказаться

5. Благо для всех


5. Что значит «моральный соблазн» как этическая категория?

1. Соблазн, подкрепленный моралью

2. Соблазн, побуждающий к немедленному осмыслению моральных принципов

3. Соблазн, попирающий моральный закон

4. Соблазн защитить моральный закон от его нарушителей
6. Как в этике понимается абсолютность морального закона?

1. Как абсолютная непогрешимость этого закона

2. Как абсолютное благо

3. Как воплощение Абсолютной идеи

4. Как абсолютная независимость от жизненных ситуаций
7. Что такое «борьба за признание»?

1. Стремление к самоутверждению при сохранении признания личностного досто-инства других.

2. Конфликт между людьми, высвобождающий энергию.

3. Стремление к доминированию над своими противниками.

4. Всё перечисленное в пунктах 1 – 3.

8. Милосердие прямо связанно с ?

1. Желанием оказать услугу.

2. Пониманием другого человека, состраданием к нему, стремлением оказать дея-тельное участие

3.Благотворительными устремлениями

4. Отношениями взаимопомощи


9. В чем заключается смысл активной жизненной позиции?

1. В активизации физических сил для подъема духа

2.В конструктивно-активном реагировании на насущные общественные проблемы

3. В следовании принципу атараксии

4. В активном поиске способов материального обогащения
10. С точки зрения этики долг – это:

1. осознание человеком безусловной необходимости совершениях определённых действий, исходя из морального идеала или закона

2. осознание человеком необходимости соблюдения групповых норм

3. осознание человеком необходимости адекватных ответных действий в ситуациях взаимодействия с другими индивидами.

4. . осознание человеком необходимости совершения героического деяния

ДЕ – 2 История этических учений


1. С учением, какого философа связан принцип поведения, именуемый «ата-раксия»?

1. Сократа

2. Сенеки

3. Платона

4. Эпикура
2. С каким философом (философами) связана разработка кинического на-правления в этической мысли?

1. Эпикур

2. Аристипп

3. Антисфен, Диоген

4. Аристотель
3. В чем заключается суть принципа апатии?

1. В проявлении спокойного ровного отношения к удовольствиям и страданиям, негативным и позитивным ситуация

2. В безразличном отношении к собственным потребностям

3. В пассивной социальной позиции

4. В превращении антипатии к врагу в антипатию к своим соратникам
4. Что означает этическое понятие ценностно-ориентированной свободы (Ф. Аквинский)?

1. Свободу поступков, добровольно согласующуюся с волей божьей

2. Свободу поступков, всецело согласующуюся с волей друзей и близких знакомых

3. Свободу поступков, обесцениваемую аморальным поведением

4. Свободу поступков, подкрепленную материальными ценностями

5. Кто из нижеперечисленных философов придерживался взгляда на политику как на государственную деятельность, свободную от морали?

1. Борух Спиноза

2.. Иоганн Фихте

3. Николо Макиавелли

4. Франсис Бэкон

5.. Рене Декарт
6. Кому принадлежит разработка этического принципа разумного эгоизма?

1. Протагору

2. Фоме Аквинскому

3. Гегелю

4. Карлу Марксу

5. Н.Г.Чернышевскому


7. В чем заключается суть православно-христианской аскетики?

1. В провозглашении страданий высшим благом

2. В борьбе со страстями

3. В сублимации страстей

4. В наполнении страстей разноцветной гаммой чувств
8. В чем заключается понимание добродетели у Аристотеля?

1.Добродетель есть верная мера («средина для нас») между двумя пороками, свя-занными с избытком или недостатком определённой страсти.

2. Добродетель есть результат божественной благодати

3. Добродетель есть природное качество человека

4. Добродетель есть нечто недостижимое
9. Согласно Ж.П. Сартру человеческая свобода неразрывно связанна с такой категорией как:?

1. Безопасность.

2. Добро

3. Необходимость.

4.Отвтественность.
10. Большое значение в военно-феодальном этосе европейского средневековья принадлежало категории:?

1.Честь


2.Польза

3.Ответственность

4. Свобода

ДЕ – 3 прикладная этика


1. Кто из русских философов подверг позитивной критике толстовскую теорию ненасилия?

1. Флоренский

2. Братья Трубецкие

3. Бердяев

4. Ильин

5. Франк


2. Почему было бы неверно именовать толстовскую теорию ненасилия «не-противлением злу»?

1. Потому что различия между злом и добром подчас оказываются условными

2. Потому что в приведенном наименовании отсутствует понятие силы

3. Потому что данное наименование слишком категорично

4. Потому что личность часто не может противиться злу

3. В чем заключается сущность закона любви?

1. В ничем не отвратимой любви к женщине

2. В сохранении непрерывного характера любви к ближним

3. В избирательном характере любви к людям

4. В борьбе со злом, сочетаемой с безусловной любовью к людям, являющимся его носителями

5. В борьбе с имитацией любви

4. Как вы понимаете христианскую заповедь «Любите врагов ваших»?

1. Как нарушение человеческой логики

2. Как способ утихомирить врага

3. Как проповедь всеобщей любви на основе нелюбви к злу

4. Как отношение, которое выше психологических и душевных привязанностей, выражающееся в готовности простить врагам их действия по отношению к тебе


5. Что значит моральная амбивалентность человека?

1. Амбициозное представление о беспредельных возможностях человека по срав-нению с животным

2. Способность ощущать моральное состояние другого лица

3. Способность субъектов к объединению друг с другом наподобие химических элементов в плане признания ими моральных ценностей

4. Срединное состояние человека на лестнице развития между животным и Богом
6. Что такое сатьяграха (М. Ганди)?

1. Соединение сатьи (добра) и грахи (насилия).

2. Метод ненасильственного сопротивления злу.

3. Способ борьбы человека за свои права в коллективе.

4. Все перечисленные в пунктах А – В характеристики.
7. Как надо правильно понимать категорию Толстого «непротивление злу на-силием»?

1. Как пассивность и безразличие перед лицом мирового зла.

2. Как стремление остаться в стороне, держа себя неосквернёнными перед лицом мировых соблазнов.

3. Как ненасильственное сопротивление злу.

4. Все перечисленные в пунктах А – В характеристики.
8. Эвтаназия с точки зрения этики?

1.Этическая проблема, связанная с принятием решения об умерщвлении пациента.

2. Гуманный способ расставания с неизлечимо больными родственниками или друзьями

3. «Табу».

4.Принципиально новая проблема для теоретической этики.
9. В чём заключается этически и социально проблемный аспект благотворительно-сти?

1. в формировании чувства собственного превосходства и собственной исключительно-сти

2. в сложности правильной оценки форм, условий и размеров необходимой помощи.

3. в появлении слоя «профессиональных нищих»

4.в формировании привычки получать помощь, которая порождает симптом социального иждивенчества

..

10. Укажите способ преобразования аморального характера эгоизма в моральный?



1. преобразование эгоизма в альтруизм

2. рационализация эгоизма

3. занятие более пассивной жизненной позиции

4. разрушение господствующих в обществе систем моральных норм.


Ключ к тестам по этике



вопроса

Вариант I

ДЕ-1 ДЕ-2 ДЕ-3

Вариант II

ДЕ-1 ДЕ-2 ДЕ-3

1

4 1 3

2 4 4

2

3 2 3

2 3 2

3

4 4 2

2 3 4

4

4 3 3

3 1 2

5

1 1 2

3 3 4

6

3 1 1

4 5 2

7

1 4 4

1 3 3

8

4 1 4

2 1 1

9.

2 4 1

2 4 4

10.

1 3 3

1 1 2

Критерии оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница