Гоувпо мггу) учебно – методический комплекс дисциплины дс. 4 (ДС. 3, Сд. Ф. 5) Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями



Скачать 487.46 Kb.
страница1/4
Дата26.06.2016
Размер487.46 Kb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.4 (ДС.3, СД.Ф.5) Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)
050716.65 Специальная психология с доп. спец. Логопедия

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Логопедия

050715 Логопедия

Утверждено на заседании кафедры

СПиП, факультета СПиП

(протокол №15 от16.05.08 г.)


Зав.кафедрой

_______________________



    1. Автор программы: Вакуленко Любовь Сергеевна, к.п.н., доцент кафедры СПиЛ

    2. Рецензенты:

Лобанова Ольга Васильевна, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.

Воронина Лариса Павловна, учитель-логопед ДОУ №152 г. Мурманска.



    1. Пояснительная записка

Программа данного курса предназначена для студентов 3 курса отделения логопедии очной формы обучения.

Необходимость знаний психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями для студентов логопедического отделения определяется тем, что квалифицированная диагностика речевых нарушений способствует успешному решению коррекционных задач.

Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная оценка и коррекция невозможны без знаний принципов и методов, которыми руководствуется психолого-педагогическая диагностика. Обучение методологии психолого-педагогической диагностики предполагает выработку у студентов умений и навыков, необходимых для правильного диагностирования детей. От будущего учителя-логопеда требуется понимание закономерности становления детской речи в норме и патологии, поэтому психолого-педагогическая диагностика детей с речевой патологией осуществляется с учетом конкретных данных системного процесса речевого развития ребенка, а также с учетом своеобразий закономерностей дизонтогенеза речи.

Будущий учитель-логопед должен также уметь дифференцировать нарушения речевого развития с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией. В связи с этим большое внимание уделяется правильной диагностике речевых нарушений и отграничению детей с речевыми аномалиями от сходных состояний.


Цель: усвоение студентами основных критериев психолого-педагогической диагностики детей, а также умения дифференцировать речевые нарушения от других нарушений.

Задачи курса:

- Знакомство с принципами и методами психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями;

- овладение студентами особенностями дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами;

- определение оптимальных возрастных сроков выявления детей с различными нарушениями речи;

- обучение студентов дифференцированной диагностике, позволяющей проводить отграничение детей с речевыми нарушениями от других аномалий, иногда внесение сходных, но имеющих разную природу возникновения и требующих разных методов коррекции;

- знакомство с организацией и содержанием диагностической деятельности логопеда.

Решение задач курса осуществляется путем изучения студентами специальной научно-педагогической литературы, их непосредственного участия в процессе психолого-педагогической диагностики в условиях ДОУ, знакомства с методами и приемами логопедического и педагогического обследования.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями:



  • теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса применительно к детям с речевыми нарушениями;

  • современными подходами к организации и методическому обеспечению изучения детей с отклонениями в речевом развитии;

  • основными психодиагностическими методиками и путями анализа;

  • системой отбора детей в специальные образовательные учреждения с учетом структуры речевого дефекта.

Студент должен уметь:

  • выявлять в детской популяции детей с отклонениями в речевом развитии;

  • проводить психолого-педагогическое изучение детей с речевыми нарушениями;

  • на основании диагностики определять пути коррекционной работы;

  • квалифицированно решать вопрос о направлении ребенка в специальное образовательное учреждение (школьное или дошкольное) и об организационных формах обучения.

Курс рассчитан на 18 часов лекционных, 18 часов практических занятий. Итоговая аттестация в форме экзамена.

Курс базируется на разработках Г.А.Волковой, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко и др.




    1. Извлечение из ГОС ВПО

050716.65 Специальная психология с доп. спец. Логопедия –

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Логопедия -
050715 Логопедия

ДПП.Ф.05

Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

Оценка речи как высшей психической функции. Методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами. Методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, изучение истории развития ребенка, анкетирование родителей, психолого-педагогический эксперимент, тестирование и др.). Принципы психолого-педагогической диагностики. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.






  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница