«Грайворонщина в период Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства»



Скачать 154.69 Kb.
Дата30.04.2016
Размер154.69 Kb.



МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов» г.Грайворона


«Грайворонщина в период

Великой Отечественной войны

и восстановления народного хозяйства»

(1941 – 1951 гг.)

2009 – 2010
Грайворонское муниципальное учреждение "Отдел управления образованием"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» г.Грайворона

Краткая аннотация документа:

Проект "Грайворонщина в период Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства (1941 – 1951 г.г.)" представлен МОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» г.Грайворона на период 2009-2010 учебного года с учетом ее социума. Охарактеризованы основные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллектива по изучению и сохранению материалов о Великой Отечественной войне, вовлечению учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, посвященную 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг и восстановления народного хозяйства в г. Грайвороне и Грайворонском районе.




"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…".

А.С.Пушкин

ПРОЕКТ

"Грайворонщина в период Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства (1941 – 1951 г.г.)"
I. Введение.

Все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Уходят ветераны войны, труженики тыла. Дети военных лет давно состарились. Знают ли их внуки, какой ценой досталась стране великая победа, готовы ли они хранить память о том героическом времени, готовы ли воспитать в будущем своих внуков истинными патриотами своей Родины?

Чтобы с твердой уверенностью отвечать на эти вопросы, надо неустанно трудиться всем: родителям, детям, учителям и воспитателям, общественности. Трудиться над тем, чтобы собрать, сохранить и передать потомкам все, что знаменует славную эпоху.

Если о боевых действиях сохраняются документы, собрано много свидетельств, создано немало произведений, то о том, как жили в оккупации наши земляки, каковы были быт и культура после освобождения и в период восстановления народного хозяйства, нет полной и ясной картины.

Важно было узнать, где брали продукты, чем питались, во что одевались и обувались люди в то лихое время.

Собрать примеры предприимчивости, смекалки народных умельцев, которые из снарядных гильз делали ведра и светильники, из автомобильной резины клеили галоши, из рваных шинелей шили бурки и т.д. Записать рассказы о тех, кто в этот период учился в школе, собрать все, что характеризует это время. Собрать, чтобы изучить, восхититься мужеством земляков, сохранить и передать потомкам все свидетельства трудной эпохи.

В нашей стране не найти семьи, которая не была бы, прямо или косвенно, связанная с событиями Великой Отечественной войной. Интересно и очень нужно определить вклад каждого рода в великую победу.

В те трудные годы они все отдавали для фронта, для победы, об этом надо помнить всегда.


Оглавление:


  1. Введение

  2. Цели и задачи

  3. Направления деятельности

  4. Организационные мероприятия по реализации проекта

  5. Информационно-методическое обеспечение проекта

  6. Структура реализации проекта

  7. Рекомендуемая литература

  8. Приложения


II. Цели и задачи:

  1. Сбор, изучение и сохранение материалов о Великой Отечественной войне в Грайворонском районе.

  2. Формирование активной жизненной позиции, стимулирование интереса молодежи к народной культуре, традициям и обычаям русского народа.

  3. Вовлечение учащихся в поисково–исследовательскую деятельность, приобретение ими знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально значимых проектах.

  4. Активизация деятельности органов ученического самоуправления, детских и юношеских общественных организаций.

  5. Укрепление взаимосвязей с учреждениями в социуме, сплочение внутришкольного коллектива.

  6. Совершенствование опыта использования краеведческого и этнографического материала в учебно-воспитательном процессе.



Ожидаемые результаты:


- повышение эффективности воспитания школьников;

- обновление содержания воспитания, прежде всего в сфере ученического самоуправления;

- развитие творческого потенциала, повышение активности педагогических работников;

- укрепление и расширение взаимосвязей в социуме;

- создание банка данных об истории Великой Отечественной войны на территории Грайворонского района, быте и культуре населения города Грайворона во время и после войны.

Участники проекта:

Учащиеся 1-11 классов, учителя, родители, работники культуры, ветераны и др.



III. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.Учебно-воспитательный процесс
Углубление программ:

    1. История – углубленное изучение темы "Великая Отечественная война" (за счет интенсификации учебного процесса и творческих заданий учащимся).

Результат – Разработка методики преподавания темы.

      1. Литература – углубленное изучение о Великой Отечественной войне путем расширения списка произведений для внеклассного чтения, организации самостоятельного чтения учащихся и громких читок (на классных часах, в гид).

Результат – Список литературы, методика организации работы.

      1. МХК – глубокое изучение темы "Музыка, живопись, искусство, кино в годы Великой Отечественной войны".

Результат – Разработка темы.

      1. Музыка – Песни военных лет.

Беседы об истории развития песен.

Результат – Разработка уроков.

Беседы по классам.

Концерт военной песни.



      1. Изоискусство – Великая Отечественная война в живописи.

Война глазами детей.

Результат – Разработка уроков выставка детских работ.



      1. Ин. яз. – Темы о Великой Отечественной войне.

Результат – Разработка темы.

      1. ОБЖ

      2. Начальные классы

Результат – Подбор текстов о войне для чтения, пересказов. Список произведений.

2.Общешкольные мероприятия


  1. День рождения комсомола 29 октября

  2. "Зажги свечу" – день поминовения 6 ноября

  3. Акция «Звёздная эстафета Победы» 22 апреля

  4. Встреча трех поколений" Судьба и Родина едины" 11 марта

    1. Фестиваль песни «Поющая свирель» 5 февраля

    2. Конкурс агитбригад «Родина моя» 9 мая

    3. Армейский магазин (конкурсная

программа для старшеклассников) 19 февраля
8.Конкурс чтецов «Стихи о Великой 22 февраля

Отечественной войне»



9.Кинолекторий (1 раз в месяц) сентябрь-май

10.Общешкольная акция:

"Мой род в Великой Отечественной войне" май



11. Коллективное творческое дело

«Страницы мужества и славы»: май



  • подведение итогов работы

Службы Милосердия

  • подведение итогов работы

поисково-исследовательской деятельности

Отечественной войны «Погибшим слава, слава и живым»

  • Митинг-манифестация, посвященная Дню Победы

  • «Зарничка»

  • Подведение итогов выполнения проекта (педсовет)



3. Система классных часов.

Начальные классы



Цель: Формирование у детей патриотизма, гражданности, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей.
Содержание деятельности:

  1. Экскурсии по городу.

  2. Встречи с теми, кто в 1943 году пошел в 1 – 4 класс.

"О времени и о себе".

  1. Посещение кинолектория.

  2. Громкие читки (на классных часах). (Списки составляют сами учителя).

  3. Беседы о юных героях – грайворонцах.

  4. Участие в акции "Мой род в Великой Отечественной войне".

  5. Конкурс чтецов (стихи о Великой Отечественной войне)

  6. Участие в Неделе Памяти.

  7. "Зарничка"


5 - 6 классы

Цель: развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, приобщение к поисково–исследовательской деятельности.

Содержание деятельности:

  1. Индивидуальные задания по исследуемой теме, ведение экспедиционных тетрадей.

  2. Посещение кинолектория.

  3. Громкие четки, конкурсы рассказчиков, читательские конференции. (Список литературы составляют классные руководители вместе с учителем литературы и библиотекарем)

  4. Участие в акции "Мой род в Великой Отечественной войне"

  5. Беседы членов лекторской группы старшеклассников.

  6. Встречи с ветеранами.

  7. Уход за братскими могилами.


7 – 8 классы

Цель: Развитие гражданственности, патриотизма, уважение к истории своей страны, истории родного края, привитие навыков исследования, самостоятельности, инициативы.
Содержание деятельности:




  1. Создание творческих групп учащихся для выполнения поисково-исследовательских заданий. Ведение экспедиционных тетрадей.

  2. Посещение кинолектория.

  3. Изучение истории родного края. Библиографический список. Конкурсы знатоков родного края.

  4. Участие в акции "Мой род в Великой Отечественной войне".

  5. Встречи с ветеранами (в рамках изучаемой темы).

  6. Встречи с членами лекторской группы старшеклассников.

  7. Участие в неделе Памяти и праздновании 65 – летия Победы.


9 – 11 класс

Цель: Развитие познавательных мировоззренческих позиций по основным социальным, историческим, нравственным проблемам, развитие ответственности, навыков исследовательской деятельности.

Содержание деятельности:




  1. Исследования по предложенным темам. Подготовка выступлений, обработка и оформление собранного материала. Ведение экспедиционных тетрадей.

  2. Подготовка выступлений в составе лекторской группы.

  3. Конкурсы знатоков истории родного края.

  4. Участие в работе кинолектория.

  5. Участие в акции "Мой род в Великой Отечественной войне".

  6. Встречи с ветеранами.

  7. Подготовка и празднование 65 – летия Победы.



Результаты деятельности:

Оформление альбомов, фотовитрин, подготовка рефератов, статей в газеты, отзывы учащихся, сочинения, рисунки и другие творческие работы.



4.Работа лекторской группы учащихся

9 – 11 классов.

Руководитель: Корниенко Нина Михайловна, руководитель кафедры учителей истории.



Цель: ознакомление учащихся с важнейшими событиями Великой Отечественной войны.


Примерные темы:

1. День защитников Отечества – Угольникова А.(11 кл.)

2. Великая битва за Москву – Коваленко Ю., Федотова Ю.(11кл.)

3. Сталинградская битва – Горягин А., Масалыкин С.(11кл)

4. Курская битва - Шапошник Е., Вернигора Э. (10 кл)

5. Героическая битва за Ленинград – Плохих Н., Бойченко К.(11кл.)

6. Герои – Грайворонцы – Хмеленко Т., Скворцова А. (8кл.)

7. Грайворон оккупирован – Жариков С., Мирошниченко А. (11 кл.)

8. Освобождение Грайворона – Черкашина Е.(11 кл.)

9. Дети и война – Левченко М. (8кл.)

10. Победа ковалась и в тылу - Мирошниченко М. (10 кл.)

11. Женщина на войне – Качанова Н. (10 кл.)

12. Партизанское движение – Головушкина Г. (8 кл.)

13. День Победы. Берлинская операция. – Зайченко А. (11 кл.)

Подведение итогов деятельности:

Оформление журнала с отзывами учащихся о проведенных лекциях.




  1. Участие в акции "Мой род в Великой Отечественной войне"

Цель: Помочь учащимся осознать значение победы советского народа в Великой Отечественной войне через судьбы своих родственников, судьбы земляков.

Главное в Акции - заинтересовать всех участников, общая работа всей семьи по сбору материалов.



Участники: учащиеся, их родители, учителя, представители общественности.
Содержание деятельности:

  1. Составление родословной семьи.

  2. Сбор материалов об участии родственников в боевых действиях (документы, грамоты, справки: копии).

  3. Составить карту фронтовых путей родственников.

  4. Записать воспоминания ветеранов или их близких о них. Надо точно записать все фамилии, имена, отчества, даты, место.

  5. Собрать данные об участниках трудового фронта.

  6. Собрать материалы о родственниках по теме "Дети и война", о военном детстве.

  7. Обобщить собранный материал (в форме рассказа, эссе, альбома и др.)

  8. Выступить с сообщением в классе.

Подведение итогов

  1. Наиболее интересные материалы публикуются в СМИ.

  2. Все материалы передаются в районный краеведческий музей.


  1. Поисково-исследовательская деятельность школьников

Цель:

1.Сбор, изучение и сохранение материалов о Великой Отечественной войне, о периоде восстановления народного хозяйства в 40-50 годы на территории города Грайворона и Грайворонского района.



2.Развитие исследовательской культуры школьников.

10"а"- классный руководитель: Мирошниченко Р.С.


  1. Начало войны. Город в период оккупации. Партизанское и подпольное движение в Грайвороне.




    1. Всего населения до начала войны (если возможно, то установить по категориям: дети, трудоспособное население, мужчины и женщины, пенсионеры). Основные занятия населения.

    2. Всего населения в 1945-1950 гг. (по категориям)

    3. Количество улиц, их название, протяженность. Количество дворов.

    4. Какие предприятия работали до войны, и после освобождения?

    5. Какие учреждения начали работать сразу после освобождения, где они размещались?

    6. Кто возглавлял райкомы партии, комсомола, райисполком и другие учреждения, их судьба.

    7. Как выглядел город после освобождения? Что было разрушено, сожжено?

    8. Запишите воспоминания о жизни в городе во время оккупации и после его освобождения.

    9. Найдите старые фотографии. Выполните рисунки по воспоминаниям.



8"а"- классный руководитель: Кириенко В.В.


  1. Дети и война. Дети – узники концлагерей. Дети - антифашисты

  1. Сколько родилось детей в изучаемый период?

  2. Кто оказывал медпомощь детям в период оккупации?

  3. Во что одевали малышей?

  4. Какими игрушками они играли? Сделайте игрушки военного времени по воспоминаниям земляков.

  5. Когда начали работать детские ясли, детский сад? Кто в них работал? Запишите воспоминания.

  6. Найдите людей, пришедших в 1-й класс 1 сентября 1943 г. Запишите их воспоминания.

  7. В какие игры играли дети в этот период?

  8. Жизнь подростков во время оккупации.

  9. Участие подростков в восстановлении города.

  10. Участие в разминировании.



10"б"- классный руководитель: Зимовец А.А.


  1. Школа в годы войны. Учителя – участники Великой Отечественной войны.

  1. Каким был выпуск 1941 года? Как сложилась судьба выпускников?

  2. Действовала ли школа в период оккупации? Кто в ней работал, по каким программам и учебникам велось обучение?

  3. Материальное положение школы после освобождения города.

  4. Работа школы в 1943-1945 годы. Количество учащихся, кто были учителя? Программы, учебники, наглядность.

  5. Работа педсовета, какие проблемы обсуждались, какие решения выносили.

  6. Выпускники 1945, их судьба.

  7. Как действовала комсомольская организация, кто были комсомольские вожаки? Их судьба.

  8. Чем занимались пионерские организации? Какие дела остались в памяти земляков?

  9. Как помогали нуждающимся, было ли организовано питание для школьников?

  10. В каких общесоюзных акциях школа принимала участие?


6"а" - классный руководитель: Корниенко О.М.


  1. Письма с фронта. Письма фронтовиков.

  1. Отыщите письма с фронта. Как выглядели письма с фронта?

  2. Поработайте в библиотеках, найдите книги с публикациями фронтовых писем. ("В суровую пору" и др.)

  3. Установите, собирали ли посылки на фронт незнакомым солдатам.

  4. Публиковали ли местные газеты письма с фронта?

  5. Собирали ли деньги на постройку самолета или танка?



8"б" - классный руководитель: Никитченко О.Н.
5.Освобождение Грайворона от немецко-фашистких захватчиков. Кантемировцы – герои-освободители.


8"в" - классный руководитель: Ревина М.В.
6. Их именами названы улицы Грайворона: ул.Генерала Антонова, ул.Таршикова, ул.Кузнецова.


7"а" - классный руководитель: Беспалова С.А.
7. Их именами названы улицы Грайворона:ул.Юных партизан, ул.Кирвера, ул.Серика, ул.Косяка


7"б" - классный руководитель: Фокина С.Н.
8.Герои-грайворонцы, участники Великой Отечественной войны.
6"б" - классный руководитель: Ерошенко Ю.В.
9.Боевые награды в истории моей семьи.
5"а" - классный руководитель: Корниенко Н.М.
10.Грайворонцы – участники битвы под Москвой, под Сталинградом, Курской битвы.
5"б" - классный руководитель: Калинина Т.А.
11.О чём рассказала военная фотография.
Подведение итогов:

1.Подготовка выставок, витрин, альбомов для оформления музейных выставочных залов.



2.Разработка музейных уроков по собранным материалам.
IV. Организационные мероприятия по реализации проекта

  1. Заседание педсовета – август (директор)

    1. Работа над Проектом.

    2. Утверждение оргкомитета.

  2. Обсуждение проекта в детских организациях - сентябрь (организатор по работе с детьми)

  3. Информация родителей о работе над Проектом – сентябрь (зам. директора по воспитательной работе)

  4. Подготовка статьи в районную газету – октябрь (зам. директора по воспитательной работе)

  5. Работа над общешкольным планом – сентябрь (зам. директора по воспитательной работе)

  6. Анализ планов классных руководителей – октябрь (заместитель директора по экспериментальной деятельности)

  7. Разработать вместе с кинотеатром план кинолектория – сентябрь Создать лекторскую группу старшеклассников – сентябрь (руководитель кафедры учителей истории)

  8. Создать творческую группу учителей - сентябрь (зам. директора по воспитательной работе, методист)

  9. Создать творческую группу учащихся – сентябрь (зам. директора по воспитательной работе)

10. Заседания оргкомитета – 1 раз в четверть (директор)
v. Информационно – методическое обеспечение проекта.


  1. Семинар для классных руководителей "Организация поисково-исследовательской работы учащихся» - сентябрь (зам. директора по воспитательной работе)

  2. Выставка в школьной и районной библиотеках - апрель-май (библиотекарь)

  3. Заседание МО "Об использовании краеведческого материала в преподавании предметов гуманитарного цикла – октябрь (методист)

  4. Систематическая информация из Интернета – в течение года (заместитель директора по экспериментальной деятельности)

  5. Выпуск бюллетеней, газет о ходе работы над Проектом – май (зам. директора по воспитательной работе, заместитель директора по экспериментальной деятельности)

  6. Семинары для членов лекторских групп – в течение года (руководитель кафедры учителей истории)

  7. Консультации для творческих групп - в течение года (зам. директора по воспитательной работе, заместитель директора по экспериментальной деятельности)



VI.Структура реализации проекта


Школа




Районный Совет

краеведческий ветеранов

музей



оргкомитет




детские

организации






творческая

группа


учителей




творческая

группа


учащихся




родители






редакция Дом

газеты культуры.

Библиотека







Духовно

просветительский

Центр

Рекомендуемая литература:

  1. Бирюков Ю.Е. "Всегда на страже". Москва, 1988г.

  2. Байкова Л.А. "Методика воспитательной работы". Рязань, 1993г.

  3. Байкова Л.А. "Советы педагогу воспитателю". Рязань, 1995г.

  4. Хрипкова А.Г. "Мир детства". Москва 1982г.

  5. Столетов В.Н. "Диалоги о воспитании". Москва, 1985г.

  6. Хохлова С.В. "Калейдоскоп внеклассных мероприятий". Москва, 2003г.

  7. Концепция военно-патриотического воспитания – рассмотренная и одобрена координационным советом при Президенте РФ 6 марта 1998г.


Приложения:

  1. Номера школьных газет с публикациями материалов

к 65 –ти летию Великой Победы.

  1. План работы историко-краеведческого музея.

  2. План проведения вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «Погибшим слава, слава и живым»

  3. План урока-панорамы « Фольклор в годы войны»

  4. Музейный урок «Школа в годы Великой Отечественной войны»


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница