И защита от них



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.59 Mb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.4 ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

И ЗАЩИТА ОТ НИХ

050104 Безопасность жизнедеятельности
Очная / Заочная форма


Утверждено на заседании кафедры

БЖД и ОМЗ факультета ФК и БЖД

(протокол №11 от 03.03.2008 г.)
Зав. кафедрой БЖД и ОМЗ

___________ И.А.Мещерова

Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. АВТОР ПРОГРАММЫ:

Ваганова Н.В., старший преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ
1.2. РЕЦЕНЗЕНТЫ:

В.Н. Светельский, начальник Главного управления МЧС России по Мурманской области;

И.А. Мещерова, к.п.н., доцент кафедры БЖД и ОМЗ (МГПУ)
1.3. Пояснительная записка:

Программа учебной дисциплины «Опасности социального характера и защита от них» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности».

Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области безопасности жизнедеятельности.

К концу изучения курса студенты должны:

1) иметь представление:

- об опасных и безопасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях социального характера;

- объектах безопасности и их взаимообусловленности;

- культуре безопасности в разные исторические эпохи;


2) знать:

- классификацию чрезвычайных ситуаций социального характера;

- виды социальных опасностей;

- предмет, методологию, теорию и практику безопасности;

- уровни безопасности личности и сообщества;

- условия социальной безопасности;
3) уметь:

- вести индивидуальную и коллективную работу по профилактике чрезвычайных ситуаций социального характера;

- анализировать социальный аспект безопасности, чрезвычайных ситуаций социального характера и способов защиты от них;

- различать опасные и чрезвычайные ситуации социального характера и
осуществлять мероприятия по защите от них;

- классифицировать чрезвычайные ситуации социального характера,


давать им характеристику;

- обеспечивать безопасность в квартире и других закрытых помещениях;


- верно определять стратегию поведения в зоне повышенной криминогенной
опасности;

- быстро, верно и своевременно реагировать на информацию о региональных конфликтах, локальных вооруженных конфликтах, терроризме, массовых беспорядках;

- определять причины их возникновения и применять защиту от них.

Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории. На практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов. Отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО

ДПП.Ф.04 180

Опасности социального характера и защита от них.

Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения. Виды социальных опасностей, закономерности проявления и развития. Прогнозирование и борьба с последствиями. Социально-экономический кризис и проблемы безопасности жизнедеятельности. Локальные и региональные вооруженные конфликты, массовые беспорядки. Причины возникновения. Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм. Экстремистские движения, религиозные секты в России. Психологические аспекты поведения в социальных конфликтах.

Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники угрозы и методы террора. Основные способы противодействия террористическим актам. Алгоритм поведения при угрозе террористических актов. Правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника, обнаружении взрывного устройства, химической и радиационной атаках.

Злоупотребление токсичными веществами, алкоголизм и наркомания. Меры профилактики. Опасность насилия в семье. Детская безнадзорность. Проституция. Бытовые конфликты. Конфликты в сфере услуг. Региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности в области противостояния социальным опасностям.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Шифр и наименование

специальности

Курс

Семес

тр

Виды учебной работы в часах

Вид

итогового

контроля

Трудо-емк.

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

050104

Безопасность жизнедеятель-ности

(дневная форма обучения)

2,3

2,1

180

90

50

40

-

90

экзамен






Шифр и наименование

специальности

Курс

Семес-

тр

Виды учебной работы в часах

Вид

итогового

контроля

Трудо-емк.

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

050104

Безопасность жизнедеятель-ности

(заочная форма обучения)

5

9,10

180

30

16

14

-

150

экзамен




1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий Примерное распределение учебного времени.





п\п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Трудоем-кости

Лекции

Практ.

занятия


Самост.

работа


1

Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения.

20/20

8/2

6/2

6/12

2

Прогнозирование и борьба с последствиями.

18/18

6/2

4/2

8/16

3

Социально-экономический кризис и проблемы безопасности жизнедеятельности.

20/20

4/2

4/1

12/24

4

Локальные и региональные вооруженные конфликты, массовые беспорядки.

32/32

8/2

4/1

16/20

5

Терроризм как глобальная проблема современности.

28/28

8/2

8/2

16/24

6

Злоупотребление токсичными веществами, алкоголизм и наркомания.

26/26

6/2

6/2

14/16

7

Опасность насилия в семье.

22/22

6/2

4/2

12/26

8

Региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности в области противостояния социальным опасностям.

14/14

4/2

4/2

6/12

И Т О Г О:

180/180

50/16

40/14

90/150


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения.

Виды социальных опасностей, закономерности проявления и развития. Роль и содержание дисциплины. Цель и задачи учебной дисциплины. Определение понятия об опасности и безопасности, об опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Источники, причины их возникновения. Сущность социальной безопасности. Системы социальной безопасности.

Базовые понятия теории социальной безопасности. Социальная безопасность – коренная потребность человека.

Основные способы и средства защиты в условиях социального характера. Понятие экстремальной ситуации. Нормативно-правовые аспекты социальной защиты и самозащиты человека в современных условиях. Роль государства и общества в обеспечении социальной защиты населения. Формирование навыков поведения по снижению риска чрезвычайных ситуаций социального характера.


Прогнозирование и борьба с последствиями

Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека с окружающей средой. Уровни безопасности личности и сообщества. Защита населения в чрезвычайных ситуациях социального характера. Функционирование объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера. Экстремальные ситуации. Асоциальная безопасность. Концепция организационной безопасности. Профилактика неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций. Уровни безопасности личности.

Проблемы национальной безопасности. Сила национального единства. Государственная система обеспечения национальной безопасности. Сферы национальных интересов. Государственная система обеспечения национальной безопасности. Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России. Переход России к устойчивому развитию.
Социально-экономический кризис и проблемы безопасности жизнедеятельности

Психологические аспекты поведения в социальных конфликтах. Безопасность в различных сферах деятельности. Социально-психологическое измерение безопасности. Методы изучения и обеспечения социально-психологических аспектов безопасности. Концептуальный подход к пониманию системы национальной безопасности. Безопасность: общественно-гражданский аспект. Опасность деформации общества. Влияние организованной и общеуголовной преступности на безопасность. Особенности обеспечения безопасности труда в областях экономики. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи.


Локальные и региональные вооруженные конфликты, массовые беспорядки

Причины возникновения. Основные элементы экстремальных ситуаций социального характера и их диагностика (место, время, нападающий). Степень агрессивности и эмоциональное состояние противника во время экстремальных ситуаций социального характера. Бытовые конфликты. Конфликты в сфере услуг.



Терроризм, как глобальная проблема современности.

История возникновения терроризма. Причины возникновения и современное состояние терроризма. Основные источники, угрозы и методы террора. Основные способы противодействия террористическим актам. Алгоритм поведения при угрозе террористических актов. Правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника, обнаружении взрывного устройства, химической и радиационной атаках.

Классификация современного терроризма. Государственная стратегия противодействия терроризму в Российской Федерации. Правовая основа противодействия терроризму. Оценка состояния защищенности промышленных объектов и объектов инфраструктуры. Обеспечение антитеррористической защищенности промышленных объектов и объектов инфраструктуры. Информационные технологии и объект терроризма. Мероприятия по обеспечению безопасности населения. Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм. Экстремистские движения, религиозные секты в России.
Злоупотребление токсичными веществами, алкоголизм и наркомания.

Сущность наркомании и токсикомании. Факторы, способствующие распространению наркомании и токсикомании. Факторы, предрасполагающие к наркомании и токсикомании. Социальная опасность наркомании и токсикомании и меры борьбы с ними. Роль родителей в профилактике наркомании и токсикомании. Жилищные условия и материальная обеспеченность потребителей наркотиков. Меры борьбы с наркоманией. Профилактика и пресечение потребления наркотиков, алкоголя, табакокурения. Законодательная база. Ксенобиотики.



Опасность насилия в семье.

Понятие и цели социально-правовой защиты от насилия в семье. Физическое насилие в семье. Психическое насилие в семье. Сексуальное насилие в семье. Принуждение (понуждение). Угроза насилием в семье. Социальное предотвращение насилия в семье. Виды социально-правовой защиты от насилия в семье. Учреждения и предприятия социального обслуживания по социально-правовой защите от насилия в семье. Основания и порядок предоставления. Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о насилии. Предоставление временного приюта.


Региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности в области противостояния социальным опасностям.

Исторический опыт России и зарубежных стран. Социальная система и личность. Понятие: индивид, личность, социализация. Характеристика личности. Культура социальной системы, как исторически сложившаяся норма, ценностей и целей, как совокупность представления людей о целях и задачах их деятельности в обществе, обеспечивающих их взаимодействие и целостность группы. Роль культуры в становлении личности. Историческая память личности и общества как условие преемственности поколений, передачи опыта и духовного «наследства» от отцов к детям. Законы развития культурно-исторических типов. Культурно-исторические особенности. Культура безопасности. Компромисс интересов. Философские и религиозные аспекты культуры безопасного поведения. Гармония Знания и Веры в миропонимании.



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения




п\п

Наименование

раздела

Тема

Кол-во

часов

Форма

самост. раб.

Форма контроля

1

Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения.

Нормативно-правовые аспекты социальной защиты и самозащиты человека в современных условиях.

6/12

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.



Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов

2

Прогнозирование и борьба с последствиями

Профилактика неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций. Уровни безопасности личности.

8/16

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.



Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов



3

Социально-экономический кризис и проблемы безопасности жизнедеятельности

Концептуальный подход к пониманию системы национальной безопасности.

12/24

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.



Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов



4

Локальные и региональные вооруженные конфликты, массовые беспорядки

Степень агрессивности и эмоциональное состояние противника во время экстремальных ситуаций социального характера.

16/20

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.



Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов



5

Терроризм, как глобальная проблема современности.

История возникновения терроризма. Информационные технологии и объект терроризма.

16/24

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.



Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов




6

Злоупотребление токсичными веществами, алкоголизм и наркомания.

Социальная опасность наркомании и токсикомании и меры борьбы с ними.

14/16

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.



Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов



7

Опасность насилия в семье.

Учреждения и предприятия социального обслуживания по социально-правовой защите от насилия в семье.

12/26

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.



Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов



8

Региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности в области противостояния социальным опасностям.

Историческая память личности и общества как условие преемственности поколений, передачи опыта и духовного «наследства» от отцов к детям.

6/12

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.



Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов




1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Тема 1. Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения. (6 часов)
Практическое занятие №1
План

  1. Классификация опасных форм деятельности.

  2. Качественный и количественный анализ опасностей.

  3. Определение понятия об опасности и безопасности, об опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.


Темы для изучения и подготовки рефератов

  1. Социальная безопасность – коренная потребность человека.

  2. Роль несанкционированных и ошибочных действий работающих и населения в возникновении негативных ситуаций.


Форма контроля самостоятельной работы

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита докладов.



Литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов /С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред.С.В.Белова. - М.: Высшая школа, 1999.

2. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Пособие для учителя - Санкт - Петербург: "СОЮЗ", 2003.

3. Зиновьев А.. На пути к сверхобществу. Москва, 2000.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Формирование навыков поведения по снижению риска ЧС социального характера.

  2. Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций.


Практическое занятие №2
План

  1. Анализ последствий чрезвычайных происшествий.

  2. Опасности и их источники.

  3. Нормативно-правовые аспекты социальной защиты и самозащиты человека в современных условиях.



Темы для изучения и подготовки рефератов

1.Виды оружия.

2.Классификация опасностей и угроз.
Форма контроля самостоятельной работы

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита докладов.


Литература

1.Безопасность жизнедеятельности. Под ред. Л.А.Муравья. - М.: ЮНИТИ, 2002.

Безопасность человека: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. - М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994

Хантингтон С.. Столкновение цивилизаций. -Москва, 2003.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Толпа. Виды толпы. Безопасность в толпе.

  2. Паника. Виды паники.



Практическое занятие №3
План

  1. Формирование навыков поведения по снижению риска ЧС социального характера.

  2. Город как среда повышенной опасности.

  3. Кражи. Мошенничество.

  4. Методы психической саморегуляции.


Темы для изучения и подготовки рефератов

  1. Нападение в автомобиле.

  2. Опасность во время ночной остановки.


Форма контроля самостоятельной работы

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита докладов.


Литература

1.Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности: Учебное пособие по "Педагогика".- Барнаул, 1999.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Федеральный центр науки и высоких технологий “Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России”.-М.: ВНИИ ГОЧС МЧС России,2002. – 335 с.

3. Капица С.П.и др. Синергетика и прогнозы будущего. Москва, 2003.



Вопросы для коллективного обсуждения

1.Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций.

2. Факторы формирования отношения к опасной ситуации

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница