Информационная карта программы областного специализированного лагеря отдыха и творческой реабилитации для детей инвалидов



Скачать 158.66 Kb.
Дата22.05.2016
Размер158.66 Kb.
Информационная карта программы

областного специализированного лагеря отдыха и творческой реабилитации для детей - инвалидов



«Мечта»

(для формирования открытого банка лучших программ

отдыха и оздоровления детей и подростков)


Полное название программы

Областной специализированный лагерь отдыха и творческой реабилитации для детей – инвалидов «Мечта»

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

директор ГКУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вдохновение»

Вера Николаевна Корчагина



Контактный телефон, электронный адрес

89053383636

alzvetocheck@rambler.ru



Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Волгоградский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вдохновение» является подведомственным учреждением министерства труда и социальной защиты Волгоградской области.

Форма собственности - государственная.



Наименование субъекта федерации

Волгоградская область

Направленность программы (согласно п. 9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.)

Социально-педагогическая

Характеристика целевой группы

1. Участниками проекта являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой и т.д.) в количестве 120 человек в возрасте от 8 до 18 лет.

2. Социальные вожатые, стажеры, которые непосредственно будут участвовать в педагогическом процессе, в ходе проведения специализированной смены отдыха и творческой реабилитации для детей-инвалидов «Мечта».



Краткая аннотация содержания программы

Специализированный лагерь «Мечта» проводится на базе детского оздоровительного лагеря. Разновозрастные отряды без разделения по диагнозам состоят из 20-25 человек. Для реализации поставленных целей и задач каждая смена «Мечты» является тематической. Наличие равноправного количества отрядных и обще лагерных мероприятий способствует максимальной активизации детей. Для развития индивидуальных способностей и приобретения новых знаний и умений в лагере проводится кружковая работа. А использование телевидеоаппаратуры, запись выступлений, конкурсов, соревнований на видеокамеру с просмотром записанного материала, позволяет проанализировать и обсудить негативные и позитивные стороны при проведении мероприятий, отметить самых активных участников и простимулировать детей к более активному участию в программе.

Обоснование актуальности программы

Для многих детей, особенно с проблемами здоровья, лагерь – единственная возможность встретиться со своими сверстниками, найти друзей и проявить свои способности в различных областях жизни. Для некоторых ребят, которые уже неоднократно были в лагере, «Мечта» - это возможность самореализации себя как активного члена общества, как человека, готового поделиться своими знаниями, умениями, опытом общения с такими же ребятами, впервые попавшими в коллектив. Но для всех лагерь – это своеобразная школа общения и взаимодействия, это, можно сказать, модель общества, где присутствует все: дружба, любовь, деловое сотрудничество, конфликты, непринятие. Здесь дети познают, прежде всего, себя, учатся отстаивать свои интересы, завоевывать свое место в этом обществе, жить в коллективе по его законам. Именно здесь наиболее полно раскрываются духовные и физические возможности каждого ребенка. Приезжая домой из лагеря, дети становятся взрослее и мудрее. Для них открываются новые, до сей поры невиданные особенности человеческой жизни.

Предполагаемый социальный эффект программы

- участие в мероприятиях, пребывание в лагере позволит раскрыть в детях-инвалидах огромный творческий потенциал;

- вожатский коллектив пополнится новыми вожатыми и стажерами из числа подростков - инвалидов, проявивших свои организаторские способности и изъявивших желание стать вожатыми;

- после пребывания в лагере (из бесед с родителями, детьми, педагогами) ребята будут увереннее себя чувствовать в обществе здоровых детей;

- обучение в творческих кружках под руководством специалистов даст необходимую подготовку детям-инвалидам для выбора жизненного пути, они приобретут знания и навыки, которые помогут им в жизни реализовать себя;

- участие в проекте детей из разных районов города и области позволит детям обрести новых друзей, расширит их кругозор.


Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Цель: создание условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция в общество детей-инвалидов.

Задачи:

- развитие и реализация творческого потенциала детей-инвалидов;

- укрепление здоровья и физического состояния детей с ограниченными возможностями;

- приобретение детьми-инвалидами практических умений и навыков адаптации к новым социальным и бытовым условиям;

- формирование активной жизненной позиции в отношении семьи, учебы, работы, досуга;

- увеличение количества волонтеров, которые будут оказывать помощь в работе ГКУ СО Центр «Вдохновение».



Предполагаемые результаты реализации программы

Развитие и реализация творческого потенциала детей-инвалидов

  • 100% участников проекта примут участие в творческой деятельности. Участие в мероприятиях, пребывание в лагере позволит раскрыть в детях-инвалидах творческий потенциал, что отразится в повышении уровня исполнительской деятельности детей, посещающих реабилитационный Центр, в увеличении не менее чем на 20% от общего количества участников смены, проявивших после лагеря желание заниматься творчеством.

  • Обучение в творческих кружках под руководством специалистов будет способствовать развитию первоначальных умений в той или иной творческой деятельности. Это в дальнейшем должно стать стимулом к развитию этих умений и возможно профессиональному росту.

Укрепление здоровья и физического состояния детей с ограниченными возможностями.

120 детей и подростков, имеющих инвалидность и детей без инвалидности станут участниками смены «Вместе весело шагать». Данная специализированная смена предполагает организацию оптимального двигательного режима, сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок, соответствие окружающей среды гигиеническим нормам.



Приобретение детьми-инвалидами практических умений и навыков адаптации к новым социальным и бытовым условиям

Не менее 80 % участников смены приобретут новый опыт в бытовых вопросах, опыт взаимодействия в коллективе и общения со сверстниками.



Формирование активной жизненной позиции у участников специализированной смены

Не менее 20% детей-инвалидов, участников смены, проявят свои лидерские и творческие способности.



  • Вожатский коллектив пополнится новыми вожатыми (не менее 10 человек) из числа студентов ВУЗов и стажерами (не менее 5 человек) из числа подростков - инвалидов, проявивших свои организаторские способности и изъявивших желание стать вожатыми.

  • Благодаря участию в проекте студентов различных ВУЗов и СУЗов увеличится количество волонтеров (не менее 15 человек), которым будут небезразличны проблемы инвалидов.

Содержание программы:

Обоснованность реализации мероприятий программы на этапах ее реализации.



Подготовительный период (июнь - июль)

  • подготовка и составление списков детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями с подробными данными о каждом ребенке. Списки формируются согласно поданным заявкам от центров социальной защиты населения, руководствующихся разнарядкой, утвержденной Министерством социальной защиты населения Волгоградской области;

  • собеседование с родителями и детьми, направляющимися в лагерь, по вопросам их подготовки к пребыванию в лагере;

  • заключения договоров с ВУЗами о направлении студентов факультетов «Социальная работа» в специализированный лагерь «Мечта» для прохождения практики;

  • приглашение ранее работавших в лагере специалистов;

  • проведение семинарских занятий для вожатых-стажеров и помощников вожатых из числа детей-инвалидов, студентов и вожатых, не имеющих практики работы с данной категорией детей, по подготовке их к реализации программы.

  • выпуск очередного номера газеты «За синей птицей» для раздачи участникам смены лагеря «Мечта»;

  • анализ диагнозов детей, направляющихся в лагерь, приобретение необходимых медицинских препаратов и оборудования;

  • подготовка и приобретение необходимого инвентаря, оборудования, аппаратуры, хозяйственных товаров, канцтоваров, сценических костюмов, подарков, призов и т.д. к работе в лагере.

Основной период. Реализация тематической программы (июль)

  • Реализации поставленных целей и задач осуществляется прежде всего в процессе проведения специализированной смены «Мечта», используя различные методы и технологии социокультурной реабилитации.

Развитие и реализация творческого потенциала детей-инвалидов осуществляется через мероприятия, объединенные общей темой.

В 2014 году главной темой смены станет раскрытие творческого потенциала участников смены. Смена «Вместе весело шагать» предполагает наличие как отрядных, так и общелагерных мероприятий. Ежедневно детские коллективы готовят к вечернему мероприятию, которое проходит на сцене, творческие номера на заданную тему. Для этого в лагере широко используется различная аудио и видеоаппаратура, заранее подготовленные аудио и видео материалы. Каждое мероприятие записывается на видеокамеру.



  • Для развития индивидуальных способностей и приобретения новых знаний и умений в лагере проводится кружковая работа по различным направлениям: артдизайн, танцевальная студия (данс-класс, бальные танцы, восточные танцы, народные танцы, современные танцы и др.), кружок обучения игры на гитаре, вокальные занятия, жестовое пение, актерское мастерство и др. Для этого используется настоящая профессиональная аппаратура (акустические гитары, микрофоны, аудиосистемы, микшер и др.).

  • Развитие творческого потенциала ребят совершается в единстве с оздоровительной составляющей жизни «Мечты». Специфика детей данного лагеря заставляет внимательно относиться ко всему, что так или иначе может повлиять на физическое состояние детей. Кроме того, удаленность от города базы, на которой проводится лагерь «Мечта», требует достаточного количества медицинских препаратов для оказания медицинской помощи до приезда машины скорой помощи. Наличие в лагере детей с заболеваниями дыхательной системы, кожными и аллергическими, требует более внимательного и усиленного контроля за порядком и чистотой в корпусе, комнатах и столовом зале. Кроме того, очень важны климатические условия базы, на которой проводится лагерь.

  • Оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок, соответствие окружающей среды гигиеническим нормам – вот основные требования, выполнение которых приводит к благоприятным результатам.

Приобретение детьми-инвалидами практических умений и навыков адаптации к новым социальным и бытовым условиям осуществляется следующим путем: в отличие от других специализированных лагерей для детей-инвалидов в «Мечте» дети отдыхают без родителей и сопровождающих. На наш взгляд, это одна из немногих возможностей для детей - инвалидов проявить самостоятельность, почувствовать и попробовать свои силы в преодолении бытовых и межличностных проблем, избавиться от ненужных страхов или навязчивых идей о собственной беспомощности. Состав детей в лагере - разновозрастный коллектив, без разделения на возрастные группы и заболевания. Отсутствие деления по возрастам и заболеваниям позволяет детям приобрести огромное количество друзей, ощутить себя нужным кому-то. Выполняя ролевые функции «старших братьев или сестер», дети не только учатся новому виду общения, но и реализуют свои общечеловеческие качества, такие как милосердие, ответственность за ближнего, терпимость, заботу и т.д.

Заключительный период (август - сентябрь)

  • Послелагерная работа осуществляется по следующим направлениям:

  • помощь детям-инвалидам в выборе кружка или секции для занятий, согласно их желаниям, творческим способностям и состоянию здоровья (занятия проводятся в ГКУ СО Центр «Вдохновение»);

  • привлечение особо одаренных детей к участию в фестивалях творчества детей-инвалидов, конкурсах, благотворительных концертах, выступлениях перед сверстниками, в больницах, интернатах, воинских частях, госпиталях и т.д., организуемых ГКУ СО Центр «Вдохновение» и другими организациями;

  • оказание методической помощи детям-инвалидам, посвященным в стажеры и помощники вожатых, проведение семинарских занятий с целью привлечения их в дальнейшем к работе в качестве волонтеров и к работе в следующем сезоне в специализированном лагере «Мечта»;

  • проведение праздника «Встреча друзей» для ребят, побывавших в лагере «Мечта»;

  • сбор информации и материалов о лагере, друзьях, с которыми познакомились в лагере, мечтах и планах, предложения по улучшению работы лагеря для газеты «За синей птицей»

План-сетка программы

План-сетка в Приложении №1

Кадровое обеспечение программы:

- перечень специалистов реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация)

- описание системы подготовки педагогического отряда


Руководитель проекта Корчагина В.Н. (директор ГКУ СО Центр «Вдохновение», опыт – 18 лет) – ведет всю административную документацию и осуществляет основной контроль за реализацией проекта.

Координатор проекта Трубина Г. А. (музыкальный руководитель ГКУ СО Центр «Вдохновение», опыт – 18 лет) - выполняет организационную и методическую функцию, разрабатывает программу мероприятий, готовит вожатых к работе в лагере, координирует реализацию мероприятий согласно план-сетке.

Приглашенный врач-педиатр, осуществляет контроль за здоровьем детей, контролируют прием лекарств (если ребенок постоянно принимает медикаменты), оказывают первую медицинскую помощь.

Медицинская сестра - оказывает помощь врачу, осуществляет контроль и рекомендации по применению медицинских препаратов и контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещений.

Социальные вожатые – сотрудники и волонтеры Центра, студенты факультетов социальной работы, прошедшие специальную подготовку на семинарах, проводимых в ГУСО Центр «Вдохновение» специалистами здравоохранения, психологами и опытными вожатыми, имеющими стаж работы с детьми в профильных лагерях от 5 до 10 лет.

С детским коллективом (отрядом) работают два педагога (вожатый и воспитатель). Как правило, один из педагогов является сотрудником ГУСО Центр «Вдохновение», имеющий опыт работы с данной категорией детей, один – начинающий вожатый (студент – практикант, воспитанник лагеря «Мечта»).

Система подготовки педагогического состава осуществляется путем проведение семинарских занятий для вожатых-стажеров и помощников вожатых из числа детей-инвалидов, студентов и вожатых, не имеющих практики работы с данной категорией детей, по подготовке их к реализации программы. Семинары проходят в виде практических занятий, в ходе которых будущие вожатые осваивают различные методы и приемы работы с детьми в условиях лагеря (игровые приемы, решение психологических проблем, творческая деятельность и т.д.). Большое внимание уделяется знакомству с различными методами получения «обратной связи», проводятся практические занятия по оформительской работе. Занятия ведут специалисты, имеющие большой опыт работы в профильном лагере для детей-инвалидов, приглашенные педагоги - тренеры, медицинские работники, которые консультируют вожатых по диагнозам детей, представленным в заявках, психолог.


Ресурсная обеспеченность программы

Для эффективной реализации данного проекта необходимо:

- база с условиями соответствующими для проживания и питания детей-инвалидов, проведения спортивных и творческих мероприятий (путевки 120 штук);

- оборудование и принадлежности для лечебно-профилактических мероприятий, медикаменты;

- транспорт для доставки программного оборудования, в т.ч. аппаратуры и необходимого инвентаря, костюмов и т.д.;

- помещение для проведения игровых и лекционно-практических занятий по подготовке вожатых;

- услуги связи для передачи сообщений и информаций как по городу, так и по районам области;

- оргтехника, необходимая на подготовительном этапе, аудио видео фото аппаратура на основном этапе реализации программы;

- канцелярские товары, костюмы, игровой инвентарь;

- подарки детям;

- методическая литература.



Наличие социальных партнеров, в том числе родительского сообщества при реализации программы

Постоянным партнером при реализации данной программы является Межрегиональная общественная организация детей-инвалидов «Аленький цветочек»

Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

Ежедневно на протяжении всей смены в каждом отряде проводятся вечерние «свечки» - мероприятия, на которых ребенок имеет возможность высказаться, оценить прошедший день (используется оценка с помощью различных цветов)

Механизм оценки эффективности реализации программы:

Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные)



Оценка эффективности осуществляется по следующим показателям:

Развитие и реализация творческого потенциала детей-инвалидов оценивается по количеству детей-инвалидов, записавшихся на творческие занятия после лагеря для развития и совершенствования творческих умений и навыков и путем сравнения результатов творческой деятельности до занятий в кружках и после. Сравнительный анализ фиксируется. Также проводится сравнительный анализ видеосъемок мероприятий, в которых дети принимали участие в динамике.

Укрепление здоровья и физического состояния детей с ограниченными возможностями оценивается по документам (журнал обращений за медицинской помощью, медицинские журналы по отрядам), где отражено отсутствие/наличие обострений по основным диагнозам, а также зафиксировано участие детей в оздоровительных мероприятиях.

Приобретение детьми-инвалидами практических умений и навыков адаптации к новым социальным и бытовым условиям оценивается по количеству детей, научившихся решать бытовые проблемы, а также проблемы взаимодействия в коллективе самостоятельно. Наблюдения за этими навыками со стороны вожатых отражаются в документах.

Формирование активной жизненной позиции у участников специализированной смены оценивается по количеству детей, награжденных по итогам смены грамотами и дипломами, а также посвященных в помощников или стажеров.

Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения

В течение всей смены проводится наблюдение и сравнительный анализ творческой деятельности, в том числе и путем сравнения динамики, зафиксированной с применением фото-видеоаппаратуры. Результаты на каждого ребенка фиксируются в документах.

Наличие системы стимулирования:

- развития творческого потенциала детей;

- уровня их спортивных достижений;

- профилактики ЗОЖ;

- снижения уровня агрессивности в детской среде;

- профориентации;

- самоуправления;

- иные.


Стимулирование детей осуществляется через систему социального роста ребенка в лагере. Приехав в лагерь, каждый ребенок, в зависимости от проявленной активности, может получить одно из званий: кандидат в помощники вожатого, помощник вожатого, кандидат в стажеры, стажер. Посвящение происходит в торжественной обстановке. Перед всем лагерем и вожатским коллективом посвященному повязывается галстук и вручается сертификат.

Ответственность возрастает по мере продвижения по ступеням роста. Итогом этого является посвящение в вожатые и работа в педагогическом коллективе лагеря.

Кроме этого отличившиеся в конкретных мероприятиях дети или детские коллективы (отряды) награждаются грамотами, медалями и поощрительными призами.


Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:

- на детском уровне;

- на родительском уровне;

- на уровне администрации детских оздоровительных лагерей;



- на уровне социального заказа учреждениям отдыха и оздоровления детей субъекта РФ

Оценка качества реализации программы осуществляется на детском уровне (анализ дня на «Свечке»), на родительском уровне (наличие родителей желающих повторно отправить детей в лагерь).

Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня

Программа лагеря «Мечта» трижды становилась Лауреатом Всероссийского и трижды победителем областного конкурса вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. В 2004 году - победитель Всероссийского конкурса социальных программ, направленных на реализацию мероприятий в сфере защиты интересов детей-инвалидов и предоставлении им реабилитационных услуг Министерства труда и социального развития РФ, в 2005, 2006 году – победитель Всероссийского конкурса социальных программ, направленных на реализацию мероприятий в сфере защиты интересов детей-инвалидов и предоставления им реабилитационных услуг Федерального агентства здравоохранения и социального развития РФ.

Возможность тиражирования программы

Программу возможно тиражировать в других регионах

Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях

Группы в «Одноклассниках», «В контакте».



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница