Информационная культура личности в пространстве современного урока



Скачать 96.59 Kb.
Дата30.04.2016
Размер96.59 Kb.
Информационная культура личности в пространстве современного урока.
Ничему тому, что важно знать,

научить нельзя, — все, что может

сделать учитель, это указать дорожки.

Р.Олдингтон
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! «Развитие личности – смысл и цель современного образования», так записано в новом образовательном стандарте.

Какая же роль в пространстве современного урока отводится информационной культуре личности?

Сегодня меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функция ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

Я остановлю свое внимание на некоторых видах заданий, связанных с сформированностью информационной компетентности, используемых учителями школы для реализации системно-деятельностного  подхода в обучении.

В обучении химии сложилась практика применения учебных заданий, слабо связанных с повседневной жизнью, вырванных из контекста, содержащих минимальный объём информации. Эти задания имеют низкий мотивирующий потенциал, поскольку никак не связаны с практикой и, следовательно, могут формировать негативное отношение к химии. Современный процесс обучения нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. А для этого необходимы задания, в которых химическая сторона явления показана не изолированно, а в контексте, во взаимосвязи с другими явлениями и сторонами жизни. Содержание этих заданий направлено на развитие познавательного интереса школьников. Одним из средств контекстного обучения являются контекстные задачи.



  • Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся. Требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.

  • Чтение текста подобных задач понимается как деятельность, имеющая значение не только для развития мыслительных операций учащегося, но и для приобретения им духовного и жизненного опыта.



  • Вашему вниманию я предлагаю сравнительный анализ традиционного и контекстного заданий.

  • Прежде всего, это содержание самого контекстного задания, которое ориентировано на то, чтобы вызвать интерес у учащегося, актуализировать имеющий у учащегося личностный опыт



  • Тема: Растворы. Способы выражения концентрации раствора

    Традиционные задания

    Контекстные задания

    Вычислите массовую долю нитрата калия в растворе, если в 1л воды было растворено 2 моль нитрата калия, 0,5 моль хлорида натрия и 0,5 моль нитрата натрия.

    Порошок «Регидрон» используют при обезвоживании организма. Одна доза порошка содержит 3,5г хлорида натрия, 2,5 г хлорида калия, 2,9 г цитрата натрия и 10г глюкозы. Перед употреблением дозу растворяют в 1л воды. Определите массовые доли всех компонентов порошка «Регидрон» в полученном растворе.




  • Как правило, в контекстных заданиях содержатся вопросы и проблемы, с которыми ученик сталкивается в своей обыденно-практической жизни, литературных источниках, либо они соответствуют его профессиональным интересам и найдут применение в дальнейшем обучении.

  • Содержание традиционных и контекстных заданий направлено на контроль усвоения одних и тех же элементов знаний. Однако контекст заданий второго типа способен мотивировать ученика на поиск ответа на поставленную задачу, вызывать интерес с практической точки зрения и создать условия для применения знаний в ситуациях, способных возникать в реальной жизни. Контекстные задания могут предполагать самостоятельный поиск недостающей для решения информации, ее обобщение и анализ, все это позволяет оценивать показатели сформированности УУД.

  • 8 класс.

  • При нагревании сода разлагается с выделением углекислого газа, что делает тесто пышным.

  • Вопросы.

  • 1. Какую формулу имеют сода и углекислый газ.

  • 2. Определите тип химической реакции, протекающей при нагревании соды.

  • 3. Составьте уравнение химической реакции разложения соды с выделением углекислого газа, придающего тесту необходимую пышность.

  • 4. Где и для чего используют данную химическую реакцию.

  • 5. Найдите в Интернете или других источниках информации, какие другие вещества можно использовать аналогичным образом.

  • 6. Составьте схему «Применение соды в домашнем хозяйстве».

9 класс.

Многие люди любят париться в бане. Однако в русской бане не исключена угроза отравления угарным газом. Признаки отравления им детально описаны: сначала сильное головокружение, необыкновенная бледность лица, у некоторых бывает рвота, потом глубокий обморок, а при продолжительном воздействии газа - летальный исход. Чтобы избежать этой опасности, необходимо придерживаться следующих правил: когда баня истоплена и уже достаточно прогрета, нужно тщательно перемешать угли в топке, чтобы не осталось даже маленькой тлеющей головешки. Большие тлеющие головешки следует убрать и погасить в ведре. Из поддувала печки также нужно всё выгрести, так как там могут находиться долго тлеющие угли.

Выведите формулу угарного газа, если известно, что он относится к оксидам, а массовая доля углерода в нём составляет 42,86%.
Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической работы с источниками.

Источниками при изучении курса истории, помимо учебника, могут выступать:



  • отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого;

  • мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;

  • фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы;

  • фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.);

  • газетная информация и публицистические материалы;

  • справочные, статистические материалы.

При изучении источников школьники учатся точно определять основное содержание, выделять наиболее существенные признаки исторических понятий или явлений, выбирать факты для подтверждения своих аргументов.

Приведу пример работы учащихся с историческими документами. При изучении темы «Положение крепостных крестьян в России XVIII в.» учителем используется такой способ получения информации учащимися как объединение разных текстов и их фрагментов. Ученики получают подборку текстов, позволяющих увидеть противоречивость ситуации, сложившейся вокруг вопроса о крепостничестве. При организации работы ставится определённая задача — подвести учащихся к пониманию невозможности отмены крепостного права в изучаемый период, несмотря на негативное отношение Екатерины II к этому социальному явлению.

На уроке используются фрагменты следующих текстов:


  • Купчая крепость на трёх крепостных девочек, проданных на вывоз

  • Инструкция приказчикам и старостам об управлении деревнями, составленная князем М.М.Щербатовым в 1758 г.

  • Исторический факт

  • Из мемуаров Екатерины II

  • Указ 1765 г. «О предоставлении помещикам права отдавать крестьян в каторжную работу»

К текстовой информации составляются задания, требующие установления причинно-следственных связей между определёнными периодами Отечественной истории (дворцовые перевороты, изменения в положении дворян, просвещённый абсолютизм), соотнесения действий и мнений исторических лиц, знания фактического материала:

• охарактеризуйте отношения между дворянами и Екатериной II к началу её правления;

• определите позицию Екатерины II в отношении крепостничества;

• назовите характерные черты крепостного права;

• подумайте, можно ли дать однозначную характеристику отношения помещиков к крепостным; своё мнение обоснуйте;

• выявите и сформулируйте проблему крепостного права в период правления Екатерины II.

В ходе последовательного выполнения перечисленных заданий ученики сами приходят к пониманию того, что сохранение крепостничества оказалось неизбежной платой за расширение дворянских привилегий и укрепление самодержавного правления Екатерины II. Наряду с выявленной проблемой, результатом работы учащихся становятся также сформулированные ими причины усиления крепостного права в России XVIII в.

Практика формирования и развития умений работать с информацией текста характерна и для уроков русского языка. Здесь также соблюдаются основные этапы работы с информацией: поиск – восприятие – осознание – переработка –– передача/использование.

Приведу примеры заданий, которые могут быть предложены учащимся на этапах переработки и использования информации.

Работа с текстом «Михаил Илларионович Кутузов» организуется в группах, которые получают свою «специализацию» - филологи, историки, географы.


«Филологи»

1.Выпишите главные мысли каждого абзаца текста. Обратите внимание: если работа выполнена верно, то прочтение выписанных предложений позволит получить целостное представление об основном содержании текста.

2. На основании данного текста вам необходимо подготовить презентацию – не более 5-7 слайдов. Какие опорные слова текста вы использовали бы в качестве подписи к слайдам?

3.Используя текст, подготовьте краткую информацию о М.И.Кутузове для сообщения в новостном выпуске на «Радио России». Продумайте, каким началом и заключением необходимо дополнить данную вам информацию.



«Географы»

1.Почему М.И.Кутузов выбрал местом великого сражения Отечественной войны 1812 года Бородинское поле? Какие особенности его географического положения использовал полководец? Способствовали ли они победе русской армии? Для ответа на вопрос используйте информацию ретрокарт, иллюстраций и схем Бородинской битвы, а также сведения из Интернета. Ваш ответ должен быть информативным, но небольшим – 5-7 предложений.



«Историки»

1.Расскажите об итогах сражения на Бородинском поле. Используйте ключевые слова: победа русской армии; первое поражение; огромные потери; непростое решение; судьба Москвы.

2. В чём заключалась историческое значение решения М.И. Кутузова сдать Москву французам? Достаточно ли вам материала текста для ответа на вопрос? Используйте информацию, которую найдёте в различных источниках.

Практика владения информационной культурой учащимися прослеживается и при выполнении учащимися 7-го класса лабораторной работы «Употребление причастий в речи».

Цель: познакомиться с особенностями употребления причастий в речи.

Оборудование: дидактический материал, учебники истории, географии, биологии, геометрии, литературе.

Задание. Используя материалы учебников, дополните таблицу примерами.

c:\users\кабинет завучей\desktop\таблица - 0002.jpg

Лабораторная работа по теме «Словосочетание»

Цель: научиться отграничивать словосочетание от других сочетаний слов, группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам.



Задание 1. Создайте на рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_rab_Name_1.

В Интернете, на сайте http://mirslovarei.com, в разделе «Русский язык», или по ссылке www.gramta.ru/siovari найдите:



  1. «Толковый словарь Ожегова»

  2. «Большой энциклопедический словарь».

Задание 2. Найдите в указанных словарях (справочниках) толкование термина «словосочетание». Скопируйте эти словарные статьи в документ, созданный вами на рабочем столе или перепишите в тетрадь для лабораторных работ.

Задание 3. Внимательно прочтите определение термина «словосочетание» в указанных словарях. Сравните их с определением термина «словосочетание» в соответствующих параграфах вашего учебника. Используя информацию, ответьте на вопрос: что объединяет эти определения и чем они отличаются друг от друга. Сделайте вывод, запишите его в тетради или в документе на рабочем столе.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему давать урок, развивая у учащихся понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. И, конечно же, одну из центральных позиций в этом процессе занимает информационная культура личности как учителя, так и учащихся.



Я желаю успеха каждому из вас, уважаемые коллеги-педагоги, в многотрудной работе по самоизменению, в подготовке и проведении своего современного урока, который ка форму, содержание и результат можно, пожалуй, сравнить с природным алмазом. Чем большей обработке подвергается алмаз, тем ценнее он становится.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница