Информатизация образования



Скачать 49.23 Kb.
Дата01.05.2016
Размер49.23 Kb.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Хисматова А. С.

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск

Руководитель: к.п.н., доцент Савельева Л.А.


КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В настоящее время показателем профессиональной подготовки специалиста является умение перерабатывать много информации, способность анализировать различные ситуации и находить верное решение, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, а также развитие личностных качеств.

Использование кейс-метода в профессиональном обучении дает возможность обеспечить высокий уровень подготовки такого специалиста. Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена еще и тем, что через ситуативность студенты легко подключают новые знания к имеющимся.

  Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

   С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

  Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин психолого-педагогического цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения студентов к реальным ситуациям и принятию адекватных решений. В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями, которые возможны в работе с детьми, с их родителями, с сотрудниками ДОУ и коллегами.

Разработка и преподавание кейсов – довольно сложная задача, выдвигающая требования высокого профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции.

Таким образом, целью данной педагогической разработки является демонстрация педагогического потенциала кейс-метода.



Технология кейс-стади (Сase study)

 Суть кейс-метода (case study) в том, что учащимся предлагают реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Кейс – это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Материалы для создания кейса.



  1. Проблемные реальные ситуации.

  2. Интересные исторические факты.

  3. Литературные источники.

   Виды представления CASE

  1. Печатный CASE

  2. Мультимедиа CASE

  3. Видео CASE

Объем CASE может быть различным – от нескольких предложений на одной странице («западно-европейские» кейсы) до множества страниц («американские» кейсы).

    Кейс – метод развивает следующие профессиональные умения и навыки:



  1. Аналитические (классифицировать, выделять главное и второстепенное, анализировать, мыслить логично и т.п.).

  2. Практические (умение теоретически решать проблемные ситуации необходимые для практической профессиональной деятельности).

  3. Творческие умения (одной логикой, как правило CASE не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, нельзя найти логическим путем).

  4. Коммуникативные умения (умения убеждать, вести дискуссию; использовать наглядный материал, схемы, таблицы, отстаивать свою точку зрения)

  5. Социальные умения (в ходе обсуждения кейса вырабатываются социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, осуществлять самоконтроль

и т.д).

  1. Самоанализ (имея свое мнение необходимо учитывать и анализировать мнение других членов дискуссии).

Комплект материалов для работы с учебной конкретной ситуацией выглядит следующим образом:

- собственно сама ситуация (текст с вопросами для обсуждения);

- приложение с подборкой различной информации, передающей общий контекст ситуации (копия финансовых документов, публикации, фото и др);

- заключение по ситуации (возможное решение проблемы, последовавшие события);

- записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору ситуации.

Методические рекомендации


  1. Желательно использовать собственный кейс. Это дает возможность преподавателю выявить знания и практические умения по конкретной изучаемой теме педагогики.

  2. Методы и приемы должны соответствовать целям урока.

  3. К составлению кейса можно привлекать студентов старших курсов, имеющих практический опыт с дошкольниками и их родителями.

  4. Кейс должен развивать профессиональные умения студента: аналитические, коммуникативные, практические, социальные.

  5. Результатом применения метода должно быть не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок.

  6. Необходимо тщательно продумывать поэтапную работу с кейсом (1 –этап введения в кейс; 2- анализ ситуации; 3 – этап презентации решений; 4- этап общей дискуссии; 5- этап подведения итогов).

  7. Кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения («Мозговой штурм», деловая игра, дискуссия и др.).

Заключение

   Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций – обучающей, воспитывающей, организующей, и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, как органическое целое. Кроме того, что преподавателю приходится повышать свой профессиональный уровень, используя кейс-метод, идет еще и более качественная подготовка студентов.

   Деятельность преподавателя предполагает, во-первых, сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Во-вторых, включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

   Таким образом, педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и студент постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.



Список используемой литературы

  1. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода.[Электронный ресурс].// Энциклопедия маркетинга. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m21/, свободный. –Загл. с экрана.

  2. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. – М.: Гардарики, 2000. – 502 стр.

  3. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов//Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. –Вып.2.С.169-194

  4. Михайлова Е.А. Кейс и кейс – метод: процесс написания кейса// Маркетинг. 1999. №5.С.113-120; №6.С.117-123.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница