Инновационные приёмы в коррекции речевых нарушений у воспитанников групп компенсирующей направленности. «Логопедические распевки»



Скачать 75.02 Kb.
Дата16.05.2016
Размер75.02 Kb.
Учитель-логопед ГБДОУ д/с № 49 Красносельского р-на

Бойкова Светлана Владимировна



ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

  1. «Логопедические распевки»

Использование на занятиях системы логопедических распевок, включающую в себя разделы:

  • Поём гласные

  • Поём слоги и слова со свистящими согласными

  • Поём слоги и сова с шипящими согласными

  • Поём слоги и слова с труднопроизносимыми согласными




  1. Использование логопедического массажа.

Современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Ауглин, разработал и применил специальный массаж. В Люцерне группа детей от 7 до 15 лет показала повышение активности мозга и положительные результаты уже после трёх недель у 98% детей.

Массаж профессора Ауглина.

Каждое упражнение выполняется на медленный счёт до 10.

  1. Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.

Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.

Взявшись за середину ушей, оттянуть их вперёд, затем назад и в стороны.



  1. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щёк.

  2. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения выполнять одновременно, но в противоположных направлениях.

  3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.

  4. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на точки по очереди:

Точка 1 - на переносице, на уровне внутренних углов глаз.

Точка 2 – на середине носовой кости.

Точка 3 – у края носовой кости.

Точка 4 – на середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы.

Чтобы сила надавливания на точки была достаточной, локти следует развести в стороны, руки – параллельно полу.


  1. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот.

Массаж кистей рук.

  1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед – назад, смещая кожу примерно на один сантиметр, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

Утюг.

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке


  1. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила.

Пили, пили, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!


  1. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх – вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).

Терка.

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,



  • Ты вкуснее поищи.




  1. «Игры для Тигры»

В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:



  • «Просодика»,

  • «Звукопроизношение»,

  • «Фонематика»,

  • «Лексика».




  • Модуль «Дыхание».

Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).


  • Модуль «Слитность».

Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

  1. Программа “Видимая речь III”

Предназначена для специалистов занимающихся проблемами развития и восстановления речевых и голосовых функций. Она очень эффективна в работе логопеда, сурдопедагога. Включенные в нее средства позволяют работать как с детьми, так и со взрослыми. Очень многие виды речевой патологии могу быть исправлены и скорректированы даже при минимальном использовании этой технической разработки. Предлагаемые программные модули могут использоваться и с целью прямого коррекционного воздействия и также с целью мотивационного сопровождения и визуального контроля выполнения традиционных логопедических упражнений. Для лиц с нормальным слухом в программе обеспечен и слуховой, и зрительный контроль над произношением. Слабослышащие и глухие будут опираться преимущественно на зрительный контроль и частичный слуховой в соответствии с состоянием их слуховой функции.

Общая идея этого программного средства заключается в визуализации голосовых и речевых функций средствами персонального компьютера. Громкость внешней речи, тембральные характеристики голоса, темп, плавность, звуковой состав речи – все это можно увидеть, отследить, отработать в рамках предлагаемых программой “Видимая речь” вариантов игровых развивающих модулей.


  1. Образовательная область «Коммуникация»


Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования /выдержка/
3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

3.3.7. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:



  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Авторская система сказок /Бойков Д.И., Бойкова С.В./

«Развитие коммуникативных навыков у детей 5 – 7 лет»

Авторская система работы представляет собой серию сказок, объединённых общими персонажами. Каждую сказку иллюстрирует сюжетная картинка, изображающая кульминацию сюжета. Эффективное использование методики развития позитивно-личностного отношения детей в общении требует непременной реализации следующих видов работы со сказками:

- знакомство детей с содержанием сказки (чтение педагогом или рассказывание);

- работа над сюжетной картинкой к сказке;

- завершение сказки путём придумывания недостающей реплики персонажа;

- моделирование и прогнозирование детьми дальнейшего развития событий сказки в зависимости от добавленной реплики героя.

После чтения сказки педагогом рассматривается соответствующая картинка, называются и характеризуются действующие лица. Детям нужно придумать собственное окончание короткому рассказу. В качестве начала используется готовая реплика одного из персонажей сказки. Дети идентифицируют себя с другим действующим лицом и отвечают за него. Каждый ребёнок называет свой вариант окончания сюжета. Затем все вместе обсуждают, чей ответ можно считать культурным, вежливым, а кто ответил грубо, как невоспитанный ребёнок. Только в том случае, когда никто из детей не даст ответ, совпадающий по смыслу с желательным, в данной ситуации, педагог может предложить детям свой образец. Под руководством педагога обсуждаются морально-этические аспекты действий и реакций детей, высказываются предположения о том, где можно столкнуться с подобной ситуацией и, по возможности, актуализировать уже имеющийся у детей социальный опыт. Занятия проводятся в качестве фрагмента занятия, решающего воспитательные задачи, этапа занятия по развитию речи, в форме этической беседы.

Целью занятий является формирование у детей навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

В процессе работы решаются задачи воспитания интереса к окружающим людям; развития чувства понимания и сопереживания другим людям; развития у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях: со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на гармонизацию интересов; развития адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих детей и взрослых; повышения уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирования терпимости к мнению собеседника; развития активности, самостоятельности, организаторских действий в процессе коммуникативной деятельности; коррекции у детей нежелательных черт характера и поведения.



В результате занятий привлекается внимание детей к чувствам и желаниям других людей. Ребята начинают воспринимать интересы и действия других людей на фоне окружающей действительности, уважают их и считаются с ними. Ответы детей направляются не на усугубление, а на выход из конфликтной ситуации, ведение разговора с собеседником, не обижая и не унижая его.
Представленный учебно-методический комплекс апробирован в условиях дошкольных и школьных коррекционно-образовательных учреждений. Методика имеет «привязку» к планированию занятий по развитию речи и логопедических занятий. Вариативность комплекса позволяет применять его в рамках педагогического процесса как коррекционно-образовательных, так и массовых учреждений.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница