Инновационные процессы в повышении квалификации учителей европейских стран



Скачать 66.45 Kb.
Дата30.04.2016
Размер66.45 Kb.
Шаркевич С.Л.

г.Минск, ГУО «Минский городской институт развития образования»



Инновационные процессы в повышении квалификации учителей европейских стран
Аннотация. В статье анализируются общие тенденции в поиске эффективных моделей и направлений повышения квалификации педагогов в европейских странах, выявляются основные формы повышения квалификации, современные технологии.
Одним из критериев качества профессиональной деятельности педагогов является уровень их квалификации. Современный этап развития систем повышения квалификации педагогических кадров европейских стран характеризируется переосмыслением базовых ценностей в содержании, формах и технологиях повышения квалификации педагогов. В общей стратегии инновационного развития европейских стран как никогда ранее востребован педагог, быстро реагирующий на постоянные изменения в обществе, мобильный, способный участвовать в инновационной деятельности, нестандартно мыслить, стремящийся к непрерывному личностному и профессиональному росту. Новый тип педагога предполагает и иную модель повышения квалификации, которую С.Г. Вершловский называет инновационной, поскольку она «становится способом жизнедеятельности, способствующим развитию профессиональной компетентности и общей культуры специалиста на протяжении всей его жизни. Тем самым она обеспечивает становление нового качества педагогической и социальной реальности» [1, с.25]

На основе анализа теоретических источников (В.Г. Гаргай, О.С. Гладкова, Е.Ю. Грачева, Н.Н. Джемилева, Е.Г. Полупанова, Д.Ф. Савинова и др.) выделим общие тенденции в поиске эффективных моделей и направлений повышения квалификации педагогов в европейских странах:

1.Переоценка содержательного компонента программ повышения квалификации и подходов к формированию содержания обучения;

2.Поиск эффективных форм и моделей обучения;

3.Разработка новых технологий повышения квалификации.

На современном этапе преимущественно преобладает инновационный способ отбора содержания повышения квалификации, при котором содержание формируется усилиями обучающих и обучающихся. При этом соблюдается соотношение государственных и личностных интересов в процессе совершенствования профессиональной компетентности слушателей.

Например, в настоящее время в Великобритании разработаны пятиуровневые программы повышения квалификации, которые соответствуют уровням квалификаций учителей: новичок – продвинутый молодой учитель – специалист – знаток – эксперт. Данный реестр заложен в Национальном учебном плане и осуществляется практически повсеместно. Выбор программ продолжения профессионального обучения, с одной стороны, осуществляется самим педагогом, с другой стороны, должен соответствовать разработанному утвержденному тренировочному плану, созданному, чтобы соответствовать образовательным приоритетам центральных властей в терминах компетентности учителя и квалификации. Учитель ежегодно согласовывает с директором или руководителем группы свои цели и приоритеты. Цели учителей должны включать аспекты, связанные с профессиональным развитием и совершенствованием их преподавательского мастерства, и показатели достижений учеников [4, 43].

Важнейшим критерием отбора содержания обучения в новых моделях повышения квалификации становятся не только (и не столько) новизна материала для каждого конкретного обучающегося, сколько его влияние на профессиональное развитие педагога, которое предполагает учет:

-особенностей образовательной системы, в которой работает обучающийся;

-особенностей образовательной системы, в которой осуществляется повышение квалификации;

-личностных особенностей обучающихся [5, 8].

Так, система образования Германии, выдвигая необходимость формирования теоретико-методологического и профессионально-практического компонентов профессиональной компетентности учителей базируется на признании важности личностного компонента.



Наиболее распространен модульный подход к структурированию содержания обучения при повышении квалификации. На практике программы ПК включают, как правило, три взаимосвязанных блока: социально-психологический, педагогический и специально-предметный. Дифференциация и гибкость содержания обеспечивается посредством факультативного выбора специальных модулей по курсам узкой специализации.

При этом во всех странах ПК, в большей или меньшей степени, отражает потребности образования на местах. Тем самым государство концентрирует усилия на решении отдельных национальных проблем (проблема образования иностранцев в США, Германии, Австрии; обучение одаренных школьников – Германия, Великобритания, Австралия; интеграция детей-инвалидов – Швеция, Швейцария, Великобритания; установление дисциплины – США, ЮАР, Нидерланды) [3, 112].

Повышение квалификации в Европе осуществляется на базе самых различных учреждений: центры повышения квалификации, ВУЗы, объединения учителей, школы, учреждения образования взрослых. Огромную популярность в Европе по-прежнему имеет повышение квалификации учителей в педагогических институтах и прочих вузах. Например, во Франции университетские институты подготовки учителей I.U.F.M. осуществляют как базовую подготовку преподавательского состава, так и участвуют в непрерывном образовании преподавателей совместно с академией, являющейся центром образовательной деятельности департамента. В Германии повышение квалификации чаще всего организуется в академиях или институтах повышения квалификации, в Финляндии – в университетах, академиях и учебных центрах. Велико участие в этом процессе различных центров и профессиональных объединений педагогов (союзы, ассоциации и др.), корпораций, фирм, международных организаций, фирм, частных учреждений. Так, в Германии организацией профессионального развития педагогов занимается церковь, банки, издательства, что свидетельствует об общественно-государственном характере повышения квалификации педагогов в этой стране.

Школа как компонент системы образования и составная часть системы повышения квалификации имеет сегодня большее влияние на ее развитие, чем ранее. Стремясь к реализации своих потребностей, образовательные учреждения работают в содружестве с учеными, что способствует более качественному повышению квалификации, расширению тематики программ обучения. В.Б. Гаргай пишет о том, что постдипломное образование учителей в школе рассматривается сегодня лидерами западной образовательной политики как одна из ведущих форм повышения квалификации [2]. К достоинствам такой формы повышения квалификации можно отнести практическую ориентацию содержания подготовки, отбираемое на основе объективных потребностей конкретных учителей и школы, а также некоторые организационные удобства (более низкая стоимость по сравнению с курсовой подготовкой, совмещение учебы и работы).

В последнее время обучение специалистов в системе постдипломного образования, особенно внутришкольное, стремится к дальнейшей интенсификации учебного процесса за счет использования новых подходов, методов и технических средств обучения. Наряду с моделью обучения на рабочем месте широко применяются интерактивные формы обучения. Все большее распространение получают такие дистанционные формы обучения как курсы самообучения, доступ к которым осуществляется через интернет, модерируемые онлайн-семинары, проводимые через платформу Moodle, электронные лекции. Такие формы повышения квалификации активно развиваются в Германии, Австрии, Словении и др. европейских странах.

Среди инновационных моделей повышения квалификации можно выделить модераторство в Германии, суть которого в том, что лучшие учителя повышают квалификацию других учителей. В Великобритании в последнее десятилетие отмечается рост консультационных услуг для школьных педагогов. Во Франции распространено участие в мастерских, конференциях, публикация обобщения профессионального опыта. Поддержка и адаптация молодых педагогов во многих странах осуществляется институтом наставничества (Россия, Польша), в Англии через пробный год и тьюторинг, в США - менторинг. К числу инновационных форм и методов повышения квалификации учителей относятся: также педагогическое проектирование, блочно- модульное обучение, игровые технологии обучения, конкурсное движение.



Анализируя инновационные процессы в повышении квалификации учителей в различных европейских странах можно отметить, что наблюдается стремление к отбору оптимального содержания обучения, способствующего повышению уровня теоретической подготовки педагога и решению практических задач школы. Каждому виду (элементу) содержания образования должна соответствовать адекватная ему форма организации процесса обучения, стимулирующая инициативность, как преподавателя, так и обучающегося. Внедряемые на современном этапе изменения в организации учебного процесса обеспечивают активность педагога в повышении своего профессионального уровня, позволяют сделать повышение квалификации дифференцированным, отвечающим потребностям школы.
Литература

  1. Вершловский С.Г. От повышения квалификации к постдипломному педагогическому образованию / Андрагогика постдипломного образования: научно-методичнское пособие [под ред.С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской]. – Спб.: СПбАППО, 2007. – С.6-33.

  2. Гаргай В.Б. Развитие системы повышения квалификации учителей в Великобритании (конец XIX-конец XX вв.) [Текст] : Дисс. … д.пед.н / В.Б. Гаргай. – Новосибирск, 2006.

  3. Джемилева Н.Н. Сравнительный анализ повышения квалификации учителей за рубежом // Ярославский педагогический вестник. 2011. – №, Том II. – С. 209-213.

  4. Заир-бек Е.С. Анализ европейских моделей повышения квалификации учителей как источник развития непрерывного педагогического образования в педагогическом университете // Вестник Герценовского университета. – 2011. – № 9. – С. 36-43.

  5. Савинова Л.Ф. Современные модели повышения квалификации: опыт, проблемы, перспективы // Научное обеспечение системы повышения квалификации.– 2013. – №3-4. – С.5-10.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница