Инновационные средства методического обеспечения современного образовательного процесса



Скачать 57.34 Kb.
Дата01.05.2016
Размер57.34 Kb.
Инновационные средства МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Шорникова Ольга Николаевна (on_sornikova@mail.ru)

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

Казахстан, г. Кокшетау



Аннотация

В статье рассматриваются требования к созданию электронных учебных изданий и представлен опыт использования информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов.


Широкое развитие информационных и коммуникационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества является одной из главных тенденций развития современного образования.

Информационно-телекоммуникационным технологиям принадлежит важная роль в формировании целостного мира и в обеспечении новых условий существования для человеческих сообществ, отдельных личностей и всего мирового сообщества. Образование же представляет собой решающий фактор претворения возможностей информационно-телекоммуникационных технологий в жизнь [1].

Использовать возможности информационных технологий в профессиональной деятельности в полной мере становится одним из важнейших качеств современного специалиста. В связи с этим все большую актуальность приобретает изучение проблемы использования компьютерных технологий в формировании профессионально значимых компетентностей специалистов.

Проблема информатизации современного образовательного пространства исследована в работах многих ученых: В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, С.А. Бешенков, А.П. Ершов, А.О. Кривошеев, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов и др. Теория проектирования и использования информационных технологий в профессиональном обучении исследовалась в работах А.И. Архиповой, А.И. Башмакова, И.Г. Захаровой, В.П. Кулагина, Д.Ш. Матроса, А.Ю. Уварова и др.

В настоящее время в мире наблюдается интенсивный процесс изменения образовательной системы в высших учебных заведениях, повышение ее восприимчивости к инновациям в научно-технологической сфере. Этот процесс напрямую связан с быстро развивающимися процессами информатизации образования как его неотъемлемой части.

В связи с этим развитие у студентов умения осваивать новый опыт не может быть эффективно без применения компьютерных технологий.

Например, студенты технического вуза должны уметь [2]:

- проводить концептуальный анализ проблемы (критически осмыслить существующее состояние объекта);

- сформировать научно-техническую задачу;

- осуществить поиск идеи научно-технической разработки;

- создать концептуальную модель решения задачи;

- представить решение проблемы в виде чертежей, формул, текста;

- проводить эксперимент с использованием разработанной физической, математической модели;

- анализировать результаты эксперимента.

Для того, чтобы обучить основным методам решения указанных задач, необходимы:

1. компьютерная система, обеспечивающая на всех этапах необходимый объем информации и вычислительной функций;

2. дидактические методы, формирование поисков, творческая деятельность (метод информационного ресурса, ассоциативный метод, компьютерное моделирование и др.).

Для реализации учебного процесса, удовлетворяющего таким требованиям, необходимо проектирование, разработка и использование информационно-технических средств обучения, к которым относится электронные учебное издание (ЭИУ).

Объектом ЭУИ должна быть цифровая, текстовая, графическая, аудио, видео и другая обучающая информация, представляющая собой совокупность научно обоснованных фактов, утверждений и правил, а также свойств и отношений объектов, явлений и процессов, изучаемых в рамках данного учебного курса [3].

Элементами обучения в ЭУИ являются следующие составляющие:



    1. Элемент обучения «Теория» должен обеспечить доступ к гипертекстовому описанию теоретической части изучаемого урока.

    2. Элемент обучения «Примеры» должен обеспечить доступ к описанию примеров и их пояснениям.

    3. Элемент обучения «Задания» должен обеспечить доступ к формулировкам упражнений и задач, а также к помощи по их выполнению и решению

    4. Элемент обучения «Вопросы» должен обеспечить доступ к вопросам, ответы на которые должны быть проверяемые и даны интерактивно до проведения тестирования по текущему уроку.

    5. Элемент обучения «Тесты» должен обеспечить доступ к средству тестирования, которое предназначено для осуществления самоконтроля знаний по текущей единице обучения:

- на уровне уроков – текущий контроль знаний;

- на уровне блоков – промежуточный контроль знаний;

- на уровне модулей – рубежный контроль знаний;

- на уровне всего ЭУИ – итоговый контроль знаний.



    1. Элемент обучения «Тезаурус» должен обеспечить доступ к словарю терминов и сокращений, встречающихся в ЭУИ, где имеются гипертекстовые ссылки на их определения.

    2. Элемент обучения «Справочник» должен обеспечить доступ к справочнику по текущему уроку.

    3. Элементы обучения «Графика», «Аудио» и «Видео» предназначены для обеспечения доступа к дополнительным дидактическим материалам.

    4. Элемент обучения «Графика» должен обеспечить доступ к диаграммам, схемам, чертежам, рисункам, фотографиям и другим изображениям, в том числе и к анимированным.

    5. Элемент обучения «Аудио» должен обеспечить доступ к звуковому сопровождению формулировок основных понятий, фактов, утверждений и правил, относящихся к изучаемому уроку.

    6. Элемент обучения «Видео» должен обеспечить доступ к фильмам, необходимым для изучения урока, в которых демонстрируются свойства и отношения объектов, фрагменты процессов и явлений, а также выступления известных ученых, политиков и других личностей.

Одной из важнейших педагогических задач, которую решает ЭУИ, является формирование у обучаемого тезауруса предметной области по рассматриваемому учебному курсу.

Основным из показателей того, что ЭУИ разработано на современном уровне, является предоставление учащемуся возможности самостоятельно поставить и решить с помощью компьютера учебную задачу. Система задач может содержать множество вариантов различной степени трудности по каждой теме учебного курса.

В соответствии с требованиями, предъявляемым Государственным общеобязательным стандартам образования Республики Казахстан по специальностям 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение» и 050703 «Информационные системы» [4, 5], к обучению студентов по базовым и профилирующим дисциплинам используются следующие ЭУИ в учебном процессе:

1. Интерактивная обучающая система основам программирования средствами Adobe Flash.

2. Проектирование системы классов объектов в процессе создания приложений согласно объектно – ориентированной методологии программирования.

3. Автоматизированная система проектирования систем задач по программированию.

4. Электронная энциклопедия по информационным технологиям.

5. Технологии и методики создания приложений в современных интегрированных средах.

6. Интерактивная система для обучения основам ООП с помощью среды программирования С++ .

7. Технологические аспекты использования динамических структур данных в разработке прикладного программного обеспечения.

8. Интерактивная обучающая система основам программирования с использованием междисциплинарных задач.

Переход к информационной парадигме образования в высшей школе актуализирует проблему возможностей использования в ней новых информационно-коммуникационных технологий. Такие инновационные технологии позволяют значительно расширить и оптимизировать учебный процесс подготовки специалистов.



Литература

1. Концепция информатизации образования Республики Казахстан на 2002 – 2004 годы. г. Астана. 2001 г.

2. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование/Под ред. Ю.Г.Древса. – М.: МГУП, 2003.- 236 с.

3. Государственный стандарт Республики Казахстан. Электронное учебное издание. г. Астана. 2001 г. – 12 с.

4. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат.

ГОСО РК 3.08.329 – 2006. Специальность 050703 – Информационные системы. 2006 г. 29 с.



5. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. ГОСО РК 3.08.330-2006. Специальность. 050704 − Вычислительная техника и программное обеспечение. 2006 г. 34 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница