Инновационные технологии поликультурного воспитания на уроках английского языка



Скачать 53.65 Kb.
Дата03.06.2016
Размер53.65 Kb.
Анохин Д.Г. ,

г. Белгород, НИУ «БелГУ»



Инновационные технологии поликультурного

воспитания на уроках английского языка
Аннотация. В статье рассматриваются современные пути достижения целей поликультурного воспитания обучающихся на уроках английского языка. Ответ на вызовы времени – использование инновационных личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе. Более подробно в статье рассмотрены технологии сотрудничества, метод дискуссии, метод проектов.
XXI столетие объявлено эпохой многоязычных личностей и полиглотов. Освоение подрастающим поколением образцов и ценностей мировой культуры средствами родного и иностранного языков является той основой, которая в дальнейшем поможет детям лучше адаптироваться в иноязычной среде и культуре, свободнее взаимодействовать с представителями других национальностей, понять и принять их видение мира. Изучение иностранного языка способствует развитию лингвистических способностей детей, знакомству с мировой культурой. Знание других языков не просто расширяет кругозор, но пополняет арсеналы тактики мышления и увеличивает спектр восприятия. Владение другим языком является ключом к культуре другого народа, народа говорящего на этом языке [1].

Современный учитель должен уметь пользоваться широким спектром педагогических технологий, которые являются системными методами организации и реализации всего процесса преподавания. Каждый урок или внеурочное занятие должны включать несколько технологий.

Если мы хотим добиться результативности, в центре всей образовательной системы должна быть поставлена личность ребенка, максимальное выявление и реализация его способностей и потенциалов, создание условий для этой реализации. Такой системой на сегодняшний день является личностно-ориентированное обучение, то есть обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, где сначала раскрывается субъектный опыт каждого обучающегося, а затем согласовывается с содержанием образования [2]. В связи с этим мы можем сказать, что одной из главных технологий современной школы являются - личностно-ориентированные технологии.

К личностно-ориентированным технологиям относятся и технологии сотрудничества, которые позволяют установить взаимодействие педагога с детьми, а также взаимодействие детей друг с другом. Одним из примеров обучения в сотрудничестве, на наш взгляд наиболее распространенным, является работа с текстом на уроках английского языка. Проиллюстрируем реализацию такой работы.

Так, например, при изучении сказки «Три поросёнка» учащиеся вначале читают текст (заранее разделенный на несколько частей учителем), затем делятся на группы по количеству частей. За указанное время каждая группа должна подготовить выразительное чтение предложенного отрывка, литературный перевод и сравнительный анализ английской и одноименной русской сказки. После подготовки, представители групп читают и переводят текст, озвучивают, составленный группой сравнительный анализ. Оценка работы представителя группы распространяется на всю группу. Таким образом, каждый несет ответственность за проделанную работу.

Очень эффективными интерактивными технологиями на уроках английского языка являются дискуссии, конференции, ролевые игры, круглые столы, дебаты. Во время проведения таких форм работы учащиеся получают возможность не только показать свои знания по данной проблеме, но потренироваться в умении формулировать мысль, подобрать необходимые слова и выражения, выразить эмоции.

Так, во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога. Идет коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложений, идей. Задача учителя – не давать ученикам какие-то задания для выполнения, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуации, конструированию своих знаний, усвоению новых знаний путем выявления, обсуждения, закрепления их в процессе дискуссии. Активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно. Дискуссию можно провести почти по каждой теме, изучаемой в школе [3]. Этот вид работы вызывает очень большой интерес у учащихся, особенно, если затрагивается социальная тема. Наиболее близкие темы: «Неформалы – кто они?», «Школьная жизнь твоего зарубежного друга», «Традиции семьи твоего друга по переписке», и т.д. Учащиеся с большим интересом и инициативой собирают информацию, обрабатываю ее, оформляют, придумывают необычные формы подачи материала.

Изучение иностранного языка должно способствовать тому, чтобы ученик, знакомясь с другой культурой, познавал ее и, узнавая другую культуру, лучше понимал свою. При этом сравнение своей и другой культуры не должно ввергать ребенка в «культурный шок» и как следствие, «блокировать каналы обучения», оно должно способствовать размышлению и рассуждению о том, что чуждо в другом мире, что интересно и привлекательно, что понятно, а что нет [3]. В школах Белгорода и Белгородской области очень часто проводятся уроки и внеурочные мероприятия, посвященные изучению традиций, костюмов, народной кухни, народных праздников, устного народного творчества родного края. Эти знания учащиеся применяют на уроках английского языка для сопоставления и изучения народных традиций англоговорящих стран.

Не менее эффективен метод проектов – это отличное средство не только для овладения учащимися способностями к постоянному совершенствованию знаний, умений и навыков работы, коллегиальному принятию решений, умению сделать выбор или взять на себя ответственность в спорной ситуации, обосновав свой выбор, но и средство, позволяющее результативно решать задачи воспитания личности в условиях поликультурного общения, личности открытой к взаимодействию с представителями других культур.

Познавательный интерес к традициям изучаемой страны развивает реализация таких проектов как «Свадебные традиции и обычаи Великобритании», «Рождество», «Пасха», «Обряды детства». Анализируя и сравнивая подготовленный материал, ученики приходят к выводу о единстве человечества на основе сходных черт и особенностей культуры, выявляют общечеловеческие ценности. Выявляются и различия в культурах, традициях, то есть ценности национальные, этнические. Задача учителя – грамотно формировать позитивное отношение к этим различиям.

Работая над проектом, учащиеся общаются по электронной почте с носителями языка, посещают виртуальные художественные музеи и выставки. Внеурочная работа по предмету иностранный язык предоставляет возможность освоить работу с Интернет-ресурсами: электронными библиотеками, базами данных, поисковыми системами.

Нелегко привить ребенку общечеловеческие ценности, научить его быть толерантным к окружающим. Множество элементов среды несет в себе положительные или отрицательные педагогические возможности, которые оказывают прямое или косвенное влияние на развитие личности. Педагог в своей деятельности должен научиться распознавать и управлять этими элементами, усиливая позитивные и блокируя негативные влияния среды. Создание с помощью современных педагогических технологий благоприятных условий, для формирования нравственной культуры личности, для приобщения ее к национальным и общечеловеческим ценностям - главная задача поликультурного воспитания. Мастерство педагога заключается в подборе наиболее рационального сочетания форм, методов, и технологий воспитания и обучения школьников, в поиске новых приемов работы, в апробации инновационных решений.


Литература

1. Шиянова С.В. Реализация поликультурного воспитания в школе на уроках английского языка / С.В. Шиянова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/11/02/realizatsiya-polikulturnogo (дата обращения 17.03.2016)



2. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. – Режим доступа: http://koi.tspu.edu.ru/koi_books/nikolskaya2/rtloo.htm (датат обращения 18.03.2016).

3. Ваторопина Е.В. Интерактивные методы обучения английскому языку в средней школе. –Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/02/16/interaktivnye-metody-obucheniya (дата обращения 15.03.2016).


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница