Инновационные возможности современного урока в начальной школе



Скачать 50.39 Kb.
Дата26.06.2016
Размер50.39 Kb.
Семернина К.А.,

г. Белгород, Российская Федерация

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье автор описывает процесс внедрения инноваций в системе образования, дает краткую историческую справку применения инноваций в России. Автор обосновывает эффективность применения различных видов современных уроков, описывая их инновационные возможности.
Как известно, нововведения – важнейший фактор развития в современном мире. Педагогическая деятельность на сегодняшний день также изменяется, из-за чего в образовании создается ситуация неопределённости. Внедрение новых образовательных стандартов, определение нового содержания образования, новых результатов образования обуславливают изменение работы практически всех основных профессиональных позиций в сфере образования, а также выявление новых образцов профессиональной деятельности в этих позициях.

Применение инноваций в системе образования, в частности в начальной школе, требует внесения существенных изменений, которые отражаются:

• в целях, содержании, методах и технологиях, формах организации и системе управления;

• в стиле педагогической деятельности и организации целостного педагогического процесса;

• в системе контроля и оценки уровня образования;

• в учебно-методическом обеспечении;

• в системе воспитательной работы;

• в учебных планах и учебных программах;

• в деятельности обучающегося и педагога.

В условиях применения традиционных технологий выполнить такие задачи практически невозможно. Применение же инновационных технологий строится на повышении уровня активности учащихся, что пробуждает у детей потребность саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Впервые в российской образовательной системе инновации начинают появляться с 80-х годов XX века. В это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины инновации в образовании и педагогические инновации, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Формирование активной, инициативной позиции обучающихся в учебном процессе – одна из основных задач педагога. Ученик не только усваивает предлагаемый материал, но и познает мир, вступает с ним в активный диалог, ищет ответы и не останавливается на достигнутом, как на окончательной истине.

В развитии дидактики можно выделить два основных направления:

l) модернизация традиционного обучения;

2) инновационный подход к учебному процессу [1].

Первое направление связано с представлением об обучении как управляемом, технологическом процессе, в котором четко обозначены, детально описаны ожидаемые результаты.

Второе направление подразумевает «активное учение», в результате которого обучающиеся приобретают новый ценный, познавательный опыт. В таком процессе учитель выступает как диагност и фасилитатор, он облегчает учебную и познавательную деятельность ученика.

Инновационный урок помогает ученикам наиболее эффективно усвоить необходимые знания и умения, сформировать универсальные учебные действия, систематизировать их. На таком уроке обучающийся заинтересован в получении новых знаний.

Выделяют следующие виды инновационных уроков:

1. Исследовательский урок – это форма обучения, которая основывается на познании мира. У школьника преобладает исследовательская деятельность. Целью исследовательского урока является использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

2. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; зачет в парах и т.д.

Между группами обучающихся распределяются задания, которые выполняются коллективно. Такой вид урока позволяет наиболее эффективно усвоить знания.

3. Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого обучающегося.

4. Проблемные уроки – предполагают появление проблемной ситуации. Учитель ставит перед школьниками проблему, а ученики, в свою очередь, ищут способы ее решения. Целью проблемного обучения является развитие мышления и способностей обучающегося; усвоение знаний и умений, добытых самостоятельно в ходе решения поставленной проблемы; выделение личностных качеств ученика.

5. Уроки на основе проектной деятельности также являются часто используемые среди учителей. Цель проектной деятельности – конструировать знания обучающихся, развить их творческую и познавательную деятельность.

6. Сегодня широко распространены игровые методы. Игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи.

7. Эффективной и продуктивной формой обучения является также урок – исследование. Главная цель урока-исследования – научить детей самостоятельно добывать знания, развить у них исследовательский тип мышления, активизировать индивидуализм.

Таким образом, использование возможностей инновационных образовательных технологий в начальной школе позволит повысить качество современного образования и будет способствовать формированию наиболее значимых для современного человека компетенций. К таковым мы отнесем: информационные, основанные на умении искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; коммуникативные, связанные с умением эффективно сотрудничать с другими людьми; компетенцию самоорганизации, которая базируется на умении ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы; компетенцию самообразования, связанную с готовностью личности конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.



Сегодня вся педагогическая деятельность охвачена изменениями. Общество шагнуло далеко вперед, требуется научиться использовать все ресурсы максимально продуктивно. И главная задача современного образования – улучшение качества образования с сохранением его фундаментальности и структурности. Ребенок развивает способности и удовлетворяет свои интеллектуальные потребности путем проб и ошибок, без которых невозможен ни один образовательный процесс, дети добывают знания, и именно эти знания остаются в памяти надолго.
Литература:

1. Горбунова, Г.А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. – Москва: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова, –2010. – 453 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница