Инновационный феномен общественного развития



Скачать 148.26 Kb.
Дата14.05.2016
Размер148.26 Kb.
«Предпринимательский» университет

Инновационный феномен общественного развития
Ректор Белгородского государственного университета

Леонид Дятченко

В новых условиях быстроизменяющегося мира, вызванных глобализацией и информационной революцией, классические университеты, так же, как крупные регионы мира, отдельные страны и локальные территории, вынуждены переходить на инновационный путь развития, интегрируясь в несвойственную им конкурентную рыночную среду. Лучшие исследовательские университеты переходят к новому способу организации и управления своей деятельностью, и они, по существу, становятся «предпринимательскими» университетами, отличаясь от остальных высоким уровнем предпринимательской культуры и стратегическим видением перспектив развития, что позволяет им привлекать разнообразные источники финансирования.



Университет нового типа

Классический университет в современных условиях – это одновременно исследовательский и предпринимательский университет, главными задачами которого являются: фундаментальное многоуровневое образование, фундаментальные и прикладные исследования, трансфер знаний и технологий в околоуниверситетское окружение, а также активное участие в программах и проектах экономического, социокультурного и инновационно-технологического развития своих регионов.

Необходимость инновационного развития Белгородской области потребовала создания на базе педагогического вуза в кратчайшие сроки (2000-2005 гг.) классического университета нового типа как ключевого фактора динамичного преобразования региональной экономики.

Белгородский государственный университет – инновационный феномен общественного развития не только Белгородской области, но и всей России. В основу его создания положен инновационно-технологический подход, в том числе использованы современные технологии: социального менеджмента, организации образовательного процесса, развития научной и производственной деятельности, строительства, информатизации и др.

Уникальный феномен БелГУ состоит в том, что в короткий период времени удалось мобилизовать и сконцентрировать огромные материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы и организовать их эффективное управление как в оперативном, так и в стратегическом плане1. Попечительский совет БелГУ возглавляет лично губернатор Белгородской области Е.С. Савченко. Это подтверждает современные концепции создания точек роста и центров превосходства практически в любых точках мира. Так, на встрече в Брюсселе 22 апреля 2004 г., проведенной для Швейцарского научного брифинга (Swiss Science Breiefing) «Как построить университет мирового класса», – президент Швейцарского федерального технологического института в Лозанне – отметил три ключевых фактора для достижения такого превосходства: привлечение лучших студентов; привлечение лучших преподавателей-исследователей; обеспечение адекватного финансирования. Он также подчеркнул важность ясной миссии, адекватной автономии, привлекательного месторасположения и бренда. Говоря об успешной истории найма сотрудников в постоянный штат, он особо подчеркнул, что «если Вы привлекаете лучших, то они привлекают других, и студенты будут следовать за ними».

Следуя подобной стратегии развития, БелГУ сумел в считанные годы пройти путь от провинциального педагогического института до современного классического университета. В настоящее время БелГУ – многопрофильный университетский комплекс с мощной разветвленной инфраструктурой.

Развитие вуза осуществляется на основе внедрения эффективного социального пакета, обеспечивающего жилье для докторов и кандидатов наук, поддержку ветеранов войны и труда, многодетных семей, организацию отдыха студентов, преподавателей и сотрудников университета. В систему управления вузом внедрен алгоритм селективного управления на принципах социальной корпоративности и формирования социально-технологической культуры.

Высочайшая динамика инфраструктурного развития университета обеспечила интенсивный рост его образовательного, научного и инновационного потенциала.

БелГУ – ведущий в регионе университет, определяющий перспективы развития основных отраслей экономики и социальной сферы; сочетающий доступность и качество образования, соответствующее лучшим отечественным и международным образцам; распространяющий наукоемкие технологии.

В Белгородском государственном университете создаются и реализуются новые модели подготовки команды специалистов для экономических кластеров с учетом региональной специфики; обеспечивается приоритетность инновационной деятельности в области образования, научной и технической деятельности, в производстве научно-технической продукции и услуг. Мы ставим перед собой задачу организации широкого и открытого диалога и междисциплинарного взаимодействия между всеми подразделениями университета с целью преодоления внутриуниверситетских барьеров и достижения большей синергии.

Успешно функционирует университетский Инновационный технологический центр (ИТЦ) «Стратегическая инициатива» БелГУ, включающий: бизнес-инкубатор, технопарк, региональный центр интеллектуальной собственности, центр трансфера технологий, школу предпринимательства, институт высоких информационных технологий, научно-образовательный центр «Биосовместимые наноструктурные материалы и покрытия медицинского назначения», федерально-региональный центр аэрокосмического наземного мониторинга природных ресурсов и объектов, центр радиоэлектроники и др. В ИТЦ созданы условия для открытия высокотехнологичных производственных предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, развиты системы консультирования, осуществлено экономическое, правовое и организационное обеспечение программ развития малого и среднего предпринимательства и многое другое. Для реализации своих целей и задач ИТЦ взаимодействует со структурными подразделениями правительства Белгородской области и областными структурами, занимающимися проблемами развития малого и среднего бизнеса.

Развитие науки

В соответствии с приоритетным направлением развития науки РФ по разработке нанотехнологий и наноматериалов в БелГУ открыт мультидисциплинарный научно-исследовательский и инновационный Центр наноструктурных материалов и покрытий (ЦНСМП) по исследованию, разработке и созданию наноструктурных материалов и покрытий медицинского и технического применений, для которого приобретено аналитическое и испытательное оборудование, закупленное у ведущих отечественных и зарубежных фирм.

В Центре разработана технология получения и созданы опытные партии наноструктурного высокопрочного технически чистого титана, не содержащего вредных для живого организма легирующих элементов, для замены широко применяемых в медицине алюминий-вана-дийсодержащих титановых сплавов, а также медицинские биокомпозиты на основе наноструктурного титана и его сплавов с биоинертными и биоактивными нанокристаллическими покрытиями. На базе Центра организовано производство указанных материалов в объеме потребностей медучреждений города Белгорода и Белгородской области.

При взаимодействии с внешним окружением мы придерживаемся единого кластерно-сетевого подхода, понимая, что во многих странах классические университеты выступают инициаторами, а потом и координаторами кластерных инициатив. В связи с этим мы полагаем, что российские классические университеты совместно с агентствами регионального развития или близкими по их функциям организациями должны быть инициаторами и основными разработчиками в проектировании региональных инновационных кластеров и основанных на них региональных инновационных систем. Поэтому БелГУ выступил с идеей и уже приступил к реализации проекта создания мощного нанотехнологического кластера в своем регионе, тесно интегрируя в него образование, фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производство и продвижение наукоемкой продукции. Для этого проекта БелГУ имеет всю необходимую поддерживающую и организационную инфраструктуру (схема 1). Предполагается, что кластер станет важнейшим фактором регионального экономического роста за счет формирования регионального рынка труда в различных высокотехнологичных областях, так как нанотехнологий имеют очень широкий спектр приложений, охватывая практически все отрасли материального производства и связанные с ними сферы услуг.

Схема1. Кластерная система непрерывного профессионального междисциплинарного образования в области разработки и освоения наноструктурных материалов и технологий

Подготовка специалистов в области разработки и освоения наноматериалов и нанотехнологий ведется по 9 специальностям подготовки специалистов, разработаны междисциплинарные программы для магистратуры и аспирантуры. Создание в БелГУ гибкой структуры специализаций, новых учебных дисциплин и дисциплин по выбору для студентов и аспирантов по тематике наноматериалов и нанотехнологий позволяет реализовать модель опережающей междисциплинарной непрерывной подготовки специалистов для наукоемких экономических отраслей региона: металлургии, машиностроения, фармацевтической промышленности и медицины, а также обеспечивает устойчивое и сбалансированное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области разработки и освоения наноматериалов и нанотехнологий. В 2005 г. организован научно-образовательный центр (НОЦ) БелГУ «Биосовместимые наноструктурные материалы и покрытия медицинского назначения». Его деятельность направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, в том числе по специальностям «наноматериалы», решение фундаментальных и прикладных задач медицинского материаловедения, инновационную деятельность по внедрению разработок наноструктурных материалов в производство. Подготовленные в рамках новой модели обучения специалисты способны работать на ведущих предприятиях региона, а также в малых предприятиях, входящих в кластеры образующих предприятий Белгородской области.

БелГУ взаимодействует с крупными промышленными компаниями региона в сфере образования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области наноматериалов и нанотехнологий с целью подготовки высококвалифицированных кадров, владеющих инновационными приемами и способами работы, в частности, при создании новых, перспективных наноструктурных металлических сталей и сплавов, что приведет к дальнейшему росту конкурентоспособности российской продукции металлургического производства на мировом рынке. Ведется подготовка и переподготовка специалистов в области разработки, исследования, метрологии, стандартизации и менеджмента наноматериалов и нанотехнологий. Партнерами по производству лекарственных форм на основе получения и исследования фармакологически активных наноматериалов выступают как отечественные, так и зарубежные компании.

Учитывая приграничное положение нашего региона, мы планируем инициировать создание трансграничных инновационных кластеров. В рамках Белорусско-Российско-Украинского приграничного университетского консорциума предполагается запустить ряд сетевых проектов, позволяющих резко усилить конкурентоспособность консорциума, а следовательно, и его членов на европейском образовательном (в рамках Болонского процесса) и исследовательско-инновационном (в рамках Лиссабонской стратегии и Рамочных программ ЕС по исследованиям и разработкам) пространствах.

В настоящее время БелГУ проводит подготовительную работу по интеграции в европейскую онлайновую коммуникационную платформу «SINAPSE» (Scientific Inform Action for Policy Support in Europe) и созданию третьего в России институционального электронного архива открытого доступа к научному и гуманитарному знанию, что позволит БелГУ интегрироваться в мировое научно-информационное пространство как с точки зрения быстрого доступа к последним достижениям мировой науки, включая новые подходы и инструменты научного и инновационного менеджмента, так и с точки зрения ознакомления мировой научной общественности с лучшими достижениями наших ученых. Опыт участия в онлайновых научно-коммуникационных платформах позволит БелГУ в дальнейшем стать полноправным участником европейских и международных сетей (ассоциаций) исследовательских и предпринимательских университетов, но и в настоящее время Белгородский государственный университет имеет развитую систему международного сотрудничества, которая осуществляется по следующим направлениям: сотрудничество в области научно-исследовательской работы; международная студенческая мобильность и академические обмены; международные связи в сфере экспорта образовательных услуг; повышение эффективности международной деятельности. По каждому из этих направлений университетом реализуются организационные мероприятия, нацеленные прежде всего на создание необходимых и достаточных предпосылок институционального позиционирования БелГУ на европейском уровне с последующей интеграцией в общеевропейские системы высшего образования и научных исследований. К числу наиболее значимых из них следует отнести: по первому направлению – создание совместного Венгерско-Российского центра нанотехнологий (наноцентры в Мишкольце и Белгороде); разработки ученых БелГУ и Организации по научным исследованиям высокоэнергетичных ускорителей (Япония) в области ядерной физики; сотрудничество в сфере технологического трансфера между БелГУ и Бременским университетом (Германия); по второму направлению – разработка международных программ совместных дипломов с Клаустальским технологическим и Бременским университетами (Германия), Дэчжоуским университетом (Китай), Технологическим университетом г. Лаппееранта (Финляндия); по третьему направлению – создание сети постоянных партнеров и организационных структур, обеспечивающих формирование контингента иностранных студентов в БелГУ, и открытие филиалов БелГУ в Латинской Америке; по четвертому направлению – разработка информационной инфраструктуры международной деятельности; создание информационных взаимосвязей между информационной системой международной службы и информационной системой университета. Высокий потенциал и стремительная динамика развития БелГУ уже сегодня ставят его в один ряд с ведущими мировыми экспортерами образовательных и научных услуг и являются важной составляющей успешной инновационной деятельности вуза.

Опыт развития исследовательских университетов США и Европы показывает, что они уделяют огромное значение воспитанию научной смены и социализации личности. Так, в США созданы школы научного ученичества, в Германии – институты студенческих лидеров и т.д. В БелГУ в этом отношении введен статус «перспективных студентов», за которыми с первого курса закреплены ведущие доктора наук согласно принципу «лучших учеников должны учить лучшие учителя», а также статус «студента-исследователя», который присуждается на конкурсной основе. Также существуют институт студенческих лидеров и институт кураторства. Куратору студенческой группы в рамках нового алгоритма управления университетом придается особое значение – куратор является членом ректората университета, осуществляет функции социального партнерства, создания университетской корпорации, взаимодействия коллектива с руководством, повышения управляемостью коллективом.

Из всего вышесказанного следует, что БелГУ готов принять вызовы глобализации, а следовательно, и конкурентной борьбы на международном университетском пространстве и поэтому уверенно смотрит в XXI век.

В 2006 году вуз отмечает свой 130-й день рождения. За эти годы из стен нашего университета вышли десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, заслуженных учителей, врачей, юристов, экономистов, известных ученых, спортсменов-олимпийцев. Щедрым подарком к юбилею для всего белгородского студенчества станет спортивный комплекс имени выпускницы БелГУ, многократной чемпионки мира, Европы, России, двукратной олимпийской чемпионки Светланы Хоркиной, который откроется в юбилейном новом учебном году.

Новейший архитектурный комплекс стал визитной карточкой древнего Белгорода. Университет сегодня – это наполненные самой современной техникой компьютерные классы, физические, химические и клинические лаборатории, лингафонные кабинеты, оборудованные видеоаппаратурой лекционные аудитории, фундаментальная научная библиотека, в фонде которой насчитывается более миллиона источников литературы в печатном и электронном виде. На занятиях в астрофизической обсерватории БелГУ (региональном центре аэрокосмического мониторинга природных объектов) студенты погружаются в увлекательный мир научных исследований в области экологии, физики, геологии, географии. Университет XXI века – это комфортабельное общежитие с полным набором бытовых услуг (телефон, кабельное телевидение, подключение к Интернету в каждой комнате); молодежный культурный центр, приглашающий юные таланты в разнообразные творческие коллективы, ставшие лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

Идет активная интеграция нашего университета в мировое образовательное пространство, развиваются международные научные и образовательные связи с Германией, США, Италией, Польшей, Боливией, Колумбией, Перу, Эквадором, Китаем, Вьетнамом.

Научная работа ведется на 81 кафедре и в 28 научных центрах и лабораториях, среди которых – НОЦ (центр наноструктурных материалов и покрытий), региональный ресурсный центр по информатизации образования, межвузовская лаборатория проблем социально-технологической культуры, совместная с институтом РАН и НИИ ядерной физики МГУ лаборатория радиационной физики, межотраслевая лаборатория экодиагностики и мониторинга окружающей среды и др.

В структуру созданного в БелГУ инновационно-технологического центра «Стратегическая инициатива» включены: технопарк, институт высоких технологий, бизнес-инкубатор со школой предпринимательства, банк, региональный центр интеллектуальной собственности, центр трансфера технологий, центр нанотехнологий. Это коренным образом изменило научный облик нашего университета. В частности, нами приобретен электронный микроскоп последнего поколения. Подобного научного оборудования нет ни в одном российском университете. Микроскоп предназначен центру наноструктурных материалов и покрытий под руководством профессора Ю.Р. Колобова – руководителя научной школы, откликнувшегося на приглашение университета переехать в Белгород с командой единомышленников. В силу своей уникальности этот центр – не только университетский, но и межвузовский, и межрегиональный, ведь сфера применения самой перспективной отрасли научных знаний очень разнообразна – биология, металлургия, медицина.

В бизнес-инкубаторе студенты учатся создавать свои рабочие места. Их будет около 7 тысяч. Мы направляем работу на то, чтобы возникали десятки, сотни фирм, специализирующихся не на расфасовке кофе или чая, а на высоких технологиях. Именно они выведут Белгородчину на лидирующие социально-экономические позиции в России. Это – наш вклад в развитие экономики области.

Из 1000 штатных преподавателей БелГУ более 60% – доктора и кандидаты наук. Профессорско-преподавательский состав за 5 лет вырос в два раза. И не только за счет приглашенных докторов наук. Принятая университетом и поддержанная губернатором области программа стимулирования защиты диссертаций принесла свои плоды – мы активно растим своих ученых.

У нас разработана и осуществляется программа комплексного развития учебной и научно-исследовательской базы. Наша глобальная цель – помочь России превратиться в мировую технологическую державу. Ежегодно в университете открываются новые специальности. БелГУ в числе первых в России стал готовить специалистов в области цифрового радиовещания и телевидения, наноматериалов. В вузе приветствуется параллельное обучение студентов по двум специальностям, чтобы на рынке труда выпускник БелГУ чувствовал себя более уверенным и востребованным.

Гордое звание студента Белгородского государственного университета (в том числе в двух филиалах – Алексеевском и Старооскольском) в нынешнем году носят свыше 23 тысяч студентов – это в два раза больше, чем пять лет назад. Они получают качественное образование на 17 факультетах по 57 специальностям. Сделаны конкретные шаги и осуществлены организационные мероприятия по переходу университета к системе многоуровневого образования: реализуются 27 направлений бакалавриата, 16 – магистратуры, 55 аспирантских специальностей, 8 образовательных программ в интернатуре и 13 – в ординатуре. В БелГУ действуют шесть советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.

В основе воспитания будущих ученых и специалистов самых различных специальностей – подлинный интернационализм (в нашей дружной семье комфортно чувствуют себя представители десятков зарубежных государств) и верность традициям (у нас свой храм, освященный во имя святого Архангела Гавриила, готовим теологов – преподавателей основ православной культуры). Такой подход к становлению и развитию наших питомцев мы считаем единственно верным. Он позволяет воспитывать в студентах БелГУ высокую духовность и любовь к Отечеству, толерантность и уважительное отношение к чужой культуре, развивать в них не только талант и профессионализм, но и подлинную интеллигентность, всегда присущую лучшим представителям научной российской элиты.

Огромное внимание мы уделяем отбору талантливых студентов, индивидуальной работе с ними. Это, по сути дела, – новая социальная технология, направленная на то, чтобы в будущем эти люди стали докторами наук, профессорами нашего университета. Около 3 тысяч лучших студентов активно участвуют в научных изысканиях. По итогам 2005 года 29 из них за научные труды отмечены наградами Министерства образования и науки РФ; зарегистрировано 2 программных продукта в Роспатенте, соавторами которых стали наши студенты. Всего на различных конкурсах и конференциях ими получено 104 награды.

Студенты нашего вуза востребованы во всех отраслях экономики и социальной сферы. Это показатель того, что мы приближаемся к черте, когда качество работы и наша конкурентоспособность будут обеспечивать дальнейшее интенсивное развитие БелГУ.

При университете функционируют Центр семейной медицины БелГУ, академический ботанический и зимний сады, лечебно-профилактический комплекс, тренажерные и спортивные залы, конно-спортивная школа, природный национальный парк «Нежеголь». Доброй традицией стал для наших студентов бесплатный летний отдых в пансионате у Черного моря.



К 2007 году мы намерены превратить наш вуз в образцовый и по технической оснащенности, и по весомости научных открытий, и по внедрению в учебный процесс современнейших образовательных технологий, и по культуре. Но уже сегодня нас по праву называют классическим университетом XXI века и ведущим региональным научно-инновационным комплексом, за последние пять лет утроившим свою материальную базу. Секрет нашего движения вперед прост: университет развивает людей, а они в свою очередь развивают университет, и в этом – вечность БелГУ, его высокая цель и историческая миссия.

Дятченко, Л. «Предпринимательский» университет: инновационный феномен общественного развития / Л. Дятченко // Экономика и Образование сегодня. – 2006. – № 11. – С. 21-25.

1 Сам факт того, что за последние пять лет в развитие университета было вложено 1,7 млрд. рублей, свидетельствует об эффективности новых форм взаимодействия Министерства образования и науки РФ и правительства Белгородской области, которое внесло значительный вклад в ресурсное обеспечение становления БелГУ.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница