Инновационный проект развития образования



Скачать 175.5 Kb.
Дата19.05.2016
Размер175.5 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»




Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова


Программа дисциплины



Электронная коммерция


Москва

2003
Программа дисциплины «Электронная коммерция» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.
Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Автор (составитель) Брагин Леонид Александрович, д.э.н., профессор, зав.кафедрой торгового дела РЭА им.Г.В.Плеханова

К.т.н., доцент Панкина Н.А., Серикова Н.К., РЭА им. Г.В.Плеханова

Рецензенты: __________________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)
I. Организационно-методический раздел

1. Целью курса является повышение уровня подготовки магистров по направлению «Экономика» в соответствии с международными стандартами в сфере образовательных услуг.


2. Задачи курса:

  • сформировать специалиста нового профиля, владеющего инструментарием электронного бизнеса и особенностями работы на различных сегментах рынке;

  • стимулировать последовательное движение России на базе информационных технологий к участию в интегрированных процессах глобализации.


3. Методическая новизна курса (новые методики, формы работы, авторские приемы в преподавании курса)1

В качестве учебных материалов будут разработаны: программа курса, учебное пособие, комплект учебно-методических материалов (вопросы для промежуточного тестирования; тематика рефератов, курсовых и дипломных работ; вопросы к экзаменам; темы экзаменационных тестов).

Комплекс учебно-методических материалов, состоящий из учебного пособия, предназначенный для детализированного изучения электронной коммерции как междисциплинарного предмета, его основных возможностей, его ограничений, проблем и рисков. Известно, что сегодня основная конкуренция происходит не между различными товарами, а между различными моделями бизнеса. В связи с этим предполагается уделить особое внимание рассмотрению моделей электронной коммерции.

Особенностью работы является интегрированный подход, основу которого составляют новейшие достижения в области систем и информационных технологий, а также в области экономики, менеджмента и предпринимательства.

Предполагается использовать различные примеры из реального бизнеса (как больших корпорация, так и малого бизнеса), правительственных, некоммерческих организаций для того, чтобы показать возможности электронной коммерции, ее значимость, инновационность и практическую значимость. Важным элементом преподавания должна стать работа с кейсами, которые могут быть рассмотрены в качестве основного инструмента в процессе усвоения материала и отработки менеджерских способностей в области принятия решений. Все кейсы имеют своей основой «живой» материал, представленный в Интернет.
4. Место курса в системе социогуманитарного образования

В предлагаемом курсе и комплексе учебно-методических материалов предполагается уделить одинаковое внимание двум основным составляющим электронной коммерции: технологической/технической и экономической/управленческой. Поскольку электронная коммерция является междисциплинарным предметом, в курсе осуществляется ее связь с другими дисциплинами: «Экономическая теория», которая играет основополагающую роль в понимании новой экономики и электронной коммерции, «Макроэкономика, «Микроэкономика», «Экономика торгового предприятия», «Финансы», «Информационные технологии», «Маркетинг», «Менеджмент», «Организация и управление торговым предприятием», «Предпринимательство в торговле», «Менеджмент информационных систем», «Этика бизнеса», «Моделирование поведения покупателя» и т.д.

5. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения дисциплины «Экспортно-импортными операции» студенты должны: получить основные знания и навыки в области моделирования бизнес процессов и управления бизнес процессами в электронной коммерции. Знания и навыки, полученные студентами должны позволить им занять позицию директора по экономике и информатике в реальном бизнесе.



II. Содержание курса

  1. Новизна курса (научная, содержательная; сравнительный анализ с подобными курсами в России и за рубежом)

Развитие электронной коммерции обусловило потребность в специалистах по ведению электронного бизнеса, обладающих глубокими знаниями и практическими навыками, как в области бизнеса, так и в области новых технологий. Прямые требования к специалистам в области электронной коммерции сводятся к наличию знаний и практических навыков:

  • в области систем и информационных технологий;

  • в экономике, менеджменте и предпринимательстве;

  • в формировании и реализации стратегий электронного бизнеса.

В настоящее время практическую реализацию проектов в области электронной коммерции осуществляют, как правило, специалисты информационных технологий, не обладающие полным объемом необходимых знаний, что делает невозможным удовлетворение потребностей российского рынка.

В государственных образовательных стандартах в настоящий момент отсутствует не только специальность «Электронная коммерция», позволяющая осуществлять полноценную подготовку специалистов в этой области, но даже дисциплина, отражающая содержание накопленных в данной области знаний.

Для исправления в кратчайшие сроки сложившейся ситуации предлагается разработать программу подготовки магистров в области электронной коммерции (магистр наук в области электронной коммерции).

Курс будет содержать двухвариантную систему подготовки специалистов, что предполагает:

Смещение акцентов на изучение дисциплин, связанных с экономикой, менеджментом и предпринимательством, для лиц, имеющих базовое образование (диплом бакалавра) в области информационных технологий.

Усиленную подготовку в области информационных технологий для студентов, имеющих базовое экономическое образование (диплом бакалавра).

Анализ показывает, что серьезное внимание этой тематике уделяется университетами США и Канады (Университете Виктории, Школа бизнеса Университета Торонто, Университет Северной Каролины, Техасский Университет и т.д.), которые разрабатывают и внедряют программы в области электронной коммерции, рассчитанные на подготовку магистров, реже бакалавров. Их курсы отличаются глубиной изучения, четкой структурированностью, высокой требовательностью и явным намерением готовить менеджеров высочайшего класса (позиция в российском бизнесе: директор по экономике и информатике). Кроме того курсы отличаются чрезвычайной гибкостью. Например, авторы (все программы авторские) программы Университета Виктории принципиально не рекомендуют учебники в качестве литературы для занятий, так как информация устаревает быстрее, чем публикуется учебник. В университетах Северной Америки имеются также научно-исследовательские центры (центральный принадлежит Техасскому Университету) по изучению проблем электронной коммерции.

В отличие от североамериканских программ, программы европейских университетов до настоящего времени носили часто описательный, ознакомительный характер.

Авторы предлагаемого курса в силу новизны предмета предполагают учитывать лучший опыт ведущих в данной проблематике мировых школ.

Предполагается, что особенностью работы должен стать системный подход к изложению и решению задач экономики, менеджмента и предпринимательства на современном этапе развития процессов глобализации в свете новейших информационно-коммуникационных технологий.





  1. Разделы курса

- теоретические аспекты новой экономики и электронной коммерции

- сетевая инфраструктура электронной коммерции

- инфраструктура Интернет-приложений

- технологии электронной коммерции

- бизнес модели электронной коммерции

- модели управления цифровым торговым предприятием

- электронная коммерция в индустрии услуг

- юридические и правовые основы электронной коммерции

- проблемы ценообразования и налогообложения

- управление проектами и проблема принятия решения, риски в электронной коммерции

- экономика информационных продуктов

- управление цепочками поставок

- проблемы надежности и доверия


  1. Темы и краткое содержание

- - Принципы электронной коммерции: Теоретические аспекты новой экономики и электронной коммерции: понятийный аппарат, структура новой экономики и электронной коммерции, факторы экономического роста электронной коммерции, факторы, сдерживающие рост электронной коммерции, позитивные и негативные факторы электронной коммерции, движущие силы электронной коммерции, влияние электронной коммерции на микро-и- макроэкономику

- Бизнес модели электронной коммерции: теория построения бизнес-моделей, бизнес-модели

- Электронная розничная торговля: обзор электронных рынков, прогноз развития модели В2С, бизнес модели электронного сбыта, модели электронных магазинов, платежные системы

- Покупатели в режиме реального времени и исследование рынка: построение модели обслуживания покупателей, моделирование процедуры принятия решения покупателем, клиентоориентированные стратегии

- Реклама в электронной коммерции: розничные модели рекламы, методы рекламы, стратегии рекламы, экономика и эффективность рекламы, особенности Интернет рекламы

- Электронная коммерция в индустрии услуг: туризм и путешествия, рынок рабочих мест, недвижимость, образование в режимер реального времени

- Модель В2В в электронной коммерции: классификация виртуальных рынков, роль программных агентов в В2В модели электронной коммерции, электронный сбыт по модели В2В, принятие решений в В2В модели

- Интранет и экстранет: архитектура Интернет, интранет и экстранет, программное обеспечение, базовые концепции

- Системы электронных платежей: электронные платежи и протоколы, схемы защиты информации в системах электронных платежей, использование кредитных карт, накопительских, дебитовых и т.д., др. системы платежей

- Стратегии электронной коммерции: - стратегическое планирование, стратегии электронной комерции в действии, конкурентные преимущества интернет, планирование и исполнение, оценки стратегических проектов

- Юридические вопросы: защита личности, защита интеллектуальной собственности, налоги и идентификация и т.д.

- Инфраструктура электронной коммерции: инфраструктура Интернет и Интернет-приложений, посредники и прямые продажи и связь между всеми составляющими электронной коммерции

- Экономические, глобальные и другие проблемы электронной коммерции: составляющие Интернет экономики, проблемы и факторы успеха, конкуренция на виртуальном рынке, электронная коммерция и малый бизнес, глобальная электронная коммерция

- Создание веб-страниц: HTML, VRML, XML, XSL и др.

- Веб-программирование

- Программы-агенты





  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

- Примерная тематика рефератов, курсовых работ

- Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

- Понятие электронных рынков, их виды и особенности.

- Внутриорганизационные информационные системы: назначение и структура.

- Отличительные черты бизнес-моделей электронной коммерции.

- Перспективы развития электронной коммерции.

- Электронная коммерция: сильные и слабые стороны.

- Факторы, определяющие состояние и темпы развития электронной коммерции.

- Влияние глобализации экономики на формирование виртуальных сообществ.

- Роль электронной коммерции в решении социальных проблем.

- Влияние электронной коммерции на трансформацию организационно-управленческих моделей бизнес-систем.

- Виды бизнес-моделей электронного сбыта и их влияние на формирование электронных рынков.

- Технология обслуживания покупателей в режиме реального времени.

- Модели электронных магазинов и торговых центров.

- Виды платежных систем в электронной коммерции.

- Модели защиты информации в электронной коммерции.

- Влияние электронной коммерции на традиционные формы розничной торговли.

- Исследование товарных рынков в электронной коммерции.

- Модели рекламы на сайтах, особенности их применения, преимущества и недостатки.

- Основные принципы формирования стратегии рекламы в электронной коммерции.

- Особенности рекламы рынков товаров и услуг в Интернет.

- Использование электронной коммерции в индустрии услуг.

- Технология принятия управленческих решений при использовании модели электронной коммерции B2B.

- Влияние электронной коммерции на структуру промышленности и посредническое звено.

- Интранет и экстранет: понятия, назначение, практика применения.

- Стратегическое планирование в электронной коммерции.

- Проблемы защиты интересов покупателя и продавца в электронной коммерции.

- Инфраструктура электронной коммерции.

- Особенности использования электронной коммерции в малом бизнесе.

- Перспективы глобализации электронной коммерции.


5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- Понятие электронных рынков, их виды и особенности.

- Внутриорганизационные информационные системы: назначение и структура.

- Отличительные черты бизнес-моделей электронной коммерции.

- Перспективы развития электронной коммерции.

- Электронная коммерция: позитивные и проблемные стороны

- Факторы, определяющие состояние и темпы развития электронной коммерции.

- Влияние глобализации экономики на формирование виртуальных сообществ.

- Роль электронной коммерции в решении социальных проблем.

- Влияние электронной коммерции на трансформацию организационно-управленческих моделей бизнес-систем.

- Виды бизнес-моделей электронного сбыта и их влияние на формирование электронных рынков.

- Технология обслуживания покупателей в режиме реального времени.

- Модели электронных магазинов и торговых центров.

- Виды платежных систем в электронной коммерции.

- Модели защиты информации в электронной коммерции.

- Влияние электронной коммерции на традиционные формы розничной торговли.

- Исследование товарных рынков в электронной коммерции.

- Модели рекламы на сайтах, особенности их применения, преимущества и недостатки.

- Основные принципы формирования стратегии рекламы в электронной коммерции.

- Особенности рекламы рынков товаров и услуг в Интернет.

- Использование электронной коммерции в индустрии услуг.

- Технология принятия управленческих решений при использовании модели электронной коммерции B2B.

- Влияние электронной коммерции на структуру промышленности и посредническое звено.

- Интранет и экстранет: понятия, назначение, практика применения.

- Стратегическое планирование в электронной коммерции.

- Проблемы защиты интересов покупателя и продавца в электронной коммерции.

- Инфраструктура электронной коммерции.

- Особенности использования электронной коммерции в малом бизнесе.

- Перспективы глобализации электронной коммерции.


6. Перечень примерных контрольных заданий для самостоятельной работы:
- Проведите анализ тенденций развития электронной коммерции по отдельным отраслям национальной экономики.

- Перечислите факторы, которые, на ваш взгляд, сдерживают развитие бизнеса, и оцените возможности электронной коммерции в улучшении ситуации.

- Классифицируйте по степени значимости бизнес-модели электронной коммерции в розничной торговле.

- Определите информационное обеспечение, достаточное для выработки эффективной стратегии развития электронной коммерции бизнес-системы.

- Дайте сравнительный анализ платежных систем электронной коммерции, раскрыв их преимущества и слабые стороны.

- Проведите анализ тенденций развития электронной коммерции в каком-либо виде индустрии услуг (туризм, внедомашнее питание, гостиничный бизнес и другие на Ваш выбор).

- Определите перспективы расширения классификации виртуальных рынков.

- Сформулируйте отличительные черты стратегий рекламы электронной и традиционной коммерции.

- Назовите сильные и слабые стороны использования электронной коммерции в конкурентной борьбе на различных (по Вашему выбору) товарных рынках.

- Проведите сравнительный анализ эффективности рекламы на выбранных Вами сайтах.

- Обоснуйте Ваш выбор наиболее важной проблемы юридического обеспечения функционирования электронной коммерции на современном этапе ее развития в России и за рубежом.

- Составьте Ваш личный тезаурус основных понятий электронной коммерции.


7. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
- Перспективы развития электронных рынков.

- Состояние и перспективы развития электронной коммерции в России.

- Влияние глобализации на эконономический рост Интернет экономики и развитие ИКТ

- Информационные системы как элемент электронной коммерции.

- Факторы экономического роста электронной коммерции, определяемые технологиями общего назначения

- Торговая бизнес модель электронной коммерции (исследование моделей 1-много, много-1, много-много)

- - Платежные системы и повышение их надежности как предпосылка развития электронной коммерции.

- Особенности мониторинга потребительского рынка в электронной коммерции.

- Электронные бизнес-модели в предпринимательстве.

- Эволюция дизайна веб-сайтов предпринимательских структур.

- Электронная коммерция: безопасность и риски.

- Модели планирования электронной коммерции.

- CRM как компонент обслуживания потребителей.

- Состояние и перспективы трансформации розничной торговли в электронную форму.

- Использование электронной коммерции в розничных сетевых торговых фирмах.

- Специфика моделей электронной коммерции в сфере услуг.

- Влияние электронной коммерции на поведение покупателей.


III. Распределение часов курса по темам и видам работ


п/п


Наименование

тем и разделов



ВСЕГО

(часов)


Аудиторные занятия

(час)


Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Семинары


























































ИТОГО:

196

68

68

60



IV. Форма итогового контроля

Экзамен


V. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Ананьин В. Трансакционные издержки и ИТ//Intelligent enterprise. 24.07.2002. № 13-14

  2. Балабанов И.Т. Электронная коммерция - СПб: ПитерБ 2001. – 336 с. – (Серия «Учебники для вузов»)

  3. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 334 с.

4. Стукалова И.Б. Регулирование торгового предпринимательства. – М., 2000. – 132 с.

5. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд., перераб. И доп./ Под общ. ред.проф.Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько – М.: ИНФРА –М, 2000. –Стр. 446

6. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ.ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2000, - 295 с.

7. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ.ред.проф. В.И. Видяпина, проф. Г.П. Журавлевой. – М., 2000. – 592 с.

8. Новомлинский Л. Анатомия виртуальной торговли, www.wilmark.ru/wilddesign/company.asp, www.e-commerce.ru

9. Новомлинский Л. С чего начать создание электронной коммерции, www.wilmark.ru/wilddesign/company.asp, www.e-commerce.ru

10. Beckman, M. Dale and John M. Rigby, “Foundation of Marketing”, 7th Canadian Edition, Harcourt Canada, Toronto, Canada, (2001): 461-463

11. Begg, David. Stanley Fischer, Rudiger Dornbusch – “Economics”. – 4 Rev-d, McGraw-Hill P.Company, England: pp. – 540 – 546



  1. Bailey, J. (1998) “Electronic commerce: prices and consumer issues for three products: books, compact discs and software”, www.olis.oecd.org/olis/1998.doc.nsf/linkto/eco-wkp(1998)36

  2. A. Barua et al., „Not All Dot Coms Are Created Equal: An Investigation of the Productivity of Internet-Based Companies,” http://crec.bus/utexas.edu/works/articles/digital.pdf

  3. Berkman E., “Clicklayer,” CIO Magazine, February 1, 2001, www.cio.com/archive/020101/officedepot.content.

  4. Boston Consulting Group (1999b), “The state of online retailing”, Q3 1999 Update, Shop.Org, 30 November, Silver Spring, Maryland, www.bcg.com

Рекомендуемые сайты:



www.oecd.org/dsti/it/cm/

www.netsizer.com

www.bcg.com

www.emarketer.com

www.activmedia.com

www.forrester.com

www.iworld.ru

www.news.bbc.co.uk/hi/english/

www.e-cоmmerce.ru

www.witsa.org

www.bbc.co.uk/hi/english/sci/tech/newsid/idc

http://europa.eu.int/information_society/eerope/benchmarking/index_en/htm

www.ecommerce.nscu.edu

www.ilr.cornell.edu/library/reference/guides/ecommerce

www.europa.eu.int/ISPO/ecommerce/sme/reports/kitebestpractice.doc

www.ebusiness.mit.edu/research/papers/friction/friction/pdf

www.strategic.ic.gc.ca/SSG/ri00405e.html

www.strategic.ic.gc.ca/SSG/ss00012e.html

www.cc.gatech.edu/gvu/user_surveys


  1. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Медиа-комитет e-Russia Forum, 17.09.2002,

www.e-commerce.ru/cgi/print.asp

2. Пресс-релиз УМНС России по г. Москве, 18.09.2002,



www.e-commerce.ru/cgi/print.asp

3. Российский Интернет сегодня, февраль 2002 г., www.gs.spylog.ru

4. Сообщение пресс-службы Rambler, 26 сентября 2002 г.,

www.e-commerce.ru/cgi/print.asp

5. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ, www.economy.gov.ru/gov1806.html



  1. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.




1 Особое внимание при составлении программ необходимо уделить пунктам выделенным жирным курсивом.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница