Инструкция по выполнению олимпиадной работы Работа состоит из 3 блоков. 1 блок содержит 5 заданий. Задания выявляют читательскую эрудицию, знание и понимание текстов художественной литературы



Скачать 52.96 Kb.
Дата15.05.2016
Размер52.96 Kb.



2010-2011 уч. год

Задания первого (заочного) тура предметной олимпиады по литературе

на звание «Стипендиат АГУ»

Инструкция по выполнению олимпиадной работы


Работа состоит из 3 блоков.

1 блок содержит 5 заданий. Задания выявляют читательскую эрудицию, знание и понимание текстов художественной литературы.

К каждому заданию ответы формулируются самостоятельно или выбираются из предложенных материалов.

2 блок – теоретико-литературный, содержит 4 задания; ученик показывает владение понятийным и терминологическим аппаратом современного литературоведения и умением применять его к распознанию явлений в художественном тексте и в литературе в целом.

К каждому заданию ответы формулируются самостоятельно или выбираются из предложенных материалов.

3 блок – творческое задание. Учащемуся предлагается выбрать одно из предложенных заданий. Максимальная оценка зависит от выбора варианта задания.



1 блок заданий

Знание и понимание текста художественного

произведения
1. Восстановите из приведенных ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы. Укажите автора каждого произведения:

а) Невский, толстый, пиковый, скупой, каменный, белый, тамбовский, кавказский, заколдованный, тонкий, лошадиный;

б) дама, цветок, проспект, казначейша, рыцарь, фамилия, место, пудель, пленник.
2. Из названных предметов гардероба составьте костюмы для литературных героев, имена которых приведены в таблице. Какому литературному персонажу принадлежат оставшиеся вещи? Назовите произведение и автора.

Пыльный бархатный сюртучок, желтые сапожки, красный казацкий кафтан, шаровары шириною с Черное море, высокая соболья шапка с золотыми кистями, гетьманский мундир, запачканные перчатки, казакин алого цвета, красные сафьянные сапоги с серебряными подковами.

Пугачев

(«Капитанская дочка»)



Потемкин

(«Ночь перед Рождеством»)



Печорин

(«Герой нашего времени»)






































3. Из приведенного ниже списка писателей назовите тех, книги которых составляли круг чтения: а) Евгения Онегина, б) Татьяны Лариной, в) автора.



Цицерон, Апулей, Феокрит, Гомер, Ювенал, Ричардсон, Смит, Мартын Задека, Вергилий, Руссо, Байрон, Грибоедов, мадам де Сталь, Гиббон, Жуковский, Гете, Фонтенель, Боратынский, Парни.
4. Представьте, что перед вами записная книжка писателя с черновыми набросками будущих произведений. Укажите названия этих произведений и их авторов.

– Вчера – друзья, но теперь – смертельные враги. Дом в огне (крупным планом – угорелая кошка). Необыкновенные приключения французов в России. Учитель с пистолетом. История благородного разбойника: Робин Гуд в стране медведей. Лесная почта: как можно использовать дупло в дереве? Венец – делу конец.

– Месяц в кармане. Метель. Полеты во сне и наяву. Невеста: одна дома. Особенности рациональной охоты на чертей. В Петербург! В Петербург! Урок Фонвизину. Осторожно – окрашено: красные цветы на зеленой стене.
5. В русской литературе дуэль между героями нередко становилась важным звеном в сюжете. Вот исходы некоторых поединков:
а) «Я стал с живостию на не него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств».

б) «… Закачался, упал замертво;

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору…»
Назовите имена участников дуэли и кратко опишите обстоятельства, послужившие ее причиной. Приведите примеры еще трех произведений русской литературы, в сюжете которых присутствует эпизод дуэли.


2 блок заданий

Теоретико-литературный


1. Определите стихотворный размер следующих отрывков. Какие отступления от точных классических размеров вы обнаружили?
А) Ну что ваш батюшка? Все Английского клоба

Старинный, верный член до гроба?

Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут.

Куда ни сунься, тут как тут,

В столовых и в гостиных.


Б) Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.


В) Проказница-Мартышка,

Осел,


Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.
К какому жанру относится каждое из процитированных произведений (если вы узнали произведение, укажите его название и имя автора)? Какие художественные особенности ритмической организации в наибольшей степени отвечают законам жанра в каждом случае?
2. Какие из перечисленных в правом столбике тропов и стилистических фигур вы смогли найти в стихотворении А. Фета «Первый ландыш»:


О, первый ландыш!

Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!



метонимия

метафора


перифраз

инверсия


анадиплосис (стык)

оксюморон

антитеза

анафора


эпифора

Свой ответ докажите: подчеркните примеры тропов/стилистических фигур и надпишите сверху их названия.
3. Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите их, приведите примеры этих явлений.

Способ повествования, ориентированный на воспроизведение живой, устной речи, имитация импровизационного рассказа, рождающегося на глазах у читателя.

– Стихотворный размер, переходный от силлабо-тонической к тонической системе стихосложения с различным количеством безударных слогов между двумя ударными.
4. Найдите в каждой цепочке «четвертый лишний» и объясните свой выбор.

– Пролог – эпилог – эпиграф – экспозиция.

– Золото волос – шелк песка – тень забора – половодье чувств.

3 блок заданий

Творческое задание


Выберите одно из предложенных заданий.


  1. Напишите текст воображаемого диалога (4–5 реплик), который могли бы вести между собой доктор Гибнер (комедия Н.В. Гоголя «Ревизор») и пришедший к нему «на прием» князь Тугоуховский (комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»). Выбор реплик и содержание диалога мотивируйте.

  2. Подберите точную богатую рифму к слову «облака» и точную бедную – к слову «звуки». На получившиеся пары рифм напишите одно четверостишие четырехстопным ямбом.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница