Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут)



Скачать 151.55 Kb.
Дата03.05.2016
Размер151.55 Kb.


Программа вступительного испытания по истории России в МАГУ

Включают в себя:

  • Инструкцию по выполнению работы

  • Часть А

  • Часть Б

  • Часть С


Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут).

Работа состоит из 3 частей, содержащих 49 заданий.
Часть А состоит из 27 заданий (А1–А27). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, только один из которых верный. За выполнение задания части А экзаменуемый может получить не более 54 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ).
Часть В состоит из 15 заданий (В1–В15), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, либо сочетания букв или цифр). Максимальное количество баллов за Часть Б – 30 (по 2 балла за каждый правильный ответ).
Часть С состоит из 6 заданий с развёрнутым ответом (С1–С6). За правильное решение всех заданий части С максимально возможное количество баллов - 16.
Суммарно максимально возможное количество полученных баллов – 100.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.






Часть А

A1.

Первым московским князем был



  1. Юрий Долгорукий

  2. Александр Невский

  3. Даниил Александрович

  4. Иван Калита


A2.

Какое из названных событий произошло раньше других?



  1. Ливонская война

  2. Смоленская война

  3. поход Ермака в Сибирь

  4. поход Ивана III на Великий Новгород


A3.

Что из перечисленного было одним из результатов крещения Руси?



  1. княжеские усобицы

  2. распространение грамотности

  3. возникновение феодальной собственности на землю

  4. набеги кочевников на русские земли


A4.

Мастер Дионисий работал над росписями:



  1. Троице-Сергиева монастыря

  2. Ферапонтова монастыря под Вологдой

  3. Андроникова монастыря в Москве

  4. Кирилло-Белозёрского монастыря


A5.

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь.

«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя...»


  1. Ледовое побоище

  2. Куликовская битва

  3. стояние на реке Угре

  4. битва на реке Калке


A6.

Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Ливонская война
2) Смоленская война
3) поход Ермака в Сибирь
4) поход Ивана III на Великий Новгород
A7.

В результате церковных реформ Никона в XVII в. в России


1) было ликвидировано патриаршество
2) был учреждён Святейший Синод
3) была проведена секуляризация церковных земель
4) возник церковный раскол
А8.

«Эпоха дворцовых переворотов» связана с царствованием


1) Павла I
2) Ивана III

3) Екатерины II


4) Иона VI Антоновича
A9.

Почему в XVIII веке в России усилилась крепостная зависимость крестьян?



  1. активно развивалось фабричное производство

  2. возросло потребление дворянством продуктов сельскохозяйственного назначения

  3. формировалась система дворянских привилегий

  4. возросла зависимость дворянства от монархической власти


A10.

Политика «просвещённого абсолютизма» связана с царствованием


1) Петра III
2) Анны Иоанновны
3) Екатерины II
4) Алексея Михайловича
A11.

О каком событии сообщает в письме своему брату Николай I? «Пишу Вам несколько строк, только чтобы сообщить добрые вести отсюда. После ужасного 14-го мы, по счастью, вернулись к обычному порядку; остается только некоторая тревога в народе, она, я надеюсь, рассеется по мере установления спокойствия, которое будет очевидным доказательством отсутствия всякой опасности. Наши аресты проходят очень успешно, и у нас в руках все главные герои этого дня».



  1. начало Крымской войны

  2. выступление декабристов на Сенатской площади

  3. официальный отказ Великого князя Константина от престола

  4. смерть императора Александра I


A12.

Проведение земской, городской, военной, судебной реформ, деятельность


народнических организаций относятся к царствованию

  1. Павла I

  2. Александра I

  3. Николая I

  4. Александра II


A13.

Завершение промышленного переворота в России означало

1) переход к фабричному производству в ведущих отраслях промышленности

2) развитие промышленности в национальных окраинах страны

3) появление монополистических объединений в промышленности
4) преобладание промышленного сектора экономики над аграрным

A14.

Прочтите отрывок из письма и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события. «Вчера прочел я, что братья Третьяковы подарили свою миллионную галерею городу Москве… Заявление Ваше в городскую Думу произвело… впечатление потрясающее. Прославлять такое истинно отечественное дело не приходится. Но я всё-таки не мог удержаться, чтобы не послать вам самый искренний, самый задушевный привет».



  1. 1810-е гг.

  2. 1840-е гг.

  3. 1890-е гг.

  4. 1920-е гг.


A15.

Неудачи России в Первой мировой войне были вызваны:



  1. международной поддержкой Германии

  2. кризисом в снабжении армии боеприпасами

  3. договором о взаимопомощи в случае военных действий с Сербией

  4. созданием Тройственного союза


A16.

К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И.Е. Репин?



  1. Товарищество передвижных художественных выставок

  2. «Бубновый валет»

  3. «Серапионовы братья»

  4. Ассоциация художников революционной России


A17.

При проведении Столыпинской аграрной реформы


1) поощрялся рост хуторов и отрубов
2) принудительно отчуждались помещичьи земли
3) развивалось общинное землевладение
4) вводилось уравнительное землепользование «по трудовым нормам»
A18.

Кто возглавил Совет народных комиссаров, созданный на II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов?



  1. Л.Д. Троцкий

  2. А.И. Рыков

  3. В.И. Ленин

  4. И.В. Сталин


A19.

Выступление Чехословацкого корпуса, ознаменовавшее начало «фронтового» периода Гражданской войны в России, началось в


1) феврале 1917 г.
2) октябре 1917 г.
3) мае 1918 г.
4) ноябре 1920 г.
A20.

Что из перечисленного можно отнести к следствиям индустриализации в СССР в довоенный период?



  1. комплексное развитие народного хозяйства

  2. высокие темпы развития тяжёлой промышленности

  3. интенсивное развитие лёгкой промышленности

  4. развитие наукоёмких технологий



A21.

Что из названного относится к результатам государственной политики в СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?


1) расцвет авангардного искусства
2) ликвидация массовой неграмотности
3) отмена государственной цензуры средств массовой информации
4) обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры
A22.

Сталинградская битва завершилась



  1. переходом Красной Армии к стратегической обороне

  2. стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне

  3. освобождением Белоруссии

  4. окружением и уничтожением немецкой армии Ф. Паулюса


A23.

Операция «Багратион» – это операция советских войск по


1) штурму Кёнигсберга
2) контрнаступлению под Сталинградом
3) освобождению Белоруссии
4) штурму Берлина
A24.

Прочтите отрывок из письма писателя Зощенко Жданову. Когда оно было написано? «У меня несколько тысяч читательских писем. Слова благодарности в каждом письме...Трудно определить, в чем мои ошибки... Прошу Вас дать мне возможность работать для народа»

1) 1945-1953 гг.
2) 1953-1964 гг.
3) 1964-1985 гг.
4) 1985-1991 гг.
A25.

Что из перечисленного относится к последствиям Второй мировой войны, проявившимся в первое послевоенное десятилетие?



  1. расширение политического влияния СССР в мире

  1. заключение советско-американского договора об ограничении гонки вооружений

  1. укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции

  1. подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе



A26.

Авария на Чернобыльской атомной электростанции произошла в годы

1) оттепели
2) застоя
3) индустриализации
4) перестройки
A27.

Одной из основных задач государственного устройства России на рубеже XX и XXI вв. стало


1) выстраивание четкой вертикали власти
2) создание трех - четырех крупных экономических районов в России
3) переустройство регионов на территориальной основе
4) увеличение количества субъектов РФ



Часть В


Задания В1–В15 требуют ответа в виде одного или двух слов, последовательности букв или цифр. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

B1.

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.



  1. Невская битва

  2. реформа патриарха Никона

  3. свержение ордынского ига

  4. учреждение Сената

  5. Крымская война


B2.

Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III, и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.



  1. присоединение Смоленска

  2. введение государственного герба - двуглавого орла

  3. присоединение Новгорода

  4. расцвет приказной системы

  5. создание стрелецкого войска

  6. постройка краснокирпичного Московского Кремля


B3.

Установите соответствие между определениями и понятиями.


К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

A) крестьянин, заключивший с хозяином земли договор на выполнение работ
Б) свободный крестьянин-общинник
В) человек, находящийся в полной зависимости от хозяина земли
Г) крестьянин, взявший ссуду

1) смерд
2) холоп
3) закуп
4) тиун
5) рядович


B4.

Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского. Назовите фамилию правителя, о котором идет речь.

«...Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Он принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, – привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел царь, положила на него неизгладимый печальный отпечаток...».
B5.

Расположите в хронологической последовательности следующие события XVI – XVIII вв.


1) получение Россией выхода к Балтийскому морю
2) присоединение к России Крыма, Северного Причерноморья
3) присоединение к России Казани и Астрахани
4) присоединение к России Левобережной Украины и Киева
B6.

Какие три из перечисленных положений характеризуют процесс развития образования в России в 1860-1890-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.



  1. открытие высших женских курсов

  2. открытие Царскосельского лицея

  3. открытие земских школ

  4. увеличение числа церковно-приходских школ

  5. основание Смольного института благородных девиц

  6. создание ликбезов и рабфаков


B7.

Расположите следующие события, явления в хронологической последовательности:

1) отмена крепостного права в России

2) создание первых торгово-промышленных монополий

3) завершение строительства железной дороги Санкт-Петербург - Москва

4) начало промышленного переворота


B8.

Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их принадлежностью к течениям общественной мысли. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



ФАМИЛИИ

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ТЕЧЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

A) В.И. Ленин
Б) И.В. Киреевский
В) П.В. Кропоткин
Г) Ф.М. Достоевский

1) анархист

2) славянофил


3) петрашевец
4) декабрист
5) социал-демократ


B9.

Прочтите отрывок и укажите краткое название партии, членом которой был участник общественного движения, названный в отрывке.

«Сазонов был молод, здоров, силен. От его искрящихся глаз и румяных щек веяло силой молодой жизни. Вспыльчивый и сердечный, с кротким любящим сердцем ... Для него террор тоже прежде всего был личной жертвой, подвигом. Но он шел на этот подвиг радостно и спокойно, точно не думая о нем, как он не думал о Плеве... Смерть Плеве была необходима для России, для революции, для социализма».
В10.

Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике 1920-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.



  1. утверждение частной собственности на землю

  2. введение хозрасчета на государственных предприятиях

  3. денационализация тяжёлой промышленности

  4. появление кредитно-банковской системы и бирж

  5. отмена государственной монополии внешней торговли

  6. введение концессий


B11.

Установите соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их произведений, посвященных Великой Отечественной войне. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



ПИСАТЕЛИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

A) К. Симонов

Б) А. Твардовский


В) Б. Васильев
Г) Э. Казакевич

1) «Звезда»

2) «В списках не значился»

3) «Василий Теркин»
4) «Живые и мертвые»
5) «В окопах Сталинграда»



B12.

Прочтите отрывок из выступления В.И. Ленина 20 ноября 1922г. и назовите политику Советской власти, по отношению к которой В.И. Ленин считал НЭП отступлением:

«..."Новая экономическая политика!" Странное название. Эта политика названа новой экономической политикой потому, что она поворачивает назад. Мы сейчас отступаем, как бы отступаем назад, но мы это делаем, чтобы сначала отступить, а потом разбежаться и сильнее прыгнуть вперед... Ни одного лозунга, которым мы вчера выучились, мы не забудем. Это можем совершенно спокойно, без всякой тени колебания, сказать кому угодно, и наш каждый шаг это говорит. Но мы должны еще приспособиться к новой экономической политике».
B13.

Установите соответствие между проводимыми в СССР реформами и годами их проведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



РЕФОРМЫ

ГОДЫ

А) начало экономических реформ под руководством А.Н. Косыгина
Б) начало реформы советской политической системы
В) создание советов народного хозяйства (совнархозов)
Г) денежная реформа и отмена карточной системы

1) 1947 г.
2) 1957 г.
3) 1965 г.
4) 1971 г.
5) 1988 г.


B14.

Прочтите отрывок из книги М. Горбачева «Жизнь и реформы» и укажите фамилию главы правительства, под руководством которого проводилась реформа.



«Предпринятая во второй половине 60-х гг. ... реформа была для своего времени достаточно смелой, прежде всего в плане расширения самостоятельности предприятий и товарно-денежных отношений между ними. Хорошо помню, какое оживление она вызвала в обществе, какие породила надежды, оказав положительное влияние на развитие экономики в восьмой пятилетке, пожалуй, наиболее успешной в послевоенные годы».
B15.

Расположите следующие события конца ХХ – начала XXI в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) избрание Д.А. Медведева Президентом Российской Федерации.
Б) принятие Конституции Российской Федерации.
В) отставка правительства М. Касьянова.
Г) принятие указа о монетизации льгот правительством М. Фрадкова.

Часть С


Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».
C1.

Какую проблему был призван решить стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся руководителем страны в тот период.



C2.

Какие направления внутренней политики государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.


C3.

Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.



Задания C4–C7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
C4.

Укажите основные разновидности социальных движений в России в XVII - XVIII вв. Приведите примеры известных Вам движений.


C5.

Ниже указаны две точки зрения на развитие России в XVII в. до начала реформ Петра I.



  1. Московское царство в XVII в. находилось в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений Западной Европы.

  2. Московское царство в XVII в. вступило в период модернизации и усваивало экономические, военные и культурные новшества из Западной Европы.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
C6.

Рассмотрите суждение и выполните задание.



Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812г. в России были суровые природные условия страны. Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона Вам известны? Назовите не менее двух. Какие суждения Вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения (не менее трех), которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое из выбранных Вами суждений.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница