Интерактивная доска как современное средство обучения



Дата26.06.2016
Размер51.8 Kb.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Автухова Ксения Владимировна, (aci@kvadro.net), учитель информатики

Муниципальное образовательное учреждение ЗАТО Северск

«Средняя общеобразовательная школа № 76» (МОУ «СОШ № 76»)


Аннотация

Интерактивная доска это мировой след науки, живой динамический образ мира, который формирует личность. Она стала мощным инструментом взаимосвязи учителя и ученика, важнейшим элементом триады «учитель - объект познания - ученик» в современном трёхкомпонентном педагогическом процессе. Она развивает мыслительную деятельность ученика, раскрывает смысл объектов познания для личности, тем самым оживляет интерес к знаниям, формирует качества личности. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества, является современным инструментом обучения, поскольку в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров.

Традиционно на занятиях в школе используются такие наглядные средства обучения, как доска и мел, плакаты и схемы, слайды. Эти средства помогают в визуализации информации и в определённой степени повышают качество обучения. Используя эти средства, понимаешь, что при этом не обеспечивается полное восприятие материала одновременно большим числом учащихся. В современной школе использование информационных технологий позволяет перейти от традиционной технологии обучения, к новой интегрированной образовательной среде, включающей возможности интерактивной доски.

Именно интерактивная доска является современным и эффективным средством обучения. Применение интерактивных досок современно, но требует смены методических подходов в преподавании. Конечно, яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное в уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними.

Неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учениками.

На чем только люди не писали, и каких методов не применяли за всю историю человечества, пытаясь объяснить друг другу законы мироздания и воспитания нового поколения: и на песке, и на скалах, на глиняных плитах и вощёных дощечках. Наконец, появилась меловая доска. Она помогла расширить коммуникацию, т. е. смысловой аспект взаимодействия, сделать ее массовой, позволила преподавателям и ученикам вырабатывать новые стратегии поиска, раскрывая их творческий потенциал. Доска стала окном в мир знаний и воспитания. Со временем и обычная школьная доска изменилась. Практика доказала, что чем больше возможностей появлялось у доски, тем легче и увлекательнее становилось учиться. Процесс обучения перестал быть однообразным и скучным. Но и этого оказалось мало! Общество продолжало искать более эффективные методы познания. Учителей волнуют вопросы: как помочь учащимся лучше усвоить материал, как повысить их успеваемость. Создание интерактивной доски помогает ответить на эти вопросы.

Наблюдения за учащимися позволяют сделать вывод, что школьникам - и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно, это возможности для работы и творчества. Интерактивная доска является уникальным инструментом обучения, в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров. Использование цвета позволяет значительно увеличить эффективность восприятия.

Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», когда сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно ученикам давать возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.

Обучение современных детей достаточно сложный процесс. На сегодня лучшее, что существует из технических средств обучения, способ взаимодействия учителя с классом - это интерактивные доски. Они как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах. У современных детей гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Современные дети с самого раннего возраста получают информацию с различных электронных источников: телевизоров, DWD-магнитофонов, компьютеров, мобильных телефонов. Уже маленький ребёнок знает, на какую кнопку нажать для выполнения нужной операции, что обозначает тот или иной термин в программе, даже неигровой. Глядя на экраны электронных средств, малыши часто замечают то, что взрослые разглядят, просмотрев фрагмент несколько раз. Современные дети вам расскажут, на каком материке живут бегемот с жирафом, легко могут отправить SMS-сообщение, объяснить, что значит то или иное сочетание клавиш компьютера. Психологи даже ввели такой термин как «клиповое мышление», для объяснения психических процессов, происходящих у нынешних детей. Интерактивная доска – шаг, демонстрирующий понимание требований дня сегодняшнего.

В процессе обучения должны быть задействованы все основные сенсорные системы ребенка - визуальная, аудиальная и кинестетическая (телесная). Телесная память имеет особое значение, с ней связаны такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, т. е. перевести на уровень подсознания. Эффективное обучение невозможно без включения телесного восприятия и моторики. Здесь на помощь приходит интерактивная доска.

Использование разнообразных динамичных ресурсов интерактивной доски повышает мотивацию, делает занятия увлекательными. Работа с интерактивной доской помогает проверить знания учащихся. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Обучающиеся быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. На интерактивной доске можно делать записи маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Замечено, что благодаря появлению в аудитории интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Тот, который вечно срывал занятия, направляет свою энергию на работу. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.

Литература:

1.Диалектика в исследовании педагогики. Материалы международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы развития мировой философии». Астана, 2008.


2. Арынганзин К.М., Дзюбина А.В. Применение интерактивной доски в процессе изучения курса физики в сфере высшего профессионального образования. http://www.zpu-journal.ru/e-pu/2009/2/Aryngazin&Dziubina/



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница